Договор теплоснабжения с населением

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2018 г. № ИА/209/18 О переходе на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя

В целях осуществления антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в связи с переходом на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя ФАС России сообщает следующее.

Согласно частям 2.1. и 2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.

Таким образом, установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей, а также для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Обращаем внимание, что принятые тарифные балансовые решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 2018 г переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

Обращаем внимание, что с момента окончания государственного регулирования ресурсоснабжающей организации, антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию.

При этом в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства ФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Учитывая вышеизложенное, в случае если организация, осуществляющая продажу/поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар.

В случае если орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при осуществлении деятельности по установлению тарифов в сфере теплоснабжения усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России, с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

Дополнительно ФАС России направляет позицию по отдельным вопросам, связанным с переходом к нерегулируемым ценам для использования в работе.

В отношении организаций, которые в 2017 г. не осуществляли регулируемую деятельность, отмечаем следующее.

В случае если в 2017 году поставка тепловой энергии не осуществлялась, при этом в 2018 году планируется производить тепловую энергию на тепловом пункте мощностью 25 Гкал/час с плановым объемом отпуска в 2018 году менее 50000 Гкал, то в этом случае, тарифы на тепловую энергию, производимую при указанных условиях, подлежат государственному регулированию.

В отношении учета объема тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

При определении критериев возможности применения пункта 3 статьи 2.1. статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитываются объемы поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя всем потребителям, а не отдельно по каждому потребителю.

В отношении вида тепловой энергии (мощности) теплоносителя отмечаем следующее.

Пункты 1, 2 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяются к договорам, в которых теплоноситель выступает исключительно в виде пара.

При этом, пункт 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяется ко всем договорам независимо от вида теплоносителя (вода, пар).

В отношениях, подпадающих под действие пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитывается объем поставок тепловой энергии без дифференциации по видам теплоносителя.

Обзор документа

С 1 января 2018 г. не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки теплоэнергии (мощности) и (или) теплоносителя цены на теплоэнергию. Исключение — цены, устанавливаемые для реализации ресурсов гражданам и приравненным к ним категориям потребителей и для организаций, не являющихся крупными производителями теплоэнергии (мощности), теплоносителя.

При этом запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение на рынке хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Если организация, осуществляющая продажу/поставку теплоэнергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам, устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), то необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен.

Если орган регулирования усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, то необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Формирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

Теплоснабжение жилищного фонда наиболее дорогая жилищно-коммунальная услуга, предоставляемая в настоящее время населению. В среднем по России 47% стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет стоимость тепла. В отдельных городах Сибири и Дальнего Востока составляющая тепла доходит до 65% от общей стоимости жилищно-коммунальных услуг. В силу технологических особенностей организации обеспечивающие теплоснабжение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории и имеют возможность навязывать потребителям условия поставки тепла. Именно по этой причине важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем и потребителями тепла. В настоящей публикации предлагается переход к регулированию отношений производителя и потребителя коммунальных услуг полноценным договором, а не отраслевыми (ведомственными) правилами, положениями, инструкциями, которые должны регламентировать лишь технические вопросы пользования инженерными системами.

Предлагаемый подход к регулированию отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг может быть полезен работникам муниципальных жилищных служб и компаний по управлению недвижимостью, управляющим (председателям) товариществ собственников жилья и кооперативов.

В соответствии с гражданским кодексом договор является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. На государственном уровне созданы необходимые юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора.

В соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регулирующего порядок заключения договоров., договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора при условии, что достигнутое сторонами соглашение по форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода договорам. К числу существенных относятся предмет договора (например, поставка тепловой энергии в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности), а также все те условия договора, относительно которых, по заявлению одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099, в договорах, регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

— качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;

— порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;

— установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг;

— права, обязанности и ответственность исполнителя (поставщика услуг) и потребителя.

В исполнении договора могут принимать участие несколько сторон. При этом каждое лицо отвечает только за свою часть обязательств, не отвечая по обязательствам других сторон.

Для предотвращения или уменьшения размера негативных последствий, возникающих в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора своих обязательств, законодательством предусмотрены финансовые санкции в виде неустойки. Под неустойкой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору, обязана уплатить другой стороне. Сторона, требующая уплаты неустойки, не обязана доказывать, в отличие от других способов обеспечения обязательств, факт причинения ей каких-либо убытков.

Неустойке как способу обеспечения обязательств сторон по договору присущи следующие черты:

  • предопределенность размера ответственности за нарушение обязательств, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;
  • возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке, в том числе в части ее размера, порядка исчисления, соотношения с убытками, приспосабливая ее тем самым к конкретным взаимоотношениям сторон и условиям конкретного договора.

