Договор между судьями

Договор между судьями

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращены — прощай, помощник?

(Абдрахманова Н. В.) («Юрист», 2012, N 1) Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПРЕКРАЩЕНЫ — ПРОЩАЙ, ПОМОЩНИК?

Н. В. АБДРАХМАНОВА

——————————— Abdrakhmanova N. V. Powers of a judge are terminated — good bye assistant?

Абдрахманова Н. В., аспирантка кафедры государственного и административного права БАГСУ, помощник мирового судьи судебного участка N 2 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан.

Статья посвящена анализу правовых проблем, возникающих при заключении срочных служебных контрактов с помощниками судей. Актуальность статьи обусловлена в том числе тем, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отсутствуют специальные нормы, обеспечивающие социальные гарантии для помощников судей. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: судебная система, государственная гражданская служба, помощник судьи.

The article is devoted to analysis of legal problems arising in conclusion of term official contracts with judge’s assistants. Topicality of the article is conditioned inter alias by the fact that Federal Law «On State Civil Service of the Russian Federation» lacks special norms ensuring social guarantees for judge’s assistants. The conclusions made by the author can be used in law-application practice.

Key words: judicial system, state civil service, judge’s assistant.

В настоящее время все больше возрастают роль и значение суда, куда обращаются граждане за урегулированием спорных ситуаций. В свою очередь, качество работы судебной системы во многом связано не только с уровнем профессиональной подготовки и материального обеспечения судей, но и с тем, насколько эффективно функционирует аппарат суда. В соответствии со статьями 30 и 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, работники аппарата суда являются государственными служащими. ——————————— См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 10). ——————————— См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Реестр состоит из разделов, содержащих перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые классифицированы по государственным органам, категориям, группам и не содержит указания о том, какой вид служебного контракта (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт) должен заключаться с федеральным государственным служащим при замещении им той или иной должности. При классификации должностей гражданской службы по категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов (статья 9 Федерального закона). Должности категории «помощники (советники)» согласно данной статье учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». При более подробном рассмотрении ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были выявлены существенные пробелы и противоречия по вопросам, связанным с заключением срочного служебного контракта с работниками, замещающими должности категории «руководители» и «помощники (советники)». Так, с одной стороны, пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона установлена необходимость заключения срочного служебного контракта для замещения лишь отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». К сожалению, Закон не только не определяет точный перечень руководителей и помощников (советников), с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт, но даже не называет каких-либо правовых условий, характеристик и т. п. для их дифференциации. С другой стороны, пункты 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона не только не снимают данную проблему, но и порождают еще больше вопросов: 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц и руководителей. Вместе с тем с позиции языкового толкования правовых норм разделительный союз «или» в пункте 1 части 2 статьи 9 Закона дает основание предполагать (в противоречии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона), что не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок. Следовательно, остается неразрешенным вопрос и с помощниками (советниками). Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона с ними заключается служебный контракт на определенный срок, «ограниченный сроком полномочий» руководителей. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и служебный контракт «без ограничения полномочий». Предлагаю непосредственно в федеральном законе, а не в подзаконных актах установить исчерпывающий перечень должностей руководителей (соответственно и помощников (советников)), с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение будет соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом». В качестве возможного аналога можно назвать статью 59 ТК РФ: «…срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника… с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности» . ——————————— См.: Ершова Е. Ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы трудящегося, эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок // Управление персоналом. 2006. N 5.

