Федеральный закон об гостиницах

Подписан закон об обязательной классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей)

Федеральным законом, в частности, вводятся понятия «средство размещения», «гостиница», «гостиничные услуги», «классификация гостиниц», «классификация горнолыжных трасс», «классификация пляжей».

Классификацию объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей) смогут проводить только аккредитованные организации. По результатам классификации будет выдаваться свидетельство о присвоении им соответствующей категории («звезд»). Утверждение положения о классификации гостиниц отнесено к компетенции органов государственной власти федерального уровня.

Объект туристской индустрии обязан указывать в рекламе и использовать в своей деятельности только присвоенную ему категорию.

Устанавливается запрет на предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.

В случае обнаружения несоответствия гостиницы и иного средства размещения требованиям порядка классификации объектов туристской индустрии действие свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории приостанавливается.

Также предусматривается лишение аккредитации на право классификации объектов туристской индустрии организации, необоснованно присваивающей категории, и усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, при этом новые требования будут вводиться поэтапно: с 1 января 2019 года — для наиболее крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2020 года — для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года — в отношении всех гостиниц.

Подписан закон о классификации гостиниц

С 1 июля 2019 года всем гостиницам с номерным фондом более 50 гостиничных номеров в обязательном порядке будет присваиваться определенное количество звезд, с 1 января 2020 года – гостиницам с номерным фондом более 15 гостиничных номеров, а с 1 января 2021 года – в отношении всех гостиниц. Соответствующий федеральный закон подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»).

Подробнее о нововведении читайте в нашей новости.

Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туриндустрии

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 января 2018 года, одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вводится обязательная классификация гостиниц, осуществляемая в настоящее время добровольно (за исключением установленных федеральными законами случаев), и уточняются требования к классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей.

Классификация гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей осуществляется аккредитованными организациями. Аккредитация организаций, осуществляющих соответствующую классификацию, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аккредитация действует три года и позволяет осуществлять классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей на всей территории Российской Федерации при условии уведомления уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию.

По результатам классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей выдаётся свидетельство о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определённой категории, которое действует три года.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведёт перечень аккредитованных организаций и единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей и размещает сведения, содержащиеся в этих перечнях, на своём официальном сайте в сети интернет.

Федеральным законом предусматриваются основания для отказа в аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, основания для отказа в классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, а также основания для приостановления и прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определённой категории.

В соответствии с Федеральным законом обязательная классификация гостиниц осуществляется поэтапно в зависимости от количества гостиничных номеров. При этом под гостиницей понимается средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утверждённым Правительством Российской Федерации.

К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций.

За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определённой категории, а также за использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей указанной в свидетельстве, установлена административная ответственность.

Закон о гостиницах

Гостиничное дело представляет собой важное ответвление туристической отрасли. Ведь в гостиницу, где прекрасны и антураж, и обслуживание, хочется вернуться снова. Понравившиеся номера советуют друзьям и знакомым, таким образом обеспечивая приток новой клиентуры.
Для определения норм гостиничного обслуживание понадобилось внедрение соответствующего закона.

Описание Постановления Правительства № 1085

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» № 1085 было выдвинуто 9 октября 2015 года в Москве. Настоящим постановлением регламентируются права и обязанности постояльцев и работников гостиниц, устанавливаются правила гостиничного обслуживания. Основой рассматриваемого закона являются 4 статьи.

Со вступлением в силу действительного нормативного акта упразднено действие предшествующего ему постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года N 490.

Согласно закону, гостиница является комплексом небольших комнат (номеров), предназначенных для временного размещения приезжих. В зависимости от качества самой гостиницы, а так же услуг, предлагаемых её постояльцам, определяется количество звёзд гостиничного комплекса.

Согласно общим положениям данного документа, регламент предоставления тех или иных видов услуг на территории гостиничного комплекса основывается на нормативах Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В перечень основной терминологии, используемой рассматриваемым законом, входят следующие понятия:

  • Гостиничные услуги — совокупность услуг, предоставляемых постояльцам гостиницы персоналом;
  • Малое средство размещения — гостиница с количеством номеров до 50;
  • Цена места в номере— совокупность оплаты за временное размещение, пребывание и пользование предлагаемыми услугами на территории комплекса;
  • Потребитель — физическое лицо, изъявляющее желание временно поселиться в гостинице;
  • Исполнитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющий весь спектр гостиничных услуг;
  • Бронирование — резервирование номера или место в номере за определённый временной период до заселения;
  • Расчётный час — временной промежуток, установленный для выселения прежних постояльцев и заселения новоприбывших.

Основные положения

Согласно действительному закону, управляющая сторона гостиницы обязуется проинформировать потребителя обо всех нюансах, связанных с пребыванием на территории гостиничного комплекса. Сведения подаются в виде вывески возле входа или рядом с рецепцией. Исполнитель должен обеспечить возможных постояльцев следующей информацией:

  • Название гостиницы, рабочие часы, точный адрес (в случае, если исполнитель — юридическое лицо);
  • ФИО и реквизиты индивидуального предпринимателя.