В законодательстве в качестве разновидности неустойки применяются два ее вида: штраф и пени.

Читайте так же:  Как узнать транспортный налог по инн физического лица

Пеня устанавливается на случай просрочки исполнения обязательств, то есть она призвана обеспечить своевременность исполнения обязанностей сторон. Пеня является длящейся неустойкой, которая взыскивается за каждый последующий период (день, месяц) просрочки не исполненного в срок обязательства.

Штраф же является разовым видом неустойки, применяемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, хотя его применение может осуществляться несколько раз в течение срока действия одного и того же договора. Штраф может устанавливаться как в виде твердой денежной суммы, так и в процентном отношении к сумме договора или к сумме оплаты определенного этапа выполненных работ.

В соответствии с Гражданским кодексом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения всех обязанностей по договору сторона, допустившая нарушение, несет ответственность, установленную законом или самим договором. Нарушение обязательств влечет, прежде всего, обязанность виновной стороны возместить причиненные этим нарушением убытки (п. 1 ст. 393 ГК). Под убытками подразумеваются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (выполнения не сделанных или дополнительных работ для получения приемлемого результата работы в целом и т.д.).

Теплоснабжающие организации занимают монопольное положение на рынке поставок тепла, что определяет их особые взаимоотношения с управляющими жилищным фондом организациями (службами заказчика, жилищными трестами), которые строятся на основе договоров, регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса «Публичный договор». Публичный договор накладывает на монополиста особые обязательства:

В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем «Правила»).

На структуру договора на теплоснабжение будет оказывать влияние технические особенности систем теплоснабжения. В России действуют следующие системы теплоснабжения и схемы подключения систем теплопотребления к тепловым сетям:

Открытая водяная система теплоснабжения — водяная система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями тепловой энергии.

Закрытая водяная система теплоснабжения — система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.

Зависимая схема подключения системы теплопотребления схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель (вода) из тепловой сети поступает непосредственно в систему теплопотребления.

Независимая схема подключения системы теплопотребления — схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте потребителя, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в системе теплопотребления.

При открытой системе теплоснабжения (широко используемой на Дальнем Востоке и в Сибири) предметом купли-продажи по договору теплоснабжения является:

  • тепловая энергия, расходуемая на отопление;
  • тепловая энергия, содержащаяся в горячей воде, используемой для горячего водоснабжения (ГВС);
  • вода, отбираемая из системы для нужд горячего водоснабжения.

Показателями качества предмета купли-продажи по договору в этом случае будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя) и свойства воды — соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

При закрытой системе теплоснабжения теплоноситель для систем центрального отопления и горячего водоснабжения жилых зданий поступает от ТЭЦ и крупных (районных) котельных. Присоединение отдельных зданий к магистральным трубопроводам осуществляется через индивидуальные или центральные тепловые пункты.

Если в жилом здании имеется бойлер (индивидуальный тепловой пункт), в котором нагревается холодная вода для горячего водоснабжения, предметом купли-продажи по договору с теплоснабжающей организацией является только тепловая энергия, расходуемая на отопление, горячее водоснабжение и, возможно, вентиляцию. Холодная вода, используемая для горячего водоснабжения, входит в то количество воды, которое учитывается нормативами водопотребления для населения и покупается по договору водоснабжения. Показателями качества предмета купли-продажи по договору будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя).

При получении теплоносителя для отопления и горячей воды для горячего водоснабжения из центрального теплового пункта покупаются-продаются тепловая энергия для отопления и горячая вода с заданными параметрами. Поэтому в договоре оговариваются температура и давление теплоносителя и горячей воды, количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии и горячей воды (в этом случае по договору водоснабжения покупается вода только для холодного водоснабжения, а стоимость воды для горячего водоснабжения учитывается в договоре теплоснабжения).

Немаловажным вопросом является учет потребляемого тепла. Отсутствие приборов учета отпускаемой и принимаемой тепловой энергии привело к необходимости введения нормативов потребления тепла для оплаты потребителем какого-то условного количества тепловой энергии, возможно, отличающегося от фактического потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются Органами местного самоуправления.

Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий осуществляется государством в лице органов власти субъекта федерации, если теплоснабжающая организация не находится в муниципальной собственности, или органами местного самоуправления.

В настоящее время размер платежей граждан за тепло устанавливается с учетом предельного уровня платежей (в % к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на производство жилищно-коммунальных услуг). Предельный уровень платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги могут различаться для разных регионов.

