Договор от имени и за счет деньги на счет агента

ФНС России рассказала, кто должен выдавать кассовый чек по агентскому договору

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, ККТ должна применяться принципалом, так как права и обязанности возникают непосредственно у последнего. Но если сделку заключает агент с третьим лицом от своего имени, но за счет принципала, то в такой ситуации ККТ обязан применить агент, так как в такой сделке именно он приобретает права и обязанности (Письмо ФНС России от 9 августа 2018 г. № АС-4-20/[email protected] «О представлении позиции по обращению АО»).

Налоговое ведомство отметило, что по агентскому договору агент обязан совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса). ККТ применяется тем лицом, которое осуществляет расчеты с клиентом, покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети «Интернет» (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации») (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). При этом расчетом признается как прием, так и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок и т. д. Также под расчетом понимается, например, прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты, авансов (п. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Вправе ли организация, в отношении которой проводится проверка применения ККТ, направить в адрес налоговых органов запрашиваемую информацию или документы в электронном виде? Узнайте из материала «Рассмотрение документов при проведении проверки применения ККТ» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следовательно, если сделка совершается по агентскому договору, то кассовый чек или БСО должен выдать тот пользователь ККТ, у которого возникают права и обязанности согласно ГК РФ.

Выстапь агентом для перевода денежных средств

Наша схема такова:

1. Наш Заказчик перечесляет нам до исполнения заказа сумму за наши услуги (100%).

2. Наш посредник исполнителей ожидает 85% этой суммы.

3. После получения средств, посредник перечесляет 80% своим исполнителям.

Важно: Между нами и исполнителями нету ни какой договорной связи.

Есть ли легальная возможность составить договор между нами и нашим посредником исполнителей так, что бы мы сами перечисляли в отдельности 5% этому посреднику исполнителей и 80% самим исполнителям. Этим самым мы бы выступали «агентом» перевода денежных средств.

Ответы юристов (35)

Добрый день, Михаил.

Да, это вполне возможно, для этого Вам необходимо будет заключить агентский договор, по которому Вы будете 5% перечислять посреднику, а 80% самими исполнителям. Никаких особых проблем с этим не будет.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)ГК РФ Статья 1005. Агентский договор
1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.
4. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Уточнение клиента

даже если сами исполнители не являются ИП? Они скорее будут числиться как сотрудники или по другому. Но не как ИП

02 Февраля 2017, 10:55

Есть вопрос к юристу?

Считаю рациональным вариантом заключение агентского договора, при котором сделки бы заключал агент (ваш посредник), а вы бы оплачивали выставленные Исполнителями счета

ГК РФ Статья 1005. Агентский договор
1.По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом оплату вы сможете производить непосредственно Исполнителям, а договорные отношения иметь со своим агентом-посредником, заключающие сделки от своего или вашего имени.

Уточнение клиента

даже если сами исполнители не являются ИП? Они скорее будут числиться как сотрудники или по другому. Но не как ИП

02 Февраля 2017, 10:56

Михаил, поясните поподробнее, пожалуйста. За какие Ваши услуги Вам перечисляет Заказчик 100% средств? Правильно ли я понимаю, что формально тут два посредника получается? Поясните более подробно схему.

Уточнение клиента

Формально, для заказчика тут 2 посредника, да.

для нас тут 1 посредник.

Дело в том, что сами исполнители не числяться как ИП у нашего посредника исполнителей.

Услуги это работа (не аренда или похожие услуги)

02 Февраля 2017, 10:54

Легальным будет агентский договор заключенный сторонами на взаимовыгодных условиях

ГК РФ Статья 1005. Агентский договор

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.
4. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

Уточнение клиента

Спасибо — прошу посмотрите, отвечает ли этой нужной схеме:

1. у нас договор с заказчиком

2. у нас договор с посредником (агентский договор) по договору мы оплачиваем 5% на счёт посредника и 80% на отдельные счета исполнителей

3. мы по договору с исполнителями ни как не связанны

4. посредник так же не может связать нас с исполнителями (через агентский договор)

5. в случае проблемы с налогами или другими проблемами между (или у) посредником и исполнителями мы остаёмся не затронутыми

Тогда нужно 2 договора между нами и посредником?

