Договор ниокр на английском

Примерные формы договоров на выполнение НИР, НИОКР, соглашения (договора) о научном сотрудничестве и предварительных договоров на соисполнительство при выполнении НИР

Выполнение НИР и НИОКР (RU)

Формы договоров на выполнение НИР и НИОКР по заказу НИУ ВШЭ

Выполнение НИР и НИОКР ( RU-EN )

пожалуйста, проверяйте корректность английского текста в соответствии с абзацем 2 пункта 3.5 Положения о порядке подготовки, заключения и регистрации договоров с участием Высшей школы экономики

Предварительные договоры

Ответы на часто задаваемые вопросы по заключению предварительных договоров можно найти здесь.

Научное сотрудничество (партнерство)

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

1 НИОКР

2 НИОКР

3 НИОКР

4 ниокр

5 НИОКР

6 НИОКР

7 НИОКР

8 НИОКР

9 ниокр

10 НИОКР

11 НИОКР

12 ниокр

См. также в других словарях:

Ниокр — научно исследовательские и опытно конструкторские работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НИОКР — Научно исследовательские и опытно конструкторские работы (акроним НИОКР) совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии. НИОКР (в английском языке используется… … Википедия

НИОКР — научно исследовательские и опытно конструкторские работы важнейший элемент научного и научно технического потенциала страны, позволяющий совершенствовать технологический уровень производства, создавать новые виды продукции и новые производства,… … Внешнеэкономический толковый словарь

НИОКР — НИИОКР НИОКР научно исследовательские и опытно конструкторские работы научно исследовательские и опытно конструкторские разработки ср. НИОКиТР образование и наука НИОКР Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур

НИОКР и ТР — НИОКиТР НИОКР и ТР научно исследовательские, опытно конструкторские и технологические работы ср. НИОКР образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур

НИОКР — – Научно исследовательская, опытно конструкторская работа … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

НИОКР — научно исследовательские и опытно конструкторские работы … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

НИОКР — научно исследовательские и опытно конструкторские работы … Большой экономический словарь

НИОКР — – деятельность научно исследовательских, опытно конструкторских организаций и соответствующих подразделений предприятия, участвующих в теоретических, экспериментальных, научных исследованиях и разработках по созданию новой продукции и передовой… … Краткий словарь экономиста

НИОКР — (научио исследовательские и опытно конструкторские работы) организованный процесс открытия новых знаний … Экономика: глоссарий

НИОКР — научно исследовательские и опытно конструкторские работы (мн.ч.) научно исследовательские и опытно конструкторские работы … Словарь сокращений русского языка

Договор ниокр на английском

17 月 2019 года, 週四 | 單週

Бесплатное онлайн — обучение по программе «Успешный абитуриент» в целях подготовки к сдаче ЕГЭ (4 месяца) и последующего поступления в Институт энергетики ИРНИТУ

анкета, размещена на сайте КУИЦ «Иркутскэнерго – ИРНИТУ»: http://kuic-ie.istu.edu (вкладка «Школьникам»)

25 января в Тальцах

Конкурс на получение стипендий для прохождения стажировок в Словацкой Республике

Срок подачи документов в отдел международных связей ИРНИТУ: 15 февраля

Фестиваль «Иркутская компьютериада-2019»

2–12 марта 2019 года на 11 дней Красноярск станет столицей всемирного студенческого зимнего спорта

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

  • Министерство образования и науки
    Российской Федерации

Россия, 125993, Москва
улица Тверская, дом 11
ГСП-3
http://минобрнауки.рф/
Иркутский национальный
исследовательский технический
университет

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83
тел/факс 8 (3952) 405-100, 405-009, e-mail:
Центральная приемная комиссия ИрНИТУ

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83, Главный корпус ИрНИТУ,
аудитория — А-105
тел/факс 8 (3952) 405-405, e-mail:

Западно-Сибирский Инновационный Центр

Делая настоящее, создаём будущее

Wedding zavod 2019 Свадебная выставка

  • Главная
  • Поддержка инновационного бизнеса
  • Представительство Фонда содействия инновациям
  • Программа «Развитие»

Программа «Развитие»

Программа направлена на поддержку компаний, уже имеющих опыт разработки и продаж собственной наукоемкой продукции и планирующих разработку и освоение новых видов продукции.

Принимать участие в конкурсе по данной программе могут юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007:

  • не имеющие незавершенных договоров гранта с Фондом;
  • имеющие опыт проведения НИОКР и продаж собственной наукоемкой продукции.

