Договор рф с латвией

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 3 февраля 1993г.

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЛАТВИЙСКОЙ

РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(Рига, 3 февраля 1993 года)

Российская Федерация и Латвийская Республика,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.

Это относится также и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон.

2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы (далее именуемые «учреждения юстиции») и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и собственные граждане.

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают взаимно правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим учреждениям, к компетенции которых относятся дела, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела,

указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции.

Объем правовой помощи

Правовая помощь охватывает выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, допрос сторон, потерпевших, обвиняемых и подсудимых, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, осмотра, передачу вещественных доказательств, возбуждение уголовного преследования и выдачу лиц, совершивших преступления, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, вручение и пересылку документов, предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых.

При оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство юстиции и Прокуратуру Латвийской Республики.

Просьбы и поручения об оказании правовой помощи составляются на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное.

Документы, посылаемые учреждениями юстиции и иными учреждениями в порядке оказания правовой помощи, должны быть подписаны компетентным лицом и удостоверены печатью.

Форма поручения об оказании правовой помощи

В поручении об оказании правовой помощи должно быть указано:

1) наименование запрашивающего учреждения;

2) наименование запрашиваемого учреждения;

3) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

4) имена и фамилии сторон и других лиц, в отношении которых направляется поручение, их гражданство, занятие и постоянное местожительство или местопребывание, а для юридических лиц — наименование и местонахождение;

5) фамилии и адреса их уполномоченных;

6) содержание поручения, а по уголовным делам также описание фактических обстоятельств совершенного преступления и его юридическую квалификацию.

1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства.

2. Если учреждение юстиции, к которому обращено поручение, не компетентно его исполнить, оно пересылает поручение компетентному учреждению и уведомляет об этом учреждение, от которого исходит поручение.

3. В случае получения соответствующего ходатайства учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомляет учреждение, от которого исходит поручение, о времени и месте исполнения поручения.

4. После выполнения поручения учреждение юстиции, к которому обращено поручение, направляет документы учреждению, от которого исходит поручение; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно возвращает поручение и уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.

Порядок вручения документов

1. Запрашиваемое учреждение осуществляет вручение документов в соответствии с правилами, действующими в его государстве, если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены заверенным переводом. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой Договаривающейся Стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять.

2. В просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодательством своего государства принимает меры для установления точного адреса.

Подтверждение вручения документов

Подтверждение вручения документов оформляется в соответствии с правилами, действующими на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В подтверждении должны быть указаны время и место вручения, а также лицо, которому вручен документ.

Вручение документов и допрос граждан

через дипломатические представительства

или консульские учреждения

Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом не могут применяться меры принудительного характера.

Вызов за границу свидетеля или эксперта

1. Свидетель или эксперт, который, независимо от его гражданства добровольно явился по вызову в учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны, не может на территории этой Стороны быть привлечен к уголовной или административной ответственности, взят под стражу или подвергнут наказанию в связи с каким-либо деянием, совершенным до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства.

2. Этой привилегией не пользуется свидетель или эксперт, если он в течение 15 дней с момента уведомления его о том, что его присутствие не является необходимым, не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны. В этот срок не засчитывается время, в течение которого свидетель или эксперт не мог покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по

не зависящим от него обстоятельствам.

3. Свидетели и эксперты, явившиеся по вызову на территорию другой Договаривающейся Стороны, имеют право на возмещение вызвавшим их учреждением расходов, связанных с проездом и пребыванием за границей, а также на возмещение неполученной заработной платы за дни отвлечения от работы; эксперты, кроме того, имеют право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайству Договаривающаяся Сторона, от которой исходит вызов, выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

1. Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения.

2. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.

Расходы, связанные с оказанием правовой помощи

1. Договаривающаяся Сторона, к которой обращено поручение, не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территории, за исключением расходов, связанных с проведением экспертиз.

2. Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомит учреждение, от которого исходит поручение, о сумме расходов. Если учреждение, от которого исходит поручение, взыщет эти расходы с лица, обязанного их возместить, то взысканные суммы поступают в пользу взыскавшей их Договаривающейся Стороны.

Министерства юстиции Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.

Бесплатная правовая защита

Гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны оказывается бесплатная юридическая помощь и обеспечивается бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам.

Пересылка свидетельств о гражданском состоянии

и других документов

Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и другие документы (об образовании, о работе и т.п.), которые касаются личных прав и имущественных интересов граждан другой Договаривающейся Стороны.

Отказ в правовой помощи

Правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Новости Минпросвещения

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

Договор рф с латвией

  • Пресс-центр
  • >
  • Статьи и пресс-релизы
  • >
  • Вступил в силу Договор между Россией и Латвией о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Вступил в силу Договор между Россией и Латвией о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Исходя из норм Договора, при определении права на пенсию учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях Российской Федерации и Латвийской Республики. Договор основан на пропорциональном принципе и распространяет свое действие на трудовые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
По Договору право на трудовые пенсии имеют лица, проживающие на территориях России или Латвии и являющиеся их гражданами или лицами без гражданства, включая постоянных жителей Латвии, имеющих статус неграждан и членов их семей, а также беженцы и члены их семей.

Согласно договора, пенсия может быть начислена по двум вариантам.
Первый вариант: по желанию и на основании заявления гражданам может быть установлена пенсия того государства, гражданами которого они являются – без применения положений Договора. В этом случае выбор гражданина будет окончательным и пересмотру не подлежит.

Второй вариант: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 1 января 1991 года на территории России или Латвии, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды стажа, приобретенные на территориях России или Латвии после 1 января 1991 года, каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию в соответствии со стажем, приобретенным на ее территории.

По данным Отделения, претендовать на пересмотр пенсии в соответствии с данным Договором, имеют право более 300 человек.
Пример.

Гражданин России 1950 года рождения, постоянно проживающий на территории Латвии, обратился в органы ПФР за назначением трудовой пенсии по старости. Он имеет несколько периодов работы:
— до 1 января 1991 года: 3 года 2 месяца работы на территории России,
— с 1 января 1991 года по 1 января 2002 года: 10 месяцев работы на территории Латвии, 1 год и 6 месяцев работы на территории России.

По Договору гражданин будет иметь право на назначение трудовой пенсии по старости, так как его страховой (трудовой) стаж составляет 5 лет 6 месяцев (3 года 2 месяца + 10 месяцев + 1 год 6 месяцев).
В этом случае размер российской трудовой пенсии будет исчисляется исходя из трудового стажа приобретенного на территории России -1 год 6 месяцев.

Размер латвийской пенсии будет исчислен из стажа, приобретенного в период до 1 января 1991 г. и латвийского стажа после 1 января 1991 г. (т.е. 3 года 2 месяца + 10 месяцев).
По возникающим вопросам консультацию можно получить в Отделе ПФР в Усвятском районе по адресу: п.Усвяты, ул. 25 Октября,д.67.

