Договор об экономическом союзе с киргизией

Содержание:

Подписаны документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС

МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Лидеры Евразийского экономического союза подписали протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Киргизии к Договору. Церемония подписания прошла после саммита ЕАЭС.

Лидеры также утвердили протоколы об условиях и переходных положениях по применению Киргизией Договора и присоединении Республики Армения к Договору о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Утверждены также полтора десятка решений, в частности, о Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом и о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Кроме того, решения касаются основных ориентиров макроэкономической политики государств — членов ЕАЭС на 2015-2016 годы, Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и Программы поэтапной либерализации выполнения автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории стран ЕАЭС на период с 2016 по 2025 годы.

Приняты также два распоряжение, в том числе о времени и месте проведения очередного заседания Высшего совета. Оно состоится в октябре в Астане.

Поскольку пакет документов, на которых необходимо было поставить подписи, оказался достаточно большим, процесс занял у лидеров порядка десяти минут. Председательствующий президент Белоруссии Александр Лукашенко по этому поводу заметил: «Собрались на праздник, а работаем до ночи, в Россию как приедешь, так работаешь».

Участники саммита напомнили Лукашенко, что инициатором создания Евразийского экономического союза был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тогда Лукашенко продолжил мысль: «Его избрали президентом недавно, у него эмоций и сил достаточно».

О сроках ратификации документов

Глава коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко рассчитывает, что документы о присоединении Киргизии к ЕАЭС будут ратифицированы в России еще в весеннюю сессию парламента.

«Я надеюсь, что по опыту все это уложится в рамках весенней сессии, если говорить о российском парламенте. Наверное, все это до разгара лета вполне осуществимо», — сказал он журналистам. При этом Христенко подчеркнул, что данная оперативность касается и других стран Евразийского союза.

«Было высказано пожелание (лидеров стран) общее — не затягивать ратификационные процедуры», — пояснил глава Евразийской экономической комиссии.

Он напомнил, что в парламенты государств ЕАЭС и Киргизии направляется весь пакет подписанных документов о присоединении этой страны. «И в ближайшее время Киргизия станет полноправным членом Союза», — подчеркнул Христенко.

Он отметил, Киргизии удалось начать существенную модернизацию пунктов таможенного пропуска, ветеринарных лабораторий и так далее, что и позволит по завершении ратификации снять таможенные посты между Киргизией и Казахстаном, «и тем самым выйти на внешние контуры расширившегося союза».

ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, которое начало действовать с 1 января 2015. В него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, а также присоединившиеся позже Армения и Киргизия. Киргизия подписала соглашение о вступлении в ЕАЭС в декабре прошлого года. До мая республика намерена решить все технические вопросы, необходимые для полноправного членства в этой организации.

Welcome to ЕАЭС: Киргизия подписала договор о вступлении в Евразийский союз

Власти Киргизии подписали договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Согласно прогнозам, республика станет полноценным членом ЕАЭС уже в мае следующего года, после того, как будут выполнены все упомянутые в документе протоколы

Ранее Владимир Путин подтвердил, что договор о вступлении Киргизии в ЕАЭС будет подписан 23 декабря. Об этом он заявил на открытии саммита Евразийского экономического союза.

«Сегодня подпишем договор о вступлении в Евразийский союз Киргизии, киргизские друзья совместно с правительственной тройкой Евразийской комиссии прилагают серьезные усилия для адаптации национального законодательства к требованиям Таможенного союза и Единого экономического пространства, реализована большая часть «дорожных карт», важно не снижать темпов и сообща завершить эту работу», — передает ТАСС слова господина Путина.

Ожидается, что Киргизия войдет в Союз с 1 мая 2015 года.

Между тем, Кыргызстан все последние дни занимал неопределенную позицию по поводу возможного вступления страны в ЕАЭС. Накануне саммита неоднократно звучали сообщения о том, что киргизское руководство собирается перенести дату ратификации договора с ЕАЭС.

В преддверии запланированного мероприятия Жогорку Кенеш в первом чтении рассмотрел пакет законов, необходимых для урегулирования всех правовых вопросов, связанных с новым статусом страны.

Ранее под председательством главы кабмина Джоомарта Оторбаева состоялось заседание правительства Кыргызской Республики, в ходе которого премьер-министр отметил, что в проекте договора учтены интересы Кыргызстана и предусмотрены стандарты вхождения Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз.