Предпочтение отдается динамично развивающимся компаниям, реализующим импортозамещающие проекты с высокой наукоемкостью и перспективой коммерциализации

Параметры поддержки:

  • размер гранта – не более 20 млн рублей (сумма варьируется от 15 до 20 млн рублей в зависимости от конкурса);
  • срок гранта – не более 24 месяцев (срок варьируется от 12 до 24 месяцев в зависимости от конкурса);
  • внебюджетное софинансирование (из собственных средств или средств инвестора) – не менее 30% от суммы гранта (сумма варьируется от 30 до 100% в зависимости от конкурса);
  • направление расходов – проведение НИОКР. Подробный перечень расходов.

Ожидаемые результаты:

  • Защита ИС в процессе выполнения НИОКР;
  • Создание собственного производства наукоемкой продукции;
  • Прирост объема реализации инновационной продукции, созданной в результате выполнения проекта (ежегодные плановые показатели на 5 лет устанавливаются при заключении договора гранта);
  • Прирост количества вновь созданных и (или) модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации проекта (ежегодные плановые показатели на 5 лет устанавливаются при заключении договора гранта).

При существенном недостижении плановых показателей Фонд вправе потребовать возврата средств гранта.

Программа реализуется путем проведения тематических конкурсов. Подробная информация о проводимых конкурсах представлена в разделе «Конкурсы»

Загарей Алексей Валерьевич

16 января 2019 года

16 января 2019 года

16 января 2019 года

16 января 2019 года

15 января 2019 года

Бесплатное онлайн — обучение по программе «Успешный абитуриент» в целях подготовки к сдаче ЕГЭ (4 месяца) и последующего поступления в Институт энергетики ИРНИТУ

анкета, размещена на сайте КУИЦ «Иркутскэнерго – ИРНИТУ»: http://kuic-ie.istu.edu (вкладка «Школьникам»)

25 января в Тальцах

Конкурс на получение стипендий для прохождения стажировок в Словацкой Республике

Срок подачи документов в отдел международных связей ИРНИТУ: 15 февраля

Фестиваль «Иркутская компьютериада-2019»

2–12 марта 2019 года на 11 дней Красноярск станет столицей всемирного студенческого зимнего спорта

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

  • Министерство образования и науки
    Российской Федерации

Россия, 125993, Москва
улица Тверская, дом 11
ГСП-3
http://минобрнауки.рф/
Иркутский национальный
исследовательский технический
университет

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83
тел/факс 8 (3952) 405-100, 405-009, e-mail:
Центральная приемная комиссия ИрНИТУ

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83, Главный корпус ИрНИТУ,
аудитория — А-105
тел/факс 8 (3952) 405-405, e-mail:

Венчурный капитал. Бухгалтерский учет венчурного инноватора

Автор: Минина Наталия Викторовна, главный бухгалтер

Базисная часть

Венчур (англ. «venture» — рискованное мероприятие, рискованное начинание) — инновационная идея и деятельность на её основе (проект), оформленная в виде бизнес-плана, целью которой является создание нового продукта высоких технологий, предназначенного для реализации в процессе осуществления предпринимательства.

Проект – уникальная деятельность, имеющая четкие временные границы, направленная на создание определенного продукта. [п. 2, 13]

Венчурный бизнес – деятельность по размещению венчурной инвестиции в венчур.

Венчурная инвестиция (венчурный капитал) – инвестиция (источник) в бизнес высоких технологий (в инновационную идею наукоемкой и высокотехнологичной отрасли деятельности социума, в венчур) находящийся на ранней стадии развития с ожидаемым доходом в течение среднего или долгого срока, с большим потенциалом прибыльности для компенсации риска.

То есть сама идея автора не является частью венчурного оборота, она может ею стать только после того, как будет оформлена как часть бизнес-плана, способного принести доход после создания инновационного продукта для его реализации в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Для венчурного инвестора интересен только венчурный доход на инвестицию, а идею и управление ею (реализацию, менеджмент) предоставляет венчурный инноватор.

Венчурный инноватор (инвестируемое лицо. Организация, имеющая венчур. Объект венчурного инвестирования.) – организация, имеющая инновационный проект, обращающаяся за венчурной инвестицией.

Венчурный фонд – организация, осуществляющая инвестиции в венчур. Не является венчурным инвестором (чаще всего).

Деятельность венчурного фонда – посредническая деятельность при размещении венчурного капитала.

Венчурный капитал – капитал венчурных инвесторов.

Венчурный инвестор – лицо, совершающее инвестирование капитала в венчур.

Венчурный капиталист — руководитель венчурного фонда. Не является венчурным инвестором (чаще всего), но получающий часть прибыли от венчурного инвестирования.

