Договор на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Как оформить отношения по перевозке пассажиров

Добрый день, уважаемые юристы!

Может ли организация, не имеющая автомобилей и водителей, заключать договоры по перевозке пассажиров (оказание услуг такси) с юридическими лицами, если фактически эта организация привлекает к оказанию услуг третьих лиц по договорам перевозки?

В случае невозможности использования такой формы юридических отношений, какие должны быть заключены договоры с Заказчиками (юр. лицами) и с фактическими исполнителями услуг перевозки (третьими лицами)?

Ответы юристов (6)

Добрый день, Наталья.

Прошу уточнить — Вы ведет речь о подключении к агрегаторам Убер/Гетт/Яндекс такси или нет?

Вообще в Вашем случае самый оптимальный — заключение с водителями агентский договоров, по которому Вы будете передавать им заявки, а они их исполнять — тогда Вы не будете налоговым агентом, что очень важно в Вашем случае:

Вопрос: О выполнении ИП функций налогового агента по НДФЛ при перечислении денежных средств по агентскому договору.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323
В связи с обращением по вопросу исполнения индивидуальным предпринимателем обязанностей налогового агента при перечислении физическим лицам денежных средств сообщаем, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим для получения необходимой информации по указанному в обращении вопросу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета).
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
09.11.2015

Уточнение клиента

Речь не идет об агрегаторах. В вопросе 3 лица: ООО (Исполнитель) — ООО (Заказчик) и ИП (Субисполнитель)

02 Июня 2017, 12:51

Уточнение клиента

вопрос по сути такой: Допустимо ли ООО (Исполнителю) заключать договор перевозки, если он сам услугу не выполняет,а привлекает третьих лиц?

02 Июня 2017, 12:54

Есть вопрос к юристу?

В отношении этого вопроса, применимы положения правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2009 года N 112
Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

IV. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
а) номер заказа;
б) дата принятия заказа;
в) дата выполнения заказа;
г) место подачи легкового такси;
д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;
е) планируемое время подачи легкового такси.
105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.
107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.
109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
114. В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
118. В легковом такси должны находится правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.
119. Легковое такси, следующее к месту постоянной стоянки, оборудуется табличкой с надписью «В парк», которая размещается в верхней части лобового стекла. Высота указанной таблички не должна превышать 140 мм.
120. Для проведения проверки выполнения требований по оформлению и оборудованию легковых такси, предусмотренных пунктами 110, 117 и 118 настоящих Правил, фрахтовщик обязан допускать в легковое такси должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление такой проверки.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.
121. Стоянка легковых такси оборудуется информационной табличкой, содержащей следующую информацию:
а) надпись «Стоянка такси»;
б) режим работы стоянки такси;
в) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Статья 426 Гражданского кодекса РФ:

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Статья 787 Гражданского кодекса РФ:

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Читайте так же:  Как правильно оформить купле продажу дома

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ: АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ

В данной статье исследована правовая природа договора перевозки пассажира автомобильным транспортом. Исследованы его характеристики: двусторонность, возмездность, консенсуальность, казуальность. Названы особенности договора перевозки пассажира транспортом общего пользования: он является публичным и выступает как договор присоединения. Сделаны предложения по совершенствованию определения договора перевозки пассажира.

Среди договоров транспортного обслуживания населения, договор перевозки пассажира является центральным. Главенство обуславливается тем, что миллионы пассажиров неоднократно в течение дня вступают в правоотношения с различными перевозчиками (маршрутное такси, автобус, легковое такси). В связи с этим, несомненно, отношения по перевозке людей подлежат правовому опосредованию.

Статья 786 ГК РФ содержит общие требования к договору перевозки пассажира, а не только автомобильным транспортом. Согласно данной норме перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа[1].