Договор рф с латвией

Общие сведения о стране

64 589 км². Омывается Балтийским морем и Рижским заливом на западе, граничит с Эстонией на севере, с Литвой на юге, с Россией и Белоруссией на востоке. Имеет морскую границу со Швецией.

Часовой пояс UTC+2. Разница во времени между Латвией и Москвой –1 час. Осуществляется переход на летнее/зимнее время.

Праздничные и нерабочие дни:

1 января — Новый год;
25 марта — День памяти жертв коммунистического террора.
Апрель-май — Пасха;
1 мая — Праздник весны, День созыва Конституционного собрания Латвии;
1-е воскресенье мая — День Матери;
4 мая — День провозглашения Декларации независимости Латвии;
8 мая — День памяти жертв Второй мировой войны;
14 июня — День памяти жертв коммунистического террора;
23, 24 июня — Янов день, праздник Лиго (День летнего солнцестояния);
4 июля — День памяти еврейского геноцида;
11 августа — День памяти борцов за свободу Латвии;
22 сентября — День единения балтов;
11 ноября — День Лачплесиса (День памяти павших героев);
18 ноября — День провозглашения Латвийской Республики (1918 г.);
25, 26 декабря — Рождество и Святки.

Латвия расположена в умеренном климатическом поясе, и погодные условия здесь определяются атлантическими воздушными массами, Балтийским морем и Балтийским заливом.
Для Латвии характерны смена высокого и низкого давления и относительно большое количество осадков.
Среднее годовое количество осадков составляет 500—800 мм. Лето в Латвии сравнительно тёплое и солнечное, средняя температура воздуха равна +19 °С, самые жаркие месяцы — июль и август.
Весной и осенью средняя температура воздуха равна +10 °С.
Зимой снег обычно держится с декабря по март, самый прохладный зимний месяц — январь.
Средняя температура воздуха равна –6 °С.

Транспортное сообщение с Россией:

Транспортное сообщение с Россией достаточно развито.
Международные авиаперевозки осуществляются через аэропорт Риги, который расположен в 13 км от центра города. Железнодорожный вокзал находится в непосредственной близости к центру города.
Перевозки осуществляются между Москвой и Ригой, а также Санкт-Петербургом и Ригой.
Хорошо развито автобусное сообщение, как между городами Латвии, так и с основными европейскими столицами.
Имеется несколько регулярных автобусных рейсов между Ригой и Москвой, Ригой и Санкт-Петербургом.

Требования въезда, пребывания и транзитного проезда

Латвия — полноправный член ЕС, участник Шенгенского соглашения. Основным документом, регламентирующим вопросы оформления виз между Россией и ЕС, является Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении выдачи виз.
Ознакомиться с тарифами и сроками рассмотрения визовых запросов можно на сайте Посольства Латвии в Москве — www.mfa.gov.lv/ru/moscow (раздел «Консульская информация»).

Получение визы. Обязательными документами для обращения за визой являются:
— собственноручно подписанная визовая анкета;
— заграничный паспорт, срок действия которого превышает срок действия визы не менее чем на три месяца и имеет как минимум две свободные страницы;
— общегражданский паспорт;
— две фотографии;
— документы, подтверждающие цель поездки;
— полис медицинского страхования, действительный на территории стран Шенгенской группы;
— документы, подтверждающие наличие финансовых средств на период пребывания в странах Шенгенской группы.

Срок действия заграничного паспорта должен превышать срок действия визы не менее чем на три месяца. Кроме этого необходимо,чтобы в заграничном паспорте имелись как минимум две свободные страницы.

Особенности въезда через разные пункты пропуска:

Крупнейший пропускной пункт сухопутной границы между Россией и Латвией — «Терехово – Бурачки».

Спиртное и сигареты.
— при путешествии воздушным транспортом: 200 сигарет или 50 сигар, или 100 сигарилл, или 250 граммов курительного табака, или табачные изделия в любой комбинации, если процентная часть, используемая для индивидуально установленных количеств, в совокупности не превышает 100 процентов;
— при путешествии другими видами транспорта: 40 сигарет или 10 сигар, или 20 сигарилл, или 50 граммов курительного табака, или табачные изделия в любой комбинации, если процентная часть, используемая для индивидуально установленных количеств, в совокупности не превышает 100 процентов;
— 1 литр дистиллированных напитков и алкоголя, если содержание алкоголя превышает 22 %, или неденатурированный этиловый спирт с обьемной концентрацией спирта 80 % и более;
— 2 литра дистиллированных напитков, алкоголя и аперитивов на основе вина или алкоголя, в которых содержание алкоголя не превышает 22 %, игристое вино, десертное (ликерное) вино;
— неденатурированный этиловый спирт с объемной концентрацией спирта 80 % и более или 2 литра дистиллированных напитков;
— алкоголя и аперитивов на основе вина или алкоголя, в которых содержание алкоголя не превышает 22 %;
— игристое вино, десертное (ликерное) вино.
Алкогольные напитки можно провозить в любой комбинации, если процентная часть, используемая для индивидуально установленных количеств, в совокупности не превышает 100 процентов:
— 4 литра неигристого (негазированного) вина;
— 16 литров пива.
Лицам моложе 18 лет освобождение от уплаты налогов на ввоз табачных и алкогольных изделий не предоставляется.

Читайте так же:  Налог с пр

Автомобили и бензин. Ввоз топлива возможен в стандартной емкости для горючего транспортного средства; в переносных емкостях для горючего — не более 10 литров на одно транспортное средство.

Прочее. В страны Европейского союза, в том числе и в Латвию, из других стран без ветеринарного пограничного контроля для собственного потребления разрешается ввозить и посылать по почте следующие продукты питания:

до 2 кг следующих продуктов животного происхождения:
— мёд, яйца;
— живые устрицы, живые моллюски и улитки;
— пчелиное маточное молочко, прополис;
— сухое молоко для грудничков, детское питание;
— особое медицинское продовольствие;
— корм для домашних питомцев в соответствующей запатентованной упаковке, на которой указана информация производителя об особом использовании.

до 20 кг рыболовных продуктов (за исключением осетровой икры — до 125 г согласно маркировке на упаковке):
— свежую обязательно — потрошёную (также ту, которую ввозят целиком), сушёную, термически обработанную, солёную, копчёную рыбу или рыбные консервы;
— различные ракообразные, например, креветки, омары.

до 10 кг (и получить в почтовой посылке до 1 кг) продуктов продовольствия, например: хлеб, пирожные, печенье, шоколад и кондитерские изделия (включая сладости), в составе которых нет мясных продуктов или в начинке которых нет мясных продуктов;
— макаронные изделия и вермишель, которые не смешаны или наполнены мясными продуктами;
— бульон и приправы в упаковке, мясные экстракты и концентраты;
— оливки с рыбной начинкой;
— пищевые добавки в упаковке;
— любые другие продукты продовольствия, в составе которых обработанных яиц или рыбных продуктов менее 50 %, а свежих, обработанных мясных или молочных продуктов нет совсем.

Если установленные правила по ввозу товаров и продуктов не соблюдены, должностное лицо таможни их конфискует, и они будут уничтожены.
За нарушение требования на ввоз продуктов животного происхождения предусмотрена административная ответственность, а в случае повторного нарушения — денежный штраф.