02 Февраля 2017, 11:27

Да, это значения не имеет.

На мой взгляд Вашу схему придется основательно «перетрясти». В особенности после вот этого Вашего уточнения. Вы наверное понимаете, что сотрудники — это одно, а например лица, привлеченные по ГПХ — другое? Каким образом Вы будете платить напрямую, допустим, сотруднику организации (как я понял, посредника), если Вас не связывают какие-либо отношения? Еще и на 13% налога и взносы в ПФР нарветесь.

Уточнение клиента

да я это понимаю.

Дело в том что договор между посредником и исполнителями может иметь разные формы. Возможен даже гражданский договор.

02 Февраля 2017, 11:01

1)заключить агентский договора Между Вами и посредником исполнителей .

2) заключаете договор с исполнителем об оказании услуги и указываете в договоре Ващего агента (посредника исполнителей) совершившего действия от вашего имени и за счет Вас

ГК РФ Статья 1005. Агентский договор

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
2. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.
4. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

Читайте так же:  Старостин адвокат

Уточнение клиента

Важно: Между нами и исполнителями нету и не должно быть ни какой договорной связи.

02 Февраля 2017, 11:02

А у Вас с ними и не будет договорной связи, Агентский договор будете заключать не с ними с со своим посредником.

Уточнение клиента

Ваши коллеги опровергают это

02 Февраля 2017, 11:07

Да безусловно, может. Но главное-то Ваши интересы. На мой взгляд, перечисление напрямую, коли в качестве исполнителей выступают физические лица, может повлечь для Вас негативные последствия. Вы выплачиваете доход, Вы являетесь налоговым агентом, Вам и платить все налоги и сборы с сумм, которые Вы перечисляете непосредственно исполнителям. Кстати если они являются работниками посредника, то он как бы и не посредник вовсе.

Уточнение клиента

Согласен — по этому ищем возможность выступать чисто в качесте «агента по переводу денежных средств»

02 Февраля 2017, 11:10

В этом случае только с посредником заключаете агентский договор и агент в свою очередь заключает договор об оказании услуги или подряда или поставки или как там у Вас деятельность…

Между нами и исполнителями нету и не должно быть ни какой договорной связи.
Михаил

В этом случае Вы не сможете напрямую перечислить 80% исполнителю

что бы мы сами перечисляли в отдельности 5% этому посреднику исполнителей и 80% самим исполнителям.
Михаил , Агентский договор будете заключать не с ними с со своим посредником.
Васильев Дмитрий

Уточнение клиента

т.е. нет ни какой возможности нам выступать чисто в качесте «агента по переводу денежных средств» ?

02 Февраля 2017, 11:08

Если агент будет заключать с исполнителями, к примеру, договоры подряда — то он как агент может заключить сделку за ваш счёт, а вы просто перечислите исполнителям деньги.

Если исполнители с посредником в трудовых отношениях — вы по сути подряд должны заключать с этим «посредником», вот и всё. И платить ему, а не исполнителям.

Уточнение клиента

Но в этом и есть суть.

1. Мы не хотим ни как быть связанны с исполнителями (кроме как перевод денежных средств)

2. Мы хотим переводить деньги исполнителям на прямую.

3. Мы хотим иметь договор ТОЛЬКО с посредником

02 Февраля 2017, 11:13

вариант предложен. У вас с посредником — агентский договор, по которому вы оплачиваете счета по договорам на услуги, которые заключил агент. НО у исполнителей должны быть с агентом гражданско-правовые договоры, а не трудовые.