Исходя из определения договора усматривается, что предметом договора перевозки пассажира является перемещение физического лица (пассажира) из одного места (пункта отправления) в другое место (пункт назначения). Необходимо учитывать, что пассажир является не объектом перевозки, в отличие от договора перевозки грузов, а субъектом (стороной) договора. Кроме того, перевозка пассажира направлена на удовлетворение его личных, бытовых нужд. Данные обстоятельства позволяют выделять договор перевозки пассажира в отдельный вид договора перевозки[2].

Одной из особенностей отношений по перевозке пассажиров является наличие специального законодательства, регламентирующего перевозки конкретными видами транспорта (например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и др.).

Характеризуя договор перевозки пассажиров, можно выделить такие его черты как двусторонность (взаимность), возмездность, консенсуальность.

Далее необходимо раскрыть эти черты.

Что касается двусторонности договора[3]. Это черта вытекает из наличия прав и обязанностей у обеих сторон договора перевозки пассажира (у перевозчика – перевезти, у пассажира – оплатить).

В отношении возмездности – пассажир обязан оплатить перевозку (как собственную, так и багажа) по установленным перевозчиком с учетом положений транспортных уставов, тарифам. Исключением из этого общего правила являются определенные категории пассажиров, которые пользуются льготами при пользовании услугами транспорта (бесплатный или льготный проезд). И в этом случае, обязанность оплатить перевозку такому пассажиру возлагается на соответствующий бюджет. Например, право бесплатного проезда предоставлено Законом «О государственной социальной помощи» детям-инвалидам в рамках набора социальных услуг.

При наличии такой категории пассажиров, которые пользуются льготами при оплате перевозки, возникает вопрос: а подпадает ли данная перевозка под договор перевозки пассажира?

По данному вопросу существует мнение Х.И. Шварца, который придерживается позиции, что данная перевозка не подпадает под действие договора перевозки пассажира, так как у пассажира отсутствует обязанность оплатить перевозку. Они являются пассажирами, права на перевозку которых, обусловлены не договором перевозки, а административной нормой (льготой, установленной законом)[4].

Полагаем, что с данной позицией согласиться нельзя, так как перевозчик получает плату за перевозку конкретного пассажира, только опосредованно, через соответствующий бюджет.

Особенностью договора перевозки пассажира является его консенсуальный характер (стороны согласовали существенные условия договора до его заключения). Однако некоторые авторы полагают, что у перевозчика обязанности по договору перевозки возникают гораздо раньше, чем в правоотношении по перевозке появится конкретный пассажир. В качестве примера такой обязанности можно привести обязанность перевозчика по соблюдению расписания при движении по конкретному маршруту[5], обязанность соблюдать чистоту в салоне.

Следует отметить, что договор перевозки пассажира является казуальным договором. В гражданско- правовой науке под таким договором понимают договоры, направленные на достижение определенной цели. Применительно к договору перевозки пассажира, у пассажира цель – прибыть в место назначения самому или с грузом, у перевозчика цель – за определенную плату доставить пассажира (и его багаж) в определенное место.

Применительно к договорам перевозки пассажиров общественным транспортом, их можно охарактеризовать также как договоры присоединения. Перевозчик устанавливает размер платы за перевозку одинаковую для всех пассажиров, а пассажир может только присоединиться к стандартным условиям.

Подтверждением заключения договора перевозки пассажира является билет, в котором определены существенные условия договора: пункт отправления, пункт назначения, цена (кроме перевозки транспортом общего пользования). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования подтверждением заключения договора также является билет, но в нем отсутствует пункт отправления и пункт назначения.

На основе рассмотренных выше характеристик, особенностей договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, напрашивается вывод, что правовое регулирование договора перевозки пассажира, содержащееся и в Гражданском кодексе РФ, и в транспортном уставе, уже не соответствует тому уровню развития отношений по перевозке пассажиров, который сложился на сегодняшний день в России. Действия по перевозке пассажиров, то есть объект обязательства, не отвечают критериям качества и безопасности. Конечно, большая часть изменений, касающихся договора перевозки пассажира автомобильным транспортом, должны быть внесены в транспортный устав, тем не менее, они должны коснуться и Гражданского кодекса.