Товары в объемах, превышающих указанные выше, для ввоза в Европейский союз при пересечении границы необходимо декларировать и за ввоз сверхнормативного объема товаров придется оплатить акцизный налог.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в Санитарной пограничной инспекции Продовольственно-ветеринарной службы Латвии по телефону +371 6702-72-82.

В соответствии с Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского союза № 1889/2005 от 26.10.2005 г. о контроле за ввозом в ЕС и вывозом из ЕС наличных денежных средств любое физическое лицо (включая владельцев дипломатических и служебных паспортов), которое въезжает в ЕС или выезжает из ЕС и ввозит/вывозит наличные денежные средства в сумме 10.000 евро или более, обязано декларировать эту сумму компетентным органам государства-члена Европейского союза, через которое это лицо въезжает в ЕС или выезжает из ЕС. Не соблюдение данного требования чревато наложением компетентными органами государства-члена ЕС штрафных санкций в соответствии с национальным законодательством за допущенное правонарушение (привлечение владельца денежных средств к судебному разбирательству, наложение штрафа, арест незадекларированной суммы на время проведения проверки, исключающей подозрения в участии правонарушителя в незаконных денежных операциях и т.п.).

При въезде в Латвию таможенный сбор на ввозимые товары (для личного пользования, собственного потребления или подарков) не взимается, в случае если их общая стоимость не превышает:
300 евро — если путешественник въезжает по суше;
430 евро — если путешественник въезжает воздушным или морским транспортом.
Детям в возрасте до 15 лет, независимо от способа въезда, разрешается ввозить товары для личного пользования на сумму не более 285 евро.

Не включаются в общую стоимость товары, провозимые в личном багаже:

— лекарства, необходимые для личных нужд путешественника;
— табачные изделия, алкогольные напитки и горючее (с учетом определенных ограничений количества);
— личный багаж, ввозимый путешественником на время или ввозимый обратно после временного вывоза.

Предметы, запрещенные
к ввозу/вывозу:

В Европейский союз, в том числе и в Латвию, в личном багаже запрещено ввозить для личного потребления следующие пищевые продукты:
— мясо и мясные продукты (сало, свежее или обработанное мясо, в том числе мясо птицы, животный жир, колбасы различных видов, мясные консервы;
— мучные изделия с мясной начинкой или содержащие мясо;
— макароны, соусы, супы и др.;
— молоко и молочные продукты (йогурт, сметану, творог, кефир, сыр, масло, сгущенное молоко, мороженое и др.),
а также корм для домашних питомцев, в составе которого есть мясо или молоко (корм для домашних животных, собачьи жевательные игрушки, смеси из муки грубого помола).
Продовольственные товары, которые запрещено ввозить в Европейский союз для личного потребления, также запрещено посылать по почте.

Для ввоза домашних животных необходим международный паспорт животного, в котором должны быть отметки об иммунизации животного и вакцинации против бешенства.
Для ввоза домашних животных в коммерческих целях необходим ветеринарный сертификат (выдает официально уполномоченный ветеринарный врач страны-экспортера) и разрешение на ввоз, выданный Государственной ветеринарной службой.
В случае транзита необходимы ветеринарный сертификат и согласие ветеринарной службы страны — импортера (дополнительная информация доступна по телефону +371 709-52-30 Государственной Ветеринарной службы Латвии).

Вопросы безопасности путешественника

Уровень преступности в Латвии не высокий, однако, стандартные меры предосторожности всегда уместны.
Будьте осторожны:
— со случайными знакомыми, встреченными на улице;
— избегайте подозрительных сделок или договоренностей;
— в местах досуга и развлечений всегда проверяйте стоимость перед заказом;
— имейте четкое представление о том, что Вы заказали, узнайте точные цены до оформления заказа;
— при оплате кредитной картой проверьте общую сумму,
в Ваших интересах обратиться с просьбой о выдаче Вам квитанции, счета или документа, подтверждающего платеж;
— пользуйтесь официальным такси с узнаваемым цветом и знаками идентификации;
— следите за своими личными вещами и остерегайтесь карманников.

В Латвии установлены следующие ограничения скорости движения:
в населенных пунктах — 50 км/ч, в жилой зоне, на заправочных станциях и парковках — 20 км/ч;
за городом — 90 км/ч,
за пределами населенных пунктов для транспортных средств массой до 7,5 тонн — 90км/ч, для транспортных средств более 7,5 тонн — 80 км/ч.

Запрещено управление транспортными средствами при содержании алкоголя более 0,2 промилле в крови водителя с опытом вождения менее 2 лет, для водителей с опытом вождения более 2 лет ограничение составляет 0,5 промилле.
Водителю запрещено пользоваться мобильным телефоном во время управления автомобилем, за исключением случаев, когда используется система hands free.
Зимние шины должны использоваться с 1 декабря по 1 марта всех транспортных средствах и автобусах с массой брутто до 3500 кг. Использование шипованной резины запрещено с 1 мая по 1 октября.

Основные виды
топлива:

Средняя стоимость бензина марки АИ-95 составляет 1 евро за литр, дизтоплива — 1 евро за литр.

Порядок приобретения страхового полиса:

На территории Латвии действуют страховки типа Green Card, а также полисы обязательного страхования, действительные в странах ЕС.
Обращаем внимание: в случае поездки по территории Латвии на машине с латвийскими номерами доверенность для поездок не требуется.
В остальных случаях доверенность обязательна, при этом желателен её перевод на латышский язык, обязательно нотариальное заверение и запись — «С правом выезда за границу РФ».

Возможность использования национального
российского
водительского удостоверения:

Российское водительское удостоверение действительно в Латвии.
Однако в случае пребывания в Латвии более полугода (по виду на жительство) необходимо получить латвийские права, при этом обязательна сдача теоретического экзамена в Дирекции безопасности дорожного движения (CSDD).
По вопросам, связанным с компетенцией CSDD, необходимо обращаться в справочную службу Дирекции по телефону +371 6702-025-777 (консультация возможна на русском языке).

Ваши действия в случае ДТП:

В случае ДТП, не покидая место аварии, необходимо вызвать полицию для составления протокола, а также связаться с представителями страховой компании для решения вопросов, связанных с компенсацией ущерба.
В случае крупной аварии, повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью, просим дополнительно уведомить Посольство России в Латвии с целью оказания возможного содействия.

Местные законы и обычаи

Наказания за
различные виды преступлений:

За несоблюдение правил общественного порядка в Латвии может быть наложен штраф или арест:
— в общественных местах Риги не разрешается иметь при себе открытые бутылки с алкогольными напитками (в том числе на улицах и в парках). Нарушение этого ограничения может повлечь за собой штраф;
— в общественном месте нельзя находиться в состоянии опьянения и нарушать общественный порядок. Может быть наложено взыскание (штраф или арест);
— курение разрешено только в строго отведенных местах;
— мелкое хулиганство (в том числе приставание, нарушение общественного порядка, брань в общественных местах) может повлечь административное взыскание (штраф или арест);
— вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения (выше 0,5 промиль) запрещено;
— невыполнение законного требования полицейского может вызвать административное взыскание (штраф или арест);
— использование наркотических веществ запрещено.