Уточнение клиента

прошу по подробнее:

1. у нас договор с заказчиком

2. у нас договор с посредником (агентский договор)

по договору мы оплачиваем 5% на счёт посредника и 80% на отдельные счета исполнителей

3. мы по договору с исполнителями ни как не связанны

4. посредник так же не может связать нас с исполнителями (через агентский договор)

5. в случае проблемы с налогами или другими проблемами между (или у) посредником и исполнителями мы остаёмся не затронутыми

Я всё правильно понимаю?

02 Февраля 2017, 11:20

Почему, есть возможность, для этого как раз подойдет агентский договор.

Если бы указанные конечные исполнители выступали самостоятельно в хозяйственном обороте это может быть и можно было как-то оговорить. В качестве примера приведу Вам выжимку из одной консультации

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).Пункт 1 ст. 706 ГК РФ позволяет подрядчику, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. При этом, как определено п. 3 той же статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство, в том числе возникшее из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ), не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве кредитора или должника (для третьих лиц).
Отсюда следует, что субподрядчик не вправе предъявлять требование об оплате выполненных работ непосредственно заказчику, поскольку заказчик не выступает в качестве стороны договора субподряда и, как следствие, не является лицом, обязанным оплатить субподрядчику выполненные работы; обязательство по оплате субподрядчику работ, выполненных по договору субподряда, несет подрядчик.
С другой стороны, нельзя не отметить, что в подобной ситуации заказчик принципиально не лишен права оплатить субподрядчику выполненные работы. В силу п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Будучи третьим лицом по отношению к обязательствам, возникшим из договора субподряда, заказчик вправе в соответствии с п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнить за подрядчика его обязанность по оплате субподрядчику выполненных работ.
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/consult/civil_law/604732/#ixzz4XVu8AFQT

Но у Вас-то ситуация несколько другая.

Согласен — по этому ищем возможность выступать чисто в качесте «агента по переводу денежных средств»
Михаил

Вот чисто в качестве агента не получится. Надо с каждой ситуацией отдельно разбираться.

Добрый день. Исходя из Вашей ситуации, если я правильно понял что Вам нужно, Вам необходима следующая схема договорных отношений:

У Вас есть договор с посредником, которому Вы перечисляете 85%

Вам нужен агентский договор с посредником по которому Вы перечисляете определенную сумму (80% от начальной суммы заказа) на счет, указанный им в данном агентском договоре (счет непосредственного исполнителя).

Таким образом, при наличии двух данных договоров, никаких правоотношений между Вами и конечным исполнителем не образуется, а оплата будет поступать якобы за счет средств посредника (по агентскому договору).

С уважением, Дмитрий Бакланов.

Уточнение клиента

Звучит именно так как нам нужно.

Но этих исполнителей много и они будут со временем меняться — тем самым и их счета (на которые уходит 80%) тоже будут меняться.

Как с этим справиться? Нужно постоянно обновлять договор? если да, возможно ли в цифрой форме?

02 Февраля 2017, 11:23

Если исполнителями будут физические лица без ИП — вас, как лицо непосредственно перечисляющее им денежные средства, могут сделать налоговым агентом. Желательно конечно, чтобы все подобные исполнители имели ИП и оплачивали налоги самостоятельно.

Уточнение клиента

Вот это как раз нам нельзя допустить. Только 15% из исполнителей будут ИП.

02 Февраля 2017, 11:24

Михаил, только звучит. На самом деле все не так просто. И я уже пояснял почему. Представляется, что в Ваших интересах, в том числе и исходя вот из этого:

Но этих исполнителей много и они будут со временем меняться — тем самым и их счета (на которые уходит 80%) тоже будут меняться.
Михаил

урегулировать надлежащим образом отношения именно с Вашим посредником. Это более правильный и законный путь.

Поскольку в противном случае Вы решив одну проблему, повесите на себя массу других. Хорошо ли это?

