Фссп и ее полномочия

Задачи и полномочия Управления

Основными задачами Управления являются:

– организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, подлежащих контролю главного судебного пристава Российской Федерации;

– обеспечение безопасности исполнительных действий по исполнительным производствам, подлежащим контролю главного судебного пристава Российской Федерации;

– осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызовам судебного пристава-исполнителя Управления или работника отдела рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования особо важных дел Управления организации дознания.

Управление в целях реализации возложенных задач осуществляет следующие полномочия:

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

2. Организует проведение оценки арестованного и изъятого имущества, его учет, хранение и принудительную реализацию;

3. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Минюста России и ФССП России производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции;

4. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Минюста России и ФССП России розыск должника, его имущества, а также розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребенка;

5. Обеспечивает корректную классификацию исполнительных документов в ПК ОСП АИС ФССП России и выгрузку сведений в банк данных исполнительных производств ФССП России;

6. Обеспечивает наполнение и ведение подсистем «Исполнительное производство», «Арест и конфискат», «Розыск», «Административные дела» и «ОУПДС» ПК ОСП АИС ФССП России;

7. Обеспечивает в пределах компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

8. Взаимодействует по согласованию с Правовым управлением ФССП России и в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, правовыми актами Минюста России и ФССП России, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;

9. Осуществляет судебную защиту при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства Российской Федерации и правовыми актами ФССП России, регулирующего данные вопросы;

10. Запрашивает и безвозмездно получает от органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, использует и хранит их на бумажном носителе и в электронном виде, в том числе при производстве розыска;

11. Принимает участие в совещаниях и иных организационных мероприятиях по вопросам повышения эффективности взаимодействия с судебными и иными органами при исполнении судебных актов, актов других органов, в том числе при производстве розыска;

12. Осуществляет обмен информацией, в том числе в электронном виде, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, в том числе при производстве розыска;

13. Осуществляет оперативный учет средств, поступающих во временное распоряжение Управления, обеспечивает своевременное распределение и перечисление денежных средств, поступающих во временное распоряжение Управления, в соответствии с законодательством об исполнительном производстве;

14.Обеспечивает делопроизводство, а также осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Управления;

15. Организует прием граждан и представителей организаций, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением заявителей о принятом решении в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

16. Осуществляет проверку доводов по жалобам, поданным в порядке подчиненности, на действия (бездействие) должностных лиц Управления и подготовку проектов решений по жалобам, в том числе проектов решений должностных лиц ФССП России;

17. Обобщает и анализирует статистические и иные информационные материалы о деятельности Управления, составляет статистическую отчетность Управления;

18. Организует работу по информированию населения о деятельности Управления, участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует со средствами массовой информации в пределах компетенции по согласованию с Отделом по взаимодействию со средствами массовой информации ФССП России;

19. Вносит в пределах компетенции предложения по наполнению официального интернет-сайта ФССП России;

20. Вносит предложения директору ФССП России – главному судебному приставу Российской Федерации о командировании работников Управления в целях эффективного решения задач, стоящих перед Управлением;

21. Вносит на рассмотрение руководству ФССП России предложения по повышению эффективности деятельности ФССП России и её территориальных органов;

22. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 02 июня 2016 18:03 / 14 декабря 2016 12:24

Полномочия директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

Основные полномочия директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации

определены положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 410-ФЗ), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 144-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1204).

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации (далее – директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» директор:

осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов;

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее – совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов;

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

при выполнении задач, возложенных на судебных приставов, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;

определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

организует контроль в установленной сфере деятельности;

Читайте так же:  Изменения в полис осаго при смене собственника

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» директор:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФССП России;

2) организует работу центрального аппарата ФССП России;

3) вносит (представляет) Министру юстиции Российской Федерации:

проект положения о ФССП России;

проект типового положения о территориальном органе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

смету расходов на содержание работников ФССП России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России;

положения о совещательных и консультативных органах, а также их состав;

состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

правила внутреннего распорядка;

положения о территориальных органах в соответствии с типовым положением о территориальном органе ФССП России, утвержденным Министром юстиции Российской Федерации;

5) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах;

7) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей территориальных органов — заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

8) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата ФССП России;

9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в ФССП России;

10) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми ее работниками;

11) отменяет или изменяет не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

12) представляет в установленном порядке ФССП России в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

13) учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

14) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФССП России и территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

15) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

16) принимает по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов: задачи и полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Федеральный закон от 21.07.1997 (ред. от 03.07.2016) «О судебных приставах»

ФССП – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, судебных актов других органов и должностных лиц.

Директор – Парфенчиков. Имеет 5 заместителей, в том числе первого заместителя.