Уголовными преступлениями являются:
— сопротивление при аресте или нападение на представителя государственной власти;
— приобретение и хранение наркотических веществ.

Во время пребывания на территории Латвийской Республики иностранные граждане могут быть привлечены к ответственности за любое нарушение закона, так же как и латвийские граждане и жители.

Незнание закона не освобождает человека от личной ответственности.

Единый телефон вызова экстренных служб — 112 (оценив ситуацию, оператор соединит заявителя с соответствующей аварийно-спасательной службой).
Справочная служба с возможностью прямой коммутации со службами и организациями — 11-88 либо 11-80.
Дирекция безопасности дорожного движения (CSDD) — +371 6702-025-777.
Круглосуточная туристическая горячая линия — +371 2203-30-00.
Государственная Ветеринарная служба Латвии — +371 709-52-30.
Санитарная пограничная инспекция Продовольственно-ветеринарной службы Латвии — +371 6702-72-82.
Главное таможенное управление Латвии. Справочный телефон — +371 6711-12-53.

Такси. Хорошо развита система такси, при планировании поездки в Латвию, можно узнать через справочную службу (например, 11-88) телефоны вызова такси.
Общественный траспорт. В основных городах Латвии хорошо развит общественный транспорт.
Стоимость проезда составляет в среднем один евро, в том случае если посещающий Латвию намерен пользоваться общественным транспортом неоднократно.
Удобней и выгодней приобрести многоразовый проездной талон (e-talon), в этом случае стоимость поездки составит 50 сантимов (примерно 1 долл. США).

Обед в ресторане среднего класса. Стоимость горячего блюда в ресторанах города составит от 5 и более евро.

Номер в гостинице среднего класса. В связи с тем, что Латвией значительное внимание уделяется развитию сферы туризма, в Риге имеется достаточное количество комфортабельных отелей.
Средняя стоимость проживания в отеле бизнес-класса, расположенном в центре города (за пределами старого города), начинается от 50 евро в день.

Часы работы продовольственных и промтоварных магазинов. Крупные торговые центры работают в основном до 21.00, в редких случаях до 22.00, небольшие магазины чаще всего — до 19.00.
Продуктовые магазины (супермаркеты) работают до 22.00—23.00.
Продажа алкоголя в Латвии после 22.00 строго запрещена.

Наличие системы Интернет. В большинстве общественных мест, отелях, кафе имеются точки беспроводного доступа к интернету, активное распространение получил 3G интернет, переход на систему 4G к настоящему времени не осуществлен.

Наличие банкоматов и распространение кредитных карт. Повсеместно имеется возможность оплаты товаров и услуг кредитными картами: в большинстве случаев расплатиться кредитной картой можно на всей территории Латвии, включая отдаленные города.

Договор между Россией и Латвией о сотрудничестве в области социального обеспечения готов к ратификации (18 сентября 2008 года)

Комитет по международным делам на заседании, состоявшемся 18 сентября под председательством Юлия Квицинского, рекомендовал Госдуме ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, напомнил, что Латвия — единственное прибалтийское государство, с которым отношения в области социального обеспечения пока никак не урегулированы.

Подписанный 18 декабря 2007 года Договор построен по пропорциональной модели и обеспечивает равенство прав граждан на важнейшие виды социального обеспечения — пенсии, материнские пособия, выплаты в связи с несчастными случаями на производстве.

«Государство, подписавшее Договор, отвечает только пропорционально тем пенсионным и социально-страховым правам которые приобретены на его территории», — пояснил Ю.Воронин.

В частности, Договор предусматривает экспорт пенсий.

«Если пенсионер выезжает из государства, где ему была назначена пенсия на территорию другого государства-участника договора, государство, назначившее ему пенсию, обязано обеспечить ее свободную и бесперебойную доставку и индексацию, — рассказал Ю.Воронин. — Во избежание двойной уплаты взносов документ определяет, кто подлежит социальному страхованию в каком из государств. Страховые взносы уплачиваются в систему социального страхования того государства, где человек работает, независимо от его гражданства. Кроме того, для определения права на пенсию Договор позволит суммировать стажи страхования, приобретаемые в социальной сфере каждого из государств. При этом выплаты в совокупности не могут быть меньше минимального размера пенсии, установленного в стране проживания пенсионера. Возможна также ситуация, когда человек будет получать две пенсии: российскую — за российский стаж и латвийскую — за латвийский. Договор распространится и на лиц без гражданства, а значит под его действие попадут российские соотечественники, проживающие в Латвии, но не имеющие латвийского гражданства. Сегодня им начисляется пенсия только за латвийский стаж. Специальная оговорка сделана по стажу, приобретенному в советское время. Стаж работы до 1 января 1991 года обязательно признается тем государством, на территории которого проживает получатель пенсии».

По словам Ю.Воронина, расходы Российской Федерации в части выплаты пенсий составят 103 млн. рублей в год.

За ратификацию Договора высказался Комитет по труду и социальной политике на заседании, состоявшемся также 18 сентября под председательством Андрея Исаева

Вопрос о ратификации Договора планируется рассмотреть на пленарном заседании 3 октября.