Читайте так же:  Перемирный договор

Бизнес-ангелы – лица, инвестирующие собственные денежные средства в инновационный проект, находящийся на самой ранней стадии развития, который возможно в дальнейшем разовьется до стадии венчура.

Инвестиционный комитет – комитет из представителей инвесторов венчурного фонда, защищающий их интересы и принимающий окончательное решение о целесообразности осуществления инвестиций. [1]

Венчурный менеджер – представитель венчурного фонда. Входит в состав директоров венчурного инноватора в качестве неисполнительного директора и участвует в принятии стратегических решений.

Продукт – результат деятельности в виде продукции или услуги.

Основные характеристики венчурного бизнеса:

— высокая степень финансового риска – инвестируется всегда новая идея создания инновационного продукта, на момент предоставления венчурной инвестиции нет данных о рентабельности создаваемого продукта;

— отсутствие сравнений для анализа и планирования деятельности и доходов организаций – участников венчурного оборота, так как создается новый, инновационный продукт, не имеющий аналогов;

— отсутствие или низкий уровень конкуренции на рынке инновационного продукта;

— долгий инвестиционный цикл – венчурная инвестиция может длиться до 10 лет;

— объектом деятельности инвестируемого лица является инновационный продукт в области высоких технологий;

— высокая степень прибыльности к ожиданию;

— отсутствие залога, заклада, гарантии от венчурного инноватора, что отличает венчурный кредит от, например, банковского кредита;

— венчурный инвестор получает часть уставного капитала, но не стремиться контролировать или длительно участвовать в деятельности венчурного инноватора, его цель исключительно в получении высокой доли дохода на инвестицию, после чего он изымает свой капитал из венчура полностью;

— возврат инвестиции осуществляется путем продажи венчурным инвестором доли в уставном капитале. Однако возможно, что венчурный инноватор будет поглощен (реорганизован, продан). [4]

Венчурный бизнес существует по принципу: высокий риск (high risk) — высокие технологии (high tech) — высокий уровень жизни — (high life).

Венчур возможен в трех вариантах:

1.Идея и её реализация автором, получение для этого им (через создание малого бизнеса) венчурной инвестиции;

2. Идея и её реализация автором, являющимся сотрудником существующей средней или крупной организации – в этом случае венчурную инвестицию получает средний или крупный бизнес, а автор занимается осуществлением бизнес-проекта;

3. Идея по п. 1, п. 2, но автор является сторонним лицом (юридическим, физическим, соответственно) по отношению к организации – пользователю венчурной инвестиции и реализует свой проект через неё.

Процесс осуществления венчурного оборота совершается в нижеследующей последовательности. Венчурный капиталист создает венчурный фонд, после чего начинает осуществляться сбор средств (fund rising ) у венчурных инвесторов, которыми чаще являются государственные организации, пенсионные фонды, страховые компании, международные организации, частные лица, банки, корпоративные инвесторы, благотворительные фонды. [п. 2.4.2.3., 14] После сбора средств (fund closing) осуществляется поиск венчурного инноватора (deal-flow) , по нахождению которого происходит взаимный обмен информацией, «ухаживание» (due diligence), длящееся до полутора лет. При принятии положительного решения венчурным капиталистом об эффективности инвестирования в найденный инновационный проект, составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer или memorandum), где суммируются все выводы и формулируется предложение для инвестиционного комитета (investment committee), который и выносит окончательное решение. [4] При положительном решении, венчурный фонд выкупает часть уставного капитала, чаще 25% + 1 акция, инвестируемого лица, а так же возможно осуществляет дополнительное инвестирование [3] в инновационный проект. Получение венчурным фондом доли в уставном капитале так же может осуществиться, помимо выкупа существующих, путем выпуска дополнительных акций или долей уставного капитала венчурного инноватора. [4] Низкий процент участия венчурного фонда /инвестора/ объясняется его намерением исключительно:

— получить прибыль от инвестирования и нежеланием участвовать в деятельности венчурного инноватора;

— предоставить большую част m уставного капитала самому венчурному инноватору для стимулирования его к эффективному менеджменту;

— предоставить возможность венчурному инноватору привлечь другой частный капитал для финансирования проекта.