Полагаем, что возможно более точное формулирование договора перевозки пассажира, а именно: «По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется своевременно перевезти пассажира в пункт назначения, а, в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, обеспечив пассажиру необходимое качество проезда, а другая сторона (пассажир или лицо, обеспечивающее перевозку) обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа».

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)//Собрание законодательства РФ от 29 января 1996. — N 5. Ст. 410.

2 Гриднева О.В. Общие положения договора перевозки. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 65-67.

3 Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности. // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.

4 Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. — М.: Юрид. лит., 1966. – С. 174.

5 Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. С. 54.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)//Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

2. Гриднева О.В. Общие положения договора перевозки. В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 65-67.

3. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. 335с.

4. Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности. // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 154-161.

5. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. — М.: Юрид. лит., 1966. 262с.

Понятие и особенности договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Договор о перевозке грузов автомобильным транспортом — это двустороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, е юридическим документом, который регламентирует объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их соблюдению. Инициативу об установлении договорных отношений перевозки грузов автомобильным транспортом может обнаружить и перевозчик, и грузоотправитель (грузополучатель).

Договоры перевозки грузов автомобильным транспортом существенно отличаются от договоров перевозки грузов другими видами транспорта. Во время перевозки в автомобилях сдают груз для транспортировки, обычно в пункте, которым ведает не перевозчик, не на территории автотранспортного предприятия, а которым ведает на территории клиента, т. е. грузоотправителя. Заканчивается транспортный процесс также на территории грузополучателя, а не самого автотранспортного предприятия.

В автотранспортных отношениях одним из субъектов договора всегда является автотранспортное предприятие, организация (грузовой перевозчик), а другим — предприятие, организация или физические лица (граждане), которые пользуются услугами автомобильного транспорта, иные транспортные организации (заказчики); Грузовой перевозчик — субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с законодательством и полученной лицензии предоставляет услугу.

Существенные условия договора:

— наименование и местонахождение сторон;

— наименование и количество груза, его упаковки;

— условия и срок перевозки;

— место и время загрузки и разгрузки;

Условия, установленные автотранспортным законодательством, не является предметом соглашения сторон и не могут не изменяться, ни отменяться сторонами, действуя независимо от согласия сторон. Учитывая это, их обычно не вводят в текст договора. Например, стороны не вправе предусматривать в договоре условия о снижении степени ответственности за нарушение своих обязательств, поскольку их уже установлено Уставом и Правилами.

Отношения между грузоотправителем и автомобильным перевозчиком могут иметь постоянный характер, скажем, когда отправителем груза является предприятие, которое постоянно обслуживается этим автопредприятием или имеет значительный объем перевозок. В этом случае между сторонами будет заключен долгосрочный (согласно уставу) годовой договор перевозки грузов. В таких договорах согласованы условия относительно организации взаимоотношений сторон с целью будущего транспортировки грузов. Поэтому их нередко называют организационными. Когда же возникает необходимость единичных перевозок, или отправитель груза не пользуется услугами транспортной организации, то в этом случае грузоотправитель и перевозчик заключают разовый договор.

Читайте так же:  Кому дают материнский капитал в 2019 году

Однако каждый из этих видов договоров опосредует свою, присущую только ему сферу транспортной деятельности. Долгосрочный (годовой) договор на автомобильные перевозки грузов предназначен для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от долгосрочного, в разовом договоре перевозки конкретного груза оформлено непосредственно сам процесс перемещения груза.

Обязательство, которое возникает как следствие договора перевозки, — это обязательство осуществить перемещение определенных грузов. Согласно этому перевозчик и отправитель груза должны выполнить ряд обязанностей, связанных с транспортировкой.

