Формы международной ответственности реституция компенсация сатисфакция

Лекция 8. Международная ответственность

8.3. Виды и формы международной ответственности

Международно-правовая ответственность государств реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются: материальная и нематериальная (политическая).

Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. Комиссия’ международного права ООН выделяет следующие формы международно-правовой ответственности: материальные формы — реституция в натуре, компенсация; нематериальная (политическая) форма — сатисфакция, заверения о неповторении, гарантии неповторения. Реституция в натуре — это восстановление нарушенного материального права в первоначальное состояние. Компенсация — это возмещение понесенных потерь в натуральном или денежном выражении. Сатисфакция — это получение удовлетворения со стороны правонарушителя, не связанное с материальным возмещением. Заверения и гарантии неповторения — это обязательства (в т.ч. обеспеченные со стороны государства-правонарушителя) о не повторении подобных действий в будущем.

Содержание международной ответственности государства, виды и формы возмещения вреда

Ответственное государство также обязано предоставить полное возмещение как материального, так и морального вреда, причиненного международно-противоправным деянием. В этом контексте как синоним нередко употребляют иной общий термин (предоставление репараций). Обязательство о возмещении вреда сформулировано в решении ППМП от 26 июля 1927 г. по делу «О Фабрике в Хожуве» (о юрисдикции): «Принципом меж-дународного права является то, что нарушение обязательства влечет за собой обязательство обеспечить возмещение в адек-ватной форме». Что касается объема возмещения, то в вынесенном годом позже решении по существу дела «О Фабрике в Хожуве» было подчеркнуто, что «возмещение должно, насколько это возможно, ликвидировать все последствия противоправного деяния и восстановить ситуацию, которая, по всей вероятности, существовала бы, если бы это деяние не было совершено».

Возмещению подлежит вред, нанесенный именно противоправным деянием, т. е. в каждом случае в отличие от самого наступления ответственности должна быть установлена причинно-следственная связь между деянием и вредом. Достаточность и характер такой связи определяются в зависимости от содержания обязательства и обстоятельств нарушения. В деле о геноциде МС ООН заявил, что для вынесения решения в от-ношении репараций он должен установить «является ли и в какой степени вред, на который ссылается заявитель, послед-ствием противоправного поведения ответчика, для того, чтобы ответчик был бы призван к его возмещению». В данном деле Суд не смог установить «достаточно прямую и определенную» причинно-следственную связь между нарушением ответчиком обязательства о предупреждении геноцида и ущербом, нанесенным ответчику в результате актов геноцида, совершенных в Сребренице в 1995 г. во время конфликта в Боснии и Герцеговине. Соответственно, Суд сделал вывод, что «финансовая компенсация не является подходящей формой репараций за нарушение обязательства предупреждения геноцида».

Возмещение вреда (репарации) осуществляется в форме реституции, компенсации и сатисфакции по отдельности или в сочетании в зависимости от вида и объема причиненного вреда.

Реституция представляет собой восстановление фактического положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Реституция осуществляется в ситуации, когда она материально возможна, т. е. объект обязательства не утерян безвозвратно в силу его физического уничтожения или необратимого повреждения. Реституция имеет широкое значение и может принимать форму, например, возврата территории, возвращения имущества, освобождения задержанных лиц (материальная реституция) или отмены правового акта (юридическая реституция).

Если реституция невозможна, неадекватна или недостаточна, потерпевшее государство имеет право получить от государства, совершившего международно-противоправное деяние, компенсацию за ущерб, причиненный в результате нарушения обязательства. Компенсация состоит в выплате денежных сумм за ущерб, который не возмещен путем реституции. Компенсируется весь материальный ущерб, исчисленный в финансовом выражении, включая стоимость имущества, упущенную выгоду, дополнительные расходы в связи с устранением последствий противоправного деяния и др. В консультативном заключении «О правовых последствиях строительства стены на оккупированной палестинской территории» МС ООН заявил, что, поскольку реституция материально невозможна, Израиль обязан компенсировать ущерб лицам, у которых было изъято имущество, а также всем иным юридическим и физическим лицам, которым был нанесен «какой бы то ни было материальный ущерб» в результате строительства стены.