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения

О пенсионном содержании

В самом начале текущего года перечень действующих международных соглашений, заключенных нашей страной и регулирующих пенсионные правоотношения, пополнился Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанным в Риге 18 декабря 2007 года1.
Договор был ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 185-ФЗ, обмен ратификационными грамотами между сторонами состоялся 20 декабря 2010 года, вследствие чего согласно статье 27 он вступил в силу на тридцатый день с даты этого обмена, а именно 19 января 2011 года. Данный Договор является вторым международным актом нового типа, который построен в части пенсионного обеспечения с учетом принципа пропорциональности, в отношениях с государствами – бывшими республиками СССР2.
Одновременно вступило в силу Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о применении Договора, подписанное 20 декабря 2010 года и регулирующее все процедурные вопросы назначения и выплаты пенсий3.
Предмет Договора и круг лиц, подпадающих под его действие
К предмету Договора в части пенсионного обеспечения для Российской Федерации относятся трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии. Для Латвии Договор распространяется на пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях.
Как видим, для нашей страны к сфере действия Договора не относятся, за исключением социальных пенсий, пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этой связи, исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принимая во внимание, что Договором не определены иные правила в отношении названных пенсий, они устанавливаются, в том числе гражданам, проживающим в Латвии, по нормам российского законодательства и после вступления Договора в силу. Это же касается и различных видов дополнительного материального обеспечения, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами4.
Договор также распространяется на отношения, связанные с уплатой взносов на обязательное (государственное) социальное страхование.
На основании статьи 1 Договора в понятие «пенсии» включаются все их составные части, повышения, надбавки и доплаты к ним, предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важно, что в Договоре закреплена формула так называемой «автоматической пролонгации» в отношении законодательства, регулирующего отношения, составляющие предмет Договора. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Договор распространяется и на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании, которое изменяет положения, относящиеся к сфере действия Договора. Тем самым Договор касается не только законодательных и иных нормативных правовых актов, которые действовали на момент его вступления в силу, но и актов, которые будут приняты для регулирования соответствующих отношений впоследствии.
Для того, чтобы относиться к кругу лиц, на которых распространяется действие Договора, необходимо отвечать следующим условиям:
являться гражданином Российской Федерации или Латвийской Республики, или быть лицом без гражданства, в том числе постоянным жителем Латвии, или иметь статус беженца, определенный Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года;
проживать на территории России или Латвии;
подпадать под действие законодательства Российской Федерации или Латвийской Республики, регулирующего отношения, входящие в предмет Договора.
В случае смерти лица, находившегося в сфере действия Договора, у членов его семьи может возникнуть право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.
Рассматриваемый Договор, в отличие от других действующих «пропорциональных» соглашений Российской Федерации с Испанией, Белоруссией, Болгарией, расширяет круг лиц, которым предоставляется право на российскую и латвийскую пенсию, за счет включения в него, как показано выше, лиц без гражданства. Это, в первую очередь, касается так называемых неграждан – постоянных жителей Латвии (латыш. – nepilsoni). Данная категория лиц с совершенно особым правовым статусом, отличающимся от правового положения обычных апатридов, составляет достаточно значительную часть населения Латвии (к началу июля 2010 года, по данным регистра жителей, в Латвии проживало 335 918 неграждан, или 14,96% жителей страны)5. Это, как правило, русскоязычные лица, ранее являвшиеся гражданами СССР и переселившиеся в Латвию в бытность ее частью Советского Союза, а также их дети.
Лица, подпадающие под действие Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении пенсионного обеспечения. Вместе с тем изложенное правило не распространяется на порядок, установленный в Латвийской Республике для граждан Латвии, для исчисления страхового стажа, накопленного до 1 января 1991 года.
Принципиально, что гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено.
Военнослужащие вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других воинских формирований, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, члены их семей, другие лица, приравненные к военнослужащим в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству Российской Федерации, или для Латвии – лица, пенсионное обеспечение которых осуществляется вне рамок системы государственного социального страхования, не относятся к кругу лиц, на которых распространяется действие Договора.
Правила применения законодательства при осуществлении
обязательного пенсионного страхования