Период нахождения венчурного инвестора в деятельности венчурного инноватора называется совместное проживание» — «living with company». При осуществлении венчура, в процессе управления деятельностью венчурного инноватора участвует венчурный фонд посредством венчурного менеджера, помогая « hands — on management » или « hands — on support », что означает «управлять (или помогать), держа руку на пульсе» путем участия в принятии стратегических решений, являясь неисполнительным директором совета директоров венчурного инноватора. Так же, успешному осуществлению венчура помогает венчурный капиталист значительнейшим для бизнеса активом: своими деловыми контактами и опытом, гарантиями под репутацию. Так же, своими деловыми контактами (adding value), гарантиями под репутацию помогают венчурные инвесторы, имеющие часто значительное положение в деловом обществе и это является их обязательной задачей. Венчурный инноватор со своей стороны обеспечивает создание и курирование актуального бизнес-плана, динамичный менеджмент (эффективное управление при абсолютном знании технических характеристик продукта, отрасли, рынка), «чистоту» и уникальность интеллектуальной собственности на инновационный продукт.

Следовательно, венчурный инвестор и венчурный фонд предоставляют венчурному инноватору: [для п. 1-3 п. 5.1., 13]

  1. Оплату части уставного капитала
  2. Оплату займа
  3. Поручительство
  4. Генерацию и оценку стратегических идей
  5. Деловую репутацию
  6. Информационные услуги в юридических, управленческих вопросах.

Заключительной стадией венчурного бизнеса, бизнеса венчурного инвестора является выход из венчура (exit), который происходит путем продажи доли на фондовом рынке или путем поглощения (слияния, продажи) венчурного инноватора. [5]

Доход венчурного фонда является собственностью венчурного инвестора, который составляет порядка 2500% годовых [2], а венчурного капиталиста 2,5% от управляемых активов и до 20% от прибыли венчурного фонда [6].

Доход венчурного инвестора складывается из дивидендов на акцию или на долю в уставном капитале, процентов на предоставленный займ, так же он получает возврат вложенных денежных средств в акции и займы.

Основная часть

Венчурный инноватор в процессе осуществления венчура может находиться на разных стадиях его развития, от начальной стации наличия оформленной идеи и создания образца продукта до окончательной стадии выпуска продукта на рынок. До вышеуказанной первоначальной стадии, инвестиции, как правило, осуществляются бизнес-ангелами, а не венчурными фондами. Соответственно, венчурные инвестиции используются при осуществлении НИОКР, производстве продукта, реализации продукта.

Особенностью выполнения российской организацией научно-исследовательской (научной и (или) научно-технической деятельности) деятельности является отражение её осуществления в учредительных документах [п. 1, ст. 3, 15].

Инвестиция в собственный капитал венчурного инноватора является обязательным условием венчурного инвестора в венчурном обороте. Отражаются эти факты в бухгалтерском учете на основании Приказа Министерства Финансов России от 31.10.2000 года № 94н в качестве вклада в уставный каптал либо путем продажи части доли, либо путем увеличения уставного капитала и продаже дополнительной доли венчурному фонду / инвестору.

Д 75 К 80 (81) – отражена задолженность венчурного фонда / инвестора по получению долей / акций уставного капитала.

Д 51 К 75 – оплачена задолженность венчурного фонда / инвестора по вкладу в уставный капитал денежными средствами на банковский счет.

Инвестиция в привлеченный капитал венчурного инноватора является целью его участия в венчурном обороте. Отражаются эти факты в бухгалтерском учете в качестве кредиторской задолженности по долгосрочному заемному средству на основании п. 2, п. 17 ПБУ 15/2008.

Д 51 К 67 – получен займ венчурного фонда / инвестора на банковский счет.

Создание инновационного продукта осуществляется в процессе НИОКР. Отражаются эти факты в бухгалтерском учете в качестве иммобилизационных (внеоборотных) активов на основании п. 5 ПБУ 17/02.

Д 08 К 02, 10, 23, 60, 69, 70, 76 и т.д. – осуществлены расходы на НИОКР при создании инновационного продукта в процессе осуществления венчурного оборота.

Результатом инновационной деятельности является созданный инновационный продукт (продукция или услуга), являющийся интеллектуальной собственностью. Форма нового продукта может быть разнообразна: изобретение, проектно-конструкторское решение, образец, способ производства и так далее. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в качестве нематериального актива на основании п. 4 ПБУ 14/2007 или в качестве вложения во внеоборотный актив, если в созданных правах нет признака нематериального актива на основании п. 5 ПБУ17/02.

Д 04 К 08 – получены права на интеллектуальную собственность — инновационный продукт.

Д 08 К 08 – получены результаты НИОКР.

Осуществленные расходы на создание инновационного продукта формируют затраты венчурного инноватора через амортизационные отчисления по нематериальным активам или через списание расходов по НИОКР. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в течение срока полезного использования нематериального актива, ожидаемого срока получения результатов использования НИОКР, но не более 5 лет, на основании п. 11 ПБУ 17/02, п. 23 ПБУ 14/2007.