Обязанности по договору автомобильной перевозки грузов можно сгруппировать так: 1) предоставление отправителю под перевозку надлежащих перевозочных средств (автомобилей, прицепов, тягачей) для транспортировки груза к месту назначения и обеспечение условий нормального осуществления процесса перевозки; 2) своевременное отправление транспортных средств в рейс; 3) своевременное доставления груза в пункт назначения; 4) принятие мер для обеспечения сохранности груза.

Существенные условия договора перевозки пассажира — наименование и местонахождение перевозчика; — вид, маршрут перевозки, стоимость перевозки и время отправления и прибытия в пункт назначения. Услуги пассажирского автомобильного транспорта общего пользования делятся на автобусные, такси и грузопассажирские перевозки пассажиров и багажа.

Рассматривая вопросы регулирования пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, необходимо выделять правила, относящиеся к внутригородских и пригородных перевозок, с одной стороны, и к междугородних перевозок — с другой. Последние, естественно, отличаются большей сложностью.

Договор перевозки пассажира в автомобиле — консенсуальный договор. Он считается заключенным с момента принятия автомобильным перевозчиком заказа на автомобиль или в момент продажи пассажиру проездного билета; это может быть и предварительная продажа в кассе автостанции или автовокзала. Такой договор во всех случаях является платным. Лиц, которые составляют исключение и имеют право на бесплатный проезд в автобусе, нельзя считать участниками договора перевозки. Они — пассажиры, и права на их проезд обусловлены не договором с перевозчиком, а нормами административного права, согласно которым перевозчику необходимо перевозить их бесплатно.

Договор перевозки пассажиров в автомобиле двусторонний: каждая сторона — перевозчик и пассажир — имеют определенные права и обязанности.

Документ на право проезда в автобусе — пассажирский билет установленной формы. В билетах на проезд в автобусах междугородного сообщения указывают станцию отправления и назначения, стоимость проезда, год, месяц и число, время отправления автобуса, номер места, предоставленного пассажиру. В билетах на проезд в автобусах пригородного и городского сообщения указано только стоимость проезда. Каждый пассажир обязан иметь проездной билет, сохранять его до конца поездки и предъявлять контролеру. В отличие от правил, установленных на железнодорожном транспорте, где действует определенный срок годности билета, на автотранспорте билет действителен только на тот автобус и рейс, на который оно выдано.

В пользу пассажиров, пользующихся услугами автотранспорта, и для обеспечения сохранности автотранспортного средства перевозчик имеет право и обязан отказать в продаже билета, а значит, в перевозке лицам, которым проезд в автобусах не разрешен. Другим лицам при наличии мест нельзя отказать в заключении договора пассажирской перевозки. Бесспорно, против воли пассажира, заключившего договор перевозки в такси, другим лицам не может быть разрешен проезд в этом такси, пока не закончился срок действия договора с этим пассажиром. Пассажиру, который правомерно первым занял или имеет на это право, предоставляется преимущество на заключение договора перевозки; лишь с его согласия такси могут использовать другие лица. Лица, которые идут вместе с винаймачем (близкие, родственники, знакомые) и проезд которых он оплачивает, как пассажиры не считаются участниками договора; стороной в договоре является только пассажир, заключивший договор с водителем такси.

Лиц, которые появились после того, кто первым занял или имеет право занять такси, необходимо рассматривать не просто такими, что присоединились к нему как участники договора. Соглашение о совместном использовании такси может быть заключено между пассажирами до или после использования машины. В обоих случаях их надо рассматривать равноправными участниками совместно заключенного договора пассажирской перевозки в такси.