Сатисфакцию нарушившее государство предоставляет в случаях, когда вред не может быть возмещен реституцией или компенсацией. Сатисфакция заключается в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении либо в иной форме. Сатисфакция, как правило, является средством возмещения нематериального вреда, который не поддается денежному выражению. Такие виды вреда возникают из самого факта нарушения обязательства (оскорбление государственной символики или иные формы оскорбления государства, нарушение суверенитета, нарушение неприкосновенности дипломатического представительства). Нередко в судебных решениях формой сатисфакции является сама констатация факта нарушения. В делах «О проливе Корфу» («Соединенное Королевство против Албании», 1949 г.), «Об ордере на арест от 11 апреля 2000 г.», «О геноциде и о некоторых вопросах взаимной помощи по уголовным делам» («Джибути против Франции», 2008 г.) МС ООН решил, что сделанные им заявления о нарушении обязательств представляют собой «надлежащую сатисфакцию».

Международный Суд в деле Авена подчеркнул, что выбор той или иной формы возмещения зависит от конкретных обстоятельств дела, природы и объема нанесенного вреда. Поэтому «как и в деле Лагранд» принесение США извинения будет недостаточным при нарушениях обязательств, вытекающих из Венской конвенции о консульских сношениях, в результате которых отдельные лица длительное время находились в заключении или были приговорены к суровым наказаниям. В таких случаях США должны обеспечить пересмотр вынесенных приговоров, принимая во внимание нарушения прав, вытекающих из Венских конвенций.

§2. Материальная ответственность государств

В первом случае материальная ответственность возникает как следствие прямой причинной связи между нарушением нормы права и материальным ущербом.

Наиболее типичными формами материального вида международно- правовой ответственности принято считать: реституцию, репарацию и субституцию. Выделение этих трех форм объясняется тем обстоятельством, что при единстве стоящих перед ними целей, они достигают их разными способами.

Реституция, согласно Статьям об ответственности, означает обязанность несущего ответственность государства, восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения в той мере, в какой эта реституция не является материально невозможной и не влечет за собой бремени, совершенно не пропорционального выгоде, получаемой от реституции вместо компенсации.

В международной доктрине различают две формы реституции. «Во- первых, реституция в натуре (restitutio in integrum), которая состоит в восстановлении прежнего материального положения. Во-вторых, реституция (restitutio in pristinum), которая представляет собой восстановление нематериальных прав. Сюда относятся прекращение незаконной оккупации, аннулирование законодательных, исполнительных и судебных актов и др.» Приоритет реституции подтвержден международной судебной практикой.

В Статьях об ответственности государств положения о реституции сформулированы следующим образом. Реституция — это обязанность государства, ответственного за международно-противоправное деяние, восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния, если и в той мере, в какой реституция не является материально невозможной и не влечет за собой бремени, которое совершенно непропорционально выгоде от получения реституции вместо компенсации.

Поскольку в реальной действительности избежать причинения ущерба имуществу в процессе его захвата государством-правонарушителем практически невозможно, а также, к моменту урегулирования претензии захваченное имущество либо уже не существую, либо находится в таком состоянии, что возвратить его не представляется возможным, то реституция в натуре применяется в международном праве сравнительно редко.

Читайте так же:  Требования к комплектации автомобиля

С учетом данных обстоятельств, Д.Б. Левин делает вывод, что реституция по своей природе — это овеществленное проявление репараций 68. Г. де Фюмеля писал: «. По нашему мнению, она (реституция) не может пониматься как форма ответственности или даже возмещения как такового, а представляет собой дополнительное действие государства-нарушителя, которое государство-нарушитель может быть обязано совершить независимо от возникновения ответственности за нарушенное обязательство»69. Однако следует сказать, что реституция является одной из основных форм материальной международно-правовой ответственности, о чем свидетельствует международная судебная практика. Если в ходе разбирательства было установлено, что сам объект возмещения по-прежнему существует и возращение его потерпевшему государству является целесообразным и справедливым, то международные судебные и арбитражные органы выносили решения о предоставлении реституции в натуре. В качестве примера можно привести дело о фабрике в Хожуве 1928 года70. Исходя из материалов дела, было вынесено решение о возвращении фабрики законному владельцу, так как это необходимо для поддержания status quo в силу положений Женевской конвенции 1922 года между Польшей и Германией.

Обязательство обеспечить реституцию не является абсолютным. Оно осуществляется в той мере, в какой реституция не является материально невозможной или совершенно непропорциональной. Это значит, что реституция может быть частичной и сопровождаться компенсацией. «Реституция не считается невозможной, если ее осуществлению препятствуют юридические факторы, даже в том случае, если государство предпринимает усилия по их преодолению. Как известно, ссылки на внутренне право не могут служить оправданием невыполнения обязанности полного возмещения»71. По мнению профессора, доктора юридических наук И.И. Лукашука в реституции может быть отказано, если на государство- правонарушителя возлагается бремя, совершенно непропорциональное выгоде потерпевшего государства. Это говорит о том, что международные судебные и арбитражные органы рассматривают реституцию как, безусловно, целесообразное и справедливое средство возмещения вреда, но отказываются от реституции, заменяя ее адекватной формой возмещения причиненного ущерба, только если это требуется самим существом дела.

