Федеральный закон от 23.02.2019 15-фз об охране здоровья

Содержание:

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов «в», «г» и «е» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (в редакции от 29.07.2018)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований, запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Понятие «общественное место» законодательством не закреплено. Однако правоприменительная практика полиции и судебная практика свидетельствуют о том, что при определении критериев общественного места необходимо оперировать такими категориями как пространство или территория (в том числе транспорт), выделенная для общественного пользования; места, открытые для свободного доступа неограниченного круга лиц; места предполагающие возможность нахождения в них неопределенного круга лиц.

Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», определены территории, помещения и объекты, где запрещено курения табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Кроме того, частью 6 данной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах.

За нарушение указанных запретов наступает административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», которая по ч. 1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а по ч. 2 — наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Протоколы по данным административным правонарушениям вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Читайте так же:  Наглядное пособие на стене

О запрещении курения в помещениях и на территории государственных образовательных учреждений

О запрещении курения в помещениях и на территории государственных образовательных учреждений

Запрет на курение табака действует в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Знак о запрете курения размещается для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено (в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23.02.2013 N15-ФЗ). Требования к запрещающему знаку и к порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н и вступили в силу 17.08.2014.

Ответственность за нарушение Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Ответственность за нарушение Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С 15 ноября 2013 года вступили в силу санкции за нарушение Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Представляем перечень штрафов:
1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака — для граждан от 1 до 2 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ)
2. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего — для граждан — от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ)
3. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок — для граждан — от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ)
4. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках — для граждан — от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ)
5. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения — для должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб.; для юридических лиц — от 30 до 60 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ)
6. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака — для должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб.; для юридических лиц — от 50 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ)
7. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности — для индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 тыс. руб.; для юридических лиц — от 60 до 90 тыс. руб. (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ)
8. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением специальных случаев (ч. 2 — 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ) — для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.; для должностных лиц — от 5 до 15 тыс. руб.; для юридических лиц — от 80 до 150 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
9. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла — для должностных лиц — от 20 до 40 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 до 170 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
10. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака — для должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
11. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей —
12. для граждан — от 3 до 4 тыс. руб.; для должностных лиц — от 10 до 25 тыс. руб.; для юридических лиц — от 150 до 600 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
13. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака — для должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб. (ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
14. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями — для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.; для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.; для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ)
15. Оптовая или розничная продажа насвая — для граждан — от 2 до 4 тыс. руб.; для должностных лиц — от 7 до 12 тыс. руб.; для юридических лиц — от 40 до 60 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ)
16. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий — для граждан — от 3 до 5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ)

Напомним, что к местам, где запрещено курить, отнесены территории и помещения следующих объектов:
— образовательные, культурные, спортивные, молодежные учреждения;
— медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных
услуг;
— пассажирские поезда и суда дальнего следования;
— воздушный транспорт;
— все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
— пассажирские платформы пригородных поездов;
— территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех
видов, аэропортов, портов, станции метрополитенов;
— общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного
проживания;
— объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения
объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных
торговых объектов;
— помещения социальных служб;
— здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов
местного самоуправления;
— рабочие места в помещениях;
— лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;
— детские площадки и пляжи;
— следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;
— автозаправки.
Следует отметить, что за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, а также на иных объектах транспорта, в которых не допускалось курение, ранее в законодательстве была установлена другая специальная санкция (ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ). За это нарушение предусматривался штраф в размере 100 руб. Законом N 274-ФЗ указанная норма признана утратившей силу, поскольку теперь этот состав административного правонарушения охватывается ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, в которой определено более строгое наказание.

Читайте так же:  Приказ 4 8 мз рф

Дистанционная система профессионального гигиеническогообучения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю

Портал государственных услуг

ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

О некоторых проблемах правоприменительной практики «антитабачного» закона (Булатецкий П.С.)

Дата размещения статьи: 24.04.2015

Общеизвестно, что одним из приоритетных направлений современной государственной политики является противодействие потреблению табака. В целях снижения распространенности его потребления среди населения и связанных с этим процессом негативных медицинских, демографических и других социально-экономических последствий с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака [5; 8] была разработана Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 гг. [6], а также принят Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [7] (далее — Закон N 15-ФЗ).

Между тем, несмотря на положительно взятый государством вектор в области охраны здоровья граждан и обеспечения благоприятной окружающей среды — этих основополагающих прав, закрепленных в ст. 41, 42 Конституции РФ, правоприменительная практика так называемого антитабачного закона не лишена недостатков, требующих своевременного вмешательства.
Так, абсурдной представляется его реализация в части обеспечения выполнения ограничений, установленных ст. 19, 20 Закона N 15-ФЗ в области торговли табачной продукцией и табачными изделиями, за несоблюдение которых законодательством установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ.

Как известно, 1 июня 2014 г. в соответствии с этими ограничениями существенно сократилось число мест, где разрешена розничная торговля табачной продукцией и табачными изделиями. По общему правилу их реализация возможна только в магазинах и павильонах (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), при этом законодатель установил, что понимается под данными торговыми объектами. В иных же торговых объектах, таких как киоски, палатки, ларьки и т.д., оборот табачных изделий и табачной продукции запрещен, за исключением случаев, когда в населенном пункте магазины и павильоны отсутствуют. При таких обстоятельствах допускается реализация табака в иных точках продажи, а также путем развозной торговли (ч. 2 ст. 19 Закона 15-ФЗ).