Читайте так же:  Системные требования spider man

Вопрос применения к гражданам, находящимся в сфере действия Договора, правового регулирования одной из Сторон при уплате взносов на обязательное (государственное) социальное страхование решается по общему правилу исходя из того, на территории какого государства застрахованные работают, то есть в данном случае в Договоре используется коллизионная привязка (формула прикрепления) к месту совершения действия.
Пункт 1 статьи 6 Договора устанавливает, что застрахованные лица подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность. При этом в понятийном аппарате Договора термин «застрахованные» означает лиц, признанных таковыми в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон. В данном случае необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или самостоятельно обеспечивающие себя работой и др.
Из указанного общего правила применения законодательства пунктом 2 статьи 6 Договора установлено пять исключений, связанных со спецификой трудовой деятельности некоторых категорий граждан, возможность которых предусматривается документами Международной организации труда и Совета Европы. Эти исключения касаются:
застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а нанимающее их предприятие зарегистрировано на территории другой Договаривающейся Стороны. На них распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрировано предприятие;
лиц, которые подпадают под действие законодательства одной страны, направленных на временный период для работы на территорию другого государства. По отношению к ним применяется законодательство первой Договаривающейся Стороны при условии, что срок командировки не превышает двух лет. При этом по согласованию между уполномоченными организациями в индивидуальном порядке указанный срок распространения законодательства направляющей Договаривающейся Стороны может быть продлен, но не более чем на один год;
сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений, а также частных домашних работников, на которых распространяются соответственно положения Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (применение законодательства государства, представителями которого являются соответствующие сотрудники и работники, за некоторыми исключениями);
работников водного транспорта (на членов экипажей судов распространяется законодательство государства, под флагом которого плавают эти суда, а на лиц, принятых для выполнения работ по погрузке, разгрузке и ремонту судов, а также в службу охраны порта распространяется законодательство государства, на территории которого расположен порт);
персонала транспортных предприятий, трудовая деятельность которых связана с перемещением по территории как России, так и Латвии (на них распространяется правовое регулирование того государства, на территории которого зарегистрировано соответствующее предприятие).
Установление и пересмотр пенсий по нормам Договора
Начиная разговор непосредственно об условиях и нормах пенсионного обеспечения, закрепленных в Договоре, сразу оговоримся, что вступление в силу Договора влечет за собой изменения в порядке пенсионирования граждан, проживающих в Латвии и имеющих право на российскую трудовую пенсию. До 19 января 2011 года назначение и выплата трудовых пенсий таким лицам осуществлялась в порядке, установленном федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»6, от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», а также принятым в их развитие Положением о порядке выплаты пенсий, гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года № 510.
Заявления о назначении пенсии или о переводе назначенной пенсии, поступившие от граждан, проживающих в Латвии, до 19 января 2011 года рассматриваются в порядке, определенном российским законодательством, и по ним принимаются соответствующие решения. При обращении граждан за назначением пенсии или за переводом назначенной пенсии начиная с 19 января 2011 года пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Договора.
Учитывая, что пенсионное законодательство Российской Федерации допускает подачу гражданином заявления о назначении трудовой пенсии по старости и ранее возникновения на нее права7, возможно возникновение «пограничной» ситуации, при которой обращение за пенсией последовало до вступления Договора в силу, а пенсионного возраста гражданин достиг после оного. В этом случае, исходя из того, что достижение пенсионного возраста является основополагающим юридическим фактом для установления пенсии по старости, без наступления которого в принципе невозможно возникновение соответствующих правоотношений, документы могут быть рассмотрены согласно правовому регулированию, действующему на дату возникновения права на пенсию, а не на момент обращения за ней. В связи с этим такого рода заявления и документы к ним возвращаются гражданам для выбора варианта пенсионного обеспечения по Договору и их оформления в установленном Соглашением о применении порядке. Изложенный подход реализуется и в случае, когда гражданином одновременно с обращением за пенсией по инвалидности до вступления в силу Договора было подано заявление в учреждение медико-социальной экспертизы Российской Федерации о проведении заочного медицинского освидетельствования на предмет признания инвалидом, а это признание состоялось уже в период действия Договора (наступление инвалидности, подтвержденное в установленном порядке, является правонаделительным фактом для возникновения правоотношений по поводу трудовой пенсии по инвалидности).
Нормы Договора, регулирующие предоставление пенсий, основываются на следующих основных положениях.
1. Признание права на пенсию каждой Договаривающейся Стороной для граждан России и Латвии, а также апатридов и беженцев, которые приобрели страховой (трудовой) стаж на территории обеих стран. Таким образом, гражданин Латвии или ее негражданин (nepilsoni), постоянно проживающий в этой стране, но когда-либо проживавший и работавший в России, имеет право по Договору обратиться за назначением ему пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот как раз тот случай, который предусмотрен в статье 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ как изъятие из общего правила, устанавливающего, что право на трудовую пенсию имеют только постоянно проживающие в России иностранцы.
2. Распределение между государствами ответственности за пенсионные права (соответственно и расходов на выплату пенсий), приобретенные в СССР до 1 января 1991 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до этой даты на территории одной из Сторон, пенсию назначает и выплачивает Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды стажа, приобретенные на территориях Сторон после 1 января 1991 года, каждая Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.
Тем самым рассматриваемый Договор, как и Договор с Белоруссией, также содержит в себе элементы территориального принципа: в качестве «водораздела» используется дата 1 января 1991 года. В этой связи пенсия лицу, проживающему в Латвийской Республике, может быть исчислена только за периоды после указанной даты, правовых оснований для учета стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, в этом случае не имеется (даже если какой-либо период деятельности в силу правового регулирования Латвии не имеет значения при установлении латвийской пенсии).
Представляется, что принятие 1 января 1991 года отправной точкой при переходе на пропорциональные отношения с Латвией обуславливается тем фактом, что подписание Договора об основах межгосударственных отношений РСФСР и Латвийской Республики8, в котором Россия и Латвия признали друг друга суверенными государствами и субъектами международного права, произошло 13 января 1991 года.
3. Возможность суммирования страхового (трудового) стажа, приобретенного как на территории России, так и на территории Латвии для определения права на пенсию, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Это относится и к стажу по определенной профессии, должности, специальности или работе в соответствующих учреждениях при установлении права на досрочную трудовую пенсию (в Российской Федерации) и пенсию на льготных условиях и за выслугу лет (в Латвийской Республике).
Пример. Гражданин Латвии С. Озолиньш имеет 16 лет страхового (трудового) стажа в Латвии и 3 года стажа в России, следовательно, с учетом закрепленного в Договоре принципа о суммировании стажа он будет иметь право на российскую трудовую пенсию по старости (несмотря на то, что его стаж работы в нашей страны составляет менее требуемых пяти лет).
Также правило о суммировании страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории обеих Договаривающихся Сторон, применяется в целях конвертации пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
4. Суммирование стажа не осуществляется, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны. В этом случае первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании своего стажа (приобретенного на ее территории). Данное правило действует и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
5. Суммирование стажа не производится, если продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию. Такой период засчитывается другой Договаривающейся Стороной при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории первой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию. Тем самым стаж, приобретенный каким-либо лицом по законодательству одной Договаривающейся Стороны, который составляет менее года, не дает право на пенсию согласно правовому регулированию этой Стороны, а может приниматься во внимание другой Договаривающейся Стороной при установлении пенсии по нормам ее законодательства.