В настоящей работе приводится пример договора теплоснабжения для одного случая — для закрытой водяной системы теплоснабжения и для горячего водоснабжения осуществляемого через индивидуальный тепловой пункт. В других случаях отдельные положения договора должны быть изменены с учетом предмета купли-продажи, о чем сказано выше, но общий подход к регулированию отношений сторон может быть таким, как в приведенном ниже примере договора.

Ниже мы остановимся на отдельных принципиальных положениях договора.

Принципиальным отличием предлагаемого договора теплоснабжения от других договоров является участие в договоре трех сторон: организации, отвечающей за предоставление населению коммунальных услуг (служба заказчика или жилищный трест) — Заказчика по договору, теплоснабжающей организации и органа местного самоуправления. Управляющая организация выступает заказчиком на поставку тепла для нужд жилищного фонда. Теплоснабжающая организация организует исполнение заказа на теплоснабжение, а орган местного самоуправления отвечает за перечисление из бюджета города дотаций на разницу в тарифах населения и стоимостью приобретаемого тепла.

Теплоснабжающие организации в некоторых городах пытаются заключать договоры на теплоснабжение непосредственно с населением. Это обеспечивает прямые поступления средств от населения поставщику тепла минуя жилищную организацию. Причина — использование жилищными предприятиями средств населения не по назначению. Деньги предназначенные поставщикам тепла направляются на оплату жилищных услуг.

В действительности такой подход применим при наличии у потребителей приборов учета и регулирования теплопотребления. Использование такого подхода при отсутствии приборов учета и регулирования тепла увеличивает бесконтрольность поставщиков тепла. Потребители будут вынуждены оплачивать счета выставленные монополистом не зависимо от того получено тепло или нет. При отсутствии у потребителей приборов учета и регулирования их интересы, в вопросах теплоснабжения, защищает управляющая организация. Именно управляющая организация (балансодержатель) предоставляет населению услугу по теплоснабжению. Управляющая организация покупает у поставщика тепло в теплоносителе, преобразует его в тепло в жилых помещениях и продает потребителям.

В договоре на теплоснабжение обязательно должна принимать участие администрация города, как третья сторона. Присутствие администрации города третьей стороной в договоре освобождает управляющую организацию от долгов бюджета и позволяет формировать реальные договорные отношения.

Для рассматриваемого случая теплоснабжения предметом договора является получение тепловой энергии в горячей воде (п. 1.1 договора). Стороны должны согласовать количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии. Расчет количества тепловой энергии, необходимой для теплоснабжения жилищного фонда, удобнее производить по формализованным процедурам. В приложении 1 к договору представлена форма расчета потребности тепловой энергии. Потребление тепловой энергии с учетом всех видов нагрузок целесообразно планировать по месяцам, кварталам и в целом на год. Если жилое здание имеет приборы учета и систему регулирования теплопотребления, то в договоре необходимо указать допускаемое снижение и увеличение потребления тепловой энергии, связанное не с отклонениями температур наружного воздуха от расчетных, а с возможным желанием Заказчика изменить количество принимаемого тепла в связи, например, с финансовыми возможностями.

Договор устанавливает показатели качества тепловой энергии, поставляемой Заказчику. Показатели качества должны устанавливаться не зависимо от того оборудован, объект недвижимости приборами учета или нет. Если качество поставляемой продукции не соответствует условиям договора поставщик тепла должен оплачивать неустойку в виде штрафных санкций. Наличие приборов учета позволяет рассчитываться за фактически потребленное тепло, но не позволяет выставлять штрафные санкции за некачественную поставку тепла. В предлагаемом договоре критериями качества поставки тепла является температура теплоносителя, а также давление в подающем и обратном трубопроводе.

В соответствии с Правилами управляющая организация (служба заказчика, жилищный трест) обязана обеспечить услугами по горячему водоснабжению нанимателей и собственников жилых помещений. При этом температура горячей воды в точках разбора должна быть не менее + 60 о С (+50 о С для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб), обеспечить состав и свойства воды в соответствии с установленными Госкомсанэпиднадзором России и органами местного самоуправления нормативами, а по отоплению — температуру воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и правилам (по СНиП 2.08.01-89 температура в жилой комнате в холодное время года должна быть 18 о С, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки _ 31 о С и ниже должна поддерживаться температура 20 о С; в угловых жилых помещениях квартир температура воздуха должна приниматься на 2 о С выше указанной).

Обеспечить соблюдение требований Правил управляющая организация сможет только в случае соблюдения теплоснабжающей организацией расчетных показателей теплоснабжения для каждого объекта недвижимости. Такими показателями являются: температурный график и показатели давления в подающем и обратном трубопроводе. Основываясь на этих показателях производится регулировка потока теплоносителя во внутренней системе теплоснабжения.