Военные реституции имели место после первой и второй мировых войн, чему свидетельствует серия мирных договоров: Версальский мирный договор с Германией 1919г., Парижские мирные договоры 1947г., мирный договор с Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией и Италией.

По мнению ряда авторов обязанность государства-правонарушителя восстановить status quo ante путем реституции есть возврат к соблюдению нарушенных предписаний международного права, и является неравнозначным возмещением ущерба потерпевшему государству Исходя из положений Статей об ответственности, целесообразно говорить о реституции как о начальной форме возмещения ущерба.

Репарация — это возмещение потерпевшему от правонарушения государству материального ущерба государством — правонарушителем путем выплаты денежных сумм, поставки товаров, предоставления услуг, эквивалентных сумме, подлежащей возмещению. В отечественной международно-правовой доктрине термин «репарация» употребляется как форма материальной ответственности72.

К репарации прибегают наряду с реституцией, а также в тех случаях, когда материальное возмещение в натуре невозможно.

В доктрине была выдвинута концепция двух видов репарации. Ординарная репарация представляет собой форму материальной ответственности государства, возлагаемую на государство-правонарушителя за причинение материального ущерба и проявляющуюся в предоставлении денежного эквивалента причиненного ущерба или натурой.

Чрезвычайная репарация наступает за совершение государством- правонарушителем международного преступления и ведет к временному ограничению его в распоряжении своими материальными ресурсами.

Исторически чрезвычайной репарации, как форме возмещения военных расходов и убытков, предшествовали следующие формы: •

Во время ведения военных действий государства считались правомочными захватывать в собственность имущество противника, независимо от того, является оно государственным или частным. Данные действия проводились под предлогом возмещения военных расходов и издержек. Контрибуция являлась одним из средств возмещения побежденной стороной победителю военных убытков. Она была призвана защитить население оккупированной территории от грабежей со стороны захватившего ее военного соединения, так как, по общему мнению, контрибуция являлась следствием права на получение военной добычи. Контрибуция, которую побежденное государство обязывалось выплатить по условиям мирного договора, представляла собой фактически «дань; размер этой дани определялся только соотношением их сил» 74. В настоящее время термин «контрибуция» не употребляется.

По мнению профессора Левина Д.Б. главными целями военных репараций являются уничтожение или ослабление военного потенциала государства-правонарушителя, и тем самым содействие укреплению международной безопасности. Этими целями были проникнуты решения Потсдамской и Крымской конференций 1945 г. о репарациях в Германии.

В зарубежной международно-правовой доктрине термины «репарации» и «компенсация» рассматривают как тождественные понятия. Компенсация представляет собой возмещение ущерба, исчисляемого в финансовом выражении, включая упущенную выгоду. Как гласит статья 36 Статей об ответственности государств, государство-правонарушитель обязано возместить ущерб, причиненный его противоправными действиями, в той мерс, в которой он не возмещается реституцией. В качестве подтверждение можно привести решение Международного суда по делу «Габчиково- Надьмарош». Суд определил, что согласно устоявшейся норме международного права, потерпевшее государство имеет право на получение компенсации от государства, которое совершило международно- противоправное деяние, за причиненный ущерб. Компенсация призвана обеспечить полное возмещение ущерба. Возмещению подлежит ущерб, причиненный самому государству, его гражданам, должностным лицам и компаниям, а также моральный вред (напр. потеря родных и близких, боль, страдание, оскорбления). Компенсация должна возместить любой оцениваемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду в той мере, в какой она будет установлена.

В международной практике остается нерешенным вопрос о размере компенсируемого ущерба и правил его оценки. Эти правила существенно различаются в зависимости от характера нарушенных обязательств, от оценки поведения сторон и ряда иных факторов.

Субституция. Задача субституции состоит в замене пострадавшему субъекту объектов, неправомерно уничтоженных или поврежденных, аналогичными по количеству, качеству и ценности, взамен утраченных. Мнения относительно данной формы материальной ответственности разделились. Одни авторы (напр. Манийчук Ю.В., Петровский Ю.В.) рассматривают субституцию как форму международно-правовой ответственности, тесно связанную с реституцией, другие (напр. Василенко В.А.) считают ее формой ординарной репарации.

Сторонники материальной и нематериальной международно-правовой ответственности, помимо перечисленных, рассматривают еще одну форму ответственности.