К слову, многие политологи ставили под сомнение скорую интеграцию Киргизии с ЕАЭС. Так, спецкор журнала «Эксперт» Геворг Мирзаян в одном из недавних интервью «Актуальным комментариям» выразил скептицизм по поводу подписания Киргизией договора об ассоциации с ЕАЭС. По мнению эксперта, интеграция должна проводиться между странами примерно одного гомогенного уровня экономического развития, ценностных ориентиров, как это делал Европейский союз. Интеграция же Киргизии в Евроазиатский экономический союз, считает Мирзаян, будет вызывать достаточно серьезные проблемы с точки зрения её реализации.

Между тем, руководитель Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Сергей Панарин считает, что в киргизском обществе нет единого мнения относительно вступления Киргизии в ЕАЭС.

«Что касается политической элиты, кажется, что здесь мнение элиты представляет из себя своеобразную смесь из стремлений к независимости, самостоятельности и понимания того, что в экономическом отношении республика достаточно слаба в связи со сложными отношениями с могучим соседом Китаем. И в этом смысле Таможенный союз для них представляется во многих отношениях привлекательным».

Тем не менее, по мнению политолога, на территории Киргизии находится крупнейший в центральной Азии рынок Китая, куда стекается громадное количество товаров, в том числе и контрабандных, оттуда широким потоком устремляется во все стороны, включая Россию. С этой точки зрения, как считает Панарин, Таможенный союз представляется не совсем идеальным вариантом для Киргизии.

Что касается промедления Киргизии по вопросу интеграции с ЕАЭС, то Панарин связывает это с экономическим кризисом, разразившемся в России.

«Существенную роль в решении об интеграции Киргизии будет играть валютно-финансовое положение России. Если рубль вернётся к отметке 45 рублей за доллар или хотя бы 50 рублей за доллар, тогда, возможно, это вселит некую уверенность в киргизское руководство. Если же курс рубля не стабилизируется и, тем более, продолжит падение, то, скорее всего, Кыргызстан будет всячески тормозить процесс интеграции».

По словам политолога, важным мотивом для интеграции в ЕАЭС Киргизии является факт изменения миграционного законодательства в России. Поскольку в течение года российским руководством был принят ряд законодательных мер по ужесточению правил въезда на территорию России, в числе которых обязательная сдача экзамена на знание русского языка и культуры, это может существенно усложнить киргизам возможность пребывания и заработка в России. В то же время для стран — членов союза процедура въезда и оформления граждан облегчена.

В свою очередь, директор Аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, что причина промедления Киргизии с подписанием договора о вступлении в ЕАЭС не связана с экономическим проблемами в России.

«Если экономический кризис в России как-то влияет на планы интеграции Кыргызстана в ЕАЭС, то уж точно не в самую первую очередь. Хотя надо признать, что экономика Кыргызстана держится, в том числе, на переводах трудовых мигрантов из России, которые в пик кризиса «похудели» практически на треть. Просто надо иметь в виду, что любая интеграция — дело не быстрое. Насильно туда кого-то тащить — вообще последнее дело. Судя по всему, это понимают во всех странах — учредителях ЕАЭС, поэтому заседание Евразийской экономической комиссии и прошло без эксцессов. Тем более, готовность Кыргызстана к интеграции крайне низкая: в силу многих причин объективного и субъективного характера. И то, что Россия и остальные члены ЕАЭС пошли Кыргызстану навстречу, говорит о том, что лидеры стран «Евразийской тройки» все прекрасно понимают».

Тем не менее, по мнению политического аналитика, интеграция Киргизии будет иметь определенные выгоды лишь в том случае, «если из Кыргызстана не будет вывозиться сырье».

«Вместо этого путем дальнейшей переработки Кыргызстан должен производить и выпускать готовую продукцию, которая потом будет идти не только в страны ЕАЭС, но и далее — в Европу, когда там (в Европе) будут «опохмелятся» после санкций, введенных против России. Кыргызстан выгоден уже хотя бы потому, что с его территории рынки Южной Азии значительно ближе, чем из Казахстана или России. Кыргызстану это даст дополнительные рабочие места, что снимет риск социальной нестабильности для самой России», — считает Орлов.