§ обеспечению установленного порядка деятельности судов

§ осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц

§ производство дознания по уголовным делам

  • Приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

-обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
-выполнение распоряжений председателя суда, связанных с соблюдением порядка в суде;
-обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
-взаимодействие с подразделениями, осуществляющими конвоирование лиц, , по вопросам их охраны и безопасности;
-предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей;
-исполнение судебных решений о приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд;
-прохождение периодической проверки на пригодность к действиям, связанных с применением физической силы

-принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
-представлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства;
-рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
-осуществлять расследование уголовных дел в пределах представленных полномочий.

1) центральный аппарат ФССП. Положение о ней утверждается Президентом РФ. Включает в себя 14 управлений (Организационно-контрольное управление, Управление делопроизводства, Управление организации исполнительного производства, Управление организации дознания)

2) территориальные органы-управления (отделы) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляют судебные приставы субъектов РФ. Положение об этих органах утверждаются приказом Министерства Юстиции. Осуществляют руководство подчиненными им нижестоящими подразделениями.
3) структурные подразделения территориальных органов ФССП-районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемых старшими судебными приставами и осуществляющих под руководством и контролем УФССП, непосредственно практически всю деятельность по выполнению основных задач ФССП.

Требования:
-гражданин РФ;
-старше 21 года;
-среднее общее или среднее профессиональное образование ( для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя-высшее юридическое или экономическое образование );
-способный по своим деловым и личным качествам, а так же по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;
-отсутствие судимости;
-приносит присягу.

Читайте так же:  Способность нести юридическую ответственность называется деликтоспособность

Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов; по исполнению судебных актов и актов других органов.

Система органов ФССП включает центральный аппарат и территориальные органы (в субъектах РФ). Структурные подразделения центрального аппарата: директор, первый заместитель, заместители, управления, отделы. Структурные подразделения территориальных органов: районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы – в них судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).

  • обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  • исполнительное производство принудительного исполнения актов судебных и других органов;
  • производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к их подследственности;
  • производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции.

Стр. 1 | 2. Полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности ФССП России | Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ | Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДА

До 2003 — 2004 гг. федеральные органы исполнительной власти осуществляли свою деятельность в «нерасчлененном виде». Каждое министерство, государственный комитет, служба, агентство сочетали политические, регулятивные, правотворческие, контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг .

См.: Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 16.

Лейтмотивом проведения административной реформы выступило желание не только типизировать государственные функции, но и провести их разделение между министерствами, федеральными службами и агентствами. В результате чего федеральное министерство призвано было существовать в системе органов исполнительной власти в качестве органа, выполняющего функции выработки государственной политики и координирующего деятельность служб и агентств. Федеральная служба, в свою очередь, должна представлять собой орган, оказывающий услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства, и финансируемый исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения. Федеральное агентство должно было стать органом, оказывающим государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на платной основе.

Первоначально данный подход нашел свое отражение в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации , а впоследствии был нормативно закреплен Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Утверждена распоряжением Президента РФ от 15 августа 2001 г. N Пр-1496 // СПС «Гарант».

Прежняя редакция ст. 5 Закона о судебных приставах закрепляла положение, в соответствии с которым Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы через главного судебного пристава РФ, а органы юстиции субъектов РФ, в свою очередь, осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов РФ. Такая модель управления вполне соответствовала положению службы, существовавшей ранее в рамках структуры Минюста России.

В настоящее время, как выше отмечалось, законодательно закреплена модель, исходя из которой ФССП России находится в ведении Министерства юстиции РФ. Указанное положение полностью согласуется с концепцией административной реформы и означает осуществление полномочий по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы.

В свою очередь, координация и контроль первоначально предполагали наделение Министра юстиции РФ следующими по отношению к ФССП России основными функциями:

— утверждение ежегодного плана и показателей деятельности ФССП России, а также отчета об их исполнении;

— внесение в Министерство финансов РФ предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФССП России;

— внесение в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и сфере деятельности находящейся в его ведении ФССП России, если принятие таких актов в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами входит в компетенцию Правительства РФ;

— во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дача поручений ФССП России и контроль за их исполнением;

Федеральная служба судебных приставов.

Федеральная служба судебных приставов: новые права и новые проблемы

Михаил Бережной,
заместитель руководителя Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области —
заместитель главного судебного пристава Ростовской области

В последние три года ФССП России превратилась в мощный орган исполнительной власти, эффективно обеспечивающий исполнение судебных и иных актов, а судебные приставы приобрели для этого значительные полномочия.

Задачи, стоящие сегодня перед ФССП, не могут быть реально реализованы без существенного расширения ее полномочий, а также постоянного совершенствования гражданского, арбитражного, уголовного, семейного и другого законодательства, которое используется в повседневной работе судебными приставами.