Читайте так же:  Приставы набережные челны отдел 2

Нужно сказать, что положения Закона о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта прошли все судебные инстанции, включая Конституционный Суд Российской Федерации. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу состоит в том, что согласно статье 32 (часть 4) Конституции России граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы России установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в статье 25 закрепил основания заключения срочного служебного контракта. Истечение срока действия срочного служебного контракта является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих; гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода . ——————————— См.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1140-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Однако установленные законодателем нормы о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта представляются нам не совсем справедливыми. Почему помощник ставится в зависимость от срока полномочий судьи? Например, помощник, занимая свою должность и нарабатывая необходимый юридический стаж для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, вынужден уйти со своей должности, в связи с тем что полномочия судьи прекращены. Действительно, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, при заключении срочного служебного контракта помощник судьи заранее знает о прекращении срока его действия по истечении оговоренного временного периода. В свою очередь, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит каких-либо социальных гарантий для данной категории государственных гражданских служащих, в случае если полномочия судьи прекращаются досрочно. Данный вопрос также обойден вниманием Конституционного Суда Российской Федерации. Как поступить в сложившийся ситуации, разъясняется лишь в письме Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 июня 2008 г. N СД-НК/1273, которое адресовано начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах России, где указано, что в случае долговременного отсутствия или досрочного прекращения полномочий судьи председателя суда его помощник по решению представителя нанимателя в установленном порядке может быть назначен к другому судье, при этом допускается наличие двух помощников у одного судьи. Заключение с помощниками судей срочных договоров не ограничивает закрепленные статьей 37 (часть 1) Конституции России свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, поскольку срочный трудовой договор с помощниками может быть заключен лишь по соглашению сторон, т. е. на добровольной основе, а сторонам трудового договора предоставлена свобода выбора вида договора: по взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. Если следовать этой логике, то никакие иные изъятия из общих правил и норм также не могут ограничивать названные конституционные права — ведь в основе любого трудового договора лежит соглашение сторон относительно его условий и самого факта заключения. Но какова на самом деле степень свободы работника при определении условий приема на работу? В сложившейся практике между работником и работодателем заключаются срочные трудовые договоры де-юре «по соглашению сторон», а де-факто — под давлением последнего. Трудовые договоры практически превращаются в сделки «присоединения» (ст. 428 Гражданского кодекса РФ) или «кабальные сделки» (ст. 179 ГК РФ). «Собственное желание» работника на заключение срочного трудового договора, как правило, отсутствует. Работодатель заранее ставит определенные условия, на которые соискатель не может повлиять. Установление длительных трудовых отношений, возможность работать на постоянной основе имеют особую значимость для реализации гражданами права на труд и защиту от безработицы, осуществления ими иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России. Ограничивая применение срочных трудовых договоров, Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве общего правила предусматривает, что такие договоры заключаются в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. На необходимость закрепления гарантий от использования при приеме на работу срочных трудовых договоров, ставящих работников в жесткую зависимость от работодателя, и ограничения применения таких договоров именно подобными случаями обращает внимание в своих документах и Международная организация труда (Рекомендация МОТ 1982 г. N 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя»). Поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, т. е. на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суд общей юрисдикции. Если судом на основе исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок. И хотя работник — помощник судьи вправе впоследствии оспорить в судебном порядке правомерность заключения с ним срочного трудового договора, ссылаясь на то, что он заключал его вынужденно, доказать в суде данный факт очень сложно, тем более что какие-либо критерии оценки применительно к таким случаям не выработаны в судебной практике. Так, в статье А. В. Потеевой, О. В. Прешпективых «О проблемах формирования корпуса помощников судей» , оправдывая заключение с помощниками судей срочного служебного контракта, указывается, что в процессе работы может обнаружиться, например, психологическая несовместимость судьи и помощника. Или помощник не может приспособиться к интенсивному ритму работы судьи, и не потому, что он не хочет работать, а в силу своего более медлительного характера. Или интеллектуальный потенциал, на который возлагались надежды, оказывается ниже, чем требуется для помощника. В таких случаях возможность прекратить трудовой договор в одностороннем порядке, не прибегая к крайним мерам в виде наложения дисциплинарного наказания, отсутствует. ——————————— См.: Потеева А. В., Прешпективых О. В. О проблемах формирования корпуса помощников судей // Закон. 2009. N 9. С. 155 — 162.

С данным высказыванием трудно согласиться, так как данная ситуация есть не что иное, как отсутствие конкурсного порядка отбора кандидатов на должности помощников судей. В настоящее время ситуация осложняется отсутствием сформированной и четкой кадровой политики, основанной на профессиональном подходе к назначению кадров. Данное обстоятельство в будущем негативно отражается на нормальном функционировании суда. Руководитель организации при приеме на работу в аппарат суда в первую очередь должен обеспечить, чтобы эти должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно осуществлять свою деятельность. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно «очищать» этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание государственного служащего . ——————————— См.: Ершов В. В. Во многих субъектах Российской Федерации большинство претендентов на должности судей не могут сдать квалификационный экзамен // Трудовое право. 2008. N 10. С. 9 — 13.