Вот это как раз нам нельзя допустить. Только 15% из исполнителей будут ИП.
Михаил

А остальные кто?

Уточнение клиента

остальны будут не ИП — скорее всего там будут гражданские договора

02 Февраля 2017, 11:29

Уточнение клиента

Юрий, пож. поясните ещё раз в чём вы видите сложность (не уловил момент).

02 Февраля 2017, 11:31

Конечно, для защиты Ваших интересов необходимо его обновлять. Если у Вас доверительные отношения с посредником, то достаточно будет делать соответствующие изменения в договоре, подписывать его и отправлять посреднику скан копию, а он в свою очередь подписав — направляет его Вам, и таким образом у обеих сторон будет подписанный договор.

Из электронных способов в настоящее время этот является наиболее распространенным между контрагентами. Пока до электронных подписей мы еще не добрались.

Уточнение клиента

т.е. у нас будет 2 договора с посредником — один из них агентского характера который нужно будет постоянно обновлять.

И этим кроме как переводом денежных средств, мы не будет связанны с исполнителями так?

02 Февраля 2017, 11:33

Только на основании договора можете между Вами и исполнителем или как поверенный.

Не стандартный вариант но… Можно еще на перечисление денежных средств с посредником заключить договор поручения.И Все Вы будете перечислять 80% исполнителю

Ведь получается всю работу делает для Васпосредник аиспольнительпросто в данном случае продавец услуг. То есть имеется две стороны(если Вы не хотите чтобы исполнитель про Вас знал как основный исполнитель- заказчика)

ГК РФ Статья 971. Договор поручения

1. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
2. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

Читайте так же:  Договор с отсрочкой платежа оборудования

Уточнение клиента

Но если мы выступаем в рамках такого договора, то при выплате денежных средств мы тоже обязуемся выплачивать налоги так?

А если не выплачиваем, то ответственность за это лежит на нас так?

02 Февраля 2017, 11:46

1. Во всех взаимоотношениях с обычными физическими лицами, при которых Вы выплачиваете им какие-то суммы, Вы являетесь налоговым агентом. А значит будете платить 13% налог и взносы в ПФР. Вне зависимости от ваших договоров с организацией-посредником.

2. Если это работники организации так называемого посредника, то все платежи, которые Вы будете им направлять не могут считаться заработной платой и тоже будут договорами ГПХ с вытекающими отсюда теми же последствиями.

Уточнение клиента

Т.е., грубо говоря:

если мы хотим перечислять деньги физическому лицу (от нашего ООО) то ни какой договор с посредником (с которым у этого физлица договор) нас тут не спасёт от необходимости выплаты налогов ?

А если представить что мы выступаем как банк? Я понимаю что тут нужно лицензия, но неужели нет такой формы «агент по денежным переводам»

Если я правильно понял ваших коллег Бакланов Дмитрий и Адвокатский кабинет №708 это возможно

02 Февраля 2017, 11:39

Не спасет, к сожалению, да. Вы выплачиваете доход — все, Вы налоговый агент. Никакими договорами законную обязанность невозможно поменять.

А если представить что мы выступаем как банк? Я понимаю что тут нужно лицензия, но неужели нет такой формы «агент по денежным переводам»
Михаил

Ну зачем же представлять. Вы не банк, будем рассматривать ситуацию такой, каковая она есть.

Уточнение клиента

02 Февраля 2017, 11:52

Даже переводя денежные средства Вы с ними не связаны, Вы делаете это по агентскому договору с посредником. Все претензии с их стороны могут быть лишь к посреднику, а у него уже в свою очередь к Вам, как к агенту, переводящему деньги.

Уточнение клиента

Дмитрий, пожалуйста обратите внимание на ответ вашего коллеги Колковский Юрий.

Он пишет что в тот момент когда мы выплачиваем средства на счёт физлицу, мы обязаны так же выплачивать налоги — и ни какой договор от этого не спасёт.