Непосредственно в самом гостиничном здании, а так же на вэб-сайте гостиницы размещается следующая информация:

  • Подробные данные исполнителя, в том числе номер телефона и адрес электронной почты;
  • Информация о категории и количестве звёзд;
  • Список номеров гостиницы с указанием их типов (стандарт, эконом, люкс);
  • Каталог услуг, входящих в стоимость номера;
  • Каталог услуг за дополнительную плату;
  • Устав, регламентирующий нормы проживания, порядках осуществления и аннулирования бронирования;
  • Информация о максимальном допустимом сроке проживания в гостиничном комплексе;
  • Список категорий граждан, которым по закону определены льготы на проживание в гостинице;
  • Иные сведения, предусмотренные настоящим законом.

Правила пребывания в гостинице должны находиться в каждом номере в свободном доступе — для облегчения процедуры ознакомления с ними. По закону, сведения предоставляются на русском и иностранных языках по требованию постояльцев.

Согласно статье 3 данного закона, оформление бронирования осуществляется при предоставлении удостоверения личности, в том числе:

  • Паспорта гражданина России;
  • Паспорта времён СССР;
  • Для несовершеннолетних граждан, младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • Заграничного паспорта вне зависимости от подданства (при наличии отметки о въезде на территории Российской Федерации);
  • Удостоверения лица без гражданства;
  • Разрешения на Временное Пребывание (РВП);
  • Вида на жительство (ВНЖ).
  • По закону, исполнитель уполномочен отказать соискателю в предоставлении ряда гостиничных услуг. Причиной тому может послужить отсутствие свободных и не зарезервированных номеров в гостинице на тот момент.

Договорённость о бронировании номера осуществляется в письменной форме и скрепляется подписями потребителя и исполнителя. Согласно действительному закону, при нарушении условий договорённости исполняющей стороной, исполнитель обязан возместить расходы заказчика.

Расчетный час и ранний заезд

Определение «расчётный час» — по сути, устаревшее. Ещё во времена СССР расчётный час был единым по закону — 12:00, однако и в наше время немало гостиниц продолжают эту традицию. При такой норме заезд постояльца должен осуществляться не позднее указанного часа, и выселение, соответственно — тоже.

В современной России часть гостиничных комплексов переходит на западные стандарты работы. Термин «расчётный час» в таких случаях упраздняется, появляются понятия «check in» и «check out». Необходимо учитывать, что эти параметры не всегда совпадают. Данные нюансы согласовываются с каждым отдельным исполнителем, так как у гостиниц такого рода — свои положения.

Согласно рассматриваемому закону о предоставлении гостиничных услуг в РФ, дополнительная оплата за ранний заезд в гостиницу и позднее выселение из номера так же согласовывается заранее при составлении договорённости. Наиболее распространены следующие тарифы:

  • Отклонение от времени расчёта составляет мене часа — доплаты не требуется;
  • Более часа, но меньше 6 часов — дополнительная оплата за каждый час;
  • От 6 до 12 часов — производится расчёт оплаты за полдня;
  • От 12 до 24 часов — дополнительная оплата в размере суточной стоимости.

Необходимо помнить, что об указанных отклонениях руководство гостиницы должно предупреждаться заранее. В противном случае исполнитель имеет право снять бронь и предоставить номер другим постояльцам.

Скачать текст Постановления № 1085 о гостиничных услугах

В целях подробного ознакомления с правами и обязанностями постояльцев и исполнителей гостиничных услуг, а так же изучения правил ведения гостиничного дела, необходимо ознакомиться с положениями настоящего закона.

Скачать текст Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» № 1085 можно скачать по ссылке:

Какие законы и подзаконные акты регулируют порядок предоставления гостиничных услуг?

По просьбам читателей Фронтдеск.ру приводит список наиболее востребованных документов и нормативных актов, регулирующих гостиничную деятельность в Российской Федерации. В статье представлены основные законодательные акты, протоколы и постановления, касающиеся сферы предоставления гостиничных услуг. Для открытия гостиницы, не считая разрешительных документов на строительство здания, достаточно зарегистрироваться как Индивидуальный предприниматель или открыть юридическое лицо. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 06 декабря 2007 года определяет виды деятельности, которые попадают под лицензирование. Гостиничный бизнес в данном законе не упоминается, поэтому как таковой лицензий не требует. Однако, если гостиница в дополнение к гостиничной деятельности оказывает услуги, требующие лицензии, то такие лицензии должны быть получены. Для полноценной работы отеля, при создании юридического лица указываются коды деятельности, приведенные в документе ОКВД для гостиничного бизнеса

Скачать «ОКВД коды гостиничной деятельности» (файл Word) Кроме того, существует небезызвестный документ Постановление Правительства РФ N 490 «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»,

Скачать «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (файл Word) принятый 25 апреля 1997 года и поправки к нему, утвержденные 15 сентября 2000 года и 1 февраля 2005 года. В каждом регионе оценкой качества обслуживания гостиниц занимаются местные сертифицирующие организации. В соответствии с действующим законодательством гостиница обязательно должна располагаться в нежилом помещении и отвечать ряду требований СЭС, пожарного надзора и стандартам безопасности, установленным МВД. Необходимые ГОСТы, СанПиНы, СНиПы и другие документы перечислены в ГОСТе Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», принятый постановлением Госстандарта РФ от 9 июля 1998 г. N 286.

