Гипотеза имеет право на жизнь

Гипотеза имеет право на жизнь

Гипотезы по теме

1. В России продвижение права на уважение частной жизни имеет как активных сторонников, так и активных противников, но только применительно к отдельным средам и проявлениям приватности (например, разделение на сторонников и противников приватности применительно к ситуации в закрытых и интернатных учреждениях, в оперативной деятельности спецслужб, в Интернете, в частной жизни «звезд» политики и шоу-бизнеса и т.д.).

Наличие интереса к правовому обеспечению отдельных аспектов частной жизни не ведет автоматически к осознанию и актуализации всей предметной и ценностной совокупности права на уважение частной жизни.

2. Соответственно, позиция «сторонника» или «противника» права на уважение частной жизни относительна, ситуативна и не привязана жестко к тем или иным социальным группам. Вместе с тем, конкретные позиции могут коррелировать с полом, возрастом, образованием, уровнем дохода, социальным статусом, профессиональной деятельностью и т.п.

3. Для продвижения права на уважение частной жизни необходимо учитывать возможности, язык, ценностные парадигмы разных групп. Эти группы могут выступать как «миссионеры» приватности (например, деятели культуры, общественные деятели либерального толка, правозащитные активисты); как «агенты отдельных перемен» (бизнес-сообщество, интернет-сообщество); как чувствительная к данному ценностному вектору «группа поддержки» (молодежь); как значимые для продвижения или сопротивления продвижению акторы (журналисты, чиновники) и др.

4. Усилия по усвоению, закреплению в обществе права на приватность, встраивание его в системное отношение к правам человека необходимо направить, в первую очередь, на активных сторонников (принципиальных «миссионеров» и ситуативных «агентов отдельных перемен»), а также на тех, кто может оказывать влияние на изменение ситуации («группы поддержки» и косвенно заинтересованные «акторы»). Продуктивной также может быть деятельность, направленная на аудитории, которые культивируют новые практики и нормы поведения, «новые приличия». Например, продвижение приватности в России, вероятно, будет возможно и перспективно среди отдельных молодежных субкультур и других мобильных, «постиндустриально продвинутых» сообществ. Усилия, непосредственно направленные на общество в целом, вряд ли окажутся плодотворными.

5. Изучение социальных групп, находящихся в зоне массовых нарушений права на уважение частной жизни, существующих практик защиты приватности, обычаев, групповых стандартов и правил поведения поможет выявить наиболее уязвимые составляющие приватности, определить группы людей, заинтересованных в продвижении приватности и специфический язык формулирования ценностей частной жизни для каждой группы.

6. Существуют правила, институты, привычки и условия, препятствующие закреплению права на уважение частной жизни. Существуют также и условия, которые могут запустить «актуализацию» права на приватность.

7. Ключевым моментом в массовом продвижении приватности является способность «миссионеров» и «агентов» предложить «широкой публике» действенные правозащитные технологии с высоким демонстрационным эффектом. Необходимо продвижение наиболее простых, доступных и эффективных технологий и способов защиты приватности.

1. В России люди не страдают от посягательств государства и общества на приватность. Они удовлетворены степенью личной свободы.

2. Право на уважение частной жизни потеряло свою актуальность, поскольку приватности граждан противостоит объективная реальность (угроза терроризма, эскалация преступности) и технический прогресс (бытовой и социальный комфорт, привносимый в современную жизнь новейшими информационными технологиями), против которых бессмысленно протестовать и бороться. Проблема приватности разворачивается в другом, не в гуманитарном и даже не в политическом, а в инструментальном ракурсе, как техническое и формально-правовое препятствие мерам безопасности и информационным потребностям граждан.

3. Право на уважение частной жизни — это то, чем российский человек всегда жертвовал, вступая во взаимоотношения с государством, в любые социальные отношения. В сознании россиян укоренились взгляды о приоритетности государственных (групповых) интересов над личными. Ценности автономии и индивидуализма, которые несет в себе право на приватность, чужды российской культуре настолько же, насколько права человека остаются неукорененными и массово оцениваются как заимствованные.

4. Продвижение приватности — вещь бессмысленная в силу отсутствия значимого социального субъекта, заинтересованного в этом продвижении. Ситуация развивается сама по себе, объективно. Никакая часть общества сегодня не сможет выступить в качестве реальной силы, с которой государство будет вынуждено считаться, осуществляя меры по ограничению приватности.

5. Продвижение права на уважение частной жизни противоречит правозащитному «мейнстриму», который ориентируется на массовые настроения населения и приоритеты защиты социально-экономических прав.

