Горе от ума почему чацкий вступает в спор с фамусовым

Горе от ума почему чацкий вступает в спор с фамусовым

Тема урока: «Анализ второго действия комедии».

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.

  1. I. Повторение. Проверка домашнего задания.

— С каких событий начинается комедия?

— Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?

  1. II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

— Что такое конфликт в драматическом произведении?

(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?

— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.

Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. ».

— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)

— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?

(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)

— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?

(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)

— Чем же заполнен день в Фамусова?

(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)

— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?

(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)

— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?

— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)

— Почему Чацкий отказывается служить?

(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)

Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.

— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

Чтение монологов и их обсуждение.

— Каково мировоззрение Фамусова?

(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)

— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?

(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)

— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть. ». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)

Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть. ».

— Каковы же взгляды Чацкого?

(Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)

— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?

(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)

— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?

— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?

(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент — появление Скалозуба.

— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.

(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)

— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)

— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто. »?

(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.

Монолог «А судьи кто. » рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)

Чтение монолога «А судьи кто. »

— Как произносит этот монолог Чацкий?

(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)

Читайте так же:  Эко заявление

— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)

— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?

(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)

— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

Подведение итогов.

— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?

Домашнее задание.

1 Всем прочитать второе и третье д.

2 Задание по группам.

  • Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бор­до».
  • По отношению к кому в тексте I — II действия употребляют­ся слова «ум, умный, философ», однокоренные или сино­нимичные с ними. Цитаты выписать.
  • Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
  • Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Грибоедов А.С. / Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

На страницах своей знаменитой комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов отразил наметившийся раскол в среде дворянского сословия. Пьеса отражает тот временной отрезок, когда один век сменял другой, только что закончилась Отечественная война. Помещикам необходимо было переоценить все, что было до этого, и поменять взгляд на уклад, обычаи, привычки.

Закоренелым дворянам с консервативными устоями это положение дел пришлось совсем не по душе, но были еще и молодые дворяне, которые мечтали о новой жизни, об утверждении ценности человеческой личности. Они то жаждали этих самых перемен. Именно эту борьбу между «веком нынешним» и «веком минувшим» показывает автор на страницах пьесы. А главными противниками становятся Чацкий и Фамусов, как два представителя разных лагерей.

Эти два героя не могут найти точек соприкосновения ни в одном из вопросов. На все у них разное мнение. Александр Андреевич считает важным просвещение и образование, он занимается литературной деятельностью, обладает красноречием, что помогает ему славно и писать, и переводить. Что касается Фамусова, то помещик против учености, считает ее ненужной и вредной. Павел Афанасьевич опасается таких людей, как Чацкий. Именно он и ему подобные способны лишить фамусовское общество возможности и дальше проводить время в пирах и забавах.

Спор Чацкого и Фамусова относится и к вопросу службы. Молодой человек не видит пользы в той службе, которая предполагает получение чинов не за заслуги, а за прислуживание и толстый кошелек. Главный же представитель дворянского общества, Фамусов, считает, что в прислуживании нет ничего страшного. Это просто возможность добиться продвижения и получить новое звание. Быть шутом и за это получить уважение императрицы, как дядя Фамусова, Максим Петрович – вот что достойно уважения. Чацкий же считает, что нужно служить делу, защищать родину, а не прислуживаться в угоду отдельным личностям.

Интересно отношение двух героев к семье. Павел Афанасьевич приверженней того, что семью можно создать и без любви. А для дочери он подыскивает подходящую пару, причем те, у кого нет достаточного состояния, ей совершенно не подходят. Для людей из окружения Фамусова счастье заключается в деньгах. Этот принцип ставится во главу угла и в семейных отношениях.