Скачать «ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (формат Word) Порядок классификации, формы документов, а также требования к средствам размещения изложен в документе «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» от 21 июня 2003 г N 197.

Скачать «Положение о государственной системе классификации» и Приложения в архиве. Также Госстандартом разработан и принят документ «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию»

Скачать «Постановление Госстандарта» (файл Word) Международные гостиничные правила, принятые советом международной гостиничной ассоциации в 1981 году в Катманду (Непал). Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице.

Скачать «Международные гостиничные правила» (файл Word) Существует также Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ), принятая в 1975 году Международной гостиничной ассоциацией. Международная гостиничная конвенция, с указателем терминов, используемых в гостиничных контрактах (внешняя ссылка). Также советуем ознакомиться со следующими документами:

C 2019 г. гостиницы не смогут работать без специальных свидетельств

Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ, который обязывает все гостиницы, горнолыжные курорты и пляжи получить свидетельства о присвоении определенной категории («звезд»). Сейчас «звезды» получают в добровольном порядке. После июля 2019 г. при отсутствии свидетельства или при несоответствии требованиям категории крупным гостиницам будет грозить штраф. А к 2021 г. «звезды» должны получить абсолютно все гостиницы.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг с водителем такси

С 2019 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» (далее — Закон № 16-ФЗ). В нем преду­смотрена система обязательной классификации всех гостиниц, горнолыжных курортов и пляжей (далее — гостиницы).

Как получить «звезды»

В Законе № 16-ФЗ предусмотрено, что гостиницы должны будут проходить обязательную классификацию. До этого «звезды» тоже можно было получать, но в добровольном порядке. Исключение — гостиницы Сочи, которые работали во время Олимпиады в 2014 г. Им пришлось пройти классификацию в обязательном порядке (приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»).

Классификацию гостиниц будут осуществлять специальные аккредитованные организации. По ее результатам аккредитованная организация выдаст свидетельство о присвоении гостинице определенной категории. Такое свидетельство будет действовать три года. Затем придется снова подтверждать соответствие гостиницы полученной категории. Все данные о получении «звезд» гостиницами передадут в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который будет вести единый перечень классифицированных гостиниц. Какой конкретно госорган будет этим заниматься, пока не называется.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, предоставляющие гостиничные услуги, должны соблюдать требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории. Такую информацию нужно доводить до потребителей в наглядной и доступной форме. Но конкретных требований в Законе № 16-ФЗ не предусмотрено.

В то же время не все объекты размещения попали под действие Закона № 16-ФЗ. Не нужно будет проходить классификацию детским лагерям, медицинским организациям, организациям социального обслуживания, физкультурно-спортивным организациям, централизованным религиозным организациям, а также кемпингам, общежитиям и иным средствам размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

Приостановка и прекращение действия свидетельства

Действие свидетельства о присвоении определенной категории могут приостановить. Во-первых, если аккредитованная организация, которая выдала свидетельство, выявит недостоверную информацию в документах, поданных для подтверждения классификации.

Во-вторых, если окажется, что гостиница не соответствует той категории, которая указана в свидетельстве. Пожаловаться на это в аккредитованную организацию может любой потребитель либо должностное лицо Роспотребнадзора или Ростуризма.

В-третьих, если сама компания или индивидуальный предприниматель сообщит в аккредитованную организацию об изменениях, влияющих на соответствие гостиницы требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении определенной категории.

Во всех этих случаях действие свидетельства о присвоении гостинице категории приостанавливается на срок не более чем 90 дней. В этот период гостиница может продолжать работать и предоставлять гостиничные услуги. Исключение — приостановление действия свидетельства о присвоении гостинице низшей категории. При этом нужно проинформировать потребителей о приостановлении действия свидетельства.

Если в течение срока приостановления действия свидетельства владелец гостиницы ничего не исправит, то действие свидетельства полностью прекращается. Еще основанием для прекращения может быть:

окончание срока действия свидетельства о присвоении гостинице категории;

заявление компании или индивидуального предпринимателя о прекращении оказания гостиничных услуг;

ликвидация компании или прекращение статуса индивидуального предпринимателя.

За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении определенной категории, а также использование в рекламе, названии гостиницы или деятельности, связанной с использованием гостиницы, неправильной категории будут привлекать к административной ответственности. За это должностному лицу грозит предупреждение или штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 1/40 до 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшест­вующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено нарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. В любом случае штраф для организаций должен быть не менее 50 000 руб. Индивидуальных предпринимателей будут штрафовать в таком же размере, как и юридических лиц.

Для аккредитованных организаций тоже предусмотрены штрафы. В частности, нарушение порядка классификации гостиниц влечет предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Переход будет постепенным

В Законе № 16-ФЗ предусмотрен переходный период. До 1 июля 2019 г. свидетельства о присвоении категории должны получить гостиницы с номерным фондом более 50 гостиничных номеров. До 1 января 2020 г. это должны сделать гостиницы, в которых более 15 гостиничных номеров. А с 1 января 2021 г. категорию должны иметь все гостиницы.