Если это так, то мы за перечисленные 80% должны будем выплачивать НДФЛ и страховые взносы — это так?

02 Февраля 2017, 11:51

Если Вы будете уплачивать их по агентскому договору, то налоги платить за них не нужно будет, есть разъяснения налоговой:

Вопрос: О выполнении ИП функций налогового агента по НДФЛ при перечислении денежных средств по агентскому договору.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323

В связи с обращением по вопросу исполнения индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента при перечислении физическим лицам денежных средств сообщаем, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим для получения необходимой информации по указанному в обращении вопросу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета).
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
09.11.2015

Не безвыходно, иной раз просто ответ ищется не в том месте. Что Вас напрягает в посреднике настолько, что Вы хотите направлять деньги непосредственно исполнителям?

Уточнение клиента

Мы им не доверяем. Слишком большой соблазн хапнуть и убежать с деньгами.

По схеме будет примерно 100-500 исполнителей и примерно 10 посредников. Но деньги будут за услуги не малые и мы опасаемся что посредник получит деньги и убежит.

02 Февраля 2017, 11:57

Уточнение клиента

Юрий, вы не могли бы сослаться на последний комментарий ваших коллег Васильева Дмитрийя и Бакланова Дмитрийя?

Там вроде бы правовой орган это допускает.

02 Февраля 2017, 12:03

Это не так — Вы агент, который перечисляет чужие деньги — за выполнение работы исполнителю платит посредник, он и является налоговым агентом в таком случае для исполнителя и это его проблемы, а не Ваши.

Верно отмечено в ответе Дмитрия Васильева данное обстоятельство.

Но ведь лицо, которое будет переводить средства и которое в агентском договоре будет заказчиком работ может быть признан таким источником доходов физических лиц — переводит сам, заказывает сам, агент только выполняет функционал по привлечению.

Уточнение клиента

То есть тут не всё так ясно и чисто. В одной округе могут признать, в другом нет

02 Февраля 2017, 12:05

Дмитрий, сомневаюсь что-то я. Не был бы сильно уверен, что в случае, когда фактически выплата физлицам является именно доходом, а плательщик — его прямым источником, ссылаться на данное разъяснение, которое рассматривает похоже немного иной случай и не применимо к данной конкретной ситуации.

Если все же есть твердое намерение полноценно разобраться и получить ответ, на который можно будет впоследствии ссылаться, есть смысл направить запрос в налоговый орган за получением подробной информации, которая может стать основанием для того, чтобы оформлять в последующем свои отношения ссылаясь на это разъяснение…

скорее всего именно поэтому мнения юристов и разделились. Помимо законодательной стороны вопроса есть ещё и практическая — многое зависит от замотивированности сотрудников на поиск тех или иных нарушений, сложившая практика вплоть до уровня районной ФНС.

Склонен согласиться с коллегой. В свою налоговую направьте запрос с учётом предложенной нами схемы — агентский договор с прямыми выплатами физическим лицам — и задайте вопрос, должны физические лица исчислять и декларировать всё самостоятельно, или вы будете признаны налоговым агентом.

Только спрашивать у них «как лучше сделать, чтобы не платить налоги» не нужно.

Уточнение клиента

да, это наверное будет самый правильный вариант. Но даже если ответ придёт положительный — не придётся ли нам обращаться ко всем округам с тем же вопросом?

02 Февраля 2017, 12:15

Возникает такой вопрос, Я придерживаюсь позиции Колковского ЮРИя

Я уже знаю ответ, в этом случае посредник может завтра перехватить клиента -заказчика и исполнителем спокойно работать.Ну знайте, самое главная фигура тут Заказчик и он Вам доверяет и с Вами работает.Просто посредник не должен знать о Заказчике о договоре между Вами.

А так Михаил!, мы с коллегами предлагали Вам тут все варианты для решение вопроса,

Вы можете к названных юристов обратиться в чат они смогуть составить самые выгодные варианты, договора, отношения касающийся Вашего вопроса

Хорошо, а зачем тогда он Вам нужен? Ну или заключайте договор с постоплатой по факту выполненной работы.