Читайте так же:  Налог форос

Д 25, 26, 44 и т.д. К 05, 08 – начислена амортизация по нематериальному активу, списана доля расходов на НИОКР в затраты.

Первой компенсацией венчурному фонду / инвестору за его участие в венчурном обороте является доход по вкладу в уставный капитал — дивиденд. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в качестве распределения прибыли на основании Приказа Министерства Финансов России от 31.10.2000 года № 94н.

Д 84 К 75 – начислены дивиденды венчурному фонду / инвестору.

Д 75 К 51 – выплачены дивиденды венчурному фонду / инвестору денежными средствами с банковского счета.

Второй компенсацией венчурному фонду / инвестору за его участие в венчурном обороте является доход по предоставленному займу – процент. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов на основании п. 7 ПБУ 15/2008.

Д 91 К 67 – начислен процент венчурному фонду / инвестору на полученный долгосрочный займ.

По окончании срока действия венчурного договора учредителей и исполнении сторонами обязательств, венчурный фонд осуществляет выход из венчурного оборота, чаще путем продажи своей доли на фондовом рынке. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в качестве оплаты кредиторской задолженности на основании Приказа Министерства Финансов России от 31.10.2000 года № 94н.

Д 81 К 75 – осуществлена продажа доли в уставном капитале венчурным фондом.

Д 75 К 51 – оплачена доля вышедшему участнику венчурному фонду.

По окончании срока действия венчурного договора займа и исполнении сторонами обязательств, венчурный инноватор осуществляет возврат займа венчурному фонду / инвестору. Отражается этот факт в бухгалтерском учете в качестве оплаты кредиторской задолженности на основании п. 5 ПБУ 15/2008.

Д 67 К 51 – возвращен займ венчурному фонду / инвестору путем перечисления денежных средств с банковского счета.

Заключительная часть

Деятельность участников венчурного оборота основана во многом на человеческом отношении, на высоком уровне профессионализма и профессиональной интуиции. Так же, в процессе её осуществления происходит вклад в планетарный уровень развития, пополняется мировая «копилка» знаний. [ 12 ]

Получение венчурного финансирования престижно.

Список сокращений

НИОКР – научно-исследовательские и опытно конструкторские работы

ПБУ – положение по бухгалтерскому учету

Список использованных источников

Договор ниокр на английском

Всероссийский научно-технический информационный центр ГКНТ России (ВНТИЦ), Москва, Россия

All-Russia Scientic and Technical Information Center (VNTIC) of State Committee for Science and Technologies of Russia, Moscow, Russia

Всеросійський науково-технічний інформаційний центр ДКНТ Росії (ВНТІЦ), Москва, Росiя

Сохранение и обеспечение общественного использования неопубликованных результатов научной и научно-технической деятельности (или так называемой «серой» литературы) 30 лет является главной задачей ВНТИЦ.

Документальный фонд ВНТИЦ содержит в основном отчеты о НИОКР и диссертации.

Однако формирование фонда неопубликованных документов, его качество и полнота, а также интенсивность его использования, прямо зависят от состояния научно-технической сферы страны, ее научно-технического потенциала и реализации государственной научно-технической политики.

Характер информационной деятельности ВНТИЦ уникален, поэтому меняющиеся условия существования ставят перед ВНТИЦ специфические проблемы.

One of the main functions of the Scientific and Technical Information Center of Russia (VNTIC) for the latest 30 years has been to provide the maintenance and public use of the National fund for the so called unpublished documents containing the results of research and development activities in Russia. The documents are mainly full-text scientific reports (projects) and dissertations. VNTIC is one of the world’s largest grey literature repositories.

However the documents quality, the fund range of coverage and the flow rate of user’s quieries directly depend on the country’s situation in the sphere of science and the government scientific policy.

The experience and information activities of VNTIC are unique. The changing conditions and policy in the scientific area launch new challenges and problems that are outlined in thiese reports.

Збереження та забезпечення суспільного використання неопублікованих результатів наукової та науково-технічної діяльності (або так званої “сірої літератури”) вже 30 років є головним завданням ВНТІЦ.

Документальний фонд ВНТІЦ містить в основному звіти про НДДКР та дисертації.

Однак формування фонду неопублікованих документів, його якість та повнота, а також інтенсивність його використовування, безпосередньо залежать від стану науково-технічної сфери країни, її науково-технічного потенціалу та реалізації державної науково-технічної політики.