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажиров автотранспортом. Правоотношения между пассажиром, который купил билет в кассе, и автотранспортным предприятием возникают еще до входа пассажира в автобус. Не всегда прекращаются правоотношения между перевозчиком и пассажиром после выхода последнего из автобуса: если с пассажиром во время перевозки случится несчастный случай, связанный с перевозкой, то с момента, когда пассажир вышел из автобуса, правоотношения его с перевозчиком не прекращаются. Следовательно, правоотношения возникают с момента приобретения билета, то есть с момента входа пассажира в автобус, и прекращаются в момент надлежащей доставки пассажира к месту назначения.

Пассажир, приобретая проездной билет на проезд в автобусе междугородного сообщения, имеет право требовать предоставления ему места, указанного в билете, а за билетом в маршрутном такси — предоставление места для сидения. Билеты на проезд в автобусах междугороднего сообщения и в маршрутных такси продают по количеству мест, предназначенных для сидения.

В пользу пассажиров дальнего следования установлено правило о запрете продажи билетов более нормову количество мест, предназначенных для сидения. За нарушение этого правила каждый пассажир, который идет в междугороднем автобусе или в маршрутном такси, имеет право обжаловать представителя автоперевозчика. Билет, проданный сверх нормы, не свидетельствует законно заключенного договора пассажирской перевозки.

Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в автомобиль. Задача бережного и культурного обслуживания пассажира заключается в обеспечении пассажирам необходимых удобств в пунктах ожидания и посадки. Однако особенно важны с гражданско-правовой точки зрения обязанности автотранспортных предприятий относительно правильного устройства пунктов посадки и высадки, регулирования процесса посадки и высадки пассажиров, направляющихся в автобусе и такси. Автотранспортные предприятия обязаны выбрать удобное место для остановки автобуса, учитывая прежде всего безопасность и бесперебойность движения. Продолжительность стоянки автобуса на остановках также должна быть правильно определена. Она зависит от вместимости автобуса, устройства дверей и подножек, времени года, живости пункта остановки и квалификации обслуживающего персонала.

Автоперевозчик обязан перевозить пассажиров согласно купленным билетам в установленный срок. Это означает, что автобус или маршрутное такси должны выйти в рейс четко по расписанию. Перевозчик должен обеспечить не только своевременную отправку по маршруту автобусов дальнего следования, но и четкое соблюдение графиков и расписания работы автобусов в городском, пригородном сообщениях.

До главных обязанности перевозчика входит обеспечение безопасности пассажиров в процессе движения автомобиля. Перевозки людей — самый ответственный вид транспортных работ. Поэтому автомобильные перевозчики обязаны допускать к управлению автомобилями, которые перевозят пассажиров только водителей высокого класса. Перевозчик должен осуществлять такой контроль за работой автомобилей на линии, который гарантировал бы соблюдение правил движения водителями; он не имеет права допускать нахождения водителя за рулем сверх установленного для него рабочий день, в состоянии переутомления.

Одно из существенных условий перевозки — обеспечение пассажиру необходимых удобств в пути. Пассажира автотранспорта, нарушающего установленный порядок и создает неудобства для других пассажиров выводят из транспортного средства. Перевозчик имеет право вывести пассажира-нарушителя, если он: нарушает спокойствие других пассажиров; находится в нетрезвом состоянии; перевозит недозволе-ный багаж; не выполняет другие требования Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Автомобильный перевозчик обязан доставить пассажира в место назначения. Пассажир, проезжая в автобусе, не имеет права требовать высадки в любом месте, поскольку это может повлечь нерациональное использование пассажирского автотранспорта, нарушения расписания и касаться законных интересов других пассажиров. Выход пассажиров по их требованию с такси разрешено только в соответствии с правилами дорожного движения, но после уведомления водителя и полной остановки такси.

Пассажир не только имеет права, но и по договору автомобильного перевозки — и существенные обязанности: оплаты стоимости проезда; соблюдение правил пользования автотранспортом. Выполнение первого долга означает для пассажира, что для заключения договора пассажирской перевозки в автобусе или маршрутном такси необходимо приобрести проездной билет.

