Договор пожертвования в бюджетных организациях

Образец договора пожертвования имущества бюджетному учреждению

Бюджетное учреждение – государственная компания, которая сформирована для выполнения различных социальных задач и ни в коем случае не подразумевает под собой получение какой-либо выгоды.

Большая часть вопросов относительно пожертвования регулируется статьей 582 ГК РФ. В ней описаны вопросы относительно:

  1. Категории получателей.
  2. Необходимости в получении разрешения.
  3. Необходимости применять переданное какое-либо имущество по назначению, иначе это будет считаться подарком. Если же применение по назначению невозможно, оно после получения согласия жертвователя может передаваться третьим лицам.

Если же жертвователем было указано, как именно нужно использовать его дар, но его предпочитают использовать по-другому либо с нарушением правил, то правопреемник (или жертвователь) вправе требовать отмену факта передачи.

Параллельно с этим статья 582 ГК РФ не включает в себя каких-либо специальных требований относительно оформления договора пожертвования.

На основании этого, к таким правоотношениям применяют общие предписания, указанные в статьях 158 – 165 ГК РФ, а правила относительно дарственной прописаны в статье 574 ГК РФ. Относительно пожертвования в устной форме правил не упоминается.

Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.

Согласно статье 574 ГК РФ, документальная форма в обязательном порядке необходима в случае подписания соглашения относительно конклюдентной структуры (своего рода обещание относительно пожертвований в дальнейшем).

Допускается возможность соглашения о пожертвовании заключать в письменной и устной форме. Форма устанавливается по желанию самого благотворителя и одаряемого.

Бюджетное учреждение в обязательном порядке должно формировать соглашение о пожертвовании, если:

  • жертвователем является юридическое лицо, причем себестоимость подарка свыше 3 тысяч рублей;
  • благотворитель пообещал в дальнейшем передать пожертвование.

Жертвователем бюджетному учреждению не могут выступать несовершеннолетние дети и недееспособные физические лица. Для возможности принять пожертвование бюджетной организации нет необходимости спрашивать у кого-либо разрешения. Иными словами, отказаться в получении такого варианта дохода невозможно.

Для подписания соглашения благотворителю нужно в обязательном порядке обратиться в управление бюджетного учреждения, либо же с помощью СМИ узнать необходимые реквизиты. Вариант пожертвования напрямую зависит от желания жертвователя быть «в тени».

Условия для соглашения

Для возможности избежать каких-либо проблем с налоговой инспекцией, в обязательном порядке следует подписывать соглашение в письменном виде. Если в нем отсутствует условие о направлении использования пожертвования, то его можно применять по назначению.

Основными условиями договора по вопросу пожертвования бюджетной организации принято считать:

  • обязательное использование в полезных общественных целях;
  • наличие факта безвозмездности;
  • наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
  • период действия договора;
  • конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).

В процессе формирования соглашения обязательно следует обращать внимание на такие нюансы, как:

  1. Не допускается использования двусмысленных формулировок в тексте соглашения. Иными словами, каждое предложение должно передавать конкретную суть.
  2. Обязательно должна быть указана цель, на выполнение которой будет пожертвование.
  3. Категорически запрещается указывать в качестве цели подобные формулировки: «На развитие либо же нужды бюджетной организации». Должно быть примерно так: «Пожертвование денег на покупку компьютеров».

Пожертвование бюджетному учреждению может быть нескольких видов:

  • пожертвование имущества;
  • пожертвование финансовых средств.

Рассмотрим каждый из них подробней.

Вариант пожертвования такого вида подразумевает под собой возможность устного либо письменного соглашения. Однако если речь идет о какой-либо недвижимости, необходимо в обязательном порядке составлять письменное соглашения, причем его регистрация не нужна.

Обобщенные особенности соглашения предусмотрены статьей 582 ГК РФ. Подробные детали и компоненты содержания договора согласовываются с юристом бюджетной организации.

Это нужно для того чтобы охватить всю специфику направления трудовой деятельности компании в рамах правовых взаимоотношений между бюджетным учреждением и жертвователем.

Основные нюансы, которые должны содержаться в тексте соглашения относительно имущества, имеют вид:

  1. Каков предмет пожертвования (имеется в виду движимое либо недвижимое имущество, которое не изъято из гражданского оборота). Его следует подробно описать в договоре с указанием характеристик, в противном случае договор считается недействительным.
  2. Какова основная цель применения имущества.
  3. Метод передачи (путем личной передачи либо через доверенное лицо).
  4. Период предоставления отчета относительного его применения (регулярность).
  5. Права и обязанности каждой из сторон соглашения.
  6. Каков именно порядок урегулирования возможного недопонимания между сторонами.