Характер інформаційної діяльності ВНТІЦ є унікальним, тому умови існування, що змінюються, ставлять перед ВНТІЦ специфічні проблеми.

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) — один из крупнейших информационных органов России. Почти тридцать лет ВНТИЦ аккумулирует информацию о ведущихся в стране научных исследованиях и разработках , создает уникальный фонд отчетов о научно-исследовательских работах и диссертаций.

Главной задачей ВНТИЦ является государственная регистрация открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и формирование общегосударственного фонда полнотекстовых документов с описанием результатов НИОКР — отчетов и диссертаций.

За многие годы существования ВНТИЦ в его фондах накоплено более 5 млн. документов, отражающих основные результаты научно-технической деятельности в России и бывшем СССР по всем областям науки и техники.

Уникальность фондов состоит в том, что во ВНТИЦ концентрируются и становятся доступными широкому кругу лиц неопубликованные документы о НИОКР, то есть документы не тиражируемые и существующие в единичных экземплярах. Важно также и то, что собираемая во ВНТИЦ информация доходит до потребителя быстрее опубликованных результатов исследований и разработок.

Таким образом, ВНТИЦ сохраняет для российской и мировой общественности результаты многолетней интеллектуальной деятельности, а его информационные ресурсы дают возможность оценивать тенденции развития интеллектуального потенциала страны.

ВНТИЦ является государственным учреждением, подчиненным Министерству науки и технологий Российской Федерации. Начиная с 1995 года деятельность ВНТИЦ опирается на надежную правовую базу — Федеральный закон «Об обязательном экземляре документов». В соответствии с законом ВНТИЦ комплектует фонд отчетов и диссертаций, осуществляет их регистрацию и учет, а также обеспечивает их использование путем широкого распространения сведений о них через систему реферативной и библиографической информации.

Фонды и базы данных ВНТИЦ обеспечивают возможность предоставления потребителю разнообразных информационных услуг и продуктов.

Прежде всего, ВНТИЦ распространяет печатные реферативные издания по 28 тематическим сериям, которые содержат реферативно-библиографические описания отчетов о НИОКР и диссертаций, а также информацию об организациях-исполнителях НИОКР и авторах документов. Такие же издания на английском языке выпускаются по 10 тематическим сериям.

Реферативно-библиографическая информация распространяется также в виде проблемно-ориентированных баз данных и машиночитаемых информационных массивов по заказанной тематике. Базы данных и информационные массивы могут быть предоставлены на компакт-дисках с документами на русском и английском языках.

Потребитель может сам обратиться к базам данных ВНТИЦ в режимах он-лайн и отложенных запросов.

На основе собираемой информации ВНТИЦ выпускает справочники научно-технических организаций России и научных кадров высшей квалификации — ведущих ученых страны. Эти издания также распространяются как в традиционном печатном виде, так и в машиночитаемом варианте.

Наконец, любой желающий может получить во ВНТИЦ ксеро- или микрокопию отчета и диссертации.

Организационно-правовые и методические основы централизованного сбора неопубликованных документов, отражающих результаты научно-технической деятельности в бывшем СССР, сложились в 1968-1973 гг., то есть в период бурного развития государственной системы научно-технической информации.

Принципиальное решение организовать доступ к неопубликованным документам можно назвать революционным, если учесть неколебимость презумпции закрытости информации в нашем обществе того времени.

В основу накапливаемого информационного ресурса был положен отчет о НИР — документ к тому времени вполне традиционный и сложившийся по форме и содержанию. В процессе развития системы в фонд стали поступать диссертации и пояснительные записки к опытно-конструкторским разработкам.

В отличие от опубликования (издания) научных результатов с его устоявшимися канонами, создание и обнародование «серой» литературы, описывающей результаты НИОКР, всецело зависят от практики научно-технической деятельности.

В конечном счете документирование, движение и трансформация результата НИОКР определяются принципами организации и финансирования этих работ, системой оценки и поощрения научно-технического результата, формой хозяйствования и отраслевой принадлежностью субъекта научно-технической деятельности, наличием и силой его горизонтальных и вертикальных связей, принципами и формой взаимоотношений заказчика и организации-исполнителя и т.п.

Иными словами, состояние обсуждаемого информационного ресурса однозначно соответствует общегосударственным принципам организации научно-технической деятельности. В свою очередь, научно-техническая сфера подвержена воздействию внешних социально-экономических факторов и трудно компенсируемых обстоятельств.