Рассчитываются за пользование легковым такси с водителем после окончания поездки. Взимается плата согласно установленному тарифу: за километр пробега, согласно показаниям таксометра, который автоматически начисляет также сбор за посадку. При одновременном проезда в такси нескольких пассажиров предусмотрена оплата с каждого пассажира из расчета общей суммы показателей таксометра, разделенной на количество пассажиров.

В связи с вопросом о выполнении пассажиром автобуса или маршрутного такси обязанности по оплате проезда необходимо рассмотреть юридическое значение проездного билета* Во время автомобильных перевозок на билете фамилия пассажира не отмечают. Это делает проездной билет схожим с документом на предъявителя. Однако билет на проезд в автобусе и в маршрутном такси не во всех случаях можно рассматривать как предъявительский документ. Особенность такого документа заключается в том, что права по ним могут быть переданы одним лицом другому вручением этого документа, а на автомобильном транспорте запрещено передачу билета в пути. Передан билет считают недействительным.

Читайте так же:  Осаго плохо

Итак, проездной билет — с момента посадки в автомобиль — нельзя рассматривать документом на предъявителя. Билет удостоверяет факт внесения пассажиром провозной платы, а также заключения договора перевозки.

За безбилетный проезд в автобусе или маршрутном такси пассажира штрафуют в размере, предусмотренном установленными тарифами. Рассматривая вопрос о последствиях потери билета, необходимо учесть: фамилия пассажира в билете не указано, и если он теряет билет, то не имеет права на его восстановление или на возврат уплаченных за него денег.

Важнейшая обязанность пассажира — соблюдение установленного порядка посадки в автомобиль и высадки из него. Как уже отмечалось, пассажир в автобусе или такси неподобающим поведением может не только создать неудобства для других пассажиров, но и угрозу безопасности передвижения автомобиля. Несоблюдение пассажиром установленного на автотранспорте порядке дает право перевозчику вывести нарушителя из автотранспортного средства.

Пассажир не имеет права провозить в автотранспортных средствах взрывчатые, ядовитые, огнеопасные, едкие и сморідні вещества, а также грузы, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров. Вследствие нарушения этой обязанности пассажира штрафуют и заставляют покинуть автомобиль.

Договор перевозки багажа. С целью обеспечения максимальных удобств пассажирам автотранспорта возникает необходимость соответствующего регулирования перевозки ручного багажа и багажа на автомобильном транспорте.

Мы уже рассматривали вопрос о багаже и ручной багаж. Напомним: багажом называют вещи пассажира, заключенные в небольшие ящики, корзины, мешки, чемоданы, пакеты, а также вещи домашнего обихода, которые по размерам, упаковкой и свойствам могут быть без затруднений размещены в багажном автомобиле и не причинят вреда багажу других пассажиров. Ручной багаж — вещи, которые не доставляют неудобства другим пассажирам (находятся возле пассажиров, небольшие по размерам: сумки, портфели, саквояжи и проч.).

Для провоза мелкого ручного багажа не нужно заключать отдельный договор; за провоз багажа в автобусах, что не вызывает неудобства другим пассажирам, плату не взимают. Право провоза ручного багажа принадлежит пассажиру через заключенный им договор пассажирской перевозки.

Договор перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Предприятия и организации автомобильного транспорта должны осуществлять перевозки пассажиров и багажа в автобусах и легковых автомобилях, обеспечивая безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на автовокзалах (автостанциях), в автобусах и легковых автомобилях, своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.

По договору перевозки пассажира автотранспортная организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

На начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах городских и пригородных автобусных маршрутов для сведения пассажиров вывешиваются указатели интервалов движения автобусов по периодам суток и схемы маршрутов. На остановочных пунктах пригородных маршрутов с интервалами движения более 20 минут вывешиваются расписания прибытия и отправления автобусов по данному остановочному пункту. На автовокзалах (автостанциях) и в автопавильонах междугородных автобусных маршрутов вывешиваются для сведения пассажиров расписания движения автобусов по всем маршрутам, таблицы стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, схемы планировки салонов автобусов различных типов, основные положения Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также объявления о времени начала и времени окончания работы касс.

На проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь билет. В автобусах междугородных маршрутов автотранспортная организация обязана предоставить пассажирам места для сидения.

Пассажир имеет право:

а) приобрести билет на любой автобус и маршрутный таксомотор в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ;

б) провозить вместе с собой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов и в маршрутных таксомоторах одного ребенка в возрасте не свыше 7 лет (на междугородных маршрутах — одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет), если он не занимает отдельного места;

в) провозить с собой бесплатно в автобусах городских, пригородных и междугородных маршрутов, а также маршрутных таксомоторах ручную кладь в размерах, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ;

г) провозить с собой за плату по установленным тарифам багаж в размерах, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ;

д) при опоздании на автобус (маршрутный таксомотор) в течение 3 часов, а вследствие болезни или несчастного случая — в течение 3 суток с момента отправления автобуса (таксомотора), на который был приобретен билет, возобновить проездные документы с доплатой 25 процентов стоимости билета или получить обратно в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ, стоимость проезда за вычетом 25 процентов стоимости билета;

е) при возврате билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса (маршрутного таксомотора) получить полную стоимость проезда за вычетом уплаченного им сбора за предварительную продажу, а при возврате билета позднее этого срока, но до отхода автобуса (таксомотора), получить стоимость проезда за вычетом 15 процентов его стоимости и уплаченного им сбора за предварительную продажу;

ж) при прекращении поездки в междугородном сообщении вследствие болезни или несчастного случая получить стоимость проезда за непроследованное расстояние.

Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления автобуса (маршрутного таксомотора) в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях:

а) опоздания отправления автобуса (таксомотора) против расписания более чем на один час;

б) предоставления пассажиру места в автобусе (таксомоторе) менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет;

в) непредоставления пассажиру указанного в билете места.

При согласии пассажира на проезд в автобусе (маршрутном таксомоторе) более низкого класса ему возвращается разница между оплаченной суммой и платой, причитающейся за проезд.

Если вместо автобуса (маршрутного таксомотора), намеченного расписанием, предоставляется автобус (таксомотор), проезд в котором оплачивается дороже, то пассажиры, которые приобрели билеты до объявления об этом, имеют право проезда по этим билетам без доплаты. С момента объявления о замене типа автобуса (таксомотора) билеты продаются по установленному более высокому тарифу с соответствующим предупреждением пассажиров.

В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция. Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора. Багаж выдается в пункте назначения предъявителю багажной квитанции; за хранение багажа взыскивается сбор.

Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию. Не востребованный пассажиром багаж хранится автотранспортной организацией в пункте назначения. Багаж, не востребованный в течение 30 дней, подлежит продаже в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ. Предъявитель багажной квитанции в течение шестимесячного срока с момента реализации багажа имеет право получить сумму, уплаченную автотранспортной организации за переданный торгующим организациям невостребованный багаж, за вычетом сумм, причитающихся автотранспортной организации.

За утрату и недостачу багажа автотранспортная организация несет ответственность в следующих размерах:

а) багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости;

б) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа. В случаях, когда стоимость багажа установить невозможно, автотранспортная организация несет ответственность в размере, предусмотренном тарифами.

За порчу и повреждение багажа автотранспортная организация выплачивает сумму, на которую понизилась стоимость багажа.

За просрочку в доставке багажа автотранспортная организация уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, считая неполные сутки за полные, но не свыше 50 процентов провозной платы. Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который должен прибыть багаж. Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится автотранспортной организацией при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира.

Забота о целости и сохранности ручной клади, перевозимой пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.

Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа.

Если багаж, за утрату или недостачу которого автотранспортное предприятие или организация выплатили соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачи ему этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 780 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