Договором предусматривается, что температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику (с учетом согласованных Сторонами допускаемых отклонений от него). Температурный график, утверждаемый Органом местного самоуправления, должен быть обязательным приложением к договору.

При зависимом элеваторном способе присоединения систем отопления к тепловым сетям давление теплоносителя в подающей линии снижается в сопле элеватора и регуляторе расхода. Давление в обратной линии не должно превышать допустимое для нагревательных приборов (так, например, для чугунных радиаторов напор не должен быть больше 60 м), для залива местных систем водой напор в обратной линии, измеряемый в метрах, должен быть больше высоты здания. Если его значение оказывается ниже, на обратной линии устанавливают регулятор давления «до себя» (регулятор подпора), а на подающей — обратный клапан, чтобы при остановленном насосе вода по ней не вытекала из здания. Кроме того, разность напоров в подающем и обратном трубопроводе перед элеватором не должна быть менее 15 м. При схеме зависимого присоединения с использованием смесительных насосов требования к давлению в обратном трубопроводе такие же, как и при использовании элеватора.

При независимой схеме присоединения тепловые сети давление теплоносителя будет влиять только на количество тепловой энергии, передаваемой через водоподогреватели теплоносителю, циркулирующему в системе отопления.

При независимой схеме присоединения происходит подпитка систем отопления из тепловой сети, и в договоре должны оговариваться допустимое количество теплоносителя, расходуемого на эти цели, и плата за сверхнормативный расход теплоносителя при условии, что у Заказчика есть приборы учета.

Договором устанавливается режим отпуска тепловой энергии, соответствующий требованиям Правил. Горячее водоснабжение осуществляется бесперебойно круглосуточно круглогодично, теплоснабжение — бесперебойно круглосуточно в течение отопительного периода. Продолжительность допускаемых перерывов согласовывается Сторонами. Определение режима отпуска тепловой энергии и продолжительности перерывов в теплоснабжении вызывает споры между заказчиками поставщиками тепла. Этого можно избежать, если утвердить эти показатели Постановлением главы местного самоуправления. Эти показатели назначаются исходя из технического состояния разводящих и магистральных сетей, а также климатических условий.

Договор должен четко установить границы ответственности за состояние и эксплуатацию сетей теплоснабжения, сооружений и устройств. Это позволит избежать ненужных споров между сторонами.

Договором закреплена обязанность теплоснабжающей организации по вызову Заказчика участвовать в составлении двусторонних актов по фактам отключений, недопоставок, снижения качества теплоснабжения, а также в составлении актов приемки в эксплуатацию приборов учета и регулирования тепла и соглашения о переходе на новую систему учета теплопотребления.

Читайте так же:  Бывшая жена получает алименты и не работает

Договор предусматривает право Заказчика на установку приборов учета и систем регулирования теплопотребления и обязанность Теплоснабжающей организации в установленный срок принимать решение о допуске в эксплуатацию узла учета Заказчика. Арбитром при споре Сторон по типам приборов учета является орган Госэнергонадзора. Он же должен удостоверить факт неудовлетворительного технического состояния систем теплопотребления Заказчика, дающий основание Теплоснабжающей организации прекратить отпуск ему тепловой энергии.

В договоре определены права и обязанности третьей Стороны. Орган местного самоуправления имеет право: контролировать количество и качество отпускаемой тепловой энергии, осуществлять проверку обоснованности затрат на производство тепловой энергии, и обязанность оплачивать Теплоснабжающей организации часть стоимости тепловой энергии, не покрываемую потребителями в связи с установленными для них тарифами, и компенсировать затраты на предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан.

При отсутствии приборов учета расчет за потребленное тепло производится по нормативу потребления тепла, утвержденному органом местного самоуправления. Практика городов показывает, что норматив, при корректном его расчете, достаточно точно определяет среднемесячное значение потребления тепла в течении расчетного периода.

Потребление тепла в нужном количестве (согласно договора) не означает качественное теплоснабжение. Замерзая в холодные дни года из-за недотопа и открывая форточки в периоды оттепели из-за избытка потребляемого тепла мы в среднем за отопительный период получаем тепло в необходимых объемах, но это трудно назвать качественным теплоснабжением. Сегодня существует мнение, что приборы регулирования являются выходом из такого положения. Приборы регулирования эффективны, если подается тепло в избытке, но ничем не могут помочь если теплоснабжение недостаточно. Именно поэтому в договоре должны быть зафиксированы показатели качества теплоснабжения.

За отпущенную тепловую энергию оплату производят как Заказчик, в части средств оплаченных населением за теплоснабжение, так и Орган местного самоуправления, в части дотаций на разницу между тарифом для населения и фактической стоимостью произведенной тепловой энергии, а также льгот и субсидий предоставляемых населению.