Читайте так же:  Требования заполнения формы 15001

Беглый ретроспективный взгляд свидетельствует о том, что масштабы и темпы формирования информационной системы в период 1970-1989 гг. беспрецедентны: среднегодовая регистрация примерно 100 тыс. вновь начинаемых НИОКР, пополнение фондов 120-150 тыс. отчетов о НИР и диссертаций, поступление во ВНТИЦ и выполнение до 300-350 тыс. запросов на копии документов фонда.

Отлаженный механизм административного воздействия на сеть исключительно государственных научно-технических организаций, вовлеченность в формирование восходящего потока как подразделений министерств и ведомств, так и всех уровней ГСНТИ, постоянные проверки состояния госрегистрации НИОКР на местах обеспечивали регистрацию около 80-85% работ, включаемых в планы НИОКР организациями и предприятиями страны. С учетом того обстоятельства, что подавляющее число 15-20% незарегистрированных работ фактически не относилось к научно-технической деятельности, состояние системы можно признать весьма удовлетворительным.

Характерный этап жизни системы начинается в 1988-89 гг., когда на волне демократизации общественной жизни в стране были предприняты попытки введения элементов экономической (хозяйственной) самостоятельности научно-технических организаций. В этот период обретенные или воображаемые права собственности организаций-исполнителей НИОКР на результаты своих работ начинают доминировать над директивными ограничениями в производстве и распространении научно-технической продукции. Таким образом, к 1991 г. эти тенденции и расшатывание государственных институтов приводят к существенному снижению потока информации во ВНТИЦ. Начиная с 1992 г. решающую роль в деградации восходящего потока играют выход научно-технических организаций союзных республик из состава поставщиков информации во ВНТИЦ и, главным образом, нарастающая недееспособность государственной исполнительной власти, в частности, в организации научно-технической деятельности. Суммарный поток информационных документов в 1995 г. снизился до 10% от поступлений еще благополучного 1989 г.

Степень деградации системы централизованного сбора результатов НИОКР подтверждается и значениями одного из важнейших критериев эффективности информационной системы — полноты сбора информации.

Выборочный анализ, проведенный на основе данных Миннауки России о выделении средств госбюджета на НИОКР организациям и предприятиям, а также учетных данных ВНТИЦ за период 1994-1995 гг., показывает, что всего лишь 15-17% субъектов научно-технической деятельности представляют необходимую информацию во ВНТИЦ.

Косвенным признаком неблагополучного состояния системы может быть результат сравнения данных государственного бюджета на 1995 г. с учетными данными ВНТИЦ. Средства, планируемые в бюджете на проведение фундаментальных исследований и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений в науке составляли около 6 трлн. рублей. По данным ВНТИЦ средняя сметная стоимость НИОКР, зарегистрированных в 1995 г. не превышает 50 млн.руб., таким образом потенциальное количество НИОКР, которое могло быть зарегистрировано во ВНТИЦ, составляет не менее 100 тыс. При такой, достаточно условной оценке, полнота государственной регистрации НИОКР, даже выполняемых за счет средств федерального бюджета, не превышает 10%.

Принятие в 1995 г. Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» и ряд организационно-методических мер, предпринятых ВНТИЦ, позволили отметить в 1996 г. символический рост входного потока на 70-80%: вероятно, в 1995 г. деградация системы достигла предела.

Ключевым моментом понимания и решения проблем формирования фонда неопубликованных результатов НИОКР является осознание того, что отчуждение информационного ресурса в целях его обобществления всегда носит принудительный характер. Сегодня ясная и благородная идея обнародования и общественного использования неопубликованного научного наследия закреплена высшим правовым актом страны, раньше она опиралась на малоизящные директивы партии и правительства, но принуждение было и остается основой механизма сбора информации.

Конечно, в работающей системе сбора и распространения информации раньше или позже сработает интерес производителя научно-технической продукции к бесплатному ее рекламированию, но это проблемы другого порядка.

Основная проблема формирования любого информационного фонда в том, что государство лишь декларировало известные тезисы о важности сохранения, наращивания и интенсивного использования информационного ресурса.

В то же время цельной и внятной государственной научно-технической политики, адекватной социально-экономичекой ситуации в стране, не существует, несмотря на принятие Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

Конкретно это означает, что — государство несостоятельно как механизм принуждения,

— научные организации экономически беспомощны,

— законодательная основа в сфере создания интеллектуального продукта ущербна,

— четкие и реальные цели использования государственного информационного ресурса отсутствуют.

Рассматривая информационный ресурс как собрание научных произведений, мы подразумеваем его использование в научно-просветительных и учебных целях, а также в целях мультиплицирования научно-технического результата.