Если же имущество будет в дальнейшем применяться не по прямому назначению, сделка будет аннулирована, что влечет за собой его возврат жертвователю в судебном порядке.

Финансовые средства

Часто встречаются ситуации, при которых бюджетным учреждениям жертвуют какую-либо денежную сумму. К примеру, на покупку какого-либо оборудования, медицинских препаратов и так далее.

Жертвователь имеет полное право передать денежные средства:

  • наличными в отдел бухгалтерии;
  • либо перечислением по реквизитам расчетного счета бюджетного учреждения.

Для первого варианта в обязательном порядке необходимо будет составлять письменное соглашение. Что касается второго метода, то нет необходимости в подписании договора.

В случае пожертвования финансовых средств в обязательном порядке нужно указывать валюту, в которой будут переданы деньги. Размер указывается не только цифрами, но и прописью.

Образец договора пожертвования имущества бюджетному учреждению

Бюджетное учреждение – государственная компания, которая сформирована для выполнения различных социальных задач и ни в коем случае не подразумевает под собой получение какой-либо выгоды.

Большая часть вопросов относительно пожертвования регулируется статьей 582 ГК РФ. В ней описаны вопросы относительно:

  1. Категории получателей.
  2. Необходимости в получении разрешения.
  3. Необходимости применять переданное какое-либо имущество по назначению, иначе это будет считаться подарком. Если же применение по назначению невозможно, оно после получения согласия жертвователя может передаваться третьим лицам.

Если же жертвователем было указано, как именно нужно использовать его дар, но его предпочитают использовать по-другому либо с нарушением правил, то правопреемник (или жертвователь) вправе требовать отмену факта передачи.

Параллельно с этим статья 582 ГК РФ не включает в себя каких-либо специальных требований относительно оформления договора пожертвования.

На основании этого, к таким правоотношениям применяют общие предписания, указанные в статьях 158 – 165 ГК РФ, а правила относительно дарственной прописаны в статье 574 ГК РФ. Относительно пожертвования в устной форме правил не упоминается.

Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.

Согласно статье 574 ГК РФ, документальная форма в обязательном порядке необходима в случае подписания соглашения относительно конклюдентной структуры (своего рода обещание относительно пожертвований в дальнейшем).

Допускается возможность соглашения о пожертвовании заключать в письменной и устной форме. Форма устанавливается по желанию самого благотворителя и одаряемого.

Бюджетное учреждение в обязательном порядке должно формировать соглашение о пожертвовании, если:

  • жертвователем является юридическое лицо, причем себестоимость подарка свыше 3 тысяч рублей;
  • благотворитель пообещал в дальнейшем передать пожертвование.

Жертвователем бюджетному учреждению не могут выступать несовершеннолетние дети и недееспособные физические лица. Для возможности принять пожертвование бюджетной организации нет необходимости спрашивать у кого-либо разрешения. Иными словами, отказаться в получении такого варианта дохода невозможно.

Для подписания соглашения благотворителю нужно в обязательном порядке обратиться в управление бюджетного учреждения, либо же с помощью СМИ узнать необходимые реквизиты. Вариант пожертвования напрямую зависит от желания жертвователя быть «в тени».

Условия для соглашения

Для возможности избежать каких-либо проблем с налоговой инспекцией, в обязательном порядке следует подписывать соглашение в письменном виде. Если в нем отсутствует условие о направлении использования пожертвования, то его можно применять по назначению.

Основными условиями договора по вопросу пожертвования бюджетной организации принято считать:

  • обязательное использование в полезных общественных целях;
  • наличие факта безвозмездности;
  • наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
  • период действия договора;
  • конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).

В процессе формирования соглашения обязательно следует обращать внимание на такие нюансы, как:

  1. Не допускается использования двусмысленных формулировок в тексте соглашения. Иными словами, каждое предложение должно передавать конкретную суть.
  2. Обязательно должна быть указана цель, на выполнение которой будет пожертвование.
  3. Категорически запрещается указывать в качестве цели подобные формулировки: «На развитие либо же нужды бюджетной организации». Должно быть примерно так: «Пожертвование денег на покупку компьютеров».