Напомним, перспективы присоединения республики Кыргызстан к Таможенному союзу стали главной темой встречи президента России Владимира Путина с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. В ходе переговоров в Сочи минувшим летом главы государств обсудили ключевые вопросы российско-киргизских отношений, а также рассмотрели ход реализации «дорожной карты» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России.

К слову, Россию и Киргизию связывают достаточно прочные двусторонние отношения. Россия занимает первое место в объеме товарооборота Киргизии с другими государствами (27% в общем внешнеторговом обороте республики). По данным Федеральной таможенной службы России, за 2013 год товарооборот двух стран составил $2 миллиарда 139 миллионов (экспорт — 2 миллиарда, импорт — 110 миллионов). В январе-июне 2014 года — $897 миллионов (экспорт — $864 миллиона, импорт — $33 миллиона).

Главными статьями киргизского экспорта являются продовольственные товары, хлопок и текстильные изделия. Россия поставляет минеральную продукцию, продовольственные товары, продукцию химической промышленности, машины, оборудование, транспортные средства, топливо. РФ занимает пятое место по объему инвестиций в экономику Киргизии после США, Канады, Турции и Казахстана.

Евразийский экономический союз. Справка

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Читайте так же:  Лишение родительских прав в белоруссии

Государства — члены: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

Авторы: Н.Н. Леженникова, старший юрисконсульт «ФБК Право»

А.А. Суворова, юрист «ФБК Право»

А.Н. Ярзуткин, старший эксперт «ФБК Право»

А.С. Ермоленко, партнер компании «ФБК Грант Торнтон», руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук

С 1 января 2015 г. начал действовать созданный на базе Таможенного союза Евразийский экономический союз. С 2 января 2015 г. к России, Белоруссии и Казахстану присоединилась Армения. Вскоре планируется вступление в новое интеграционное образование Киргизии.

Рассмотрим последствия вступления в Евразийский экономический союз Армении и Киргизии в части изменений в работе таможенных механизмов, применения единых ТН ВЭД ТС и баз данных по стоимости и рискам, а также последствия, возникающие у организаций, занимающихся ввозом идентичных товаров на территорию Таможенного союза через территории России, Армении и Киргизии, в связи с возможностью таможенных органов пользоваться едиными базами по стоимости и рискам. В статье также уделено внимание вопросу трансфертного ценообразования по сделкам с взаимозависимыми лицами после присоединения Армении и Киргизии к Евразийскому экономическому союзу.

Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее — Договор от 29.05.2014). Согласно заявлению перечисленных стран о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного Договора, он вступает в силу с 1 января 2015 г.

С момента вступления в силу Договора от 29.05.2014 прекращают свое действие основные международные договоры, составляющие нормативно-правовую базу Таможенного союза[1]. Так, утрачивают юридическую силу Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. и др.

Постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия, созданная в 2011 г., — согласно п. 1 ст. 8 Договора от 29.05.2014 будет также органом ЕАЭС.

Вместе с тем неправильным будет вывод о полной ликвидации Таможенного союза. Так, вступив в ЕАЭС, Армения также присоединилась к Соглашению об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г., Соглашению об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, от 21 мая 2010 г.[2] Для Армении стал обязательным и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

Таким образом, созданная организация — ЕАЭС — создает лишь более высокий уровень интеграции среди государств, ее учредивших, по сравнению с Таможенным союзом. Для функционирования ЕАЭС будут использоваться многие соглашения и договоры, принятые в рамках Таможенного союза. Будет действовать единый орган управления — Евразийская экономическая комиссия[3].

Армения 10 октября 2014 г. подписала Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор от 10.10.2014); 4 декабря 2014 г. Армения ратифицировала указанный Договор и с 2 января 2015 г. является страной — участницей ЕАЭС.

Киргизия еще не присоединилась к Договору от 29.05.2014. На данный момент государство находится на стадии выполнения необходимых мероприятий по присоединению к единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза (Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. № 75 был утвержден План мероприятий («дорожная карта») для Киргизии).