При этом свидетельство о присвоении категории, полученное до даты вступления в силу Закона № 16-ФЗ (до 1 января 2019 г.), будет считаться действительным до окончания срока его действия. То же самое с аттестатами аккредитованных организаций. Те из них, которые получили аттестат до 2019 г., смогут по-прежнему проводить классификацию до окончания срока действия аттестата.

Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации.

Оказание гостиничных услуг в России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г.. № 1085 (далее- «Правила предоставления гостиничных услуг»). Деятельность гостиниц относится к предмету регулирования закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе в части определения порядка классификации объектов туристской индустрии.

На отношения гостиницы и постояльца распространяются также положения законодательства о защите прав потребителей.

Основным правовым актом, регулирующим деятельность гостиниц, являются Правила предоставления гостиничных услуг от 9 октября 2015 года. Долгое время в России действовали Правила предоставления гостиничных услуг, принятые еще в 1997 году, которые, конечно со временем перестали отвечать потребностям быстро растущего рынка гостиничных услуг.

1. Основные положения Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее- Правила) и вступивших в силу 21 октября 2015 года.

Правила предоставления гостиничных услуг определяют основные обязанности и права гостиницы и постояльца, основания и порядок предъявления претензий, ответственность за нарушения обязанностей и причинение вреда, другие условия.

Поскольку постоялец является слабой стороной во взаимоотношениях с гостиницей, Правила предоставления гостиничных услуг содержат ряд специальных норм, обеспечивающих, прежде всего, защиту интересов постояльца при заключении, изменении и прекращении договора об оказании гостиничных услуг.

Новыми Правилами уточнен предмет регулирования: в соответствии с п.2 Правил их действие распространяется на деятельность гостиниц и иных средств размещения. Правила не применяются в отношении деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах. Гражданам необходимо особенно внимательно отнестись к отношениям по сдаче внаем для временного проживания меблированных комнат- так в Правилах сухим юридическим языком определяются комнаты и апартаменты, сдаваемые внаем в курортных местах. При оформлении отношений с хозяевами таких комнат и апартаментов необходимо учитывать, что к данным отношениям неприменимы Правила предоставления гостиничных услуг.

Новые Правила содержат более детально разработанный понятийный аппарат: введены понятия «гостиничные услуги», «цена номера», «малое средство размещения» (гостиница с номерным фондом не более 50 номеров), «бронирование», «расчетный час» и др. Появилось понятие «гостиничные услуги»- это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Уточнено понятие «гостиница»- теперь это «гостиница и иное средство размещения», под которой понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг. Появилось понятие «иные средства размещения».

Введена фигура «заказчика»- это лицо, физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее — договор) в пользу потребителя. Судя по содержанию положений, относящихся к правам и обязанностям заказчика, появление заказчика в качестве стороны по договору с гостиницей призвано урегулировать отношения гостиниц с туроператорами, заключающими договоры с гостиницами в пользу своих клиентов, а также работодателями, организующими поездки своих работников (как в деловых целях- командировки, так и с целью организации коллективного отдыха работников). Последнее обстоятельство имеет для работодателей особое значение ввиду появления законодательной инициативы по предоставлению работодателям налоговых льгот при оплате отдыха работникам, организуемого на территории Российской Федерации (см. страницу законопроекта на официальном сайте Государственной Думы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=871036-6).

В отношении заказчика Правилами установлен ряд обязанностей исполнителя (гостиницы) аналогично обязанностям в отношении потребителя: это обязанность по доведению Правил до сведения потребителя (заказчика), обязанности при оформлении бронирования и другие.

В целом, новые Правила предоставляют гостиницам бОльшую свободу в определении порядка взаимодействия с постояльцами, по сравнению с ранее действовавшими.

Так, установлено, что требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования. Таким образом, в Правилах получил закрепление принцип свободы договора, сформулированный в Гражданском Кодексе как основополагающий принцип гражданского оборота.

Кроме того, гостиницам предоставлено право самостоятельно устанавливать не противоречащие законодательству РФ правила проживания и пользования гостиничными услугами.

Как уже упоминалось, в новых Правилах впервые упоминается понятие «малое средство размещения», к которым относятся гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом менее 50 номеров. Необходимость правового регулирования таких средств размещения очевидна- в курортных местах наблюдается бурный рост числа малых гостиниц, гостевых домов, управление и содержание которыми, как правило, осуществляется силами одной семьи. Очевидно, что деятельность таких малых семейных предприятий нуждается в определенных мерах поддержки со стороны государства, в том числе правовых. Правилами предоставления гостиничных услуг в отношении малых средств размещения установлено пока одно специальное правило- изъятие из обязанности гостиницы обеспечить круглосуточное обслуживание постояльцев. Возможно, в скором будущем потребности малых средств размещения в мерах правовой поддержки и регулирования будут отражены в принятии поправок к Правилам. Стоит добавить, что, помимо Правил, в отношении гостиниц применяются правила о порядке классификации объектов туристской индустрии, что будет рассмотрено подробнее ниже.