Договор должен предусматривать выплату неустойки за несоблюдение условий договора. Особо это касается соблюдения качественных показателей поставки тепловой энергии. Примерным договором предусмотрено снижение величины платы за полученную тепловую энергию при снижении температуры теплоносителя ниже нормативной за каждые 5 градусов. Плата за теплоснабжение не взимается за период отсутствия теплоснабжения. Снижение платы за теплоснабжение в связи с временным отсутствием потребителей Заказчика производится только в части тепла на горячее водоснабжение.

При наличии приборов учета оплата производится по показаниям приборов, поэтому нет сложностей в определении фактически полученной тепловой энергии. Однако для предъявления неустойки за некачественную поставку тепла необходимо фиксировать длительность перерывов в теплоснабжении, а также отклонение параметров теплоносителя от нормативных.

Величина платы не увеличивается (а при приборном учете величина платы, рассчитанная по показаниям приборов, соответственно уменьшается), если теплоснабжающая организация необоснованно завышает температуру теплоносителя по сравнению с температурным графиком и предъявляет к оплате счет за увеличенное по сравнению с договором количество энергии.

Предлагаемый договор содержит пункт предусматривающий «наказание» Заказчика за недоиспользование отпущенной ему согласно условиям договора тепловой энергии (температура возвращаемого теплоносителя выше нормируемой температурным графиком). При отсутствии у Заказчика приборов регулирования температура теплоносителя в обратном трубопроводе зависит, главным образом, от регулируемого теплоснабжающей организацией расхода теплоносителя. Поэтому ответственность за недоиспользование отпущенной тепловой энергии должна наступать только в том случае, если теплоснабжающая организация выдерживает показатели качества (температурный график и давление в контрольных точках) предусмотренные договором.

Пункт о штрафных санкциях в отношении Заказчика за превышение согласованного количества расхода теплоносителя на подпитку тепловых сетей включается в договор только случае независимой схемы присоединения и при наличии у Заказчика приборов учета, а штраф за использование теплоносителя не по прямому назначению может устанавливаться за сам факт нарушения, независимо от наличия приборов учета и размера нанесенного Теплоснабжающей организации ущерба. При этом величина штрафа может быть фиксированной величиной в денежном выражении, или измеряться в процентах от стоимости израсходованного теплоносителя. Так же и штраф за самовольное (несогласованное с Теплоснабжающей организацией) подключение теплоиспользующих установок или других потребителей может быть установлен в процентном выражении от стоимости использованной ими тепловой энергии (но тогда надо договориться о том, как будет определяться это количество энергии при отсутствии приборов учета) или в виде конкретной суммы.

В заключении следует подчеркнуть огромную роль органов местного самоуправления в формировании системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Договоры на теплоснабжение, используемые в настоящее время в различных городах России, не предусматривают ответственность теплоснабжающей организации за качество поставляемой тепловой энергии. Сегодня монополисты диктуют условия на которых они осуществляют поставки тепла. И они не заинтересованы в изменении ситуации. Ситуацию можно изменить двумя путями:

  1. заказчик, учитывая монопольное положение теплоснабжающей организации через суд будет требовать заключения приемлемого договора, что в условиях не совершенства жилищного законодательства весьма сложная процедура;
  2. администрация города определяет порядок и форму договорных отношений в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования.

Второй подход наиболее правильный, поскольку при формировании договорных отношений администрация города будет учитывать интересы и Заказчиков, и поставщиков тепла. С одной стороны Администрация города, в соответствии с Гражданским кодексом, отвечает за теплоснабжение города, с другой стороны население выбирает власть муниципального образования, поэтому муниципалитет стоит на защите интересов обеих сторон.

Судебное взыскание долгов. Оплата по факту!

Выигрываем сложные судебные дела по всей России. Опыт юристов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Образец договора теплоснабжения