После выполнения Плана мероприятий Киргизии будет необходимо подписать договор о присоединении к Договору от 29.05.2014, ратифицировать его, и только после этого она станет членом ЕАЭС. По информации из открытых источников, договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС будет подписан в марте 2015 г.[4]

Приведение законодательства государств, вступающих в ЕАЭС, в соответствие с нормами ЕАЭС

В «дорожных картах» Армении и Киргизии предусматривалось, что государства для присоединения к ЕАЭС должны в течение одного месяца с момента утверждения «дорожной карты» провести анализ норм законодательства в сфере финансовых рынков, в течение трех месяцев провести анализ правовых норм в сфере конкурентной (антимонопольной) политики, в сфере транспорта и коммуникаций, в сфере трудовой миграции, социального, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, медицинского страхования на предмет их соответствия договорно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства с учетом формирования Евразийского экономического союза. После проведения анализа национального законодательства Армения и Киргизия обязались к моменту присоединения к ЕАЭС внести необходимые изменения в нормативные правовые акты для приведения их в соответствие с договорно-правовой базой ЕАЭС.

Вместе с тем с целью стабилизировать экономическую ситуацию и повысить устойчивость экономического развития в течение трех месяцев после присоединения к ЕАЭС Армения и Киргизия должны определить и представить в Евразийскую экономическую комиссию и государства-члены перечень нормативных правовых актов в сфере разработки и реализации макроэкономической политики, в том числе бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, направленных на достижение названных целей.

Договором от 10.10.2014 для Армении определены ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), на отдельные категории товаров, а также установлены различные переходные периоды для таких категорий товаров, в течение которых иные ставки ввозных таможенных пошлин будут применяться[6].

Так, для мяса и мясных субпродуктов установлен переходный период до 2022 г., для некоторых позиций ТН ВЭД из группы фармацевтической продукции — до 2020 г.

Для Киргизии подобные значения ставок ввозных таможенных пошлин будут установлены договором о присоединении к ЕАЭС.

Таким образом, полагаем, что все основные изменения в национальное законодательство Армении и Киргизии для приведения его в соответствие с нормами ЕАЭС вносятся до вступления этих государств в ЕАЭС, переходные периоды установлены для изменения ставок ввозных таможенных пошлин для отдельных категорий товаров.

Обязательное использование единых ТН ВЭД ЕАЭС, а также единых баз данных таможенных органов для Армении и Киргизии после вступления в ЕАЭС

Согласно п. 1 ст. 42 Договора от 29.05.2014 на таможенной территории ЕАЭС будут применяться Единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Евразийской экономической комиссией.

Также согласно Перечню заключенных в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международных договоров, к которым присоединяются государства, вступающие в ЕАЭС, установленному Приложением № 1 к Договору от 10.10.2014, Армения и Киргизия также присоединяются к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. В связи с этим для них начинает действовать Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), согласно п. 2 ст. 1 которого осуществляется таможенное регулирование. При этом законодательство государств-членов применяется в части, не противоречащей ТК ТС.

В силу ст. 50 ТК ТС на территории союза применяется Единая ТН ВЭД для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Кроме того, ТК ТС предусмотрено создание системы управления рисками (ст. 127—130). Данная система направлена, в частности, на выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза, связанных в том числе с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ТК ТС таможенные органы формируют информационные базы данных системы управления рисками таможенных органов.

На текущий момент на территории Таможенного союза, а следовательно, и на территории ЕАЭС не созданы единые базы данных для всех стран-участниц. Такие единые автоматизированные системы созданы на территории России, установлены приказами Федеральной таможенной службы[7].

Читайте так же:  Приказ о знаках различия ржд

Таким образом, после присоединения государств к ЕАЭС для них становятся обязательными Единая ТН ВЭД ТС, а после принятия на уровне союза единых баз данных также и такие базы.

В рамках Таможенного союза предпринимаются и иные действия, направленные на формирование единого информационного пространства, в том числе в отношении данных о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Так, 19 октября 2011 г. между правительствами стран — участниц Таможенного союза было подписано соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза.

Также в Договор от 29.05.2014 стороны включили протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза, направленный на обмен информацией в рамках ЕАЭС.

Как следствие, существует большая вероятность доступности (возможности получения) таможенным органам непосредственно либо путем запроса у соответствующих таможенных органов данных о стоимости товаров (и иной информации) при ввозе их на таможенную территорию через Армению или Киргизию и сравнения их с данными, указываемыми при ввозе через Россию.