Ресторация — восстановление государством-правонарушителем юридического статуса подобного тому, который существовал до момента совершения международного правонарушения75.

Доктрине международного права известны следующие средства осуществления ресторации государством-правонарушителем: уход с неправомерно оккупированной территории; прекращение нарушения принципов открытого моря; освобождение незаконно задержанных дипломатических и консульских представителей потерпевшего государства; отмена законодательных, исполнительных, административных актов, причиняющих вред потерпевшему государству, а также его физическим и юридическим лицам. Именно ресторация способствует возращение к правомерному положению, которое существовало до момента совершения правонарушения, и продолжало бы существовать, не будь это правонарушение совершенно. Однако если совершение международного правонарушения ведет к созданию такой ситуации, когда восстановление прежнего правового положения невозможно в силу возникновения ситуации необратимого характера, то международно-правовая ответственность государства-правонарушителя может быть установлена в других формах, при условии согласия потерпевшего государства.

В то же время не связанная с возобновлением правовой ситуации, существовавшей до правонарушения, ликвидация нематериального ущерба, явившего следствием ординарного международного правонарушения, производится, как правило, в такой форме нематериальной международно- правовой ответственности как ординарная сатисфакция. Как отмечают ученые-международники, ординарная сатисфакция является наиболее предпочтительной формой нематериальной международно-правовой ответственности государства-правонарушителя за нанесение вреда чести и достоинству потерпевшего государства.

Читайте так же:  Заявление в налоговую на социальный вычет образец

Причиной наличия столь разнообразных мнений относительно видов и форм международно-правовой ответственности, видится в перенесении взглядов на природу ответственности с внутригосударственного на международное право. В соответствии с этим положением, под ответственностью понимается все отрицательные последствия правонарушения. В результате ответственность практически отождествляется с санкцией.

Следует уяснить, что виды и формы ответственности различные понятия. Видами международной ответственности являются политическая ответственность и материальная ответственность. Политическая ответственность осуществляется в форме сатисфакции, санкции, репрессалии. Материальная ответственность реализуется в форме реституции, репарации, субституции.

6.5. Виды и формы международно-правовой ответственности

В теории международного права различают следующие ви­ды международной ответственности: политическую, материаль­ную и моральную.

Деление это в значительной степени носит условный харак­тер, поскольку любая ответственность субъектов международно­го права является политической, в том числе и моральная ответ­ственность за действия, затрагивающие честь и достоинство другого субъекта международного права (например, оскорбле­ние флага государства).

политической акцией одного субъекта в отношении другого, то очевидно, что так называемая моральная ответственность явля­ется в значительной мере политической ответственностью.

К политической ответственности вместе с тем относятся все формы ответственности субъектов международного права, не связанные с материальным возмещением ущерба. Диапазон форм политического вида ответственности весьма широк — от так называемой сатисфакции, или официального извинения, до временного ограничения суверенитета государства.

Политическая ответственность, как правило, сопровожда­ется применением принудительных мер в отношении государст­ва-правонарушителя и сочетается с материальной ответственно­стью. Наиболее распространенной формой политической ответ­ственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, рес­торация, приостановление членства или исключение из между­народной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к госу­дарству-нарушителю. Они могут быть применимы международ­ными организациями (универсальными и региональными), на­пример ООН, ИКАО, АС, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяже­сти правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к госу­дарству-агрессору могут быть применены следующие принуди­тельные меры: временное ограничение суверенитета; отторже­ние части территории; послевоенная оккупация и др.

Высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда выс­шую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нару­шившего интересы первого. Реторсия может быть только отве­том одного государства на определенные недружественные дей­ствия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, со­вершившего недружественный акт; выдворение из страны рав­

ного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы госу­дарства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) — это правомерные принуди­тельные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия дру­гого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому прину­ждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться в приостановлении или раз­рыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запреще­ния) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удов­летворения.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление госу­дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ­ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфак­ция может быть выражена в виде официального принесения из­винения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в бу­дущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обста­новке и т. д.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не под­дающегося финансовой оценке, который представляет собой на­несенное государству оскорбление. Сатисфакция не должна но­сить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизитель­ные для ответственного государства.

Ресторация как форма ответственности предполагает вос­становление государством-нарушителем прежнего состояния ка­

кого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нару­шения государством своих международных обязательств, свя­занных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе междуна­родных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.

Реституция — это восстановление положения, которое су­ществовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, непра­вомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с тер­ритории противника.

Объектом реституции может быть также возвращение не­правомерно захваченного или неправомерно задержанного иму­щества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания.