Уточнение клиента

самих заказов будет очень много (все по мелким суммам).

Мы не боимся что заказчик перепрыгнет к исполнителю.

Мы действительно хотим извлечь ситуацию при которой посредник убежит с деньгами — это наша главная мотивация такой схемы

02 Февраля 2017, 12:13

В таком случае, чтобы избежать двойственности Вашего положения все же прислушайтесь и направьте сначала запрос с просьбой разъяснить ситуацию в налоговый орган. А то последствия могут быть весьма печальными.

Для этого существует риск-менеджмент: проверка контрагента по судам, по ФССП и прочему. Компания с 10летним опытом и отсутствием серьёзных проблем в судах вряд ли будет «убегать».

Ну, и конечно же условие о пост-оплате, как вариант.

Уточнение клиента

Спасибо за уточнение!

02 Февраля 2017, 12:33

Не придется — разъяснение налоговой есть карт-бланш на такое поведение. Оно априори будет считаться законным, даже если разъяснение потом окажется неверным, к Вам не смогут предъявить никаких претензий — это Ваша индульгенция.

Все таки клиент перечисляет не свое деньги исполнителям, сам клиента — также агент и посредник, поэтому на мой взгляд данные разъяснения здесь вполне применимы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Агентский договор: просто о сложном

Для расширения территории представленности своей продукции торговые и производственные компании нередко используют агентский договор.

На практике возникают вопросы не только в связи с распределением прав и обязанностей сторон по договору, определением размера вознаграждения, но и такие, не связанные с предпринимательским характером отношений сторон вопросы как деловая цель выбора агентской модели взаимоотношений, особенности налогообложения и документальное подтверждение отношений. Именно в них мы и попробуем разобраться.

В соответствии со ст.1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Читайте так же:  Удержано из заработной платы налог на доходы физических лиц

В случае, если агент действует от своего имени, к отношениям применяются правила о договоре комиссии. Агент самостоятельно, от своего имени, ведет переговоры, заключает договоры с третьими лицами. При этом из содержания этих договоров может не следовать, что он действует как агент.

Если же агент действует от имени принципала, то к отношениям применяются правила о договоре поручения. В этом случае агент действует по доверенности.

Исходя из формулировки ст.1005 ГК РФ возникают вопросы к определению понятия «за счет принципала». Означает ли это, что все расходы, понесенные агентом, подлежат в обязательном порядке отражению в отчете агента и компенсации со стороны принципала (сверх агентского вознаграждения)?

Полагаем, что ответ кроется в принципе свободы договора, а также в целях заключения договора в каждом случае.

Прежде всего, формулировка ГК РФ о совершении сделок в рамках агентского договора «за счет комитента» означает, что принципал предоставляет собственное имущество для реализации. Поэтому предпринимательский риск, т. е. вероятность получения прибыли или получения убытков, ложится на него как на собственника реализуемого товара (имущества).

Конечно, в агентском договоре может быть предусмотрена компенсация некоторых видов затрат агента, на которые он не может влиять. Например, на аренду склада или рекламу. С другой стороны, осуществление этих затрат агентом из своего вознаграждения отвечает рисковому (предпринимательскому) характеру и его деятельности: он сам определяет количество своих сотрудников, способы продвижения и рекламы, площадь и расположение склада и т.п. факторы, которые объективно влияют на финансовые показатели сотрудничества.

По сравнению с договором поставки использование агентского договора (по модели договора комиссии) может иметь следующие преимущества:

1) Товар остается в собственности Принципала до момента его реализации конечным покупателям. Вся выручка также является собственностью Принципала и подлежит перечислению на его расчетный счет в сроки, согласованные сторонами в договоре, агент же получает только вознаграждение.