Новые Правила более полно по сравнению с прежними определяют правила бронирования номеров в гостиницах- введены понятия «гарантированное» и «негарантированное» бронирование. Кроме того, Правила дают определение общего понятия «бронирование»- под ним понимается предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

Бронирование считается действительным (т.е., оформленным) с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иных сведений, определяемых исполнителем (администрацией гостиницы). Иными словами, бронирование представляет собой разновидность предварительного договора, в котором стороны достигают соглашения о существенных условиях договора о предоставлении гостиничных услуг.

При гарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

При негарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Потребитель вправе аннулировать заявку о бронировании. Необходимо отметить, что Правила отнесли на усмотрение исполнителя лишь определение порядка и формы отказа от бронирования. Правилами не установлены последствия для потребителя вследствие отказа от бронирования. По принятой международной практике зачастую бронирование осуществляется при условии предварительной оплаты стоимости проживания за короткий срок, как правило, за одни сутки, или даже в меньших размерах. При отказе от бронирования внесенный платеж не возвращается. Однако в России в некоторых особенно популярных туристических местах встречается практика бронирования при условии оплаты проживания более продолжительного периода; при отказе от бронирования уплаченная сумма не возвращается. Представляется, что такие ситуации нуждаются в дополнительной проработке в рамках Правил предоставления гостиничных услуг.

Согласно п.14 Правил предоставления гостиничных услуг бронирование может быть осуществлено в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее — заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем (т.е. администрацией гостиницы).

2. Договор гостиницы и постояльца.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление гостиничных услуг (гостиничное обслуживание) является публичным договором. Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора; установлено, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Правила предоставления гостиничных услуг, как старые, так и новые, традиционно содержат условия о перечне и способах доведения до постояльцев информации об условиях предоставления гостиничных услуг.

К такой информации, согласно пункту 10 действующих Правил предоставления гостиничных услуг, относится:

а) сведения об исполнителе, номер его контактного телефона, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц либо факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Читайте так же:  Заявление на страховку по осаго

б) сведения о вышестоящей организации (при наличии);

в) сведения о присвоении гостинице категории, если такая категория присваивалась, с указанием присвоенной категории, наименования аккредитованной организации, проводившей классификацию, даты выдачи и номера свидетельства, срока его действия;

г) сведения о сертификации услуг, если такая сертификация проводилась в порядке, предусмотренном системой сертификации услуг гостиниц;

д) категории номеров гостиницы (в случае присвоения категории) и цену номеров (места в номере);

е) перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

ж) сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;

з) перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;

и) сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования;

к) предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

л) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гостиничных услуг в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами;

м) сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;

н) сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы;

о) сведения о правилах проживания в гостинице.

Перечисленные выше сведения, в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления гостиничных услуг, должны быть размещены в помещении, предназначенном для оформления временного проживания, в удобном для обозрения месте (как правило, это стойка администратора), а также на сайте гостиницы в сети Интернет.

Во избежание недоразумений в Правилах перечислены виды документа, удостоверяющего личность потребителя, который исполнитель (гостиница) вправе запросить для заключения договора о предоставлении гостиничных услуг (п.19 Правил).

К таким документам отнесены:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

б) паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

в) свидетельство о рождении — для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

г) паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

д) паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признанный в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

е) документ, выданный иностранным государством и признанный в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

ж) разрешение на временное проживание лица без гражданства;

з) вид на жительство лица без гражданства.

Регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Постановка иностранного гражданина и лица без гражданства на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Абзацем 3 пункта 20 данного постановления установлено, что по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Как уже упоминалось выше, пунктом 20 Правил предоставления гостиничных услуг определена форма договора об оказании гостиничных услуг- это должен быть документ, подписанный двумя сторонами.

В соответствии с п.20 Правил предоставления гостиничных услуг договор между гостиницей и постояльцем должен содержать следующие условия:

  • наименование гостиницы (для индивидуальных предпринимателей — фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • сведения о заказчике (заказчиком может быть не только постоялец, но и, например, работодатель при оформлении проживания командированного лица);
  • сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
  • цену номера (места в номере);
  • период проживания в гостинице
  • другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг, связанных с гостиничным обслуживанием, должна быть одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В контексте соответствующих положений п. 4 ст. 426 ГК РФ и ст. ст. 1, 38 Закона о защите прав потребителей для исполнителя являются обязательными все требования Правил о предоставлении гостиничных услуг; следовательно, в договоре на оказание гостиничных услуг в числе других сведений, предусмотренных п. 10 Правил, в обязательном порядке должна присутствовать цена номера (места в номере).

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Пунктом 20 Правил предоставления гостиничных услуг установлена письменная форма договора между гостиницей и потребителем (документ, подписанный обеими сторонами).

Согласно ст. 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. То есть в силу этого гражданско-правового обязательства потребитель (как должник) в конечном итоге обязан совершить в пользу исполнителя гостиничных услуг (как кредитора) определенные действия, предполагающие уплату денежных средств (ст. 307 ГК РФ). При этом с учетом положений ст. 309 ГК РФ названное денежное обязательство должно быть исполнено потребителем надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Несмотря на повторение Правилами закрепленного в ГК РФ принципа свободы договора абзацем 3 пункта 25 Правил предоставления гостиничных услуг установлен случай, когда допускается государственное регулирование цен на гостиничные услуги:

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для данной категории гостиницы. Очевидно, что данная норма призвана не допустить спекулятивного подъема цен в периоды повышенного спроса на гостиничные услуги, которые наступают во время проведения различных крупных массовых мероприятий, в том числе Олимпийских Игр, Чемпионатов Мира и пр.