Конституционные права граждан, в том числе право на судебную защиту, стали бы иллюзорными, если бы правовая система не обеспечивала их исполнение.

Десятки миллионов исполнительных документов, поступающих ежегодно для исполнения в территориальные управления ФССП России без эффективных механизмов воздействия на должников, было бы просто невозможно исполнить. Только алиментных производств ежегодно возбуждается около полутора миллионов.

В одном только Управлении ФССП России по Ростовской области за 6 месяцев на исполнение в территориальные отделы поступило свыше 394 тыс. документов на общую сумму 11,14 млрд. руб. Это на 50 тыс. исполнительных производств больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

При этом фактическая численность государственных гражданских служащих и обслуживающего персонала не изменилась и составляет 1483 человека.

Нетрудно определить нагрузку на 760 судебных приставов-исполнителей, которая наряду с другими проблемами, в том числе несовершенством законодательства, а также недостаточным уровнем материального обеспечения приставов и текучестью кадров оказывает, конечно, влияние на эффективность исполнения судебных и иных актов. Однако, предпринимаемые законодателями меры уже позволили существенно активизировать работу органа ФССП. Федеральная служба судебных приставов занимает особое место в системе исполнительной власти, находясь на стыке с судебной властью. От эффективности работы первой в конечном итоге зависит авторитет второй. В результате деятельности судебных приставов завершается процесс правосудия, и восстанавливаются нарушенные права граждан. Поэтому государство все активнее включается в процессы организации работы ФССП России и предпринимает меры по повышению эффективности ее работы, наделяя все новыми и новыми полномочиями.

В последнее время в средствах массовой информации продолжаются дискуссии о законности предоставляемых ФССП РФ полномочий. Должники и им сочувствующие много говорят о нарушении их конституционных прав действиями органов ФССП России, но при этом забывают, что все права предполагают и обязанности соблюдения законодательства и прав других членов общества. Односторонней дороги на правовом направлении не бывает.

Так, например, о каких правах на неразглашение, конфиденциальность данных можно говорить, когда речь идет об «алиментщиках», находящихся в розыске, скрывающихся или уклоняющихся от уплаты алиментов, обрекающих своих детей или родителей на нищенское существование?

Сторонники такой позиции не знают масштаба проблемы со взысканием алиментов в РФ, она настолько остра, что требует принятия срочных законодательных решений, в том числе усиления санкции за совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, которая не оказывает должного воздействия на должника, а главное — не компенсирует детям и престарелым родителям источники содержания, в которых они нуждаются ежедневно, но порой не получают годами.

Надеемся, что позиция Президента России Д.А. Медведева в оценке неэффективности законодательства по этой проблеме подтолкнет законодателей к решению проблемы денежных компенсаций от невыплаченных алиментов детям, которые не должны страдать от несовершенства законодательной базы.

Читайте так же:  Субсидия от государства на улучшение жилищных условий

А пока судебные приставы вынуждены более активно применять другие меры для понуждения должников, в том числе по алиментным обязательствам, к исполнению судебных и иных актов, в том числе ограничение права выезда за пределы Российской Федерации граждан, злостно уклоняющихся от исполнения решения суда, и привлечение их к уголовной ответственности.

На сегодняшний день — это самые эффективные меры принудительного исполнения судебных решений. Они применяются к гражданам, скрывающим свое имущество и доходы и не исполняющим судебные решения в течение 3-х месяцев и более. Так, например, в 1-м полугодии каждый 17-й должник, в отношении которого было вынесено постановление об ограничении права выезда, немедленно погасил задолженность в среднем на сумму 130 тыс. руб. Другие меры понуждения, как обращение взыскания на имущество, денежные средства и периодические выплаты, не побудили должников быстро исполнить судебные решения, хотя они остаются самыми распространенными способами понуждения должников к исполнению судебных решений.

Для отыскания имущества и самих должников в территориальных Управлениях Федеральной службы судебных приставов созданы розыскные подразделения, которые тесно взаимодействуют с органами МВД.

Необходимо отметить, что эффективность розыска имущества должников в органах ФССП России составляет 91,3%. Однако, эта работа была бы еще более эффективной, если бы ФССП РФ были переданы функции оперативно-розыскной деятельности, что сейчас обсуждается на законодательном уровне.

Другим новшеством в полномочиях приставов стало право судебных приставов в целях обращения взыскания на имущество обращаться в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество с требованием о регистрации выявленного имущества, которое должники умышленно не регистрируют с целью его сокрытия от арестов. Теперь это требование приставов является обязательным к исполнению органами Федеральной регистрационной службы.

Нельзя не отметить и право, которое неоднозначно трактовалось в средствах массовой информации, — входить без разрешения должника в жилое помещение. Без таких прав порой невозможно обеспечить принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе, когда должники под различными предлогами не пускали приставов в жилые и иные помещения.