Но Чацкий не разделяет этой позиции, для него на первом месте живые истинные чувства. Любовь для молодого человека стоит выше всякого богатства. Он возвращается из трехгодичного странствования по свету, мечтая увидеть Софью, девушку к которой он относился с нежностью и трепетом. Но она очень изменилась. Да и его место уже не вакантно. Его занял спокойный и угодливый Молчалин. Даже в личной жизни Чацкого ждет разочарование. Хотя, мы это прекрасно понимаем, Фамусов бы никогда не дал согласия на такой брак своей дочери.

Итак, расхождение взглядов двух героев по поводу основных вопросов и приводит к тому, что между ними разгорается конфликт. Это спор двух разных миров, которым никогда не понять друг друга.

Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы (сочинение-миниатюра по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает.

Происходит столкновение «века нынешнего», то есть передового дворян­ства, с «веком минувшим» — массой крепостников. Чацкий считает, что «век минувший» уже отошел, а «век нынешний» уже сделал свои завоевания.

Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве. Постоянные званые обеды, ужины, танцы и балы — им нет конца. Но Чацкий осуждает такую жизнь. Он врывается в дом Фамусова, словно вихрь, и начинает излагать свои идеи. А эти идеи считают «завиральными». Его не понимают и дума­ют, что он не в своем уме. Материал с сайта //iEssay.ru

Фамусов не видит ничего плохого в прислуживании, а Чацкому «при­служиваться тошно». Он — открытый, честный и пылкий молодой человек. В Москве быть таким противопоказано, и Чацкому нет здесь места, поэтому он уезжает.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума»: столкновение и конфликт взглядов (Чацкий и фамусовское общество)

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума»: столкновение и конфликт Чацкого и фамусовского общества

«. между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.

Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.

Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него. ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии «Горе от ума».

Читайте так же:  Как несовершеннолетнему ребенку получить гражданство рф

По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он — представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п. Также смотрел на службу Фамусов.

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах.

В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить.

Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты «минувшего века», так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I.

В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а . для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве.

Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.

Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; . он. целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву.

Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. . он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой.

Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова.

Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение. В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива.

Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.

Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.»

(из книги С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)

***

«Сопоставление Чацкого и барской Москвы. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает . коллективный образ барского общества.

В «Горе от ума» воссоздана . Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.

Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.

В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».

Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма.

Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим.

В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей.

Драматург-реалист . предвидел ближайшее будущее. : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.»

(Н. К. Пиксанов, статья в книге «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

Система уроков литературы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Актуальность комедии Грибоедова А.С. бесспора. Вашему вниманию предлагагается глубокий анализ текста. Мною подобраны такие материалы, которые помогут вашим учащимся в усвоении значимости «бессмертной комедии».

Просмотр содержимого документа
«Система уроков литературы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»»

«Горе от ума» А.С.Грибоедов

Система уроков в 9 классе

Время, изображенное в комедии

  • 1) Комедия была написана во времена создания тайных обществ
  • 2) Борьба декабристов с дворянами – реакционерами: борьба новых сил со старыми:столкновение века нынешнего и минувшег
  • 3) Поэтому комедия , выражавшая взгляды Грибоедова и передовых людей 20-ых годов 19 века, была запрещена

Содержание и идеи

1) Содержание связано с исторической действительностью

2) Основной конфликт- столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников

3) Чацкий- передовой человек 20-ых годов 19 века декабристских взглядов

4) Автор поднимает ряд политических вопросов:

  • Крепостное право
  • Просвещение и воспитание
  • Гражданский долг и служба
  • Национальный язык и культура

Грибоедов о комедии

  • План комедии «прост и ясен: девушка предпочитает дурака умному человеку…
  • В моей комедии 25 дураков на одного здравомыслящего человека, а этот человек в противоречии с обществом»
  • Завязка комедии в противоречии Чацкого прочим лицам: Чацкий и другие- антиподы

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • 1)Приезд Чацкого- центральное событие 1 действия комедии
  • 2) Это завязка драматического конфликта

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • 1) С чего начинается комедия?
  • 2) Кто дает первую хар-ку Чацкому?
  • 3) Прочтите её.
  • 4)

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Почему обманывает Софья?
  • Почему обманывает Молчалин?
  • Почему обманывает Фамусов?