6. Продвижение права на уважение частной жизни, с его опорой на Индивидуализм и Свободу, может быть воспринято населением как часть скомпрометировавшей себя идеологии либерализма.

О.Н. Кочева
И.В. Аверкиев
С.Г. Маковецкая

«ТЕОРИЯ» – ЭТО НАУКА, А «ГИПОТЕЗА» – ЭТО ПЛОД БУРНОЙ ФАНТАЗИИ

У нас, к сожалению, часто густо «гипотезу» — фантазию — ошибочно называют «теорией». А ведь «теория» в физике — это описание того, что подтверждено стопроцентно физическим или воображаемым экспериментом. Мы можем утверждать, что «теория» – это наука, а «гипотеза» – это плод бурной фантазии, который может привести «фантазёра» к «теории».

История науки этот факт подтверждает. Поэтому, исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что любая «гипотеза» имеет право на жизнь, именно жизнь природным путём со временем отделит плевел заблуждений от золотого зерна истины, иными словами, «гипотезу» — от «теории»! Но, к сожалению, бывает и наоборот. «Великий учёный», а по сути своей – шарлатан-мошенник, Альберт Эйнштейн выдвинул на первый план «свою гипотезу», которую официальная еврейская академическая «наука» без каких либо на то оснований вывела в ранг «теории», в то же время спрятала подальше от любопытных людских глаз реальный научный факт, убрав с таблицы Менделеева так называемый «эфир». А ведь «эфир», называйте его, как хотите, есть матерью всех химических элементов в природе! Дмитрий Менделеев был прав, и Никола Тесла – тоже… И это всем надо осознать и признать за истину!

Гипотеза правовой нормы

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права

Понятие гипотезы правовой нормы

Напомним, что гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  • сроки вступления в действие правовой нормы;
  • достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  • время и место совершения того или иного события;
  • «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  • состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака. » (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные — на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка). Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы могут быть абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

Рис. 1. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  • на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  • составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  • альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар. » (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  • сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  • положительные — указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  • отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

Исследовательская работа «Участие детей в защите своих прав»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Содержание

Введение.
Глава 1. Права ребёнка.
1.1. Международные документы по правам ребёнка: Декларация о правах ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.
1.2. Российские документы по правам ребёнка: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ.
Глава 2. Изучение прав ребёнка с помощью игр.
2.1. Самораскрывающийся куб и многогранник «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
2.2. Самодельное лото.
Заключение.

Введение

Я родилась в одной из самых больших стран мира – России и с самого рождения получила право быть её полноправным гражданином.

Во всех странах и во все времена люди очень серьёзно относились к понятию «гражданин», а также к его правам и обязанностям. Вот что говорили известнейшие люди в разные времена и в разных странах об этом понятии: почти 200 лет назад талантливый российский просветитель-педагог Николай Иванович Новиков писал: «Плохой человек всегда бывает и плохим гражданином своей страны». Немецкий писатель Томас Манн в 20 веке утверждал: «Лишь честный, нравственный человек является истинным гражданином жизни». Французский философ Клод Гельвеций в 18 веке советовал: «Будь достойным гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности и твоего благополучия».

Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.

Государственно-правовой департамент Нижегородской области и Комиссия при Губернаторе Нижегородской области по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества, с целью правового воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений и городских округов Нижегородской области проводили конкурс «Права и обязанности в нашей жизни».

Я сделала самораскрывающийся куб и многогранник «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Так я заинтересовалась этой проблемой, и захотела узнать больше.

Я стала изучать Декларацию прав ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка и сделала вывод, что в мире и в нашей стране существует много серьёзных и важных документов, придуманных взрослыми о правах детей.

Но взрослые, придумывая их, наверное, забыли перевести эти законы, конвенции, декларации на язык, понятный каждому ребёнку.

Дома я рассказала обо всём одноклассникам, и была удивлена тем, что мои одноклассники мало знают о своих правах и совсем не знают об обязанностях. Это подтверждали результаты опросов:

На мой вопрос: «Знаете ли вы свои права ребёнка?», одноклассники не ответили ничего определённого (53%), небольшая часть опрошенных говорят, что знают свои права, но конкретных примеров привести не смогли (27%), а остальная часть школьников вообще не имеют понятия, о чём идёт речь (20%).

Читайте так же:  Бухгалтерская и налоговая отчетность 2019

Так возникла идея написания исследовательской работы «Участие детей в защите своих прав».

Предстояло проинформировать как одноклассников, так и взрослых (результаты опроса показывают, что многие из них не знают, чем отличаются Декларация прав ребёнка от Конвенции о правах ребёнка).