Пример. Негражданин – постоянный житель Латвии И. К. Петров имеет стаж работы в России 9 месяцев и страховой стаж в Латвии 19 лет. В данном случае стаж его работы в нашей стране учитывается латвийской Стороной.
6. Продолжение выплаты пенсии Стороной, ее назначившей, при переезде лица с территории одного государства на территорию другого для постоянного проживания. Данное положение особенно важно в свете правил, изложенных выше в пункте 2. В отличие от Договора с Белоруссией, при переселении граждан, которым была назначена пенсия в рамках Договора, в том числе за стаж до 1 января 1991 года, обязательства по выплате пенсий за советский стаж не передаются государству нового места жительства, а продолжают исполняться государством назначения пенсии.
Пример. Гражданин Латвии О. Калниньш на момент обращения за пенсией в марте 2011 года проживал в России. В связи с этим ему на основании статьи 25 Договора была назначена российская трудовая пенсия по старости с учетом периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. В случае выезда этого гражданина на место жительства в Латвию переводу будет подлежать именно назначенная сумма пенсия без какого-либо пересмотра за советский стаж.
7. Исчисление и выплата каждой Договаривающейся Стороной размера пенсии, который соответствует страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. При этом для исчисления размера пенсий компетентные учреждения Сторон применяют положения собственного законодательства. Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии также осуществляется согласно правовому регулированию государства, назначающего пенсию. Некоторые особенности исчисления российской пенсии предусмотрены в статье 11 Договора.
Если при назначении российской пенсии страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории России, производится следующим образом: сумма пенсии, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, делится для мужчин – на 300 месяцев, для женщин – на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в Латвийской Республике.
Изложенные положения не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируемых начиная с 1 января 2002 года путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам российского законодательства.
Пример. Гражданка Российской Федерации Н. И. Аксенова, родившаяся 15 февраля 1956 года, проживающая в Латвии, 15 февраля 2011 года обращается за назначением трудовой пенсии по старости в рамках Договора. Имеет следующие периоды работы:
с 1 января 1976 года по 31 декабря 1990 года (15 лет) – работа в Латвийской ССР;
с 1 января 1991 года по 27 ноября 1998 года (7 лет 10 месяцев 27 дней) – работа в Российской Федерации;
с 28 ноября 1998 года по 31 декабря 2001 года (3 года 1 месяц 4 дня) – работа в Латвийской Республике;
с 1 марта 2002 года по 17 июня 2010 года (8 лет 3 месяца 17 дней) – работа в Литовской Республике;
с 17 января 2011 года по 13 февраля 2011 года (28 дней) – работа в Российской Федерации.
Сумма страховых взносов с учетом индексации на дату назначения составляет 19 600 рублей.
Гражданка имеет право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии с Договором, поскольку ее страховой стаж составляет 26 лет 29 дней (15 лет + 7 лет 10 месяцев 27 дней + 3 года 1 месяц 4 дня + 28 дней).
Трудовой стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет 26 лет 0 месяцев 1 день (стажевый коэффициент не должен превышать 0,55).
Трудовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации за период с 1 января 1991 года до 1 января 2002 года, учитываемый при исчислении страховой части трудовой пенсии по старости без учета фиксированного базового размера, составляет 7 лет 10 месяцев 27 дней, то есть 95 месяцев. Страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации в период до даты назначения пенсии, составляет 7 лет 11 месяцев 25 дней, то есть 96 месяцев (для исчисления суммы фиксированного базового размера).
Расчет размера пенсии:
стажевый коэффициент (СК) – 0,55;
отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) – 1,2;
среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (СЗП) – 1671 рубль;
ожидаемый период выплаты трудовой пенсии на дату обращения за пенсией (Т) – 204.
Размер РПК с учетом суммарного коэффициента индексации страховой части трудовой пенсии – 490 298,73 [(1671 х 0,55 х 1,2 — 450) х 204] х (1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 х 1,204 х 1,269 х 1,1427 х 1,088)].
Определяем сумму валоризации: [566 785,34] х [0,1+(0,01 х 0)] = 56 678,53.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости при неполном общем трудовом стаже по состоянию на февраль 2011 года без учета страховых взносов, с учетом суммы валоризации составляет 1209,74 руб. [((566 785,34+56 678,53)/204)/240 х 95].
Размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом сумм страховых взносов (19 600 руб.) по состоянию на январь 2011 года составляет 1305,82 руб. [1209,74+(19 600/204)].
Фиксированный базовый размер (Б) на дату назначения составит 1185,23 руб. (2963,07/240 x 96).
Размер трудовой пенсии по старости на дату назначения пенсии с учетом суммы валоризации составит 2491,05 руб. (П = Б + СЧ).
8. По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству государства, гражданами которой они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. Таким образом, гражданин России, проживающий в Латвии, имеет право на назначение российской пенсии вне рамок Договора, однако, он должен владеть информацией о последствиях собственного решения с точки зрения возможности установления ему латвийской пенсии. В этом случае при назначении пенсии в полном объеме применяется пенсионное законодательство Российской Федерации, в том числе в части учета стажа работы российских граждан за границей.
9. Социальные пенсии (в России) и государственные пособия социального обеспечения (в Латвии) устанавливаются в соответствии с законодательством государства, на территории которого проживает лицо. Это означает, что социальная пенсия в Латвийскую Республику выплачиваться не может.
10. Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, но не ранее дня вступления в силу Договора. Пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии. При этом периоды страхового (трудового) стажа учитываются при условии, если другой Договаривающейся Стороной пенсия за эти периоды не назначена.
До подачи такого заявления и пересмотра российские пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, продолжают выплачиваться в прежнем порядке, предусмотренном правовым регулированием Российской Федерации. Эта норма касается более 15,5 тыс. граждан, проживающих в Латвии и получающих пенсии в соответствии с законодательством России. В этом случае выплата пенсии за пределы Российской Федерации производится при условии представления в ПФР или его территориальный орган документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года (такой документ выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства). Также по пенсионным делам соответствующих граждан проводятся все необходимые процессуальные действия, в том числе и индексация размера пенсии, и ее перерасчет по дополнительно представленным получателями в Фонд документам.
Принципиально, что на основании статьи 9 Соглашения о применении заявление об установлении пенсии, поданное лицом, которому пенсия была назначена до вступления в силу Договора по законодательству одной из Сторон, в связи с приобретением права на пенсию по законодательству другой Стороны, одновременно считается заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями Договора или по гражданству. Данная норма весьма актуальна, учитывая различный общеустановленный пенсионный возраст в России и Латвии (согласно латвийскому законодательству и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 62 года).
Пример. Гражданину Российской Федерации А. С. Гвоздеву, проживающему в Латвии, 23 февраля 2009 года была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. При назначении пенсии было учтено 27 лет страхового (трудового) стажа, приобретенного им до 1 января 2002 года на территории Латвии (Латвийской ССР), а также 4 года стажа работы на территории Российской Федерации после указанной даты. В связи с достижением возраста 62 лет А. С. Гвоздев 22 февраля 2011 года обратился за назначением пенсии по законодательству Латвийской Республики. Это обращение одновременно является заявлением о пересмотре пенсии по Договору, в связи с чем российская трудовая пенсия получателя пересматривается с 1 марта 2011 года исходя из 4 лет страхового стажа, приобретенного в нашей стране. Несомненно, что, как говорилось выше, совокупный размер латвийской и российской пенсий, установленных по Договору, не может быть меньше получаемой А. С. Гвоздевым до пересмотра российской пенсии.
Кстати, как показывает практика, у многих российских граждан, проживающих в Латвии, которым трудовая пенсия на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ была назначена до вступления в силу Договора, вообще не имеется периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории России после 1 января 1991 года. Поэтому этим гражданам при подаче заявления на назначение латвийской пенсии и, следовательно, на пересмотр пенсии по Договору необходимо определиться, какую пенсию они будут получать – латвийскую или российскую (по гражданству).
В целях выбора наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения гражданам предоставлено право предварительного расчета размера пенсии, который осуществляют пенсионные органы России и Латвии.