Последствия для организаций, ввозящих идентичные товары на таможенную территорию ТС через Россию, Армению и Киргизию, в связи с возможностью таможенных органов пользоваться едиными базами по стоимости и рискам

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ, определяется в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (п. 1 ст. 112 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. (в редакции от 23 апреля 2012 г.) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с иными методами, указанными в Соглашении.

Таким образом, таможенное законодательство определяет цену сделки в качестве основного метода, используемого при определении таможенной стоимости.

Таможенным кодексом ТС предусмотрена возможность контроля таможенными органами таможенной стоимости, по результатам которого таможенный орган принимает решение о корректировке этой стоимости или о принятии заявленной таможенной стоимости. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (ст. 66—68 ТК ТС).

Корректировка может быть осуществлена, если таможенный орган обнаружил, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как уже отмечалось, существует вероятность сравнения данных о товаре (в том числе о таможенной стоимости), ввезенном через Армению или Киргизию и через Россию. Кроме того, таможенные органы могут применить любую имеющуюся у них информацию о стоимости товаров и на этом основании скорректировать таможенную стоимость.

В связи с этим таможенные органы могут посчитать заявленную при ввозе таможенную стоимость заниженной и применить иной метод определения таможенной стоимости, в том числе метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).

При таком методе таможенная стоимость товаров при ввозе их на таможенную территорию через Россию будет скорректирована в соответствии с таможенной стоимостью, указанной при ввозе товаров на таможенную территорию через иную страну — участницу ЕАЭС.

Разделение текущей стоимости ввозимой в Армению или Киргизию продукции на непосредственно стоимость продукции и лицензионные платежи за пользование товарным знаком (роялти)

Как указывалось ранее, таможенное законодательство определяет цену сделки в качестве основного метода, используемого при определении таможенной стоимости.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения (п. 1 ст. 4 Соглашения).

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (п. 2 ст. 4 Соглашения).

Лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права; далее также — роялти), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, добавляются к таможенной стоимости ввозимых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары (подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения).

В то же время для целей определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны быть добавлены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, платежи за право:

  • воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории Таможенного союза;
  • распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Отсюда следует, что роялти не должны автоматически включаться в таможенную стоимость. Для такого включения роялти должны отвечать следующим требованиям таможенного законодательства: они должны быть связаны с оцениваемыми (ввозимыми) товарами и оплачены покупателем именно в качестве условия продажи товаров.

В таможенном законодательстве РФ отсутствуют какие-либо разъяснения, когда роялти считаются связанными с ввозимыми товарами. В то же время существует судебная практика, которая содержит различные позиции судов по данному вопросу в каждом конкретном случае.

Некоторые суды принимают сторону декларанта, который не включает лицензионные сборы в таможенную стоимости товаров.

В одном случае суд указал, что у декларанта не возникло обязанности по включению в структуру таможенной стоимости товаров лицензионных платежей как не относящихся к ввозимым товарам, потому что лицензионные договоры об использовании товарных знаков не содержат условий о платежах, которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров. Предметом данных договоров была возможность обозначать товарными знаками самостоятельно производимую и сбываемую продукцию, а не ввоз на территорию Таможенного союза изделий производителя, уже обозначенных товарными знаками. При этом из спорной таможенной декларации не усматривается, что ввезенные товары имели обозначения товарными знаками (Определение ВАС РФ от 12 апреля 2013 г. № ВАС-3368/13).

В другом случае суд признал, что по смыслу рассматриваемой нормы Соглашения лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, добавляемые к фактически уплаченной или подлежащей уплате за соответствующие товары цене при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, должны являться условием продажи ввозимых товаров. Иными словами, добавление сумм платежей к таможенной стоимости товаров обязательно в случаях, когда объекты интеллектуальной собственности относятся к оцениваемым товарам, а лицензионные платежи — только к ввозимым товарам; когда уплата лицензионных платежей (прямая или косвенная) является условием продажи таких товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июня 2014 г. № А56-7925/2013).

Однако можно выявить и отрицательную для налогоплательщиков судебную практику. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 июня 2013 г. по делу № А17-5240/2012 была признана правомерность включения в таможенную стоимость лицензионных платежей в следующей ситуации.