Целью информации должно стать то, чтобы каждый следил за соблюдением своих прав, знал, как можно грамотно добиться своих прав. И чтобы сам, когда вырастет и станет родителем, не нарушал их и смог защитить в будущем своего ребёнка.

Я предположила, что игры самораскрывающийся куб, многогранник и лото помогут сделать понятными детям международные и российские документы о правах ребёнка.

Цель работы: изучение прав ребёнка, международных и российских документов о правах ребёнка.

Объект исследования: права человека

Предмет исследования: права ребёнка

Задачи: изучить международные и российские документы по правам ребёнка; провести анкетирование и опросы, интерпретировать полученные данные, сделать вывод на основе полученных данных; изготовить игры для закрепления принципов Декларации прав ребёнка и статей Конвенции о правах ребёнка.

Методы, используемые в работе: исследовательский, изучение литературы, анкетирование, социальный опрос, интерпретация.

  • Изучение прав ребёнка лучше проводить в игровой форме;
  • Если мы будем познавать и использовать сейчас свои права, то вырастем образованными и мужественными гражданами, здоровыми физически и духовно и достойными своей великой и сильной Родины.

Глава 1. Права ребёнка.

1.1. Международные документы о правах ребенка

Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребёнок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.

Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребёнка.

Декларация прав ребенка

В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации Ребенок имеет право:

  • на семью;
  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
  • посещать школу и учиться;
  • на равенство в правах;
  • свободно выражать свои мысли;
  • на собственное мнение;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание;
  • на отдых и досуг;
  • на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

Конвенция о правах ребенка

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Эта конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.

Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.

Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.

Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка:

  1. Право ребёнка на жизнь.
  2. Право ребёнка на гражданство. Сразу после рождения, будучи ещё младенцами, каждым ребёнком приобретается гражданство своей Родины.
  3. Право ребёнка на имя. С момента рождения ребёнком приобретается право иметь своё имя, которое выбирают для него взрослые. Право изменить своё имя и фамилию самостоятельно можно по достижении 14 лет.
  4. Право ребёнка на семейные связи. Это право на общение с братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.
  5. Право ребёнка знать своих родителей. Это право ребёнок получает после рождения (насколько это возможно).
  6. Право ребёнка на заботу своих родителей. После рождения ребёнок имеет право на заботу со стороны родителей о своём здоровье, воспитании.
  7. Право ребёнка не разлучаться со своими родителями. Это право обеспечивается при всех обстоятельствах, за исключением тех случаев, когда по решению суда устанавливается, что родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них.
  8. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды. Если в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнок способен выражать свои взгляды, то он имеет право на внимание, право быть выслушанным по всем вопросам, которые его волнуют или интересуют.
  9. Право ребёнка свободно выражать своё мнение. Ребёнок имеет право выражать своё мнение в устной, письменной, печатной форме, а также в форме произведений искусства (рисунков, песен и т.д.) При этом ребёнок должен соблюдать нравственную, этическую культуру и такт.
  10. Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать религию или веру может быть ограничена лишь тогда, когда это необходимо для охраны нравственности и здоровья, охраны безопасности государства или общественного порядка.
  11. Право ребёнка на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.
  12. Право ребёнка на тайну корреспонденции. Никто не имеет права произвольно вмешиваться в тайну переписки, вскрывать её и разглашать её содержание.
  13. Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.
  14. Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь. Если судьба сложилась так, что ребёнок в этой жизни остался без родителей и близких или жестокость и невнимание родителей лишают ребёнка условий для нормального развития, воспитания и образования, ребёнок имеет право на помощь и защиту своего государства.
  15. Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья. Это право обеспечивают прежде всего родители, если ребёнок живёт в семье, или государство, если ребёнок живёт в детском доме.
  16. Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья. Ребёнок имеет право на получение самых совершенных услуг в лечебных учреждениях, право на использование для лечения наилучших средств и методов восстановления здоровья.
  17. Право ребёнка на образование. Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей. Дети имеют право рассчитывать на то, что соблюдаемая школьная дисциплина поддерживалась бы с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства и в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
  18. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Время, свободное от получения образования, ребёнок имеет право использовать разнообразные формы отдыха и досуга. Это и летние каникулы в детских оздоровительных лагерях и посильная помощь семье, экскурсии и туристические поездки с семьёй и друзьями и т.д.
  19. Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Этим правом всегда можно воспользоваться, многие уже давно пользуются этим правом, обучаясь в музыкальных и художественных школах, кружках и секциях, участвуя в выставках, конкурсах, спортивных состязаниях, концертах.
  20. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.
  21. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования. Никто, даже родители, не имеет права ради любой работы отлучать ребёнка от обучения в школе.
  22. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации.
  23. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.
  24. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме. Во всех государствах мира принимаются все необходимые меры для защиты детей от похищений и торговли. Виновные в этом жестоко наказываются по закону.
  25. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи. Никто не имеет права незаконно и произвольно лишать ребёнка свободы. Если же всё-таки ребёнок оказался задержанным органами правопорядка и лишён свободы, то он имеет в кратчайший срок получить квалифицированную помощь (оповещение родителей о задержании, одежда, питание, информация). Ребёнок имеет право на безотлагательное решение суда о правомерности лишения свободы. Ребёнок имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства личности с учётом потребности возраста. Ребёнок имеет право поддерживать связь со своей семьёй путём переписки и свиданий.
  26. Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости. Если с ребёнком случилась беда, и его подозревают в совершении уголовного преступления, то Конвенция поможет защитить его права в этой ситуации. С ребёнком должны обращаться так, чтобы учитывался его возраст, в ребёнке укреплялось уважение к правам человека, к основным свободам других.
  27. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребёнка, ребёнок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодёжного или детского общественного объединения.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодёжных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения.