Пожертвование бюджетному учреждению может быть нескольких видов:

  • пожертвование имущества;
  • пожертвование финансовых средств.

Рассмотрим каждый из них подробней.

Вариант пожертвования такого вида подразумевает под собой возможность устного либо письменного соглашения. Однако если речь идет о какой-либо недвижимости, необходимо в обязательном порядке составлять письменное соглашения, причем его регистрация не нужна.

Обобщенные особенности соглашения предусмотрены статьей 582 ГК РФ. Подробные детали и компоненты содержания договора согласовываются с юристом бюджетной организации.

Это нужно для того чтобы охватить всю специфику направления трудовой деятельности компании в рамах правовых взаимоотношений между бюджетным учреждением и жертвователем.

Основные нюансы, которые должны содержаться в тексте соглашения относительно имущества, имеют вид:

  1. Каков предмет пожертвования (имеется в виду движимое либо недвижимое имущество, которое не изъято из гражданского оборота). Его следует подробно описать в договоре с указанием характеристик, в противном случае договор считается недействительным.
  2. Какова основная цель применения имущества.
  3. Метод передачи (путем личной передачи либо через доверенное лицо).
  4. Период предоставления отчета относительного его применения (регулярность).
  5. Права и обязанности каждой из сторон соглашения.
  6. Каков именно порядок урегулирования возможного недопонимания между сторонами.

Если же имущество будет в дальнейшем применяться не по прямому назначению, сделка будет аннулирована, что влечет за собой его возврат жертвователю в судебном порядке.

Финансовые средства

Часто встречаются ситуации, при которых бюджетным учреждениям жертвуют какую-либо денежную сумму. К примеру, на покупку какого-либо оборудования, медицинских препаратов и так далее.

Жертвователь имеет полное право передать денежные средства:

  • наличными в отдел бухгалтерии;
  • либо перечислением по реквизитам расчетного счета бюджетного учреждения.

Для первого варианта в обязательном порядке необходимо будет составлять письменное соглашение. Что касается второго метода, то нет необходимости в подписании договора.

В случае пожертвования финансовых средств в обязательном порядке нужно указывать валюту, в которой будут переданы деньги. Размер указывается не только цифрами, но и прописью.

ПРИМЕРЫ УЧЕТА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ПОЖЕРТВОВАНИЙ

Независимо от того, каким именно договором — обычного дарения, пожертвования или благотворительной помощи — была оформлена безвозмездная передача бюджетному учреждению имущества или денежных средств, бухгалтеру учреждения необходимо принять к учету полученное имущество, соблюдая требования Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Принципиально важным в данном случае является источник безвозмездного получения имущества и вид имущества (основные средства, материальные запасы, денежные средства и т.д.), а также сформирована ли стоимость на момент передачи.

Простейший вариант безвозмездной передачи — это обычное дарение. Пожертвование является разновидностью дарения.

Нередко при оформлении безвозмездной передачи имущества, особенно если дарителем является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, используются термины «спонсорство», «спонсорская помощь», «спонсорский вклад» и т.д. Однако, к сожалению, это чревато серьезными проблемами для получившего спонсорскую помощь бюджетного учреждения.

Безвозмездная передача — пожертвование или обычное дарение — денежных средств или какого-то материального имущества может являть собой акт благотворительной деятельности.

Подробнее каждый вид безвозмездной передачи, особенности отражения в учете и налогообложении мы рассмотрели в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» N 5 за 2009 г.

Передача имущества между учреждениями

разных уровней бюджета

В случае если имущество поступает безвозмездно от другого бюджетного учреждения, от государственных или муниципальных организаций, выбор кода вида деятельности, по которому следует проводить операции, зависит от того, в рамках какой деятельности — бюджетной или приносящей доход — производится передача.

Пример 1. В мае 2009 г. муниципальное учреждение здравоохранения получило от федерального учреждения здравоохранения безвозмездно книги (библиотечные фонды). То есть имеет место передача имущества между учреждениями разных уровней бюджета.

Читайте так же:  Банковская карта срок действия включительно

Данные библиотечные фонды были приобретены федеральным образовательным учреждением в рамках бюджетной деятельности до 2009 г., их стоимость составляла менее 20 000 руб. за единицу, и в соответствии с Методическими указаниями по переходу на новую Инструкцию по бюджетному учету (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505) бухгалтер учреждения уже начислил по ним амортизацию в размере 100% балансовой стоимости.

В соответствии с актами о приеме-передаче групп объектов основных средств сформированная стоимость и сумма амортизации библиотечного фонда составили 250 000 руб.

Бухгалтеру муниципального учреждения здравоохранения, получающего имущество, следует отразить операции так:

Образец договора пожертвования имущества бюджетному учреждению

Бюджетное учреждение – государственная компания, которая сформирована для выполнения различных социальных задач и ни в коем случае не подразумевает под собой получение какой-либо выгоды.

Большая часть вопросов относительно пожертвования регулируется статьей 582 ГК РФ. В ней описаны вопросы относительно:

  1. Категории получателей.
  2. Необходимости в получении разрешения.
  3. Необходимости применять переданное какое-либо имущество по назначению, иначе это будет считаться подарком. Если же применение по назначению невозможно, оно после получения согласия жертвователя может передаваться третьим лицам.

Если же жертвователем было указано, как именно нужно использовать его дар, но его предпочитают использовать по-другому либо с нарушением правил, то правопреемник (или жертвователь) вправе требовать отмену факта передачи.

Параллельно с этим статья 582 ГК РФ не включает в себя каких-либо специальных требований относительно оформления договора пожертвования.

На основании этого, к таким правоотношениям применяют общие предписания, указанные в статьях 158 – 165 ГК РФ, а правила относительно дарственной прописаны в статье 574 ГК РФ. Относительно пожертвования в устной форме правил не упоминается.

Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.

Согласно статье 574 ГК РФ, документальная форма в обязательном порядке необходима в случае подписания соглашения относительно конклюдентной структуры (своего рода обещание относительно пожертвований в дальнейшем).

Допускается возможность соглашения о пожертвовании заключать в письменной и устной форме. Форма устанавливается по желанию самого благотворителя и одаряемого.

Бюджетное учреждение в обязательном порядке должно формировать соглашение о пожертвовании, если:

  • жертвователем является юридическое лицо, причем себестоимость подарка свыше 3 тысяч рублей;
  • благотворитель пообещал в дальнейшем передать пожертвование.

Жертвователем бюджетному учреждению не могут выступать несовершеннолетние дети и недееспособные физические лица. Для возможности принять пожертвование бюджетной организации нет необходимости спрашивать у кого-либо разрешения. Иными словами, отказаться в получении такого варианта дохода невозможно.

Для подписания соглашения благотворителю нужно в обязательном порядке обратиться в управление бюджетного учреждения, либо же с помощью СМИ узнать необходимые реквизиты. Вариант пожертвования напрямую зависит от желания жертвователя быть «в тени».

Условия для соглашения

Для возможности избежать каких-либо проблем с налоговой инспекцией, в обязательном порядке следует подписывать соглашение в письменном виде. Если в нем отсутствует условие о направлении использования пожертвования, то его можно применять по назначению.

Основными условиями договора по вопросу пожертвования бюджетной организации принято считать:

  • обязательное использование в полезных общественных целях;
  • наличие факта безвозмездности;
  • наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
  • период действия договора;
  • конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).

В процессе формирования соглашения обязательно следует обращать внимание на такие нюансы, как:

  1. Не допускается использования двусмысленных формулировок в тексте соглашения. Иными словами, каждое предложение должно передавать конкретную суть.
  2. Обязательно должна быть указана цель, на выполнение которой будет пожертвование.
  3. Категорически запрещается указывать в качестве цели подобные формулировки: «На развитие либо же нужды бюджетной организации». Должно быть примерно так: «Пожертвование денег на покупку компьютеров».

Пожертвование бюджетному учреждению может быть нескольких видов:

  • пожертвование имущества;
  • пожертвование финансовых средств.

Рассмотрим каждый из них подробней.

Вариант пожертвования такого вида подразумевает под собой возможность устного либо письменного соглашения. Однако если речь идет о какой-либо недвижимости, необходимо в обязательном порядке составлять письменное соглашения, причем его регистрация не нужна.

Обобщенные особенности соглашения предусмотрены статьей 582 ГК РФ. Подробные детали и компоненты содержания договора согласовываются с юристом бюджетной организации.

Это нужно для того чтобы охватить всю специфику направления трудовой деятельности компании в рамах правовых взаимоотношений между бюджетным учреждением и жертвователем.

Основные нюансы, которые должны содержаться в тексте соглашения относительно имущества, имеют вид:

  1. Каков предмет пожертвования (имеется в виду движимое либо недвижимое имущество, которое не изъято из гражданского оборота). Его следует подробно описать в договоре с указанием характеристик, в противном случае договор считается недействительным.
  2. Какова основная цель применения имущества.
  3. Метод передачи (путем личной передачи либо через доверенное лицо).
  4. Период предоставления отчета относительного его применения (регулярность).
  5. Права и обязанности каждой из сторон соглашения.
  6. Каков именно порядок урегулирования возможного недопонимания между сторонами.

Если же имущество будет в дальнейшем применяться не по прямому назначению, сделка будет аннулирована, что влечет за собой его возврат жертвователю в судебном порядке.

Финансовые средства

Часто встречаются ситуации, при которых бюджетным учреждениям жертвуют какую-либо денежную сумму. К примеру, на покупку какого-либо оборудования, медицинских препаратов и так далее.

Жертвователь имеет полное право передать денежные средства:

  • наличными в отдел бухгалтерии;
  • либо перечислением по реквизитам расчетного счета бюджетного учреждения.

Для первого варианта в обязательном порядке необходимо будет составлять письменное соглашение. Что касается второго метода, то нет необходимости в подписании договора.

В случае пожертвования финансовых средств в обязательном порядке нужно указывать валюту, в которой будут переданы деньги. Размер указывается не только цифрами, но и прописью.

Образец договора пожертвования имущества бюджетному учреждению

Бюджетное учреждение – государственная компания, которая сформирована для выполнения различных социальных задач и ни в коем случае не подразумевает под собой получение какой-либо выгоды.

Большая часть вопросов относительно пожертвования регулируется статьей 582 ГК РФ. В ней описаны вопросы относительно:

  1. Категории получателей.
  2. Необходимости в получении разрешения.
  3. Необходимости применять переданное какое-либо имущество по назначению, иначе это будет считаться подарком. Если же применение по назначению невозможно, оно после получения согласия жертвователя может передаваться третьим лицам.

Если же жертвователем было указано, как именно нужно использовать его дар, но его предпочитают использовать по-другому либо с нарушением правил, то правопреемник (или жертвователь) вправе требовать отмену факта передачи.

Параллельно с этим статья 582 ГК РФ не включает в себя каких-либо специальных требований относительно оформления договора пожертвования.

На основании этого, к таким правоотношениям применяют общие предписания, указанные в статьях 158 – 165 ГК РФ, а правила относительно дарственной прописаны в статье 574 ГК РФ. Относительно пожертвования в устной форме правил не упоминается.

Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.

Согласно статье 574 ГК РФ, документальная форма в обязательном порядке необходима в случае подписания соглашения относительно конклюдентной структуры (своего рода обещание относительно пожертвований в дальнейшем).

Допускается возможность соглашения о пожертвовании заключать в письменной и устной форме. Форма устанавливается по желанию самого благотворителя и одаряемого.

Бюджетное учреждение в обязательном порядке должно формировать соглашение о пожертвовании, если:

  • жертвователем является юридическое лицо, причем себестоимость подарка свыше 3 тысяч рублей;
  • благотворитель пообещал в дальнейшем передать пожертвование.

Жертвователем бюджетному учреждению не могут выступать несовершеннолетние дети и недееспособные физические лица. Для возможности принять пожертвование бюджетной организации нет необходимости спрашивать у кого-либо разрешения. Иными словами, отказаться в получении такого варианта дохода невозможно.

Для подписания соглашения благотворителю нужно в обязательном порядке обратиться в управление бюджетного учреждения, либо же с помощью СМИ узнать необходимые реквизиты. Вариант пожертвования напрямую зависит от желания жертвователя быть «в тени».

Условия для соглашения

Для возможности избежать каких-либо проблем с налоговой инспекцией, в обязательном порядке следует подписывать соглашение в письменном виде. Если в нем отсутствует условие о направлении использования пожертвования, то его можно применять по назначению.

Основными условиями договора по вопросу пожертвования бюджетной организации принято считать:

  • обязательное использование в полезных общественных целях;
  • наличие факта безвозмездности;
  • наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
  • период действия договора;
  • конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).

В процессе формирования соглашения обязательно следует обращать внимание на такие нюансы, как:

  1. Не допускается использования двусмысленных формулировок в тексте соглашения. Иными словами, каждое предложение должно передавать конкретную суть.
  2. Обязательно должна быть указана цель, на выполнение которой будет пожертвование.
  3. Категорически запрещается указывать в качестве цели подобные формулировки: «На развитие либо же нужды бюджетной организации». Должно быть примерно так: «Пожертвование денег на покупку компьютеров».

Пожертвование бюджетному учреждению может быть нескольких видов:

  • пожертвование имущества;
  • пожертвование финансовых средств.

Рассмотрим каждый из них подробней.

Вариант пожертвования такого вида подразумевает под собой возможность устного либо письменного соглашения. Однако если речь идет о какой-либо недвижимости, необходимо в обязательном порядке составлять письменное соглашения, причем его регистрация не нужна.

Обобщенные особенности соглашения предусмотрены статьей 582 ГК РФ. Подробные детали и компоненты содержания договора согласовываются с юристом бюджетной организации.

Это нужно для того чтобы охватить всю специфику направления трудовой деятельности компании в рамах правовых взаимоотношений между бюджетным учреждением и жертвователем.

Основные нюансы, которые должны содержаться в тексте соглашения относительно имущества, имеют вид:

  1. Каков предмет пожертвования (имеется в виду движимое либо недвижимое имущество, которое не изъято из гражданского оборота). Его следует подробно описать в договоре с указанием характеристик, в противном случае договор считается недействительным.
  2. Какова основная цель применения имущества.
  3. Метод передачи (путем личной передачи либо через доверенное лицо).
  4. Период предоставления отчета относительного его применения (регулярность).
  5. Права и обязанности каждой из сторон соглашения.
  6. Каков именно порядок урегулирования возможного недопонимания между сторонами.

Если же имущество будет в дальнейшем применяться не по прямому назначению, сделка будет аннулирована, что влечет за собой его возврат жертвователю в судебном порядке.

Финансовые средства

Часто встречаются ситуации, при которых бюджетным учреждениям жертвуют какую-либо денежную сумму. К примеру, на покупку какого-либо оборудования, медицинских препаратов и так далее.

Жертвователь имеет полное право передать денежные средства:

  • наличными в отдел бухгалтерии;
  • либо перечислением по реквизитам расчетного счета бюджетного учреждения.

Для первого варианта в обязательном порядке необходимо будет составлять письменное соглашение. Что касается второго метода, то нет необходимости в подписании договора.

В случае пожертвования финансовых средств в обязательном порядке нужно указывать валюту, в которой будут переданы деньги. Размер указывается не только цифрами, но и прописью.

Принимая пожертвование, учтите его правильно

Нередко образовательные учреждения получают пожертвования от физических и юридических лиц. Рассмотрим, как оприходовать их в связи с вступлением в действие новой Инструкции по бюджетному учету (инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, действует с 1 января 2009 года). Также расскажем о налоговых и юридических нюансах, возникающих в этом случае.

Отражение ситуации в бухгалтерском учете
Бухгалтерский учет пожертвований будет зависеть от вида передаваемых активов (денежные средства, имущество, исключительные права и т. д.).
Инструкция № 148н не раскрывает особенностей учета полученных объектов в соответствии с договорами пожертвования. В частности, в данном нормативном документе приводятся особенности учета активов в рамках договоров дарения.
По мнению автора, особенности бюджетного учета в рамках договоров дарения в целом применимы и для операций в соответствии с договорами пожертвований.
В Инструкции №148н установлен единый порядок учета данных операций. Стоимость дара определяется как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету плюс стоимость услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением до состояния, пригодного для использования.

Объекты, полученные по договору пожертвования, приходуют в учете в общем порядке (с использованием унифицированных форм).
Обратите внимание: с 1 января 2009 года вводится в действие приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».
В соответствии с пунктом 1.1 этого нормативного акта сумма добровольных пожертвований относится именно к средствам от деятельности, приносящей доход. Она оценивается в рублях.
Таким образом, при отражении в бюджетном учете операций по договору пожертвования (дара) в 18-м разряде номера счета (код вида деятельности) необходимо использовать код 2.

