Федеральный закон об организации дорожного движения и о внесении изменений

Содержание:

Подписан закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения и при осуществлении парковочной деятельности

Президент подписал Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

При этом организация дорожного движения определяется Федеральным законом как деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения, а её основными принципами, в частности, являются соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения, обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации, приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени при движении транспортных средств и пешеходов.

Кроме того, новый понятийный аппарат в области организации дорожного движения в Российской Федерации включает в себя такие понятия, как документация по организации дорожного движения, интенсивность дорожного движения, мониторинг дорожного движения, эффективность организации дорожного движения, пропускная способность дороги и другие.

Федеральным законом также определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, устанавливается возможность создания организаций, осуществляющих функции в области организации дорожного движения, вводится учёт основных параметров дорожного движения, определяются требования к парковкам общего пользования и к платным парковкам, а также к организации дорожного движения при размещении объектов капитального строительства, устанавливается порядок осуществления государственного контроля в области организации дорожного движения.

Для эффективной реализации целей, предусмотренных Федеральным законом, соответствующие изменения вносятся в федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ
«Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 декабря 2017 года

Принятие закона обусловлено в т. ч. увеличением нагрузки на автодороги, особенно в крупных городах и на подъездах к ним.

Решено установить единые правовые основы деятельности в данной сфере, разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей, обозначить основные права и обязанности субъектов, обеспечивающих организацию дорожного движения. Представляется важным отметить следующие нововведения.

Регионы вправе устанавливать ограничения для борьбы с заторами. Так, предусмотрено введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов; временного ограничения или прекращения движения транспортных средств. Еще одна мера — взимание платы за пользование парковками.

Закреплены требования к парковкам общего пользования. Решено вести их реестр. Прописаны правила размещения парковок, определения их зон.

Решено разрабатывать комплексные схемы организации дорожного движения. Они будут составляться минимум на 15 лет для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с численностью населения свыше 10 тыс. жителей и (или) для сетей дорог и (или) их участков в границах регионов. Предусмотрена корректировка схем каждые 5 лет.

Внесен ряд сопутствующих изменений в некоторые законодательные акты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 года после его официального опубликования.

Читайте так же:  Спор о праве гражданском как основание судебное защиты

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 30 декабря 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2017 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2017 г. N 297с (специальный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 1 (часть I) ст. 27

История рассмотрения и принятия Федерального закона

Разъяснение законодательства

Вопрос: 20 декабря Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон об организации дорожного движения, который дает большие полномочия в этом вопросе местным органам власти. Что конкретно изменится?

Отвечает старший помощник прокурора города Курска Наталия Шайкина: Действительно, 28 декабря 2018 года на территории Российской Федерации вступит в силу вновь принятый Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об организации дорожного движения).

Указанный Закон впервые устанавливает единые для всей страны правовые основы транспортного развития территорий, организации дорожного движения, определяет компетенцию различных уровней публичной власти: федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основной целью правового регулирования является обеспечение эффективности организации дорожного движения, снижение экономических потерь за счет повышения пропускной способности дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области организации дорожного движения отнесены: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий.

На основании ст. 11 Федерального закона об организации дорожного движения в качестве основных мероприятий по обеспечению эффективности организации дорожного движения, выполнение которых возлагается в том числе на муниципальные органы, является повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок; оптимизацию циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов; развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог).

Федеральный закон об организации дорожного движения устанавливает гарантии для автолюбителей и пешеходов при ремонте и реконструкции автомобильных дорог.

В частности, при реконструкции и ремонте участков дороги проезжая часть может быть закрыта для проезда не более чем на 50 процентов. В случае необходимости закрытия более чем на 50 процентов должен быть обеспечен объезд данных участков дороги. Устройство ограждений для ремонта допускается не раньше, чем за три календарных дня до начала работ. При этом установка ограждений при отсутствии договора, определяющего сроки выполнения ремонтных работ, не допускается.

Федеральный закон об организации дорожного движения впервые устанавливает на общероссийском уровне требования к платным парковкам, предоставляя органам власти субъектов Российской Федерации полномочия по введению запрета на платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.

У органов государственной власти и местного самоуправления имеется в запасе почти год для разработки и принятия собственных нормативных актов по организации дорожного движения.

Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20.12.2017 № N 443-ФЗ

Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

Принявший орган: Государственная Дума РФ

Об организации дорожного движения

29.12.2017 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Федеральный закон вступает в силу с 30.12.2018.

Новым законом обозначаются основные принципы и правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации.

Законом разграничены полномочия органов власти всех уровней в области организации дорожного движения.

Читайте так же:  Приказ о внесении изменений в перечень оцди

Так, к полномочиям органов местного самоуправления в области организации дорожного движения в соответствии со статьей 7 Федерального закона относятся:

— организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Федеральным законом также определены органы и организации, осуществляющие функции в области организации дорожного движения; общие требования к организации дорожного движения; основные требования к мониторингу дорожного движения и обеспечению эффективности организации дорожного движения; требования к парковке общего пользования и платной парковке, а также иные требования в области организации дорожного движения.

Установлено, что при выполнении работ по ремонту участков дороги проезжая часть может быть закрыта для проезда не более чем на 50 процентов. При необходимости ее закрытия более чем на 50 процентов должен быть обеспечен объезд.