Поэтому руководитель должен изучать не знания выпускника-юриста, а его умение анализировать судебную практику, международное и российское право, вырабатывать самостоятельные предложения в случае коллизий и пробелов в праве. В приказе председателя суда о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Так какой смысл устанавливать требования о заключении срочного служебного контракта, если уже на начальном этапе работы помощником судьи, за время испытания государственного служащего, можно определить потенциал работника, его квалификационные характеристики и способность выдерживать непрерывный ритм работы на должности помощника судьи? На основании статьи 35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при расторжении срочного служебного контракта гражданский служащий должен быть предупрежден об этом в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Истечение установленного срока полномочий гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)», т. е. истечение срока действия служебного контракта с этими категориями гражданских служащих, не всегда влечет за собой увольнение их с гражданской службы, в некоторых случаях гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом. Безусловно, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепление в Конституции России принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду, и предопределяет обязанность государства обеспечивать баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в России как социальном правовом государстве (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 марта 2005 г. N 3-П и др.). Учитывая изложенное, в сложившейся ситуации важно усиление социальных гарантий помощников судей с учетом процессуального статуса помощника судьи в системе правосудия и значимости возложенных на него функций, в связи с чем предлагается закрепить в законодательных актах требования, что с помощниками судей должны заключаться служебные контракты на неопределенный срок. В результате это не повлечет за собой возникновения трудового спора между работодателем и работником (помощником судьи), поскольку интересы последнего будут максимально учтены на этапе заключения договора.

Читайте так же:  Выйти на работу и сохранить пособие по уходу за ребенком

ВККС собрала дела о дисциплинарной ответственности судей

Назначение наказания требует грамотности

ККС Москвы оставила без полномочий судью Нагатинского районного суда Екатерину Зайцеву. Представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности поступило от имени председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. После проверки Мосгорсуда выяснилось, что судья не контролирует работников аппарата и «не проявляет заинтересованности в исполнении профессиональных обязанностей», а порой и вовсе нарушает закон. Зайцева, назначенная мировым судьей в 2011 году, а в 2013 году получившая должность в райсуде, вела административные дела и, как показала проверка, допускала множество нарушений. Так, в 254 делах – жалобах на постановления о привлечении к административной ответственности – процессуальных документов не было вообще, дела, вернувшиеся из апелляции, не рассматривались, а многие материалы не сдавались в канцелярию.

Но самой большой проблемой стало то, что судья необоснованно прекращала дела об административных нарушениях. В одном из споров она никак не объяснила в решении, почему решила прекратить производство. В другом, привлекая водителя за нарушение ПДД, не лишила его прав, что считается наиболее эффективным видом наказания, а назначала штраф. Выбирая наказания за нарушение ПДД, повлекшее причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью, Зайцева не учитывала обстоятельства и назначала минимальный штраф, основываясь на мнении того, кого и привлекали к ответственности. Были в практике судьи случаи неоплаты штрафа, неисполнения судебного акта.

Одним из подобных дел стало разбирательство о наезде на 10-летнего ребенка: водитель отделался штрафом в размере 2500 руб., которые он даже не оплатил, а дело рассмотрели, не известив потерпевших. В итоге постановление было признано незаконным и направлено на новое рассмотрение. Приняв во внимание все нарушения в совокупности, судье досрочно прекратили полномочия, не дав уйти в отставку.

Личные обстоятельства не сохранили отставку

Судья Железнодорожного райсуда Екатеринбурга Галина Хохлова ушла в отставку в 2003 году. Однако в 2017 году в Совет судей Свердловской области поступило обращение из регионального управления Суддепа. В нём говорилось, что судья, сохраняя отставку, продолжает работать юристом в коммерческой организации – что запрещено.

Оказалось, что с 2003 года по 2013 она действительно была юрисконсультом в ряде организаций, а потом – третейским судьей в двух организациях. А значит, отставку судьи надо прекратить, лишив ее льгот отставника. Сама Хохлова считала, что работала правомерно: она якобы не занимала должности, прямо запрещенные законом о статусе судей. А работать пришлось из-за тяжелой жизненной ситуации – болезни ребенка и необходимости заботиться о престарелой матери, оправдывалась она.