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Характеристика Фамусова
  • Известный барин, хлебосол
  • Важный чиновник
  • Любящий отец, заботится о воспитании Софьи
  • Грубый, резкий, вспыльчивый, нетерпеливый, никого не хочет слушать, очень словоохотлив, говорит много и всех перебивает

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Появление Чацкого в доме Фамусова
  • 1) Как входит Чацкий?
  • 2) Как его встречает Софья?
  • 3) Почему светская любезность сменяется холодностью, иронией и враждой?
  • 4) Что в Софье поразило Чацкого?
  • 5) Что изменилось в доме Фамусова для Чацкого?
Читайте так же:  Возмещение ущерба актеры

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Обличительные монологи Чацкого
  • 1) Кого высмеивает Чацкий? ( стр. 288-291) Крепостников
  • 2) Против крепостного театра
  • 3) Против учителей –иностранцев
  • 4) «Смешенье языков: французского с нижегородским»
  • 5) «Ум с сердцем не в ладу»- итог душевного состояния Чацкого после разговора с Софьей

Век нынешний и век минувший

«Век нынешний и век минувший»

  • Чацкий вступает в спор с Фамусовым
  • Фамусов— типичный представитель «века минувшего», защитник самодержавия, крепостнических порядков. В людях ценит богатство и чины. Он лицемер. Грубый и властный крепостник. Занимая важный пост, он плохо исполняет служебные обязанности:«а у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».Он против образования и обучения:«собрать бы книги все да сжечь»

«Петрушка, вечно ты с обновкой»…

  • 1)Почему Фамусов раздражен?
  • 2) Какие дела, по мнению Фамусова, самые важные?
  • 3)Кузьма Петрович – эталон для подражания. Почему?
  • Какие советы дает Фамусов Чацкому?
  • Вот то-то, все вы гордецы… Максим Петрович- второй образец. Почему?

«И точно, начал свет глупеть»

1) «Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший»

2)»Тот славился, чья чаще гнулась шея»

3) «все брали лбом»

4) «век покорности и страха»

6) «лесть, как кружево плели»

7) «охотники поподличать везде»

8) «Ваш век бранил я беспощадно»

  • Реплики Фамусова
  • Он карбонари
  • Опасный человек
  • Что говорит
  • Он вольность хочет проповедать
  • Да он властей не признает
  • Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам

«Вкус, батюшка, отменная манер а»

  • 1) Людей ценят по богатству
  • 2) Преклонение перед иностранщиной
  • 3) Противники всяких перемен

  • «И золотой мешок, и метит в генералы»
  • Выгодный жених
  • Фамусов при нем осторожен
  • Салодофон, не улыбка, а маска на лице
  • Получает чины: «Иные смотришь- перебиты»
  • Глупый
  • Речь бессвязная
  • «Двух слов связать не может»

«А судьи кто?» — обличение крепостников, века минувшего

  • 1) «К свободной жизни их вражда непримирима»
  • 2) «Что старее, то хуже»
  • 3) «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве»
  • 4) «Прошедшего жилья подлейшие черты»
  • 5) «Для замыслов каких-то непонятных дитёй возили на поклон»
  • 6) «На них он выменял борзые 3 собаки»

Отношение к Чацкому

  • 1) Чацкий нарушил спокойствие и весь уклад фамусовского дома
  • 2) Искренний герой оказывается в доме лжи
  • 3) Чацкому никто не рад, по мнению Фамусова, он опасен
  • 4) Софью раздражает его критическое мышление
  • 5) Смелые речи и резкие суждения пугают всех

Почему Чацкий в доме Фамусова?