Вывод: Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка,

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

1.2 Российские документы о правах ребёнка

Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст.ст. 6‑15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

Читайте так же:  Ст 6 федеральный закон о прокуратуре

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Сейчас меня воспитывают бабушка, папа и тетя. Тетя являются моим опекунам.

Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек.

Приемная семья – это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.

Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.

События, произошедшие в марте 2011 года в Японии и сейчас в Турции заставили меня задуматься о положении дел детей, кто остался без родителей. Я предлагаю не отправлять детей в интернаты, а упростить процедуру оформления документов на усыновление, приёмную семью. Чтобы каждый ребёнок нашёл маму.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Действующее законодательство предусматривает и дополнительное образование, которое включает в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Инвалидность – это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема – как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь – помещали таких детей в интернаты. В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.

Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.

Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Вместе с тем, для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах – в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.

Вывод: Основным документом в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», кроме того, права ребенка закреплены Гражданским и Семейным кодексом РФ.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.

3.5. Правовые нормы

Норма (от лат. погта) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, то есть меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Социальная норма есть всегда правило должного поведения, она адресуется субъектам общественных отношений. Юридическая норма отличается от других видов социальных норм тем, что имеет предоставительно-обязывающий характер и является общеобязательным правилом поведения. В современных правовых системах юридические нормы в своей основной массе устанавливаются (санкционируются) государством.

Юридическая норма — это одна из реальных разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами является их предназначение. Норма права, как и другие социальные нормы, — это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между людьми. Однако норма права — это также четко обозначенный масштаб правил поведения. Она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма — это общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Норма права — это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть свойственны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как свобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. Эти признаки мы рассмотрели в теме «Понятие права», а здесь остановимся на характеристике признаков, определяющих эти нормы с формальной стороны.

Признаком правовой нормы является, во-первых, ее формальная определенность. Это свойство не только позволяет выделить норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, то есть имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона, нормативного договора и т. д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

Во-вторых, юридическая норма имеет общеобязательный характер. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, то есть для возможного, дозволенного поведения, или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

В-третьих, юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах. Например, в гражданском законодательстве есть нормы, закрепляющие право собственности или другие вещные права. Что такое право собственности? Право собственности — это право собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, то есть он (собственник) вправе свободно определять судьбу вещи в рамках закона.

С другой стороны, каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность. Соответственно, юридическая норма обязывает участников правоотношений совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, правовая норма ограничивает свободу поведения субъектов права в рамках установленного правила поведения. Эта обязывающая сторона юридической нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий, так как каждому субъективному праву соответствует определенная юридическая обязанность. Свобода действий субъекта правоотношений не означает вседозволенности, несмотря на то что она ничем не ограничена. Тогда вообще не может быть и речи о праве. Из приведенного выше примера мы видим, что в правоотношениях собственности всегда есть обязанность абсолютно всех не нарушать право собственника. Значит если нет правила, ограничивающего свободу присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности. Или другой пример: каждый человек имеет естественное право на жизнь. Законодательство, закрепляя это правило, устанавливает обязанность других не нарушать это право. Если бы каждый имел возможность свободно распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что никто не имеет права на жизнь.