При организации проведения Олимпийских Игр в г.Сочи государство не осуществляло регулирование ценообразования гостиничных услуг, ограничившись возложением на гостиницы обязанности обеспечить соответствие классификации объектов туристской индустрии.

При подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 год и Кубка конфедераций FIFA 2017 года Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность государственного регулирования цен на гостиничные услуги.

Пунктом 3 статьи 36 данного закона предусмотрено, что в период проведения спортивных соревнований, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, Правительство Российской Федерации вправе осуществлять государственное регулирование стоимости гостиничного обслуживания в субъектах Российской Федерации. При этом устанавливаемая Правительством Российской Федерации стоимость гостиничного обслуживания определяется исходя из присвоенной гостинице или иному средству размещения категории.

Пунктом 27 Правил предоставления гостиничных услуг специально перечислены услуги, которые должны предоставляться постояльцу без взимания дополнительной платы (сверх цены места в гостинице):

— вызов скорой помощи;

— пользование медицинской аптечкой;

— доставка в номер корреспонденции, адресованной постояльцу, по ее получении;

— побудка к определенному времени;

— предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.

В соответствии с п.26 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель (гостиница) не вправе без согласия потребителя (постояльца) выполнять дополнительные, не входящие в цену номера, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю.

С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично.

При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.

В случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

Учитывая, что постоялец может прибыть в гостиницу в любое время суток, в интересах постояльца пунктом 22 Правил предоставления гостиничных услуг специально установлено, что исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление постояльцев, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее. Исключение для этого правила по вполне понятным причинам установлено для гостиниц с номерным фондом не более 50 номеров («малые средства размещения»).

Также постоялец вправе в любое время суток требования от администратора оформить все необходимые документы при прекращении проживания в гостинице.

Правилами предоставления гостиничных услуг установлены особые гарантии защиты интересов постояльца при досрочном расторжении договора по инициативе постояльца.

В соответствии с п. 32 Правил предоставления гостиничных услуг при досрочном расторжении договора с гостиницей постоялец обязан оплатить гостинице фактически понесенные расходы. Как правило, к таким расходам относится стоимость проживания и расходы, понесенные гостиницей в целях исполнения договора с постояльцем, если они не входят в стоимость проживания (например, за оказание дополнительных услуг, не включенных в цену номера). Последствия отказа от исполнения договора о предоставлении гостиничных услуг по инициативе постояльца (заказчика), сформулированные в пункте 32 Правил предоставления гостиничных услуг, полностью соответствуют правилам об одностороннем отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг, установленным в статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возможность установления каких-либо штрафных санкций со стороны гостиницы в данном случае законодательством не предусмотрена.

Для гостиницы как для субъекта предпринимательской деятельности установлены более строгие правила отказа от исполнения договора об оказании гостиничных услуг- гостиница имеет право на этот шаг лишь в случае нарушения постояльцем условий договора; при этом постоялец обязан лишь возместить гостинице фактически понесенные ей расходы; штрафные санкции в отношении постояльца не предусмотрены и в этом случае. Стоит отметить, что правила в отношении отказа исполнителя от исполнения договора о предоставлении гостиничных услуг отличаются более строгими требованиями к исполнителю по сравнению с общими положениями об одностороннем отказе исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг, сформулированными в пункте 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право исполнителя на односторонний отказ не обусловлено нарушением договора со стороны заказчика (потребителя).

Отношения гостиницы и постояльца в связи с обеспечением сохранности вещей постояльца регулируются гражданским законодательством, а именно статьей 925 ГК РФ, которая так и озаглавлена «Хранение в гостинице». По сравнению с общими положениями о договоре хранения у отношений в связи с хранением в гостинице имеется особенность- отдельный договор хранения между гостиницей и постояльцем не заключается. Обязанность гостиницы по обеспечению сохранности вещей постояльца возникает автоматически с момента заселения постояльца, в силу самого факта проживания постояльца в гостинице. Внесенной вещью считается любая вещь, помещенная в стенах гостиницы — в номере, коридоре или столовой, где отведены места для оставления вещей, а также вещь, вверенная работникам гостиницы.

Объявления администрации гостиницы о том, что она не несет ответственности за несохранность вещей постояльцев, противоречат положениям статьи 925 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не являются основанием для освобождения от такой ответственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 925 обязанность гостиницы обеспечить сохранность вещей постояльцев не распространяется на следующие виды вещей:

— иные ценные вещи.

Гостиница отвечает за утрату вышеперечисленных вещей постояльца только при условии, что они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Если же из этого сейфа вещи постояльца все же пропали, гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. То есть, бремя доказывания в данном случае падает на гостиницу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 925 на постояльца возложена обязанность незамедлительного оповещения администрации гостиницы о пропаже или повреждении своих вещей. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.