  • 1) Чацкий – человек пылкий и страстный, искренний и верный, правдолюбивый и прямолинейный
  • 2) Он вернулся, чтобы увидеть Софью
  • 3) Он любит Софью и не может понять её холодности
  • 4) Чацкий пытается выяснить: неужели она предпочла ему Молчалина
  • 5) Он уезжал влюбленным, а возвращается с ещё более сильным чувством любви к Софье

Ум с сердцем не в ладу

  • 1) Все в доме Фамусова против Чацкого
  • 2) Он понимает, но не может справиться со своей любовью к Софье
  • 3) Благородный Чацкий не может смириться с выбором Софьи
  • 4)Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество — Молчалина

Композиция действия 3

  • 1) (1 явл.)Ч. пытается выяснить, кого любит Софья
  • 2) Она признается Чацкому , что любит Молчалина
  • 3)Цинизм Молчалина (3явл.) «свой талант у всех», «в мои года недоложно сметь своё суждение иметь», «и награжденья брать, и весело пожить», «мы покровительство находим, где не метим», «ведь надобно зависеть от других»
  • 4) «С такими чувствами, с такой душою любим. Обманщица, смеялась надо мною!»

Сплетня Софьи (явл. 14)

  • 1) Софья: «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!»
  • 2) Софья: «Он не в своём уме»
  • 3) Софья : «А, Чацкий! Любите вы всех в шута рядить. Угодно ль на себя примерить?»

Явл. 22 «В той комнате незначащая встреча»

  • 1) Осуждает преклонение перед иностранцами
  • 2) Против «рабского слепого подражанья»
  • 3) Мечтает, чтоб «умный , бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за иностранцев»
  • 4) Чацкий одинок в доме Фамусова и среди его гостей

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Проблема жанра. Основные приемы комического

Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышевский в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»: комична «. внутренняя пустота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение».

Каковы же приемы комического в «Горе от ума»? Через всю комедию проходит прием «разговора глухих». Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый говорит о своем, перебивая другого:

Фамусов . Ах! Боже мой! Он карбонарий!
Чацкий . Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов . Опасный человек!
Чацкий . Кто путешествует, в деревне кто живет.
Фамусов . Да он властей не признает!
Чацкий . Кто служит делу, а не лицам.

По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога. И пусть мы согласны со словами и идеями Чацкого, пусть мы искренне осуждаем дремучий эгоизм Фамусова, все равно нельзя не увидеть, как нелеп и комичен этот спор. «В споре рождается истина»,- утверждали древние. Да, но в споре продуктивном, где оппонентов интересует именно истина, а не стремление отстоять свою точку зрения при априорном (без доказательств) отрицании чужого мнения. Что, кроме взаимного раздражения, может родиться в споре Фамусова с Чацким?

В третьем явлении третьего действия Чацкий вновь встает лицом к лицу с человеком «фамусовских» убеждений — с Молчалиным. Обратите внимание на принципиальное отличие этой сцены от предыдущей. С Фамусовым Чацкий спорил, даже не желая выслушать собеседника. В разговор с Молчалиным он вступает, стремясь понять его роль в жизни Софьи: «. Неужели Молчалин избран ей. Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» Итак, хочет его понять, хочет услышать. И — не может. Настолько сильна в Чацком уверенность в себе, в своем уме, в своей силе, в своем и это главное! — праве судить ненавистный «век минувший», «прошедшего житья подлейшие черты», что не может он объективно оценить окружающее. И даже предыдущий разговор с Софьей не остудил его:

Я странен; а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож.

Ведь и с Софьей глух был Чацкий, глух и слеп: «Вот я за что его люблю», говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит». Сейчас, пытаясь ближе узнать Молчалина, Чацкий заводит с ним беседу. Но о жизни, о мыслях Молчалина в этой беседе лишь первые реплики. Почти сразу же Молчалин переводит разговор на самого Чацкого. И тот, уверенный в молчалинской глупости, подчиняется, даже не заметив, что он уже не он, а соперник ведет разговор, задает вопросы, комментирует.

Молчалин . Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий . Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин . Как удивлялись мы. Жалели вас.