___________________________________ «__»___________ ____ г.
(указать место заключения договора)

________________, именуем__ в дальнейшем «Теплоснабжающая организация»,
в лице ______________, действующего(ей) на основании _____________________,
(Устава, доверенности
и т.п.)
с одной стороны, и _____________________, именуем__ в дальнейшем «Абонент»,
в лице ______________, действующего(ей) на основании _____________________,
(Устава, доверенности и т.п.)
с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему Договору Теплоснабжающая организация обязуется поставить Абоненту тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность), а также соблюдать предусмотренный настоящим Договором режим ее потребления.
1.2. Местом исполнения обязательств Теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети Абонента и тепловой сети Теплоснабжающей организации.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Теплоснабжающая организация обязуется:
2.1.1. Поставлять тепловую энергию (мощность) и теплоноситель на условиях, установленных настоящим Договором.
2.1.2. Обеспечить надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями правил организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Для обеспечения надежности теплоснабжения Теплоснабжающая организация исполняет следующие обязанности: __________________________________________.
2.1.3. Осуществлять контроль за соблюдением Абонентом режима потребления тепловой энергии.
2.1.4. Обеспечить безаварийную и бесперебойную работу объектов теплоснабжения.
2.1.5. По просьбе Абонента рассматривать изменения условий Договора в части договорных тепловых нагрузок с учетом задолженности за потребленную тепловую энергию.
Соответствующее письменное заявление Абонента должно быть представлено в Теплоснабжающую организацию на рассмотрение не позднее чем за _______ (___________) дня(ей) до начала расчетного периода, в котором предполагается изменение договорных условий.
2.2. Абонент обязуется:
2.2.1. Оплачивать тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за расчетный период (месяц) в установленный настоящим Договором срок.
2.2.2. Принимать поставляемую Теплоснабжающей организацией тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в количестве и с тепловыми нагрузками, установленными в настоящем Договоре.
2.2.3. Обеспечивать беспрепятственный доступ в любое время суток представителям Теплоснабжающей организации к теплопотребляющим установкам для проверки их технического состояния и контрольных замеров параметров теплоносителя, снятия показаний приборов учета.
2.2.4. Обеспечивать сохранность установленных на тепловом вводе приборов учета и автоматики, пломб на отключенных теплоиспользующих установках.
2.2.5. Ежегодно производить ремонт, наладку теплопотребляющего оборудования, тепловых сетей и контрольно-измерительных приборов под контролем Теплоснабжающей организации.
2.2.6. Согласовывать с Теплоснабжающей организацией любые отключения и включения систем теплопотребления, а также работы по реконструкции тепловых сетей и систем теплопотребления.
2.2.7. Производить запуск теплоносителя при отсутствии задолженности за потребленную тепловую энергию после осмотра технического состояния теплопотребляющих установок и тепловых сетей и получения справки готовности.
2.2.8. Обеспечить надежность теплопотребления в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями правил организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Для обеспечения надежности теплопотребления Абонент исполняет следующие обязанности: _________________________.
2.2.9. При необходимости изменения тепловой нагрузки, предусмотренной настоящим Договором, не позднее чем за _______ (_____________) дня(ей) до начала расчетного периода представлять Теплоснабжающей организации документы для внесения соответствующих изменений в настоящий Договор.
2.2.10. Сообщать Теплоснабжающей организации в течение _______ (_____________) дня(ей) об изменениях:
— балансовой принадлежности теплоиспользующих установок;
— банковских реквизитов.
2.2.11. При выезде из занимаемого помещения или прекращении деятельности за _______ (_____________) дня(ей) письменно (телеграмма, факс, телекс) сообщить Теплоснабжающей организации о расторжении настоящего Договора и произвести полный расчет за теплоэнергию по день выезда из помещения или прекращения деятельности предприятия Абонента соответственно.
2.3. Теплоснабжающая организация имеет право:
2.3.1. При возникновении аварийных режимов теплоснабжения производить ограничение отпуска тепловой энергии полностью или частично в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.4. Абонент имеет право:
2.4.1. Заявлять Теплоснабжающей организации об ошибках в платежных документах и требовать их исправления.
2.4.2. Подключать субабонентов к своим сетям при получении письменного согласия Теплоснабжающей организации.
2.4.3. Не менее чем за 90 (девяносто) дней до окончания срока действия настоящего Договора направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и теплоносителя. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти .
(Вариант, если договор заключен с единой теплоснабжающей организацией:
2.4.4. При отсутствии задолженности по Договору отказаться от исполнения Договора и заключить договор теплоснабжения с иной теплоснабжающей организацией (иным владельцем источника тепловой энергии) в соответствующей системе теплоснабжения на весь объем или часть объема потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.
2.5. Отказ Абонента от исполнения настоящего Договора и заключение договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии допускаются в следующих случаях:
2.5.1. Подключение теплопотребляющих установок Абонента к коллекторам источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источников тепловой энергии, с которым заключается договор теплоснабжения.
2.5.2. Поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен Абонент, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии.
2.5.3. Поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен Абонент, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным владельцам источников тепловой энергии, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам .)