Подводя итоги, можно перечислить следующие случаи освобождения гостиницы от ответственности за утрату или повреждение вещей постояльцев:

— постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, не заявил своевременно об этом администрации гостиницы;

— утраченная вещь была оставлена в не отведенных для этого местах — у входа в гостиницу, на стойке администратора (если вещь при этом не была передана непосредственно в руки работника гостиницы) и пр.;

— утраченная вещь относится к ценным вещам (деньги, драгоценности и пр.) и не была передана гостинице на хранение или помещена в специальный индивидуальный сейф;

Читайте так же:  Льготы для ветеранов труда в беларуси в 2019 году

— утраченная вещь находилась в индивидуальном сейфе, но по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.

3. Формирование системы классификации туристических объектов

Система классификации объектов туристской индустрии сформирована в Российской Федерации из положений Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (далее- Закон об основах туристской деятельности) и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных актов.

Статьей 5 Закона об основах туристской деятельности определен перечень объектов туристской индустрии, подлежащих классификации, а установлено, что классификация осуществляется не государственными органами, а аккредитованными организациями в порядке, установленном органом исполнительной власти; аккредитация таких организаций отнесена статьей 5 к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К объектам туристской индустрии, подлежащим классификации, относятся гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Пунктом 5 Правил предоставления гостиничных услуг установлено, что предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице категории по системе классификации гостиниц, утвержденной Минкультуры России, в случае если в соответствии с законодательством такое требование вводится для отдельных субъектов РФ или на всей территории России.

По состоянию на декабрь 2015 года классификация гостиниц и иных средств размещения осуществляется добровольно, за исключением двух случаев обязательной классификации:

1) В случае, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2) В случае, предусмотренном Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период с 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время завершено формирование системы классификации объектов туристской индустрии, в том числе гостиниц и иных средств размещения. Порядок классификации утвержден Приказом Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473). Согласно федеральному закону об основах туристской деятельности в Российской Федерации, аккредитация таких организаций проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный порядок утвержден Приказом Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Применительно к гостиницам и иным средствам размещения установлена балльная система оценки по более чем 10 критериям. Оценке подлежат различные параметры гостиничного комплекса по следующим критериям:

  1. состояние здания и прилегающей к нему территории;
  2. техническое оборудование и оснащение (например, для 5-ти звездочных гостиниц предусмотрено наличие круглогодичного кондиционирования воздуха во всех помещениях);
  3. различные характеристики номерного фонда (общее количество номеров, соотношение количества номеров различной степени комфортности, характеристики номеров каждой категории комфортности);
  4. оснащение санитарных объектов общего пользования;
  5. характеристики общественных помещений (в том числе площадь таких помещений, их оборудование, наличие бассейнов и пр.;
  6. наличие и оснащение помещений для предоставления услуг питания;
  7. наличие различных дополнительных услуг, оказываемых постояльцам (в том числе вручение корреспонденции, уборка, частота смены белья, туристские услуги и пр.);
  8. характеристики услуг питания;
  9. требования к персоналу и его подготовке;
  10. соответствие требованиям, предъявляемым к гостиницам с количеством номеров более 50;
  11. соответствие требованиям, предъявляемым к гостиницам с количеством номеров менее 50;
  12. соответствие особым требованиям, предъявляемым к оценке курортных гостиниц (в том числе степень удаленности от пляжной линии и т.д.);
  13. соответствие особым требованиям, предъявляемым к гостиницам, находящимся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия.

Порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, Приказом Минкультуры России от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Оценка организаций, претендующих на получение аккредитации, будет осуществляться после изучения следующих сведений:

— о стоимости работ по классификации;

— о разработанной и внедренной системе качества проведения работ по классификации объектов туриндустрии, а также системе учета и документирования выполнения таких работ, в том числе утвержденных организацией правил ведения делопроизводства, архива;

— о наличии в организации не менее трех специалистов, имеющих стаж практической работы в области классификации объектов туриндустрии не менее трех лет, высшее образование по направлениям «Туризм» или «Гостиничное дело», либо непрофильное высшее образование и дополнительное образование по программе «Классификация объектов туриндустрии», полученное в течение пяти предыдущих лет (как минимум один из них должен работать по трудовому договору).

Документы рассматриваются уполномоченным государственным органом в течение 10 дней. В случае успешной аккредитации организации выдается соответствующий аттестат, действующий три года.

Как уже упоминалось, в настоящее время классификация гостиниц и иных средств размещения осуществляется добровольном порядке. Однако в ближайшем будущем ожидается введение обязательности классификации, что послужит улучшению качества оказания гостиничных услуг и улучшению информированности потребителей о характеристиках гостиничных услуг, оказываемых той или иной гостиницей или иным средством размещения (пансионатом, домом отдыха, турбазой).

Министерством культуры разработан проект федерального закона, который делает классификацию гостиниц обязательной.

Законопроектом предлагается дополнить Закон о туристской деятельности правовыми нормами, в соответствии с которыми оказание гостиничных услуг допускается при наличии у отельера (понятие «отельер» также вводится данным законопроектом) свидетельства о присвоении средству размещения той или иной категории.

Обязательную классификацию гостиниц предлагается ввести с 1 сентября 2018 года.