Но в ККС решили, что работа Хохловой не совместима с ее отставным статусом. С этим согласились и в ВККС, куда судья обжаловала решение. Там согласились с региональными коллегами и отметили, что субъективные причины не влияют на решение вопроса о прекращении отставки.

Алкоголь вредит судье

Судья Орджоникидзевского райсуда Перми Дмитрий Кашин остался без мантии из-за алкогольной зависимости. Судья был пьян в рабочее время, подтвердилось в ККС – его дела пришлось передать коллеге. На ситуацию пожаловались участники одного из дел, которое должен был рассмотреть Кашин, но не смог этого сделать, а рассмотрение отложилось. Беседы с судьей и вынесенное предупреждение вопрос не решили – ситуация повторялась. В итоге судью лишили полномочий. Сам Кашин настаивал, что был трезв, и предоставил справку из коммерческой клиники. Но в ней была информация о том, что он обратился к врачу из-за высокого давления, а по поводу того, был ли он пьян, ничего не значилось. Оспорить дисциплинарное взыскание в ВККС и Апелляционной коллегии ВС у Кашина не получилось – его досрочно лишили полномочий.

Алкоголь помешал и судье с 16-летним стажем Александру Березикову из Искитимского райсуда Новосибирской области. Судью уличили в том, что он вел машину будучи пьяным. Судья наехал на собаку, напугав ребенка одного из свидетелей произошедшего. Когда на место ДТП приехали сотрудники полиции, они увидели, что судья пьян – об этом недвусмысленно свидетельствовали его шаткая походка, невнятная речь и запах алкоголя. Освидетельствование подтвердило опьянение. Позже Березиков утверждал, что за рулем автомобиля был его брат, а свидетели, которые опознали в нем судью, его оговорили. Однако виновность Березикова подтвердил суд, ККС досрочно прекратила его полномочия, а ВККС поддержала решение коллег.

Предупреждения для судей

Судье Алевтине Украинчик из Ессентукского горсуда вынесли предупреждение за то, что она попыталась отгородить часть ручья, протекающего рядом с ее домом. Судья перегородила ручей забором – причём с разрешения Комиссии по землепользованию Ессентуков, куда она обратилась за соответствующим разрешением. Часть ручья понадобилась, чтобы сделать у дома детскую площадку.

Однако подобные действия, по сути, стали незаконным изъятием из общего пользования федеральной собственности. После обращений граждан в госорганы, забор пришлось убрать, а право собственности на дом и участок судья переоформила на родственников. Сама она утверждала, что жалобы граждан – следствие ее беспристрастности при рассмотрении дел с их участием. Как бы то ни было, но проверка в отношении Украинчик уже началась, и в её работе обнаружились нарушения УПК. В итоге ККС аргументы судьи не убедили – ей вынесли предупреждение за проступок.

Предупреждение получила и Юлия Лебедева, судья АС Ростовской области. Причиной взыскания стали некорректные высказывания в адрес стороны в процессе. Огласив резолютивную часть определения о продлении процедуры конкурсного производства и назначении экспертизы, судья не разъяснила, как перечислять деньги за неё суду. В акте по этому поводу тоже ничего не говорилось. Когда же представитель стороны задал уточняющий вопрос, то получил от судьи нелестные комментарии, касающиеся его компетенции. Позже судья объясняла свое поведение переутомлением, но коллегию это не убедило.

Мировой судья Елена Снижко из Волгоградской области отделалась предупреждением за то, что получала компенсацию от Суддепа за наём жилья, которое, как выяснилось позже, принадлежало ее бабушке. В том, что судья действительно что-то тратила, усомнились в Совете судей. Судья поясняла, что заключать договор с родственниками не запрещено, а деньги она передавала бабушке под расписку. ККС смутило то, что по договору в съемной квартире не должен проживать собственник. Насторожило и то, что судья указывала, что будет проживать в помещении с сыном, но он учился в другом городе. «Очевидно, что она использовала статус для заключения договора, влекущего возникновение финансовых обязательств, со своей близкой родственницей», – заключили в региональной ККС и сочли это поводом для предупреждения.