Поставка товара производилась из Германии на основании контракта, заключенного между обществом и иностранным поставщиком. Товары были маркированы товарным знаком. Обществом был заключен с правообладателем лицензионный договор на объекты интеллектуальной собственности, в соответствии с которым правообладатель предоставляет обществу неисключительную лицензию на использование объектов исключительных прав (в том числе и на товарный знак, которым были маркированы товары).

Общество уплачивало лицензионное вознаграждение за предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности общей суммой 3% от расчетной базы, которая рассчитывается как внешнеторговый оборот без учета всех налогов. Внешнеторговым оборотом признается сумма всех торговых оборотов, полученных в промышленных, торговых группах, не входящих в группу компаний общества.

Общество реализовало товар на внутреннем рынке под товарным знаком и уплатило лицензионный сбор после его реализации.

Суд посчитал, что данный лицензионный сбор относится к ввезенному товару и должен включаться в таможенную стоимость для исчисления таможенных платежей.

Довод общества об отсутствии оснований для включения лицензионных платежей в связи с тем, что их уплата не является условием продажи товаров именно в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки, судом был отклонен как основанный на неверном толковании положений ст. 5 Соглашения.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2014 г. № Ф05-11403/14.

Обратите внимание: 16 декабря 2014 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ приняла решение по делу № А40-110311/2013 (№ 305-ЭС14-1441) по ситуации, когда все решения судов нижестоящих инстанций были приняты не в пользу декларанта, все нижестоящие суды поддержали доводы таможенных органов о необходимости включения в таможенную стоимость лицензионных платежей.

В данном деле обществом было заключено соглашение о поставках с иностранным продавцом-производителем, по которому общество приобрело для дальнейшего распространения на территории РФ товар с нанесенным на него товарным знаком. Право на использование указанного товарного знака было предоставлено обществу правообладателем (не продавцом-изготовителем) в соответствии с лицензионным соглашением о товарных знаках. Таможенные органы признали необходимость включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров с нанесенным товарным знаком и приняли решение о корректировке таможенной стоимости. Суды трех инстанций поддержали позицию таможенных органов и отказали обществу в обжаловании решения таможенных органов.

Верховный Суд РФ также отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию таможенного органа о необходимости включения в таможенную стоимость товара лицензионных платежей.

В обоснование своего решения Суд указал, что, поскольку ввозимый товар маркирован товарным знаком правообладателя, при дальнейшей реализации обществом этого товара на территории РФ общество будет обязано уплачивать лицензионные платежи правообладателю в соответствии с условиями лицензионного соглашения.

Суд также пришел к выводу, что правообладатель в данном случае осуществляет косвенный контроль в отношении иностранного продавца-производителя, в связи с чем уплата лицензионных платежей является условием продажи обществом товара, приобретенного у этого иностранного продавца-производителя.

Судом отвергнут довод общества о том, что основной целью приобретения обществом продукции у иностранного продавца-производителя является не извлечение прибыли от ее последующей перепродажи на российском рынке, а стимулирование продаж основного товара, в связи с чем данная продукция, как правило, распространяется обществом бесплатно в качестве подарков либо продается по условной цене. Верховный Суд РФ поддержал выводы Федерального арбитражного суда[8] о том, что уплата лицензионных платежей в рамках лицензионного соглашения дает пользователю право на введение в гражданский оборот ввезенных товаров с нанесенными товарными знаками. Наличие обязанности по уплате лицензионных платежей не ставится в зависимость от конкретной формы реализации товара, а является необходимым условием его оборотоспособности. При этом непосредственная форма реализации такого товара принципиального значения не имеет.

Читайте так же:  Евгений фролов развод

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, посчитав, что исходя из условий соглашений сторон и фактических обстоятельств покупатели косвенно должны были осуществлять оплату товаров с учетом затрат на лицензионные платежи, а следовательно, лицензионные платежи подлежали включению в таможенную стоимость ввозимого товара, не являлись платежами за право воспроизводства, распределения, перепродажи ввозимых товаров.

Производство по аналогичному делу № А56-31657/2013, также переданному для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, приостановленное до рассмотрения указанного выше дела № А40-110311/2013 (№ 305-ЭС14-1441), было возобновлено, и заседание назначено на 5 марта 2015 г.[9]

Судебное решение по делу представляет значительный интерес, так как в совокупности с решением по упомянутому выше делу № А40-110311/2013 (№ 305-ЭС14-1441) позволит сделать вывод о сложившейся позиции вновь созданного Верховного Суда РФ по данному вопросу.