С этого дня осуществление гостиницами своей деятельности будет возможно только при условии подтверждения соответствия квалификационным требованиям системы классификации гостиниц.

В настоящее время завершены публичные обсуждения законопроекта.

Далее законопроекту предстоит пройти процедуру антикоррупционной экспертизы и утверждение текста Правительством для последующего внесения на рассмотрение Государственной Думы. Текст законопроекта размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=12789.

4. Правовое регулирование деятельности малых гостиниц, в том числе хостелов.

Разнообразные мини-гостиницы и хостелы, осуществляющие свою деятельность как в курортных местах, так и в крупных городах, исчисляются тысячами. Как правило, такие средства размещения располагаются в жилых квартирах на первых этажах жилых домов.

Такие мини-гостиницы и хостелы существуют в большинстве случаев незаконно в связи с рядом обстоятельств как правового, так и финансового характера В соответствии с частью 3 статьи 288 ГК РФ использовать жилые помещения для размещения организаций запрещено.

Жилищный Кодекс разрешает использовать жилые помещения в предпринимательских целях только гражданам, проживающим в таких помещениях, и при условии, что такое использование не нарушает права и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 17 ЖК РФ). Как правило, данной возможностью пользуются различного рода консультанты, осуществляющие свою трудовую деятельность в том же помещении, в котором проживают- адвокаты, психологи, репетиторы. К деятельности хостелов и мини-гостиниц данную норму не всегда можно применить, т.к. такие средства размещения могут занимать несколько соседних квартир, а не одну.

Законодательством предусмотрена возможность перевода жилых помещений в статус нежилых. Однако стоит отметить, что данная процедура дорогостоящая и занимает много времени. Зачастую для такого перевода недостаточно оснований- такой переход допускается при наличии отдельного входа в нежилое помещение, в отсутствии жилых помещений под нежилым и пр.. Кроме того, перевод помещения в статус нежилого влечет серьезное, почти в два раза, возрастание налогового бремени и коммунальных расходов в связи с различными тарифами на коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений. В связи с вышеуказанными обстоятельствами бизнес держателей мини-гостиниц и хостелов перестает быть рентабельным, т.к. основная причина привлекательности таких средств размещения- в низких ценах. По перечисленным выше причинам владельцы хостелов и мини-гостиниц в жилых домах стремятся уклониться от официального перевода принадлежащих им жилых помещений в статус нежилых.

Очевидно, что все эти сложности существования мини-гостиничного бизнеса нуждаются в правовом урегулировании, тем более учитывая задачи, поставленные перед туристической отраслью в Государственной программе развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317. В рамках данной госпрограммы утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», одним из основных пунктов которой является создание условий для увеличения числа бюджетных средств размещения, в том числе малых средств размещения. Среди мер правовой поддержки реализации задач госпрограммы, перечисленных в Приложении № 4 к ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» прямо названо внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрешающих использование жилых помещений для организации в них малых средств размещения. Создание правовых условий для развития бюджетного направления гостиничного бизнеса особенно важным предстает в свете резкого падения показателей выездного туризма (количество российских туристов, выехавших за границу в первом полугодии 2015 года, более чем на 30 % ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года). Российская туристская инфраструктура не успевает отвечать возросшему спросу на туристские услуги на внутреннем направлении.

С указанной целью Министерством культуры Российской Федерации разработан проект изменений статьи 288 ГК РФ, предусматривающих предоставление индивидуальным предпринимателям и организациям осуществлять деятельность по предоставлению услуг временного проживания в малых средствах размещения, расположенных в жилых помещениях. По состоянию на декабрь 2015 года данный проект проходит процедуру согласования в Правительстве РФ; проект прошел этап общественных слушаний, на следующих этапах осуществляется антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия и утверждение Правительством окончательной версии законопроекта; после чего последует внесение законопроекта Правительством на рассмотрение Государственной Думы. Информация о законопроекте доступна на федеральном портале проектов нормативных актов.

Однако судьба законопроекта неопределенна, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы законопроекта с прямо противоположным содержанием. 7 сентября 2015 года группой депутатов Государственной Думы как субъектами законодательной инициативы был внесен законопроект, который устанавливает запрет на использование жилых помещений в целях оказания гостиничных услуг.

Предлагается дополнить часть 3 статьи 17 ЖК РФ, которая в действующей редакции запрещает использование жилых помещений для размещения производств, запретом на размещение в жилых помещениях гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения. Текст законопроекта и сопроводительная документация доступны на сайте Госдумы РФ: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=876688-6

В пояснительной записке к законопроекту указано, что внесение законопроекта обусловлено получением многочисленных жалоб жителей домов, проживающих в смежных с хостелами квартирах. Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендовал 20 октября принять законопроект в первом чтении. Однако, судя по информации о законопроекте на сайте Госдумы, рассмотрение перенесено на другой день. Время покажет, чья позиция получит поддержку большей части депутатов Государственной Думы.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ;
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  5. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  7. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;
  8. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении Государственной программы развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г.;
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  10. Приказ Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473);
  11. Приказ Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Статья подготовлена коллективом юристов ООО «Служба правовой безопасности»