3. ПОРЯДОК ПОСТАВКИ И УЧЕТА
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ

3.1. Теплоснабжающая организация поставляет Абоненту тепловую энергию
для ___________________________________________________ в следующем объеме:
(указать вид потребления)
— январь — _______________________________;
— февраль — ______________________________;
— март — _________________________________;
— апрель — _______________________________;
— май — __________________________________;
— июнь — _________________________________;
— июль — _________________________________;
— август — _______________________________;
— сентябрь — _____________________________;
— октябрь — ______________________________;
— ноябрь — _______________________________;
— декабрь — ______________________________.
3.2. Теплоснабжающая организация поставляет Абоненту теплоноситель для
_______________________________________________________ в следующем объеме:
(указать вид потребления)
— январь — _______________________________;
— февраль — ______________________________;
— март — _________________________________;
— апрель -________________________________;
— май -___________________________________;
— июнь -__________________________________;
— июль -__________________________________;
— август -________________________________;
— сентябрь -______________________________;
— октябрь -_______________________________;
— ноябрь -________________________________;
— декабрь — ______________________________.
3.3. Величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок Абонента
составляет: ______________________________________________________________.
(необходимо указать тепловую нагрузку по каждому объекту
и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию,
кондиционирование, осуществление технологических процессов,
горячее водоснабжение), а также параметры качества
теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности)
и теплоносителя)
3.4. Качество теплоснабжения и теплоносителей по настоящему Договору должно соответствовать следующим параметрам: _______________________________ .
3.5. Сторонами устанавливается следующий режим потребления тепловой энергии и теплоносителя: _______________________.
Величина максимального расхода теплоносителей составляет _______________________.
Величина минимального расхода пара составляет ____________________.
Величина максимального часового и величина среднего за сутки часового потребления (разбора) воды на нужды бытового и технологического горячего водоснабжения составляет ________________________________.
Диапазон разницы температур теплоносителя между подающим и обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе составляет ______________________.
Объем возврата конденсата должен соответствовать ________________________ и составлять ____________________________________.
Показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата должны соответствовать техническим регламентам, правилам организации теплоснабжения, иным нормативным правовым актам, а также _______________________________.
3.6. Объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета может составлять __________________________.
3.7. Объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение) может составлять __________________________.
3.8. Коммерческий учет тепловой энергии, поставляемой по настоящему Договору, осуществляется путем его измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (п. 1.2 настоящего Договора) .
3.9. Абонент в срок до _______________ должен представлять Теплоснабжающей организации показания приборов учета потребленной тепловой энергии .
3.10. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется расчетным путем в следующих случаях:
3.10.1. Отсутствие в точке учета (п. 1.2 настоящего Договора) приборов учета.
3.10.2. Неисправность приборов учета.
3.10.3. Нарушение Абонентом срока представления показаний приборов учета, установленного п. 3.9 настоящего Договора.
3.11. В случаях, указанных в п. 3.10 настоящего Договора, учет расчетным путем осуществляется в следующем порядке: _______________________.
3.12. При наличии у Абонента задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, в размере, превышающем размер платы за более чем один расчетный период (п. 4.4 настоящего Договора) Теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения.
До введения ограничения подачи тепловой энергии Теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме Абонента о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго расчетного периода.
3.13. При нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Абонент обязан оплатить Теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов .
3.14. В отношении приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (п. 1.2 настоящего Договора), устанавливаются следующие:
3.14.1. Технические данные используемых приборов учета, измеряемые ими параметры тепловой энергии (теплоносителя) и места их расположения: __________________________.
3.14.2. Требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности приборов учета: __________________________.
3.14.3. Порядок и периодичность передачи документов и данных коммерческого учета: _________________________.
3.14.4. Срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его временного выхода из эксплуатации или утраты: ______________________________.
3.14.5. Условие об обязательном обеспечении периодического (не чаще 1 раза в квартал) доступа уполномоченных представителей Теплоснабжающей организации к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подачи недостоверных показаний приборов учета.
3.14.6. Ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний: _______________________.