Компенсация. (Emenda). Государство, ответственное за меж­дународно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой ис­числимый в финансовом отношении ущерб, включая упущен­ную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наи­более распространенным видом санкций. Компенсация, как пра­вило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потер­певшим государством в результате правонарушения.

Компенсация может быть самостоятельной формой возме­щения вреда или выступать в качестве дополнения к реституции.

Субституция — это разновидность реституции. Она пред­ставляет собой замену неправомерно уничтоженного или повре­жденного имущества, зданий, транспортных средств, художест­венных ценностей, личного имущества и т. п.

§ 8. Виды и формы международно-правовой ответственности

КМП посвятила вторую часть проекта статей содержанию международной ответственности государств.

Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию, т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.

Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в каче-стве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее раз-новидность.

Реституция in integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим.

Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими явля-ются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, кото-рые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

Читайте так же:  Приказ о введении руководства по качеству

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приоста-новление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, про-мышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Германия была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства, подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Особой формой ответственности Германии после Второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.

17. Виды и формы международной правовой ответственности государств

17. Виды и формы международной правовой ответственности государств

В международном праве выделяют два вида ответственности: материальную и политическую. Данные виды ответственности выражаются в разнообразных формах.

Материальная ответственность возникает вслед-ствиенарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба. Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

Комиссия международного права ООН в проекте статей об ответственности государств выделила в качестве форм ответственности: реституцию, компенсацию, сатисфакцию.

Согласно ст. 35, 36 Проекта статей об ответственности государств реституция – это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества.

Компенсация – это возмещение любого оцени-мого ущерба, понесенного потерпевшим государством, включает в себя упущенную выгоду. Реституция существует в форме восстановления прежнего правового состояния, включает в себя несение издержек в связи с этим. Компенсируется ущерб, причиненный противоправным деянием, который не покрывается реституцией. Компенсация выражается в форме выплаты денег за причиненный вред.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований потерпевшего государства для возмещения вреда, причиненного его политическим интересам. Сатисфакция выражается в форме выражения сожаления, признания неправомерности своих действий. Выделяют чрезвычайную сатисфакцию (т. е. временное ограничение суверенитета и правоспособности государства), которая может выражаться в формах приостановления деятельности государственных органов и реорганизации политической системы и т. д.

Также в международном праве выделяют чрезвычайную репарацию, т. е. ограничение государства в правомочиях на пользование своими материальными ресурсами.

Политическая ответственность может быть выражена в форме сатисфакций, репрессалий (т. е. ответных насильственных действий, осуществляемых пострадавшим субъектом), реторсии (т. е. ответных акций в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения).

Материальная ответственность может выражаться в форме реституции, компенсации.

§ 8. Виды и формы международно-правовой ответственности

Ответственность реализуется в конкретных видах и фор­мах. Видами ответственности являются материальная и нема­териальная (политическая) ответственность. Каждый вид от­ветственности может выражаться в различных формах. В прак­тике международных отношений нет «жесткого» соответствия между характером ущерба и видом ответственности: матери­альный ущерб может повлечь политическую ответственность.

КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответст­венности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, ком­пенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения. Со ссылками на судебную и арбитражную практику в доктрине называются также некоторые иные формы, в частности, рести­туция in integrum (восстановление прежнего правового состоя­ния). . .

Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее госу­дарство вправе получить от государства-нарушителя рести­туцию в натуре, т. е. восстановление положения, которое су­ществовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного иму­щества, оборудования, художественных ценностей, транспорт­ных средств и т. д.

Потерпевшее государство вправе получить от совершив­шего международное правонарушение государства компенса­цию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпев­шим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме вы­платы денег в качестве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных тре­бований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболез­нования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представи­теля государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно проекту в соответствующих случаях потерпев­шее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.

Реституция in integrum представляет собой восстановле­ние прежнего правового положения (состояния) и несение из­держек в связи с этим. Например, освобождение незаконно за­нятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

Ответственность за совершение международных преступ­лений не может сводиться к возмещению материального ущер­ба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими яв­ляются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репара­ции. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное между­народное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограниче­ния суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, испол­нительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорга­низация политической системы, упразднение отдельных инсти­тутов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдик­ции для наказания лиц, непосредственно совершивших между­народные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. она была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского прави­тельства, подчиниться режиму послевоенной оккупации и дру­гим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомо­чий государства распоряжаться своими материальными ресур­сами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие со­вершению международных преступлений.

Особой формой ответственности Германии после второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Пот­сдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.