Таиру Гусову, судье с 16-летним стажем из Советского райсуда Владикавказа, вынесли предупреждение за затягивание рассмотрения дел и изготовления судебных решений. Мировой судья Ольга Колесникова также получила предупреждение после того, как на нее пожаловался один из фигурантов уголовного дела, которым она занималась. Он указал, что судья тянула с направлением дела в апелляцию. Жалоба «ждала» больше трех месяцев – в результате приговор был отменен из-за истечения срока давности. Кроме того, судья, как указал в представлении исполняющий обязанности председателя Оренбургского облсуда Владимир Ушаков, не контролировала ведение делопроизводства. Сама судья оправдывалась тем, что нагрузка была очень велика, а сотрудники аппарата сменялись. Что же касается уголовного дела, то она просто неверно поняла положения процессуального закона – якобы она ждала новых дополнений к апелляционной жалобе и возражений на них. Но, как указали в квалифколлегии, ждать было не нужно: эти документы могли быть направлены и непосредственно в апелляцию.

Просрочка и сожительство как поводы для замечаний

Судья Татьяна Котельникова из Чугуевского райсуда Приморского края получила замечание за то, что после вынесения приговора она вручила осужденному документы, но не передала их гособвинителю. В результате приговор был обращен к исполнению более чем через полгода после вступления в силу. Судья винила во всём секретаря, которая не вовремя изготовила протокол, но в ККС указали, что контролировать аппарат – её работа.

Мировому судье Оксане Плетневой из Усманского судебного района Липецкой области вынесли замечание за рассмотрение дела с участием собственного гражданского мужа и отца её ребенка. В своё оправдание судья сказала, что не взяла самоотвод, поскольку речь шла о приказном производстве и бесспорных требованиях, а брак не был зарегистрирован. Но оба аргумента в ККС признали несостоятельными.

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива

Российская Федерация и Украина, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними;

руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года;

отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для экономического развития России и Украины;

будучи убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины;

исходя из необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины:

договорились о нижеследующем:

Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.

Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами.

Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.

1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

3. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.

Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами Сторон.

Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в соответствии с процедурой, описанной в пункте 1 настоящей Статьи.

Читайте так же:  Развод женщина в декрете

Совершено в г. Керчь 24 декабря 2003 года, в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Почему для судей закон важнее, чем правда

Даже законные решения российских судей часто трудно признать справедливыми — например, аресты участников антикоррупционных выступлений 26 марта. Уместен вопрос: а откуда вообще берутся люди, которые нас судят?

Основной источник кадров для российских судов общей юрисдикции — то есть тех, что имеют дело с гражданами, — аппарат самих судов. Там будущих судей учат слушаться старших, много и прилежно трудиться и правильно все оформлять. В работе судьи ставят законность выше справедливости и любят пословицу «закон суров, но это закон». А в частной жизни они сильно стеснены: когда постоянно задерживаешься на работе, время остается только на семью. Друзья, поездки, споры о религии и политике, большой, интересный мир — это все не про них.

Судьи из аппарата

«Как я стала судьей? Я работала помощником мирового судьи… на своем же судебном участке, на котором сейчас являюсь судьей в течение пяти лет, и когда наша судья пошла на повышение, она меня сподвигла, направила меня на мысль, что я уже созрела для судьи… — описывает свою карьеру молодая судья, назначенная на должность в 2013 году. — Я ничего против не имела… Поехала и сдала с первого раза экзамены, и здесь сразу же освободилась соответствующая должность… Я подала документы и прошла конкурс».

Это типичная история: 30% судей пришли именно таким путем — из аппарата. И это имеет свое объяснение. После реформы судов в начале 2000-х быстро выросло число судейских вакансий. Еще быстрее росло число дел, и судьям требовались надежные помощники — сотрудники аппарата. Между тем зарплаты этих сотрудников очень невелики — на уровне 15 тысяч рублей в месяц. И чтобы удержать работников, их мотивировали возможностью через пять-семь лет занять судейское кресло. Кроме того, такой способ набора снижает издержки на обучение кадров и позволяет брать в судьи более предсказуемых, «проверенных» кандидатов.