Это является достаточно важным обстоятельством с точки зрения имущественной безопасности Принципала, который не может быть на 100 % уверен в своем агенте. Например, одновременно с реализацией продукции Принципала агент может заниматься реализацией собственной продукции. В этом случае на имущество нашего Принципала не может быть обращено взыскание по собственным долгам Агента, Принципал может забрать свой товар (имущество) в любой момент. Соответственно, предъявление претензий к Агенту не будет иметь имущественных последствий для основной компании.

2) Учитывая, что товарные остатки являются собственностью Принципала, он может нарабатывать «кредитную историю», брать кредиты под эти товарные запасы.

3) В рамках договора можно полностью прописать стандарты продвижения, рекламы, обслуживания клиентов (начиная от оформления офиса и внешнего вида сотрудников и до сроков реагирования на запросы покупателей, обязанности проведения предпродажной подготовки и т.п.).

4) Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение за счет того, что можно возлагать различные функции на его стороны, определять условия увеличения и уменьшения размера вознаграждения в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач.

Следует иметь в виду, что есть ограничения на использование агентского договора в некоторых сферах деятельности. Например, ФЗ «Об ограничении монополистической деятельности и конкуренции на товарных рынках» содержит запрет на использование в секторе торговли продуктами питания договора комиссии, а именно не допускается, чтобы магазины выступали комиссионерами, то есть брали товар на реализацию с возможностью в любое время его вернуть. Видимо, тем самым защищаются интересы производителей, однако равнозначные по смыслу положения по соглашению сторон могут быть включены в договор поставки (например, о возможности возврата продукции поставщику по истечении срока реализации).

Также есть запрет на использование агентского договора в сферах с ограниченным перечнем «игроков» (газоснабжение и энергоснабжение). Это выглядит обоснованным, поскольку зачастую потребители лишены права выбирать ресурсоснабжающую организацию в конкретном месте, поэтому наличие агента в этих отношениях необоснованно.

Особенности налогообложения и документооборота при заключении агентского договора

По смыслу Гражданского кодекса РФ, принципал, передавая товар на реализацию агенту (посреднику), остается его собственником до момента реализации конечному покупателю. Агент, принимая товар на реализацию, действует от своего имени, но в интересах и за счет принципала. В связи с этим на Агента возложена обязанность выставления покупателям счетов-фактур в случае, если принципал применяет ОСН. Применяемая самим агентом система налогообложения не изменяет этой обязанности и влияет только на налогообложение доходов самого агента (которое состоит из вознаграждения за оказанные услуги).

Передача товара от Принципала Агенту не является реализацией, соответственно счет-фактура при этом не составляется.

Учитывая, что продажа товара осуществляется все-таки принципалом с привлечением посредника, вся выручка от реализации должна быть учтена им при исчислении налога на прибыль и НДС. Агент вознаграждается из доходов принципала. Таким образом, если агент применяет УСН, для принципала его вознаграждение будет безНДС-ным расходом. Агент при налогообложении учитывает только свое вознаграждение и произведенные некомпенсируемые принципалом расходы.

Счета-фактуры, выставленные Агентом своим покупателям, указываются только в Журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, не регистрируются им в своей Книге продаж (абз.6 п.20 Правил ведения книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), а передаются Принципалу вместе с Отчетом Агента и учитываются принципалом.

Если агент применяет общую систему налогообложения, на сумму своего вознаграждения он составляет счет-фактуру.

Обращаем внимание на следующий момент. Принципал вправе установить цену, не ниже которой товар должен быть реализован конечным покупателям. В случае, если товар продается на более выгодных условиях, дополнительная выгода делится поровну между Принципалом и Агентом, если иное не предусмотрено договором. Это относится к правилам определения вознаграждения агента, но не отражается на налоговом учете сторон договора! В любом случае вся сумма, полученная агентом от покупателей товара, учитывается принципалом в составе своей выручки. Однако на практике встречаются случаи, когда сумма превышения цены реализации товара над стоимостью, указанной принципалом при передаче товара (назовем ее рекомендуемой ценой для реализации), не учитывается принципалом в составе налоговой базы для исчисления налога на прибыль и НДС.