Системность — еще один признак нормы права. Этот признак характеризует свойство нормы права быть в определенной связи с другими нормами, с правовым институтом, отраслью права. Юридическая норма всегда представляет собой часть единого целого — системы права. Только в рамках системы правовая норма может функционировать и решать стоящие перед ней задачи по регулированию и охране общественных отношений. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими юридическими нормами и иными правовыми явлениями. Системность характеризует иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. Примером может служить разделение правовых норм по видам, по иерархии актов, в которых они содержатся: закон, подзаконные нормативные акты.

Следовательно, юридическая норма — это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно- обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Структура правовой нормы. Норма права и статья закона. Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей:

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция — какое правило поведения закрепляется; санкция — какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы — это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если. то. иначе». Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза — это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, то есть определяет сферу действия правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака — «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака — «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14).

Читайте так же:  Брачный договор может быть заключен как в письменной форме

Классификацию гипотез можно осуществлять по следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме права.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные. Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме. Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, статья 14 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает одно условие, необходимое для приобретения гражданства Российской Федерации: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения». А сложная гипотеза указывает на несколько обстоятельств, которые вместе служат достаточным основанием для реализации правовой нормы. Таковым является гипотеза, закрепленная в пункте 2 статьи 17 того же закона: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Здесь два обстоятельства:

ребенок, родившийся на территории Российской Федерации;

от лиц без гражданства. Если норма права связана с одним из нескольких условий, перечисленных в статье нормативно-правового акта, то такая гипотеза называется альтернативной. Например, статья 22 названного закона перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых является основанием прекращения гражданства.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза — через общие, родовые признаки.

В зависимости от того, насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в статье 129 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации содержится несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению — «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 статьи 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция — часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы.

Диспозиции, в зависимости от степени определенности, можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные. Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение. Статья 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства». Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным.

Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой. Например, статья 143 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность решать суду, как поступить при отмене усыновления ребенка: «При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства». В данном случае суду дано право выбрать один из вариантов поведения, который представляется ему наиболее целесообразным с точки зрения защиты интересов ребенка.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации своих правомочий к другим юридическим нормам.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, то есть это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние. В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «. наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

При подготовке законопроекта очень важно, чтобы законодатель учитывал все структурные элементы будущих юридических норм. Необходимо, чтобы в этих нормах были отражены условия (обстоятельства) их применения, круг лиц, на которых распространяется это правило поведения, а также меры ответственности за нарушение данной правовой нормы. Логически выверенная связь между структурными элементами правовой нормы всегда позволяет правильно нацеливать субъектов права на надлежащее применение этих норм в правоприменительной практике.

Норма права и статья закона. Речь пойдет о том, как они соотносятся друг с другом. В целом они совпадают. В большинстве случаев в статье закона содержится одна правовая норма, но может быть и несколько норм. Норма права может содержаться и в нескольких статьях нормативно- правового акта.

В статье нормативно-правового акта часто содержатся не все структурные элементы юридической нормы. Изложение всех элементов нормы права в статье закона не всегда является целесообразным, так как это занимает много места. Поэтому законодатель предпочитает, учитывая правила законодательной техники, для удобства изложения и применения правовых норм сформулировать их в одной статье или, наоборот, элементы одной и той же нормы — в разных статьях закона. Чаще всего в статьях нормативно-правового акта содержатся два элемента правовой нормы: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один или два элемента структуры правовой нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно- правового акта. Например, часть 1 статьи 213 Уголовного кодекса РФ закрепляет, что «хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». В этой статье содержится два элемента правовой нормы: диспозиция и санкция. А гипотезу мы находим в других статьях Уголовного кодекса. В данном случае условиями вступления в силу этой правовой нормы являются, во-первых, достижение определенного возраста (16 лет) и, во-вторых, вменяемость лица, совершившего уголовное деяние.

Виды правовых норм. Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно самостоятельную группу общественных отношений, что и обуславливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права — это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, то есть не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, то есть они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, то есть возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» — ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами» — ст. 60 Трудового кодекса РФ). Различие основано на том, на чем делается акцент: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих — обязанность не совершать то или иное действие. Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности, а юридическая обязанность — запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

Нормы-принципы — это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как: преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные — действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.).

1. Понятие и признаки права.

Правосознание и правовая культура.

Укажите основание для возникновения правоотношения.

Понятие правовой нормы и ее признаки.

Чем отличаются правовые нормы от моральных?

Каково соотношение нормы права и статьи закона?

Назовите виды правовых норм

.Глава 4. Система права и система законодательства