Кроме того, законом предусмотрено создание реестра парковок общего пользования. Определено, что решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах застройки многоквартирными домами принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах.

О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вносится депутатами Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внести в часть 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 27) изменение, дополнив абзацем вторым следующего содержания:

«Плата за пользование платной парковкой не взимается в отношении транспортных средств с электрической тягой (электромобилей)».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Положения абзаца второго части 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 27) применяются до 31 декабря 2028 года включительно.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

« О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект направлен на стимулирование спроса на автомобили с электрической тягой (электромобили). Необходимость развития производства и рынка новых «альтернативных» транспортных средств обусловлена, в первую очередь, необходимостью решения задач сохранения и улучшения экологии и здоровья населения.

По данным ООН, доля влияния автотранспорта на глобальный климат составляет 25 процентов, а по данным НАМИ, величина ежегодного экологического ущерба от загрязнения атмосферы отработавшими газами, от утечки и испарений горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, от шума и вибрации и других воздействий на окружающую среду при функционировании только автотранспортного комплекса в стране оценивается в 1,5–1,8% ВВП России. Именно поэтому переход на электромобили является необходимой мерой.

Еще в 2013 году после обсуждения проблем перспективы развития электромобилей в России на международном энергетическом форуме, стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны. Был предпринят ряд стимулирующих мер, что, безусловно, обеспечило рост спроса на электромобили.

Так, если по состоянию на 1 января 2016 года, в России было зарегистрировано 647 электромобилей, то на 1 июля 2017 года эта цифра составила 1100 единиц (по данным аналитического агентства «Автостат»).

По данным Минэнерго России, представленным на форуме ENES в 2016 году, к 2020 году объем рынка электрокаров в России должен составить 200 тысяч машин.

Однако по информации ГИБДД, на 1 января 2018 года на территории субъектов Российской Федерации зарегистрировано всего 2016 автотранспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, что составляет всего 1 % от целевого показателя.

При этом в схожей по климатическим условиям Канаде с населением 36,5 млн. человек на февраль 2017 года зарегистрировано порядка 30 000 электромобилей, а в Китае количество электромобилей составило более 800 000 единиц.

Очевидно, что, несмотря на ряд стимулирующих мер, обеспечивших рост количества электромобилей в России, спрос на электромобили в России остается крайне низким.

Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р) даже оптимистичный сценарий продаж электромобилей для российского рынка подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на 4–5 лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1–1,5 % (т.е. 15–25 тыс. автомобилей).

Читайте так же:  Льготы многодетным семьям чувашия 2019

В целях стимулирования развития рынка электромобилей в России вышеуказанная Стратегия содержит комплексный подход, включающий возможные меры поддержки и регулирования, реализуемые на региональном и федеральном уровнях.

В качестве одной из мер поддержки спроса на электромобили предлагается предоставление права бесплатного пользования платными парковками.

На сегодняшний день вопрос об организации платных парковок урегулирован Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу с 30 декабря 2018 года.

В части 8 статьи 15 указанного Федерального закона установлены категории транспортных средств, в отношении которых взимание платы за пользование платной парковкой не допускается. К ним относятся транспортные средства, используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и другие.

В соответствии с частью 9 этой же статьи, право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Также право устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой, предоставляется владельцу платной парковки. Таким образом, право бесплатного пользования платной парковкой может быть установлено на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Однако в то же время следует отметить, что введение льготы на парковку электромобилей — это право, а не обязанность региона или муниципалитета, поэтому в каждом конкретном регионе стимулирование спроса на электромобили будет зависеть от политики региональных или местных властей.

Во избежание такой ситуации законопроектом предлагается предоставить право бесплатного пользования платными парковками для электромобилей именно на федеральном уровне в качестве меры поддержки спроса на электромобили.

Принятие законопроекта обеспечит единообразный подход к решению данного вопроса, позволит стимулировать развитие рынка электромобилей, а также будет способствовать развитию соответствующей инфраструктуры.

Учитывая, что предлагаемые меры носят стимулирующий характер, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об их введении сроком на 10 лет.

Организация дорожного движения и парковок в России будет регулироваться отдельным федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федер

В числе основных принципов организации дорожного движения в России Закон определяет:
— приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени при движении транспортных средств или пешеходов;
— приоритет развития транспорта общего пользования;
— создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
— обеспечение экологической безопасности.

Законом разграничены полномочия органов власти всех уровней в области организации дорожного движения. К основным параметрам дорожного движения относятся:
— его интенсивность, состав транспортных средств, их средняя скорость, плотность движения, пропускная способность дороги;
— параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю времени в движении транспортных средств или пешеходов.

Обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется посредством следующих мероприятий, в частности:

— управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от их категорий, скорости и направления движения, распределение их по времени движения;
— повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок;
— оптимизации циклов светофорного регулирования;
— развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов;
— введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств;
— развитие парковочного пространства;
— введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств.

Установлено, что при выполнении работ по ремонту участков дороги проезжая часть может быть закрыта для проезда не более чем на 50 процентов. При необходимости ее закрытия более чем на 50 процентов должен быть обеспечен объезд.

Законом предусмотрено создание реестра парковок общего пользования. Определено, что решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах застройки многоквартирными домами принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах.

Закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2017).

Подготовлено Касимовской межрайонной прокуратурой