Агентский договор глазами налогового органа

Наряду с перечисленными выше преимуществами использования агентского договора в деловой практике, он также хорошо известен контролирующим органам (в т.ч. налоговым) как инструмент оптимизации, при котором разделение функций принципала (собственника товара) и агента носит искусственный характер, единственной целью которого является только оптимизация налогов с доходов.

Внимание налоговых органов, как правило, привлекают следующие случаи:

— Применение агентом специального налогового режима;

— Наличие у агента признаков фирмы — «однодневки»;

— В качестве агента выступает иностранная организация.

Основные требования к подтверждению реальности агентский отношений:

1) Подтверждение деловой цели заключения договора, например:

— Расширение территории присутствия Принципала;

— Работа с отдельными категориями покупателей (или поставщиков), которые не могут быть охвачены Принципалом самостоятельно.

2) Самостоятельное ведение агентом своей деятельности, наличие необходимых ресурсов, компетенции. У налогового органа не должны возникнуть сомнения, что переданные агенту функции выполняются Принципалом самостоятельно.

3) Своевременное оформление актов и отчетов агента об исполнении договора, из которых должно следовать, какие юридические и иные действия совершал агент в рамках агентского договора.

На необходимость наличия отчетов указано в ст.1008 ГК РФ: в ходе исполнения агентского договора агент обязан представить принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором; при отсутствии в договоре соответствующих условий агентом представляются отчеты по мере исполнения им договора или по окончании действия договора.

При этом особенно важно, чтобы содержание отчета соответствовало фактическим взаимоотношениям сторон! Например, заключение через агента договора с покупателем/поставщиком, с которым и ранее существовали деловые взаимоотношения, а также активное участие в переговорах сотрудников Принципала, наверняка вызовет вопросы инспекторов о деловой цели привлечения агента.

Достаточно красноречиво по этому поводу высказался Президиум ВАС РФ в постановлении от 14.02.2012 по делу № А68-3288/09: «Инспекцией представлены доказательства, опровергающие участие иностранной компании в качестве агента общества в отношениях по поставке продукции украинскому предприятию. Так. между украинским предприятием и обществом существовали взаимоотношения до 2005 года, инициатива заключения контракта на поставку путевых машин исходила от украинского предприятия. Контракт. на поставку продукции заключен при участии должностных лиц общества и украинского предприятия, которые непосредственно вели переговоры об условиях поставки. Для решения технических вопросов при подготовке контракта должностные лица общества (директор по экономике и директор по маркетингу). неоднократно направлялись в командировки в город Киев. Отчеты о результатах этих командировок свидетельствуют о том, что указанный контракт заключен обществом без участия иностранной компании.

Каких-либо отчетов, из содержания которых усматривалось бы участие иностранной компании в поисках покупателей продукции общества, ведении переговоров и заключении договоров на реализацию этой продукции, раскрывалась бы ее роль в содействии обществу по реализации продукции либо в осуществлении иных действий в интересах общества, не представлено.»

4) Наличие у агентов признаков фирм — «однодневок» также может стать поводом для исключения агентского вознаграждения из состава расходов по налогу на прибыль. Агенты должны нести расходы в рамках исполнения договора, иметь необходимые организационные условия для работы, вести переписку с покупателями (поставщиками) и пр. На это в частности обращает внимание ФАС Уральского округа в постановлении от 16.10.2012 по делу Ф09-9412/12.

Таким образом, агентский договор, как и другие имеющиеся в ГК РФ договорные конструкции, перед их применением должен быть проанализирован как с точки зрения «удобства» в деятельности конкретного бизнеса, так и с точки зрения возможных вопросов контролирующих органов.