Читайте так же:  Приказ на объяснительную записку

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Поставляемая Теплоснабжающей организацией тепловая энергия
оплачивается в следующем порядке: ________________________________________.
(по установленным тарифам либо по ценам,
установленным соглашением сторон )
4.2. Сумма, подлежащая уплате Абонентом потребленной тепловой энергии, определяется как произведение определенного настоящим Договором объема потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя согласно п. п. 3.1 и 3.2 Договора в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель или цены, определяемой п. 4.1 Договора.
В случаях и порядке, установленных п. п. 3.10, 3.11 настоящего Договора, сумма, подлежащая уплате Абонентом, определяется расчетным путем.
4.3. Расчет за поставляемую тепловую энергию производится в следующем порядке:
4.3.1. До _____ числа каждого месяца Теплоснабжающая организация выставляет Абоненту счет на внесение авансового платежа в размере _____ (__________) рублей.
Авансовый платеж должен быть произведен Абонентом в течение _____ (__________) дня(ей) с даты получения счета на оплату от Теплоснабжающей организации.
4.3.2. Окончательный платеж за потребленную тепловую энергию производится Абонентом до ______ числа месяца, следующего за расчетным.
4.4. Расчетным периодом является 1 календарный месяц.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. При нарушении Абонентом сроков оплаты, установленных п. 4.3 настоящего Договора, или ином неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и теплоносителя Теплоснабжающая организация вправе предъявить Абоненту требование об уплате пени в размере _____ (__________) рублей за каждый день просрочки .
5.2. При несоблюдении параметров качества теплоснабжения, установленных п. 3.4 настоящего Договора, Абонент вправе предъявить Теплоснабжающей организации требование о _______________________________.
5.3. При нарушении режима потребления тепловой энергии и теплоносителя, установленного п. 3.5 настоящего Договора, в том числе за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата Теплоснабжающая организация вправе предъявить Абоненту требование о _______________________________.
5.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по настоящему Договору стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
(Вариант, если договор заключен с единой теплоснабжающей организацией:
5.5. При реализации Абонентом права, закрепленного в п. 2.4.4 настоящего Договора, при заключении договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии Абонент обязан возместить Теплоснабжающей организации убытки, связанные с переходом от Теплоснабжающей организации к теплоснабжению непосредственно от источника тепловой энергии, в размере, рассчитанном Теплоснабжающей организацией и согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов .)

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами, разрешаются путем проведения переговоров, обмена письмами.
6.2. При недостижении согласия по результатам переговоров и обмена письмами стороны передают разногласия на разрешение суда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Уполномоченными должностными лицами сторон, ответственными за исполнение условий настоящего Договора, являются:
7.1.1. От Теплоснабжающей организации: _______________________________.
(Ф.И.О., должность, контактные
данные)
7.1.2. От Абонента: __________________________________________________.
(Ф.И.О., должность, контактные данные)
7.2. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются:
7.2.1. Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (Приложение N ___).
7.2.2. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N ___).
7.3. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания, заключен на ______________ год(а) (лет) и действует до «___»________ ___ г.
7.4. Настоящий Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.
7.5. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению сторон либо по иным основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
7.6. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.
7.7. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются положениями действующего законодательства Российской Федерации.
7.8. Настоящий Договор составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

8. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Теплоснабжающая организация: Абонент:

ИНН ______________________________ ______________________________
КПП ______________________________ ______________________________
Юридический адрес: _______________ ______________________________
Фактический адрес: _______________ ______________________________
Почтовый адрес: __________________ ______________________________
Тел.: _________ факс: ____________ ______________________________
Эл. почта: _______________________ ______________________________
Банковские реквизиты:
Р/с ______________________________ ______________________________
в ________________________________ ______________________________
К/с ______________________________ ______________________________
БИК ______________________________ ______________________________
ОКПО _____________________________ ______________________________

Теплоснабжающая организация Абонент

_________________/_______________/ _____________/_______________/
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
(М.П.) (М.П.)

———————————
Информация для сведения:
См. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 N 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.03.2010 N 16604).
Заключение договора с иным владельцем источника тепловой энергии не должно приводить к снижению надежности теплоснабжения для других потребителей. Если по оценке единой теплоснабжающей организации происходит снижение надежности теплоснабжения для других потребителей, данный факт доводится до потребителя тепловой энергии в письменной форме и потребитель тепловой энергии не вправе отказаться от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией.
В случае если потребитель заключил договор теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии в отношении всего объема тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, предусмотренного договором теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией, обязательства по договору теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии (п. 32 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения (п. 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации).
В соответствии с п. 25 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Договором теплоснабжения может быть определена иная точка учета для целей коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:
1) установку приборов учета;
2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями, может быть предусмотрено иное (п. 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации).
На основании п. 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
оплата фактически потребленной в истекшем месяце тепловой энергии (мощность) и теплоносителя с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты тепловой энергии в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
См. ч. 9.1 — 9.4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Размер убытков определяется в виде разницы между необходимой валовой выручкой единой теплоснабжающей организации, рассчитанной за период с даты расторжения договора до окончания текущего периода регулирования тарифов с учетом снижения затрат, связанных с обслуживанием такого потребителя, и выручкой единой теплоснабжающей организации от продажи тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в течение указанного периода без учета такого потребителя по установленным тарифам, но не выше суммы, необходимой для компенсации соответствующей части экономически обоснованных расходов единой теплоснабжающей организации по поставке тепловой энергии (мощности) и теплоносителя для нужд населения и иных категорий потребителей, которые не учтены в тарифах, установленных для этих категорий потребителей (абз. 2 п. 30 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации).