Договор поставки контрактации

Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее, он выделен законодателем в самостоятельный вид договора, являющийся разновидностью договора купли-продажи.

Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:

• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;
• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;

• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
• законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

Акт скрытых работ
Акт выполненных работ
Коммерческое предложение
Дисциплинарное взыскание
Бизнес с нуля. Часть 2 – арендный бизнес
Задаток

Назад | | Вверх

Договор контрактации

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Форма договора дарения

Договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Во-первых, в качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

Во-вторых, в качестве покупателя выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реал и зовы ват ься товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.

В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

Характеристика договора контрактации

По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  • зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  • в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:

  • последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
  • помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.

Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.

Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).

К сельхозпродукции относится и животноводческая продукция.

Обязанности заготовителя регулируются особо. По общему правилу заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

В случае принятия сельхозпродукции в месте нахождения заготовителя он не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей по качеству и доставленной ему в срок.

По общему правилу заготовитель обязан возвращать производителю отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой этих отходов по согласованной цене.

Ответственность производителя. Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.

Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.

Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее он выделен законодателем в самостоятельный вид договора. являющийся разновидностью договора купли-продажи.

Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю:
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
  • законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

Договор поставки контрактации

Действующим законодательством договор поставки отнесен к разновидностям купли-продажи и этот факт, отдельные исследователи, называют необоснованным, « поскольку единственное, что объединяет поставку и куплю-продажу, — это их правовая цель, т.е. направленность на передачу права собственности или иного производного вещного права на условиях возмездности и безвозвратности. Все остальные признаки принципиально отличают поставку от купли-продажи, а структура возникающих правоотношений не укладывается в структуру взаимодействия по купле-продаже» [1] . Разберемся, в сущности, и особенностях договора поставки.

В соответствии с действующим законодательством договор поставки — гражданско-правовой договор, по которому поставщик, т.е. продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 ГК РФ).

Ключевой особенностью договора поставки выступает тот факт, что для рассматриваемого соглашения предусмотрен специальный субъектный состав. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин — индивидуальный предприниматель. Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные для продажи.

Кто выступает покупателем? Ответ на этот вопрос можно дать, установив значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). ( Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» [2] ). В том случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). Таким образом, данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Впрочем, субъектом договора поставки может быть и некоммерческая организация, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках их целевой правоспособности.

Кроме того, в договоре поставки может принимать участие самостоятельная фигура, именуемая получателем (ст. 509 ГК РФ). Получатель в данном случае не является стороной по договору, хотя на него могут быть возложены определенные обязанности, прежде всего, обязанность принять товар, а иногда и произвести оплату (ст. 516 ГК РФ).

Специфическими чертами обладает и объект поставки. Им является товар, понимаемый в широком смысле как материальный объект, продукт труда, обладающий потребительской стоимостью и изготовленный для реализации на рынке. Объектами поставки чаще всего выступают партии однородных товаров, оптовые партии и т.п. Разумеется, один и тот же товар может быть объектом и договора поставки, и договора купли-продажи. Но объектом купли-продажи может быть любая вещь, а при поставке она должна быть пригодной к использованию в предпринимательской деятельности.

Обратимся к существенным условиям договора поставки, ведь именно они определяют содержание соглашения.

Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование товара, его ассортимент и комплектность (ст.454-491 ГК РФ). Входит ли в существенные условия «количество товара»? Анализ материалов судебной практики позволяют сделать вывод о не включении в число существенных условий «количество передаваемого товара», так как Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 5 июня 2001 г. №9938/00 указал, что условие о количестве подлежащего передаче товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения:

«Открытое акционерное общество «Ефремовский хлебозавод» обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к предпринимателю А.И.Мамеевой о взыскании долга за поставленную продукцию и пеней за просрочку ее оплаты.

Решением от 24.08.2000 исковое требование удовлетворено в части взыскания долга. Во взыскании пеней отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2000 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 24.02.2000 на поставку кондитерских изделий, заключенным между ОАО «Ефремовский хлебозавод» (поставщик) и предпринимателем А.И.Мамеевой (покупатель), поставщик отгрузил в адрес покупателя печенье по товарной накладной от 28.03.2000 N 01577.

Полученную продукцию покупатель оплатил частично, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Отказывая во взыскании пеней, первая и апелляционная инстанции суда пришли к выводу о невозможности согласно названному договору определения количества подлежащего передаче товара, поэтому в силу пункта 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается незаключенным.

Данный вывод суда неправомерен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 465 названного Кодекса условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.

Такой порядок определен сторонами в пункте 2 договора от 24.02.2000, которым предусмотрено согласование количества и ассортимента поставляемой продукции по телефону.

По утверждению поставщика, стороны руководствовались указанным пунктом договора и в соответствии с ним определяли количество и ассортимент поставляемой продукции.

Это обстоятельство не было предметом рассмотрения и оценки арбитражного суда.

Поскольку судебные акты приняты без всестороннего исследования всех обстоятельств дела, они подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение» [3] .

Таким образом, отсутствие указание в договоре на количество товара, но наличие условий позволяющих это количество установить не является основанием для признания договора поставки незаключенным. Безусловно, данное положение нельзя считать абсолютным, а судебная практика может быть изменчива, в этой связи, общей рекомендаций к заключению договоров поставки был бы совет указывать в соглашении и количество товара.

Рассматривая вопрос о существенных условиях договора поставки необходимо коснуться и такого условия как срок поставки и периоды поставки. С одной стороны законодатель в понятии договора поставки определяет «обусловленный срок» как существенное условие. Далее, в ст.508 ГК РФ законодатель закрепляет, что в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с периодом поставки договором могут быть предусмотрены и график поставки: декадный, почасовой, суточный и т.д.

Возникает логичный вопрос: является ли «срок» существенным условием соглашения, и о каком именно сроке идет речь: срок действия договора, срок поставки, периоды поставки?

На наш взгляд, срок действия договора (срок поставки) является существенным условием договора поставки. Если же не указаны периоды поставки, то применяется правило ст.508 ГК РФ, когда «товары должны поставляться равномерными партиями помесячно».

Еще одно условие договора – цена не является существенным. Соответственно, когда в договоре нет прямого указания о цене, и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3 ст.427 ГК РФ).

Обратимся к особенностям заключения и исполнения договора поставки.

Как следует из ст.507 ГК РФ, если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора поставки, но не принявшая мер по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в 30-дневный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

Порядок поставки товаров определяется ст.509 ГК РФ. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В случае, когда договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки. В соответствии со ст.510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Если срок выборки не предусмотрен договором поставки, то выборка товаров покупателем (получателем) должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров. В соответствии со ст.515 ГК РФ, когда договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (ст.516 ГК РФ). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком), и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, то поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.

Договор контрактации — гражданско-правовой договор, в соответствии с которым производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст.535 ГК РФ). К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами 5 гл.30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст.506-524 ГК РФ), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (ст.525-534 ГК РФ).

Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным актом — Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [4] . Названный закон был принят до принятия ГК РФ, поэтому есть определенные нестыковки между текстом Закона и ГК РФ, которые следует трактовать в пользу ГК РФ.

Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора. Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках. Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Важно подчеркнуть, что по договору контрактации реализуется сельскохозяйственная продукция, не подвергавшаяся какой-либо переработке. Переработанная сельскохозяйственная продукция относится к промышленной продукции, которая реализуется по договору поставки или по договору розничной купли-продажи [5] . Это подтверждается в ст.1 Закона «О закупках сельхозпродукции», где закупка определена как — форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях; Поставка — форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (ст.536 ГК РФ). В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия этой продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок. Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки продукции с оплатой по цене, определенной договором. Обязанности и ответственность производителя сельскохозяйственной продукции определены в ст.537, 538 ГК РФ. Он обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Производитель продукции, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины. Приведем пример из практики:

«Закрытое акционерное общество «Группа Сарепта» обратилось в суд с иском о взыскании с Товарищества с ограниченной ответственностью «Юбилейное» 10213 руб. 51 коп. задолженности за поставленные семена горчицы и инкрустацию семян по договору контрактации от 06.04.1998 г. и 10213 руб. 51 коп. пени за просрочку поставки маслосемян горчицы.

Решением от 14 июля 1999 г. арбитражный суд Волгоградской области исковые требования удовлетворил со ссылкой на то, что ответчик, получив семена от истца, свои обязательства по поставке маслосемян не выполнил, поэтому с него подлежит взысканию сумма долга и пени предусмотренные договором за просрочку поставки маслосемян.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе, поступившей в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, СПК колхоз «Юбилейный» просит отменить решение суда в части взыскания пени и освободить их от ответственности. Заявитель указывает, что обязательства по поставке маслосемян не были исполнены в связи с гибелью посевов.

Проверив законность вынесенного судебного акта в соответствии со ст.162 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа находит основания для отмены состоявшегося судебного акта и передаче дела на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 6 апреля 1998 г. между ТОО «Юбилейное» и ЗАО «Группа Сарепта» был заключен договор контрактации на поставку маслосемян горчицы, за оказанные услуги по поставке семян горчицы с инкрустацией.

Группа Сарепта свои обязательства по договору выполнила, а хозяйство «Юбилейное» свои обязательства не выполнило ссылаясь на засуху в данном регионе.

В обоснование своих доводов заявитель в кассационной жалобе прикладывает постановление Главы Боковского района Ростовской области и справку об агрометеорологических условиях весенне-летнего периода 1998 г. Боковской метеостанции.

В соответствии со ст.538 Гражданского кодекса РФ производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство по договору контрактации, либо исполнивший его ненадлежащий образом, несет ответственность только при наличии вины.

Одним из таких оснований может служить засушливая погода.

Между тем при рассмотрении дела судом не были оценены эти доказательства, представленные суду кассационной инстанции» [6] .

Таким образом, при выяснении степени ответственности поставщик по договору контрактации должна быть выяснена степень его вины.

Поставка для государственных нужд (ст.525 ГК РФ) — контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. В пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам — государственному контракту и договору поставки, правовая природа и порядок заключения которых существенно отличаются друг от друга [7] . Два названных договора опосредуют отношения поставки для государственных нужд.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

— создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

— поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

— обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

— реализации федеральных целевых программ.

В этой связи можно выделить следующие законодательные акты: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [8] ; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г.) [9] ; действует целая группа подзаконных нормативных актов.

Названные обстоятельства налагают ряд особенностей на заключение, исполнение и расторжение договора поставки для государственных нужд. При регулировании поставки для государственных нужд возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования; проблема согласования публичного и частного права.

Обратимся, прежде всего, к определению обозначенных договоров.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст.526 ГК РФ).

Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Особенным является, прежде всего – субъектный состав. Для различных договоров – состав участников может быть две или три стороны. Даже стороны в данном соглашении именуются Заказчик и Исполнитель.

Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков (п.1 ст.3 ФЗ№ 60 от 13 декабря 1994 года). Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов. Подробнейше этот вопрос урегулирован Федеральным законом от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» [10] . На исполнение положений названного закона направлено множество подзаконных нормативных актов. В частности можно выделить:

— Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 294 [11] ;

— Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МНС России, утвержденный приказом МНС РФ от 15 марта 2002 г. N БГ-3-17/134 [12] ;

— Методические рекомендации МДС 80-17.01 «О порядке проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации» [13] и многие другие.

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков (постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 294 ). Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.

По результатам конкурса, государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. Таким образом, заключению договора предшествует особый порядок отбора поставщика, который, впрочем, проводится не всегда. В случаях определенных законодательством, заключение контракта возможно без проведения конкурса.

В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса (п.4 ст.528 ГК РФ). Иной порядок предусмотрен п.1 ст.528 ГК РФ, когда проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Затем другая сторона в течение тридцати дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

В том случае, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, то есть рассматриваемых отношениях появляется третья сторона, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

В таких отношениях участвуют три стороны: госзаказчик, поставщик и покупатель. При этом правоотношения между госзаказчиком и поставщиком регулируются государственным контрактом, между поставщиком и покупателем — договором поставки, а между госзаказчиком и покупателем — извещением о прикреплении и ранее (при разработке целевых программ и пр.) поданной заявкой.

В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ГК РФ «О поставке» (п.1 ст.531 ГК РФ).

Необходимо акцентировать внимание на том обстоятельство, что поставщик может привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц. В этой связи на практике возник вопрос о возможности участия этих лиц в заключении договора со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи следует обратить внимание на письмо Минфина РФ от 2 февраля 2001 г. N 3-01-01/01-48 «О заключении государственного контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд», которым сообщена позиция Главного управления федерального казначейства. По их мнению, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение с победителем конкурса (исполнителем) других государственных контрактов, в том числе трехсторонних, содержащих обязательство государственного заказчика перечислять средства федерального бюджета не победителю конкурса (исполнителю), а напрямую третьему лицу, привлекаемому для выполнения отдельных работ по государственному контракту (соисполнителю) [14] .

Говоря о поставщиках по поставке для государственных нужд, важно подчеркнуть, что существует круг потенциальных поставщиков (список законодательно не определен), которые не вправе отказываться от государственного заказа, для которых заключение государственного контракта является обязательным. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Как закреплено в п.2 ст.5 Закона от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» п оставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Следующая особенность рассматриваемых договорных правоотношений заключается в том, что продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.

Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд заключается в письменной форме. Обязательными приложениями к государственному контракту (договору) являются:

— техническое задание (наименование работ, услуг, качественные и количественные характеристики и др.);

— календарный план (график);

— график платежей (в случае необходимости);

— протокол соглашения о контрактной цене;

К государственному контракту (договору) в установленном порядке могут прилагаться и другие необходимые приложения.

Заметим, что государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством.

Подписанный государственный контракт (договор) на практике регистрируется Заказчиком путем присвоения номера и указания даты регистрации. Соглашения о внесении изменений в заключенные государственные контракты (договора) регистрируются также путем присвоения номера и указания даты регистрации.

Государственный контракт (договор), а также соглашение о внесении изменений в заключенный государственный контракт (договор) заверяется печатью только после его регистрации в установленном порядке. Таким образом, регистрация договора – одно из обязательных условий его заключения.

Учитывая названные особенности государственного контракта, считаем рациональным позицию Ю.К. Толстого, о том, что юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна, т.к. такие контракты заключаются не только в области поставки, но в целом по государственным заказам, в том числе по проектным и изыскательским работам. В этой связи, можно предположить, что государственный контракт является особым видом гражданско-правового договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами [15] .

В заключение данного параграфа подчеркнем, что каждый из рассмотренных договоров купли-продажи обладает особым субъектным составом, порядком заключения соглашения.

Договор поставки, преимущественно, регулируется соглашением между сторонами, именно положениям договора законодатель отдает приоритет.

Важно подчеркнуть, что как контрактация, так и поставка для государственных нужд урегулированы не только гражданским законодательством, но и публичным правом, что связано с «публичной важностью» данных соглашений для общества и государства.

[1] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. – с.379.

[2] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998 г. — N 3.

[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2001 г. N 9938/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2001 г. — №11.

[4] Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5 декабря 1994 г. — №32. — Ст. 3303.

[5] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. – с.392.

[6] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 1999 г. N А12-4999/99-С6

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. – с.396.

[8] Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10 мая 1999 г. — №19. — Ст. 2302.

[9] Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 декабря 1994 г. — №34. — Ст. 3540.

[10] Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10 мая 1999 г. — №19. — Ст. 2302.

[11] Постановление Правительства РФ от 20 мая 2003 г. N 294 «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 мая 2003 г. — №21. — Ст. 2011.

[12] Приказ МНС РФ от 15 марта 2002 г. N БГ-3-17/134 «О порядке размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»

[13] Текст официально не опубликован.

[14] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. – с.391.

[15] Гражданское право. Учебник. Часть II . / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект. – 1999. – с.71.

Читайте так же:  Дачная амнистия 2020