Читайте так же:  Что такое солидарный договор

Сотрудничество Договаривающихся Сторон. Организация работы
по практической реализации Договора

Теперь рассмотрим вопрос, который имеет важнейшее значение для соблюдения пенсионных прав граждан, а именно о порядке практической реализации Договора, для чего требуется взаимодействие уполномоченных и компетентных организаций России и Латвии.
Договор предусматривает следующие базовые правила, касающиеся сотрудничества Сторон:
1.Уполномоченные организации (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство благосостояния Латвийской Республики) заключают соглашение о применении Договора. Как известно, любой договор, построенный с учетом принципа пропорциональности, как предусматривающий возможность осуществления пенсионного обеспечения лиц не только по месту их жительства, гораздо сложнее по механизму реализации, чем «территориальное» соглашение. Применение «пропорционального» договора фактически невозможно без административного соглашения. Здесь отрадно отметить, что Соглашение о применении было своевременно подписано и вступило в силу одновременно с Договором.
2.Уполномоченные организации определяют компетентные организации, которые осуществляют практическую реализацию Договора. Компетентными организациями Договаривающихся Сторон по пенсионным вопросам являются: в России – Пенсионный фонд Российской Федерации; в Латвии – . Агентство государственного социального страхования9.
3.Решения о степени утраты трудоспособности, утраты профессиональной трудоспособности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе и причине инвалидности принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производится назначение и выплата пенсии. При этом медицинское освидетельствование, а также переосвидетельствование лиц в этих целях производятся по месту их проживания.
Тем самым для назначения российской пенсии по инвалидности требуется факт признания лица инвалидом федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Справки об установлении инвалидности, выданные латвийскими компетентными органами, не принимаются. Вместе с тем при проведении названными учреждениями соответствующей экспертизы во внимание принимаются медицинские документы, характеризующие состояние здоровья заявителя, оформленные в Латвийской Республике. Лица, проживающие на территории одной Стороны, имеют право на проведение заочной медико-социальной экспертизы компетентным органом другой Стороны.
4. Любое заявление о назначении или пересмотре пенсии, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением, поданным в соответствии с законодательством другой Договаривающейся Стороны. Любые заявления или претензии, которые согласно законодательству одной Стороны были поданы в определенный срок в компетентную организацию этой Стороны, считаются поданными в установленный срок в компетентную организацию другой Стороны.
Пример. Гражданин Латвии Р. Берзиньш, проживающий в этой стране, обратился 8 марта 2011 года в АГСС за назначением пенсии в рамках Договора. Соответственно днем обращения за российской пенсией будет считаться день приема заявления Агентством, а не дата его поступления в ПФР.
5. Компетентные организации Договаривающихся Сторон представляют необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения Договора, а также принимают меры для установления этих обстоятельств.
Соглашение о применении конкретизирует, что Фонд и Агентство сообщают друг другу о: смерти пенсионера; его переезде на проживание в третье государство; изменении адреса; утрате права на получение пенсии (к примеру, в связи с выходом лица из гражданства одной Договаривающейся Стороны и приобретением им гражданства третьего государства); изменении числа иждивенцев; любых других данных, важных для пенсионного обеспечения. При этом направление информации осуществляется в инициативном порядке в течение 10 рабочих дней со дня, когда компетентная организация какой-либо Стороны узнала о соответствующем факте. Иные необходимые дополнительные сведения сообщаются по запросу в трехмесячный срок со дня его поступления.
Пример. Получатель латвийской пенсии, назначенной на основании Договора, проживал и умер на территории Российской Федерации. Территориальный орган ПФР обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения информации о факте смерти направить соответствующее сообщение в Агентство.
6. Требуемые для пенсионного обеспечения (страхования) документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации или иного специального удостоверения. Однако это не отменяет необходимости их перевода в установленном порядке. При этом заверенные компетентными организациями государств-контрагентов копии и переводы документов действительны на территории другой Стороны (перевод печатей Фонда и Агентства не производится).
7. Любая информация о лицах, которая направляется одной Стороной другой Стороне, является конфиденциальной и может быть использована только для применения Договора. ПФР и Агентство обеспечивают доступ к полученной информации только тем работникам, которым она необходима для осуществления своих функций.
На основании Соглашения о применении процедура установления и выплаты пенсий на основании Договора выглядит следующим образом.
Компетентные организации в ходе сотрудничества по вопросам установления, пересмотра и выплаты пенсий обмениваются формулярами согласно приложениям №№ 2–10 к проекту соглашения: № 2 «Справка о страховом (трудовом) стаже лица»; № 3 «Запрос на назначение (пересмотр) пенсии»; № 4 «Запрос о перерасчете размера пенсии по дополнительным документам»; № 5 «Запрос о переводе назначенной пенсии»; № 6.1 «Платежная ведомость на выплату пенсий»; № 6.2 «Платежная ведомость на выплату пособий на погребение, единовременных пособий в случае смерти супруга (супруги) пенсионера, недополученных сумм пенсий умерших пенсионеров»; № 7 «Акт сверки израсходованных сумм на выплату пенсий и пособий»; № 8 «Детализированные данные медицинского обследования».
Назначение и пересмотр (перерасчет) пенсий осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания лица, и необходимых документов, представляемых им в компетентную организацию Договаривающейся Стороны по месту жительства.
Для решения вопроса об установлении пенсии в Латвийской Республике лицам, проживающим в Российской Федерации, документы направляются территориальными органами ПФР в АГСС.
Для установления пенсии в России лицам, проживающим в Латвии, документы направляются Агентством в Фонд, который переадресует их для принятия решения в отделения ПФР по последнему месту жительства (работы) заявителей на территории Российской Федерации. Если правомочный гражданин в России не проживал, решение об установлении пенсии принимается непосредственно Фондом (Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей).
Принятие решения об установлении пенсии компетентной организацией по месту жительства гражданина осуществляется в сроки, установленные законодательством этой Договаривающейся Стороны. Принятие данного решения компетентной организацией Договаривающейся Стороны, на территории которой лицо не проживает, осуществляется в сроки, установленные законодательством этой Стороны. При этом течение данных сроков начинается с даты поступления необходимых документов в соответствующую компетентную организацию. Время переписки между компетентными организациями государств в сроки принятия решения об установлении пенсии не входит.
Пример. В территориальный орган ПФР обратился за назначением пенсии гражданин Д.
А. Салин, который наряду со стажем работы в Российской Федерации (РСФСР) имеет 7 лет страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Латвии после 1 января 1991 года. Если для назначения российской трудовой пенсии не требуется подтверждение латвийского стажа, то территориальный орган Фонда назначает ему пенсию с учетом пункта 2 статьи 10 Договора. При этом заполняется запрос на назначение (пересмотр) пенсии согласно приложению № 3 (с пометкой: «Назначение по Договору»). Этот запрос орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вместе со справкой об учитываемом (учтенном) в государстве проживания лица страховом (трудовом) стаже согласно приложению № 2, документами, требуемыми для назначения пенсии (в необходимых случаях заверенными копиями документов) в течение не более 1 месяца со дня приема заявления и необходимых документов направляет в Агентство. Компетентная организация Латвии после принятия решения о назначении (отказе в назначении) пенсии в течение не более 1 месяца со дня совершения этого действия направляет лицу соответствующее уведомление.
Такая же процедура применяется и в случае проживания заявителя на территории Латвии. После принятия территориальным органом ПФР указанного решения гражданину направляется уведомление, а в Фонд представляется справка по пенсионному делу гражданина для организации работы по переводу ему сумм пенсии по месту жительства за рубежом.
Здесь обратим внимание, что, как отмечалось выше, пенсионный возраст в Латвии выше, чем в нашей стране. Данное обстоятельство целесообразно учитывать при направлении территориальным органом ПФР запроса и документов в Агентство для назначения латвийской пенсии.
В необходимых случаях до принятия решения о назначении (пересмотре) пенсии на основании заявления лица может быть осуществлен предварительный расчет размеров пенсий. В этих целях используется запрос согласно приложению № 3 с пометкой: «Предварительный расчет по Договору (гражданству). До принятия решения о пересмотре пенсии пенсия лицу, подавшему соответствующее заявление, выплачивается в прежнем порядке и размере. Выплаченные в этом случае суммы пенсии учитываются в дальнейшем при выплате пенсии, размер которой был пересмотрен в соответствии с Договором.
При необходимости суммирования периодов стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации компетентная организация одной Договаривающейся Стороны запрашивает у компетентной организации другой Договаривающейся Стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с ее законодательством. При этом к запросу прилагаются заверенные копии документов о трудовой и иной деятельности. Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению № 2.
Взаимодействие компетентных организаций в части перерасчета размера пенсии производится по аналогичным правилам, но с использованием самостоятельного запроса (приложение № 4).
Что касается организации работы по переводу назначенной пенсии при переселении гражданина с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны, то в данном случае применяется запрос о переводе назначенной пенсии (приложение № 5), который заполняется компетентной организацией Договаривающейся Стороны нового места жительства пенсионера на основании поданного им в эту организацию заявления (по форме, применяемой в государстве проживания лица). Данный запрос в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления направляется в компетентную организацию Договаривающейся Стороны прежнего места жительства пенсионера для перевода сумм пенсии.
Выплата пенсий, назначенных одной Стороной, лицам, проживающим на территории другой Стороны, осуществляется через Фонд и Агентство. Такой механизм не только позволяет обеспечивать должный контроль за правомерностью выплаты пенсий, но и удобен для граждан, поскольку не предусматривает представления ими в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документов, удостоверяющих факт нахождения в живых. При таком способе выплаты пенсий лицам, проживающим в другой стране, можно сказать, что компетентные учреждения государств-контрагентов фактически несут ответственность за своевременную и правильную выплату пенсий на своей территории и сообщают друг другу обо всех обстоятельствах, имеющих значение для пенсионирования граждан, в том числе о смерти получателей пенсии.
В заключение отметим, что переписка, связанная с решением любых вопросов, необходимых для выполнения положений Договора и Соглашения о применении ведется на русском языке. Указанные выше приложения также заполняются на русском языке, за исключением детализированных данных медицинского обследования.