Все эти права в соответствии с решением Конституционного суда РФ «О судебной системе Российской Федерации» призваны обеспечить защиту конституционно значимых целей и не могут рассматриваться как нарушения конституционных прав граждан, так как гарантируют защиту прав и законных интересов других лиц — взыскателей.

Средства, которые применяются как крайние меры к нерадивым должникам, — это административные и уголовно-процессуальные санкции.

С 01.02.2008 к прежним полномочиям ФССП РФ по осуществлению функции дознания, осуществляемым с 2002 года, по выявлению и пресечению административных и уголовных проявлений прибавились правомочия по возбуждению и расследованию преступлений в отношении злостных неплательщиков кредиторской и алиментной задолженности, предусмотренных ст.ст. 157, 177 УК РФ.

Активно используя их, в территориальных отделах Управления ФССП России по Ростовской области в 1-м полугодии текущего года было возбуждено 604 уголовных дела, в том числе 547 в отношении злостных неплательщиков алиментов. Их применение будет возрастать, так как на исполнении в Ростовском Управлении находится свыше 22 тыс. исполнительных документов по взысканию алиментов. При просроченности выплаты алиментов свыше 3-х месяцев к должникам могут применяться уголовно-правовые санкции. Об этом не должны забывать «алиментщики». Последствия от этого для должников, несмотря на несуровость наказания, являются существенными — это, прежде всего, наличие судимости, испорченная биография, а если это предприниматель, то пострадает его имидж в кругу бизнесменов и в обществе.

Аналогичные последствия наступают и для юридических лиц в случае привлечения руководителей к уголовной ответственности за злостное неисполнение судебных актов или воспрепятствование их исполнению. За 7 месяцев текущего года было возбуждено 19 таких уголовных дел по ст. 315 УК РФ в отношении руководителей и должностных лиц, что, несомненно, понудило их быть более законопослушными.

Очень активно используются приставами административные полномочия, предоставленные ФССП России КоАП РФ. Право возбуждения административных производств предоставлено ФССП для реагирования на незаконные действия физических или юридических лиц в случае неповиновения или игнорирования требований судебных приставов.

За 7 месяцев текущего года было возбуждено и передано в суды 4150 дел об административных правонарушениях. По ним уже привлечено к административной ответственности свыше 2 тыс. человек. Указанные лица прошли через процедуру судебного разбирательства, что, безусловно, неприятно для любого гражданина.

Это далеко не весь арсенал средств, используемых судебными приставами для принудительного исполнения судебных и иных актов.

Уже сейчас рассматривается ряд предложений по внесению новых изменений в законодательство, в частности — о возможности временного лишения должника права пользоваться водительскими удостоверениями, а также другие законопроекты по повышению эффективности деятельности судебных приставов.

Однако проблем в процессе исполнения судебных решений еще достаточно много: это и неплатежеспособность должников, и ухищренные формы сокрытия ими своих доходов, и недостаточная квалификация приставов для отыскания сокрытого имущества. В Государственной Думе РФ сейчас разрабатывается концепция по решению этих проблем в комплексе.

Будем надеяться, что в недалеком будущем Федеральная служба судебных приставов станет одним из самых мощных средств воздействия на физических и юридических лиц при отсутствии добровольного исполнения ими судебного решения, когда другие способы принуждения должника не обеспечивают исполнение судебных и иных актов.

Стр. 2 | 4. Организация ФССП России | Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ | Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |

а) осуществляет непосредственное руководство управлением, несет персональную ответственность за выполнение функций и полномочий, возложенных на управление, за состояние исполнительской дисциплины в управлении;

б) взаимодействует с другими структурными подразделениями ФССП России;

в) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами ФССП России и со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также осуществляет иные полномочия.

В случае временного отсутствия начальника управления центрального аппарата ФССП России исполнение его полномочий и должностных обязанностей, как правило, возлагается на заместителя начальника управления (одного из заместителей начальника управления) приказом ФССП России, в котором указываются причина отсутствия начальника управления, срок исполнения полномочий и ограничения по их исполнению (при необходимости).

Основой организации управлений ФССП России в соответствующих субъектах РФ стал Приказ ФССП России от 7 декабря 2004 г. N 3 «Вопросы организации территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» .

Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. N 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов , согласно которому структурными подразделениями территориальных органов службы являются ее:

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 19. В настоящее время разработан проект приказа Министерства юстиции РФ об утверждении Типового положения о территориальном органе ФССП России.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. ФССП России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом России.

Кроме того, сами судебные приставы в соответствии с Приказом ФССП России от 25 апреля 2008 г. N 243 «Об учреждении нагрудного служебного знака судебного пристава» носят нагрудные служебные знаки.

Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2008. N 3.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.