Читайте так же:  Федеральный закон об гостиницах

ПРИМЕР
Детский интернат получил от коммерческой организации в качестве пожертвования персональный компьютер. Его рыночная стоимость — 20 000 руб.
Был составлен договор пожертвования.
Учреждение получило первичные документы на объект и составило соответствующий акт приема-передачи. Актив установили в компьютерном классе.
Бухгалтер записал:

Отметим и такой факт. Пункт 43 Инструкции № 148н предусматривает, что на основные средства стоимостью от 3 тыс. до 20 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при вводе объекта в эксплуатацию. А нужно ли в рассматриваемом случае использовать счет 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»?
Пункты 3 и 4 приложения № 1 к Инструкции № 148н допускают возможной (признают корректной) корреспонденцию счета 401 01 180 «Прочие доходы» как со счетом 106 01 310, так и со счетом 101 04 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования». Однако использование счета 106 01 310 при безвозмездном получении основного средства от коммерческой организации пункт 75 Инструкции № 148н (регулирующий порядок учета операций по вложениям в объекты основных средств) не предусматривает. В то же время в пункте 21 Инструкции № 148н (где раскрыты правила принятия к бюджетному учету основных средств) при перечислении возможных случаев для применения счета 401 01 180 упомянуто об иных организациях, за исключением государственных и муниципальных.
Делаем вывод: поступление такого рода оформляется по правилам пункта 21 Инструкции № 148н. Принятие к бюджетному учету основного средства по сформированной стоимости отражается по дебету счета 101 04 310 и кредиту счета 401 01 180.

Налогообложение сумм, полученных в рамках договора пожертвования
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ в базу по налогу на прибыль не включаются поступления в виде пожертвований при условии, что в учреждении организован раздельный учет.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 Налогового кодекса РФ. Согласно нормам этой статьи, в составе налоговых доходов бюджетных учреждений не учитываются активы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников. Соответственно и затраты, производимые за счет этих средств, не включаются в состав налоговых расходов.
Из вышесказанного следует, что средства, полученные образовательным учреждением в виде пожертвований, рассматриваются как целевые поступления и не должны облагаться налогом на прибыль. Данная позиция подтверждена, в частности, письмом УМНС России по г. Москве от 2 декабря 2003 г. № 26-12/67731. В постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2006 г. № А33-27286/05-Ф02-6274/06-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2006 г. № А05-2261/2005-26 судьи также пришли к выводу, что налогом на прибыль пожертвования не облагаются.

Однако наличие этой арбитражной практики доказывает, что инспекторы на местах обращают особое внимание на подобные операции и иногда настаивают, что платить с таких поступлений налог нужно. Поэтому особенно важно оформить все верно, чтобы суметь обосновать свою правоту.
Итак, при получении дара в рамках договора пожертвования необходимо придерживаться достаточно простых правил:
— в обязательном порядке заключать договоры пожертвования;
— прописывать в договорах четкую целевую направленность получаемых средств (объектов);
— организовывать раздельный учет поступившего дара посредством оформления различных налоговых регистров;
— использовать полученные денежные средства (имущество) строго по целевому назначению.

Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений

Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.

Автор: А. Вифлеемский /к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования/

Пожертвования

Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251НК РФ доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц,
поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37[1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе»[2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.

Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НКРФ).

В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.

Однако возможно и буквальное следование судами нормам налогового законодательства и требованиям ст. 251 НК РФ, поэтому в случае использования формулировки «спонсорская помощь» вместо формулировок названной статьи, весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде.

Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями
гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.

Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.

Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».

Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФпожертвование это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.

В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.

Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:

– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;

– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».

Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.

Письменная форма обязательна, если:

– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);

– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4Федерального закона № 122-ФЗ[4]);

– договор содержит обещание дарения в будущем.

Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.

Читайте так же:  Пакет документов ооо для открытия счета в банке

Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ).

Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:

? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);

? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.

Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.

Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.

В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.

В случае если пожертвование оказывает физическое лицо, в определенных случаях оно как налогоплательщик может получить налоговый вычет согласно пп. 1 п. 1ст. 219 НК РФ, которым предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Социальный налоговый вычет, согласно п. 2 ст. 219 НК РФ, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. При этом необходимо представить следующие документы:

– заявление на предоставление социального вычета;

– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;

– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);

– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.

Дополнительное финансирование
Попечительским советом бюджетного учреждения

Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.

Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.

В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.

В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях»[5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18Закона «Об общественных объединениях»[6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.

Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.

Некоммерческое партнерство(НП) – это основная форма попечительских советов, основанная на членстве и учрежденная как физическими, так и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Права, обязанности и ответственность ПС, созданного в форме НП, фиксируются в его уставе и учредительных документах. Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.

Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.

Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.

Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.

Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.

Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.

Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.

Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:

– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;

– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.

[1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.

[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».