Поскольку на работу в аппарат суда идут преимущественно молодые женщины — а именно они оказываются готовыми выполнять рутинную работу за небольшую плату — то 80% судей, набранных из аппарата, составляют женщины. В целом среди судей женщин тоже больше, чем мужчин, но не настолько: 64% против 36%, и по той же причине — в 1990-е женщины охотнее шли на тогдашние мизерные судейские зарплаты. Карьеру в аппарате суда нередко начинают прямо со школьной скамьи, сначала в канцелярии или в должности секретаря судебного заседания, затем дорастают до помощника судьи и при должном терпении становятся судьями. Почти 59% таких судей получили юридическое образование заочно — получать очное им было просто некогда (в целом среди судей доля заочников — 46%).

Профессиональный опыт, полученный в аппарате судебной системы, не плох сам по себе. Он дает возможность основательно узнать работу судебной машины изнутри, научиться на практике вести процесс и справляться с большой нагрузкой. Но он же формирует привычку к субординации и оценке работы по формальным показателям (скорость, точность). Главной задачей в процессе становится качественно разрешить дело «по всем правилам», а не разобраться по существу. Опрос судей показывает, что специфическими чертами профессиональной субкультуры судей, вышедших из аппарата, является ориентация на законность, формализм и эффективность в противовес справедливости и автономии.

Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова прямо говорила в интервью, что набор из аппарата стал основной кадровой стратегией судебной системы: «Мы стараемся сами кадры воспитывать. Первый резерв — это помощники судей и секретари судебного заседания. Они знают работу системы изнутри, видят все ее трудности и к моменту назначения на должность судьи в целом готовы к профессии. Если секретарь начинает свою работу с хорошим судьей, то уже никогда из судебной системы не уйдет».

Судьи из прокуратуры и органов

Следующие по значимости источники судейского корпуса — прокуратура (20,8%) и правоохранительные органы — Следственный комитет, МВД, ФСИН (в сумме — 17,5%). Обе группы представляют «сторону обвинения», а став судьями, обычно специализируются на рассмотрении уголовных дел.

Иллюстрация: Илья Юдин для ТД

Судьи из прокуратуры и «органов» — в основном мужчины, они обычно становятся судьями в более старшем возрасте, чем их коллеги, пришедшие из аппарата, и имеют больший профессиональный опыт. Судьи из прокуроров больше склонны к самостоятельности и готовы противостоять давлению — возможно, потому что исторически прокуратура имела широкие полномочия. Они не возражают против открытости процесса и публикации решений (а вот бывшим сотрудникам органов это не нравится).

Представители других юридических профессий — адвокаты, юрисконсульты, преподаватели права, нотариусы — представлены хуже, на всех на них в сумме приходится меньше трети судей. При этом в отношении адвокатов есть устойчивый негативный стереотип. Вот как описывал это в ходе опроса районный судья: «Дело в том, что за каждым адвокатом есть своя история и свой шлейф. Кто сколько берет, кто сколько заработал, кто сколько под судью берет… И если адвокат, которого знают, скажет: «Я хочу быть судьей», я не уверен… То есть экзамен квалификационный он сдаст, но чтоб квалификационная коллегия пропустила адвоката в судьи…»

Сложившаяся система отбора судей нацелена на поиск компрометирующих сведений, и в таких условиях кандидат с более продолжительным и разнообразным профессиональным опытом проигрывает хорошо проверенному кандидату, проработавшему под пристальным присмотром старших коллег.

Закон выше справедливости

Когда судей спрашивают, в чем они видят свою главную задачу, справедливость они ставят только на третье место — после защиты прав граждан и законности. Такой легализм позволяет судьям не задавать вопросы, которые должны были бы быть заданы при разрешении многих дел. Судьи любят пословицу «закон суров, но это закон». Главными качествами судьи они считают знание буквы закона и обеспечение требований закона в ходе судебного процесса. Впрочем, надо отметить, что судьи, специализирующиеся на уголовных делах, ценность справедливости ставят несколько выше, чем судьи, разрешающие преимущественно гражданские и административные споры.

Судья — человек чрезвычайно загруженный. В среднем он рассматривает в первой инстанции четыре-пять дел в рабочий день, а мировые судьи — и вовсе 11. Более трех четвертей судей говорят, что они часто задерживаются на работе.