В то же время, система государственной регистрации и учета НИОКР имеет самостоятельное значение независимо от наличия или отсутствия отчета (т.е. подробного и обстоятельного описания результата работы). Такая система (при полноте данных, близкой к 100%), позволяет государственному органу власти (управления), например, Миннауки РФ, достоверно знать кто, где, с какими государственными затратами, в какие сроки и с каким результатом занимается научно-технической деятельностью. Иными словами, Миннауки РФ может владеть объективными характеристиками совокупного научно-технического результата, получаемого за счет средств федерального бюджета, как эффективным инструментом реализации государственной научно-технической политики. Следует подчеркнуть, что с помощью ВНТИЦ можно решать не академические науковедческие проблемы, а насущные практические задачи (определять, насколько эффективно распределяются бюджетные средства на науку путем быстрой независимой экспертизы результата, знать в каких регионах концентрируются или отсутствуют бюджетные деньги на НИОКР, как распределяется тематика НИОКР по территории страны и т.п.).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНТИЦ ДЛЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ НИОКР

Одним из элементов реализации государственной научно-технической политики является финансирование НИОКР за счет и с привлечением средств федерального бюджета. Оптимальное финансирование подразумевает:

— концентрацию средств на ключевых направлениях развития науки и техники (от общегосударственного уровня до конкретных проектов);

— выбор и поддержку наиболее состоятельных субъектов научно-технической деятельности для получения максимальных результатов;

— объективный и жесткий контроль за использованием бюджетных средств, в том числе за их рациональным распределением между субъектами.

Выбор приоритетов, конкурсный отбор, соответствующая экспертиза и контроль связаны с наличием объективной и достоверной информационной базы, содержащей необходимые сведения и характеристики научно-технической деятельности. Принципиальной особенностью такой информации должна быть доступность: «прозрачность» информационной базы обеспечивает возможность независимой экспертизы и гласного общественного обсуждения и контроля.

Таким образом, основой объективного выбора и экспертной оценки в сфере научно-технической деятельности должен быть централизованный массив (фонд) открытой систематизированной информации о проводимых в стране НИОКР, их результатах и исполнителях; информация должна быть авторизована и обнародована. Создавать подобный фонд не нужно: в стране действует ВНТИЦ — уникальное собрание систематизированных сведений о НИОКР и описаний их результатов, а также данных об организациях-исполнителях НИОКР.

Статус ВНТИЦ, масштабы его информационной деятельности и многолетний организационно-технологический опыт сбора и обработки информации позволяют считать, что при минимальных доработках нормативно-правового характера ВНТИЦ может быть использован как инструмент оптимизации бюджетных расходов на НИОКР.

Информация, содержащаяся в фондах ВНТИЦ, позволяет — анализировать и выявлять реальные тенденции научно-технического

развития страны; — определять фактическую результативность отдельных субъектов на

учно-технической деятельности, оценивать совокупный результат НИОКР и его адекватность затратам бюджета;

— оценивать научную состоятельность, дееспособность и информационный ресурс организации, претендующей на государственную поддержку;

— в любой момент получать объективные данные о том, кто, где,

когда и с каким результатом занимался научно-технической деятельностью за счет государственных средств.

Использование фондов ВНТИЦ в вышеперечисленных целях предполагает, что ВНТИЦ владеет полной (близкой к 100%) информацией о результатах научно-технической деятельности в с е х организаций, использующих бюджетные средства и претендующих на них.

Для обеспечения полноты фондов необходимо директивными актами Правительства РФ и соответствующих органов федеральной исполнительной власти

— установить безусловную государственную регистрацию всех открытых НИОКР, выполняемых за счет и с привлечением средств федерального бюджета;

— обязать государственного заказчика, финансирующего НИОКР из средств федерального бюджета:

а) контролировать представление необходимых документов о НИОКР организацией-исполнителем во ВНТИЦ;

б) принимать заявки организаций на бюджетное финансирование при условии подтверждения государственной регистрации результатов НИОКР, полученных в предшествующий период;

— включить обязательным условием в типовой договор (контракт) на выполнение НИОКР (производство научно-технической продукции) государственную регистрацию НИОКР во ВНТИЦ;

— предложить органам федеральной государственной власти, уполномоченным проверять использование бюджетных средств научными (научно-техническими) организациями, привлекать данные ВНТИЦ о государственной регистрации НИОКР этими организациями;

— предоставить право ВНТИЦ получать от органов федеральной государственной власти данные об организациях, использующих бюджетные средства на проведение НИОКР, для осуществления контроля за полнотой и своевременностью государственной регистрации НИОКР.