Из анализа ряда применимых судебных решений следует, что обстоятельствами, которые могут помешать включению роялти в таможенную стоимость, являются ситуации, когда:

  • лицензионное соглашение не связано напрямую с импортными товарами и не связывает продажу товаров и оплату лицензионных сборов (Определение ВАС РФ от 12 апреля 2013 г. № ВАС-3368/13);
  • размер платежей зависит не только от стоимости товаров или дохода покупателя от перепродажи, но и от других факторов и условий (Решение ФАС Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2013 г. № А46-2387/2013).

В то же время, если расчет лицензионных платежей зависит от количества и цены товаров и декларант осуществляет отдельный учет объема продаж ввезенных товаров, а также лицензионных платежей, размер которых непосредственно зависит от объема продаж данных товаров, такие обстоятельства могут свидетельствовать о непосредственной взаимосвязи лицензионных платежей и ввозимых товаров.

Таким образом, уплата лицензионных платежей в рамках договора дает пользователю право осуществлять продажу ввезенных товаров от имени предприятия-правообладателя, что подтверждает обязанность заявителя осуществлять платежи за использование объекта интеллектуальной собственности в качестве условия продажи ввезенного товара, которые должны включаться в таможенную стоимость (Постановление ФАС Московского округа от 10 июля 2012 г. по делу № А40-60752/11-149-331, Определением от 8 ноября 2012 г. № ВАС-13933/12 ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора).

Обратите внимание: в соответствии с правовой позицией арбитражных судов само по себе обстоятельство, что таможенная стоимость, указанная декларантом в рамках заявленного метода, значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, относительно стоимости аналогичных товаров, не влечет за собой корректировку таможенной стоимости, так как не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2012 г. по делу № Ф03-5380/2012, Определение ВАС РФ от 12 апреля 2013 г. № ВАС-3368/13).

Такую же позицию занимают и регулирующие органы. По их мнению, только декларант определяет таможенную стоимость, и только он решает вопросы о том, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым товарам и является ли их уплата условием продажи оцениваемых товаров. Регулирующие органы только контролируют правильность указания таможенной стоимости в рамках процедуры таможенного контроля (письмо Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16116).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации важно иметь в виду положения лицензионного соглашения в отношении торговой марки, а также договора купли-продажи (поставки), иного внешнеторгового контракта, по которому осуществляется поставка товаров в РФ. Если такие договоры прямо или косвенно позволяют установить, что роялти выплачиваются в качестве условия продажи товаров с торговой маркой, существует значительный риск корректировки таможенной стоимости таможенными органами.

По нашему мнению, риск также возрастает, если таможенная стоимость всегда была на том же уровне, а затем она сокращена после выделения роялти в самостоятельный платеж из таможенной стоимости.

Принимая во внимание складывающуюся судебную практику и позиции ВС РФ, в полном объеме исключить риски корректировки таможенными органами таможенной стоимости на сумму лицензионных платежей не представляется возможным.

Трансфертное ценообразование по сделкам с взаимозависимыми лицами после присоединения Армении и Киргизии к ЕАЭС

В случаях, когда российская организация является взаимозависимой с организациями Армении и Киргизии и осуществляет сделки купли-продажи с ними, российская организация должна применять правила по налоговому контролю за трансфертным ценообразованием в соответствии с разделом V 1 НК РФ.

Ни одним из перечисленных ранее документов о присоединении Армении и Киргизии к ЕАЭС и Таможенному союзу не предусмотрены специфические правила контроля за трансфертным ценообразованием.

По нашему мнению, в этом случае применению подлежат общие правила налогового контроля трансфертного ценообразования, установленные НК РФ для сделок с нерезидентами — взаимозависимыми лицами.

С 1 января 2015 г. в НК РФ не вносились изменения, которые бы устанавливали специфические правила налогового контроля трансфертного ценообразования в части взаимоотношений российских организаций с организациями, местом нахождения которых является государство — член ЕАЭС, в частности Армении и Киргизии.