Читайте также Почему судьи штампуют чужие решения Когда соцсети в России взрывает очередной несправедливый приговор, возникает вопрос: как мог судья под этим подписаться? И тут надо понимать: сама система подталкивает судью к тому, чтобы оформлять принятые не им решения

Из-за высокой нагрузки у судьи остается мало времени на контакты с внешним миром. Поэтому, согласно опросам, они очень большое значение придают семье: 88,4% судей выбрали вариант, что семья для них «очень важна». Если в этом вопросе средний россиянин с судьей, скорее всего, согласился бы, то по другим пунктам между ними наблюдается большая разница. Друзья, свободное время, религия, политика — все это оказывается куда менее важным для судей, чем для обычных россиян.

Утрируя, можно сказать, что судья превращается в рабочего на конвейере и оказывается отрезанным от внешнего мира. Чем более бюрократизирован и ограничен буквой закона процесс принятия решений, тем больше судьи превращаются в чиновников и тем больше они уважают аппаратную школу. «Почему иногда, может быть, мнение складывается в пользу работника аппарата суда? — рассуждает судья в ходе интервью. — Потому что он уже был в конвейере, он готов. Я завтра его ставлю, и он у меня уже работает в полную силу, а когда приходит со стороны, не всегда бывает готов, глаза большие, и не знает, что делать…»

Чтобы стать судьей, нужно сперва узнать жизнь

В мире есть две основные стратегии назначения судей.

В одних странах, например, в США и Великобритании, судья — венец юридической карьеры. Сперва юрист должен доказать свою честность, знание законов и преданность праву долгой работой в качестве прокурора и адвоката. Долгой — это значит, что репутацию человек нарабатывает не менее 20 лет, а то и больше, и только после этого может стать судьей.

В других странах, например, во Франции и Германии, наоборот, кандидата начинают готовить в судьи с университетской скамьи. Но в ходе этой подготовки будущий судья не только сдает многочисленные и очень сложные экзамены, но и приобретает необходимый ему жизненный и профессиональный опыт в ходе разных стажировок — в судах, в прокуратуре, в адвокатской конторе, в неправительственной правозащитной организации. Только так кандидат может получить представление о разных видах юридической деятельности, а комиссия по назначению — собрать несколько независимых мнений о кандидате. После назначения молодой судья еще два-три года не будет допущен к самостоятельному рассмотрению дел.

Читайте также Как у нас получилось отменить рабство В России принято подозрительно относиться к реформам — как бы хуже не стало. Но бывали в нашей истории времена, когда власть не только понимала необходимость реформ, но даже их проводила

Не такова система в России. Сегодня отбор судей сфокусирован на проверке биографии и поиске компрометирующих данных. В этих условиях шансы получить должность судьи имеют люди с наиболее короткой профессиональной биографией и минимумом связей за пределами семьи.

Тут следовало бы поменять как минимум две вещи.

Во-первых, установить, что кандидат в судьи должен сперва узнать жизнь — скажем, поработать минимум три года в юридической профессии, связанной с судом — прокурором, адвокатом, помощником судьи. И еще минимум три года — в не связанной с судом области, юрисконсультом, например. Наличие разнообразного опыта должно стать обязательным.

Во-вторых, надо создать систему подготовки судей до назначения на должность судьи, а не после, как сейчас. Она должна включать и теоретическую подготовку, и развитие профессиональных навыков с обязательной стажировкой в одном из судов, выбранном путем жеребьевки. В ходе такой подготовки кандидат сможет показать не только свои юридические знания, но и психологические качества, культурный багаж и т. д. Результаты этой подготовки должны учитываться при проведении конкурсного отбора.

Эти две меры позволят России начать постепенное улучшение качества судейского корпуса.

Источники

На «Таких делах» мы пишем о социальных проблемах, чтобы привлечь к ним внимание. Мы верим, что осознание – это первый шаг к решению проблем общества.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Небольшие, но регулярные пожертвования от многих людей позволят нам продолжать работать, оплачивать командировки и гонорары авторов, развивать сайт.

Пожертвовав 100 рублей, вы поддержите «Такие дела». Это займет не больше минуты. Спасибо!

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!