Кроме того, Законом N 15-ФЗ установлен запрет на способы реализации табачной продукции. Так, в частности, с 1 июня 2014 г. недопустима ее продажа путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом (например, через сеть Интернет), с использованием автоматов и иными способами (ч. 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), а также с выкладкой и демонстрацией в торговом объекте (ч. 4 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), за исключением предоставления покупателю информации о продаваемой табачной продукции, которая должна быть оформлена надлежащим образом (ч. 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Единственным органом, должностные лица которого в соответствии со ст. 23.49 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы и рассматривать дела по данным административным правонарушениям, выступают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, т.е. территориальные органы Роспотребнадзора [2]. Однако последние, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9], своего административного регламента [1], могут выявлять и пресекать административные правонарушения в области торговли табачными изделиями и табачной продукцией лишь в ходе плановых и внеплановых проверок. Между тем, учитывая порядок их проведения, лицо, осуществляющее розничную продажу табачной продукции и табачных изделий, фактически может пренебрегать и, как показывает практика, зачастую пренебрегает установленными Законом N 15-ФЗ ограничениями.
Иными словами, ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ, по сути, являются «мертвыми» нормами действующего федерального законодательства об административных правонарушениях.
Для разрешения сегодняшней правовой коллизии необходимо расширить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ. Полагаем, что к их числу в первую очередь следует отнести должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Соответственно, в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ следует внести изменения, дополнив после слов «14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации)» словами «частями 1 и 3 статьи 14.53».
Другая проблема правоприменительной практики Закона N 15-ФЗ обусловлена знаком о запрете курения.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, должен размещаться соответствующий знак, несоблюдение требований к которому влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Приказом Минздрава России от 30.05.2013 N 340н [3] были утверждены требования к знаку о запрете курения, а также порядок его размещения, однако в феврале 2014 г. данный Приказ был отменен [4] без предъявления новых требований.
В результате учреждения и организации, на территории и в помещении которых курение табака запрещено, хотя де-юре и обязаны размещать знак о запрете курения, де-факто не могут его разместить ввиду отсутствия утвержденных к нему требований, а также порядка его размещения, что превращает ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ в нерабочую норму. При этом данный правовой пробел на практике может привести к тому, что любой гражданин, курящий, к примеру, на территории медицинского учреждения, на территории которого курение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ запрещено, не имея умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъектом административно-правовых отношений.
Нельзя оставить без внимания еще один пробел законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Так, ч. 4 ст. 20 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на потребление табака несовершеннолетними. Однако действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение указанного запрета, что ставит под сомнение реализацию нормы Закона N 15-ФЗ, с одной стороны, и позволяет несовершеннолетним уйти от ответственности за потребление табака — с другой.
Следовательно, федеральное законодательство об административных правонарушениях нуждается в административно-правовой норме, предусматривающей ответственность за потребление табака несовершеннолетними. При этом учитывая, что административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, административно-правовая норма может быть представлена следующим образом:
«Статья 6.23.1. Потребление табака несовершеннолетним
1. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет —
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей».
Несомненно, устранение обозначенных правовых пробелов и коллизий положительным образом отразится на законодательстве в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, будет способствовать реализации целей государственной политики в данной сфере.

Читайте так же:  Можно ли вернуть туфли в магазин

Литература

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 // Российская газета. N 215. 2012.
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (в ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2899.
3. Приказ Минздрава России от 30.05.2013 N 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Минздрава России от 21.02.2014 N 82 «Об отмене Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 46. Ст. 5249.
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 40. Ст. 5118.
7. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 8. Ст. 721.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1758.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Прокуратура информирует

Проведена проверка соблюдения законодательства об охране несовершеннолетних граждан от воздействия табака в образ-х организациях

Прокуратурой Ординского района проведена проверка соблюдения законодательства направленного об охране здоровья несовершеннолетних граждан от воздействия табака в образовательных организациях района

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с ч.ч. 3,6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения.

Согласно п.2, п.3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» индивидуальные предприниматели и юридические лица в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака имеют право принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

В силу ч.2 ст.10 вышеуказанного Федерального закона, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

В силу п. 1 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.

Согласно части 5 статьи 12 названного закона для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено.

Согласно приказа знак о запрете курения выполняется в форме круга с каймой красного цвета определенной ширины. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты.

В приложении к приказу Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2014 №214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» приводится рекомендуемый образец знака о запрете курения.

В ходе проверки исполнения законодательства в сфере защиты и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних во всех образовательных организациях района установлено, что в нарушение изложенных выше требований законности знаки о запрете курения у входа на территорию, в здание вышеуказанных учреждений до настоящего времени не установлены.

Кроме того, в ходе проверок выявлены факты потребления табака работниками и учащимися образовательных учреждений на территории школ.

Несоблюдение вышеназванными образовательными учреждениями указанных выше требований законодательства влечет за собой нарушение конституционных прав несовершеннолетних обучающихся, их законных представителей на безопасные условия обучения и воспитания, а также на достойную защиту и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних.

По результатам проверки прокуратурой района внесено представление об устранении законодательства направленного об охране здоровья несовершеннолетних граждан от воздействия табака, причин и условий им способствующих.