Таким образом, все сделки с взаимозависимыми организациями Армении и Киргизии признаются контролируемыми как сделки с нерезидентами РФ. Такие сделки подлежат налоговому контролю «с первого рубля» (см., например, письмо Минфина России от 3 октября 2012 г. № 03-01-18/7-135).

Необходимо отметить, что после вступления в силу Договора от 10.10.2014 в соответствии с Приложением № 1 к этому Договору Армения присоединилась в том числе к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и Соглашению об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 г. Кроме того, как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 42 Договора от 29.05.2014 на таможенной территории ЕАЭС применяются Единая ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Евразийской экономической комиссией. Учитывая сказанное, у Армении появилась обязанность производить обмен информацией с таможенными органами государств — членов ЕАЭС, в том числе российскими.

Принимая во внимание существующее взаимодействие между налоговыми и таможенными органами РФ, полагаем, что у налоговых органов РФ будет доступ к более обширной информации таможенных органов, нежели официально публикуется. Доступ к такой информации позволит налоговым органам РФ проводить анализ по каждой позиции ТН ВЭД ЕАЭС, например производить расчет средней цены за определенный период времени и сравнивать с ценой, применяемой налогоплательщиком в своих сделках.

Обратите внимание: полученная таким образом информация не может быть официально использована в целях налогового контроля в смысле ст. 105 6 НК РФ, поскольку не является общедоступной. Такая информация может быть использована налоговыми органами в аналитических целях — например, для принятия решения о выборке сделок, в отношении которых налогоплательщикам будут выставляться требования представить документацию, обосновывающую соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночному уровню согласно ст. 105 15 НК РФ.

Если товары, приобретенные российской организацией у взаимозависимой иностранной организации, будут реализовываться организациям Армении и (или) Киргизии, которые не могут быть признаны взаимозависимыми с этой российской организацией, то, по нашему мнению, в целях налогового контроля к сделке с иностранной взаимозависимой организацией будет применен метод цены последующей реализации и проведено сопоставление валовой рентабельности последующей реализации с рыночным интервалом рентабельности по правилам, установленным ст. 105 8 НК РФ. Если же рентабельность последующей реализации окажется меньше рыночного интервала рентабельности, цена приобретения товара в сделке с иностранной организацией будет признана выше рыночной. В этом случае к сделке будет применена рыночная цена, что приведет к доначислению налогов, пеней и штрафов. Если рентабельность последующей реализации окажется выше рыночного интервала рентабельности, то налоговых рисков не возникнет.

Если иностранная организация, взаимозависимая с российской организацией, будет реализовывать товары организациям Армении и Киргизии, которые не могут быть признаны взаимозависимыми с российской организацией, то после вступления Армении и Киргизии в ЕАЭС, как уже говорилось, у таможенных органов этих стран появится обязанность предоставлять информацию российским таможенным органам о таком товарообороте. В свою очередь, российские таможенные органы могут предоставить такую информацию налоговым органам. Налоговые органы РФ могут использовать полученную информацию для целей анализа и сопоставления данных со сделками между этой иностранной организацией и взаимозависимой российской организацией. Еще раз подчеркнем, что полученная таким образом информация не может быть использована налоговыми органами в смысле ст. 105 6 НК РФ.

[1] Протокол о прекращении действия международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Установлен Приложением № 33 к Договору от 29.05.2014.

Перечень международных договоров, действие которых прекращается в связи с прекращением деятельности Евразийского экономического сообщества, установлен Приложением № 1 к Договору о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2014 г.

[2] Перечень заключенных в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международных договоров, к которым присоединяется Республика Армения, установлен Приложением № 1 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

[3] Далее названия «ЕАЭС» и «Таможенный союз» будут использоваться в соответствии с их применением в нормативно-правовых актах.

[5] Для Армении и Киргизии планы мероприятий («дорожные карты») были приняты соответственно Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 декабря 2014 г. № 61 «О плане мероприятий (“дорожной карте”) по присоединению Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. № 75 «О плане мероприятий (“дорожной карте”) по присоединению Кыргызской Республики к единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза».

[6] Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, установлен Приложением № 4 к Договору от 10.10.2014.

[7] Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля»; приказ ФТС России от 29 апреля 2013 г. № 851 «Об утверждении Порядка формирования единой базы выявленных рисков».

[8] Постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2014 г. по делу № А40-110311/2013.