Цен на запчасти по осаго от рса

Выплаты по ОСАГО вырастут: РСА пересмотрел цены на запчасти

Они начнут действовать с 1 декабря.

Стоимость ремонта машин по ОСАГО с 1 декабря 2018 года будет рассчитываться по новым ценникам. Российский союз автостраховщиков (РСА) по решению Верховного суда актуализировал средние цены на автозапчасти в своих базах данных, откуда компании берут информацию для расчета выплат по автогражданке.

По данным РБК, цены на запчасти должны вырасти примерно на 6,5%. Следовательно, автовладельцы могут рассчитывать увеличение выплат при наступлении страхового случая. «Прибавка», по предварительным расчетам, составит в среднем 4,3 тысячи рублей.

На данный момент средняя выплата по полису ОСАГО равна 66 257 рублей, после изменений сумма составит около 70 500 рублей, передает «Уралинформбюро».

Стоит напомнить, с 28 апреля 2017 года в РФ действует закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО: по умолчанию страховщики не выплачивают деньги на ремонт, а ремонтируют машину в аффилированных автосервисах. При этом запчасти должны быть новыми, а мастерская не должна находиться далее 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. Если эти условия не соблюдаются, страховку должны выдать деньгами.

Цены на запчасти для ремонта по ОСАГО поднимут с 1 декабря

Союз автостраховщиков по решению Верховного суда обновил справочники с ценами на запчасти для ремонта по ОСАГО, они в среднем вырастут на 6,5%. Это приведет к росту страховых выплат, но не решит проблему с занижением цен на детали

Стоимость запчастей для ремонта машин по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) с 1 декабря будет рассчитываться по новым справочникам. Составитель справочников — Российский союз автостраховщиков (РСА) — обновил среднюю стоимость запчастей для натурального возмещения по ОСАГО в соответствии с предписанием антимонопольной службы Татарстана, которая еще в 2016 году выявила занижение цен в справочниках. После актуализации справочника цены на запчасти в среднем вырастут на 6,5%.

Об этом говорится в письме, которое РСА направил в управление ФАС по Республике Татарстан (УФАС) в рамках исполнения предписания. Факт направления такого письма и утверждения новых справочников РБК подтвердил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По закону страховщики оплачивают ремонт пострадавшего автомобиля или же возмещают ущерб деньгами застрахованному лицу на основании цен на запчасти из справочников РСА. Союз обновляет их каждые полгода — последний раз они были обновлены в июне. При занижении цен на автозапчасти либо застрахованное лицо получает меньше, чем нанесенный ущерб, либо автосервис недополучает средства от страховой компании.

Согласно вступившим в силу в апреле 2017 года поправкам в закон об ОСАГО, ремонт или «натуральное возмещение» — в приоритете над денежной выплатой. Клиенту предоставляется список автосервисов, при этом станция техобслуживания не должна находиться дальше 50 км от места ДТП или места проживания автовладельца. На ремонт дается не больше месяца. Если одно из условий не выполняется, то ущерб возмещается деньгами.

История вопроса

Существенное влияние на итоговую сумму выплат по ОСАГО оказывают расценки на ремонт автомобилей, установленные в справочниках средней стоимости запасных частей РСА, говорили в татарстанской ФАС. Однако антимонопольщики обнаружили, что цены в справочнике ниже реальных. Кроме того, в справочниках не учитывались цены на запчасти и ремонт автомобилей в некоторых регионах. Например, казанские автостраховщики производили выплаты по ценам Самары. А несоответствие цен составляло от 10 до 40%.

После того как в 2016 году УФАС Республики Татарстан вынесло РСА предписание, союз обжаловал его в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в апелляцию — она отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требования РСА. Кассация поддержала это решение, но Верховный суд встал на сторону татарстанского УФАС и в июле постановил в течение трех месяцев привести справочники РСА в соответствие с рыночными ценами на ремонт и запчасти в конкретном регионе.

Заниженные цены были давней проблемой по большей части для станций техобслуживания, так как по закону именно автосервис несет ответственность за надлежащий ремонт, объясняет ситуацию руководитель комитета по контролю качества страховых продуктов Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Сумма, которую им выплачивают страховщики за ремонт, рассчитывается по справочникам. При этом по закону ремонт должен производиться только новыми запчастями и с гарантией качества. «Справочники писались еще под «старый» порядок возмещения, где платили деньгами с учетом износа, и цены в нем действительно сильно занижены относительно стоимости новых», — отмечает эксперт. Во многих случаях невозможно найти даже неоригинальные запчасти по тем ценам, которые прописывались в справочниках.

При денежном возмещении ремонта на основании цен за запчасти в справочнике ранее страдали и обычные клиенты — они получали выплату, которой им в итоге не хватало на нормальный ремонт, и им приходилось доплачивать за него из собственного кармана, напоминает Крупнов.​

Как изменятся выплаты по ОСАГО?

По предварительным оценкам РСА, совокупный средний рост стоимости запасных частей после введения в действие новых справочников составит 6,5%, а значит, увеличит примерно на столько же среднюю выплату по ОСАГО, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Это не означает роста цен на запчасти для абсолютно всех машин — на какие-то запчасти цены могли не измениться, на какие-то вырасти на 10%, поясняет он. На цены повлияли и изменения курса рубля.

РСА впервые провел исследование по ценам в каждом субъекте России и городах-миллионниках в соответствии с предписанием УФАС Татарстана, говорит Уфимцев, хотя в этом не было особой необходимости — заказывать запчасти можно и через интернет, из Москвы в Хабаровск или Самару. Разница будет лишь в стоимости доставки, отмечает он.

Исследование РСА проводилось с августа по октябрь по 57 маркам транспортных средств. Были собраны 155 млн цен на оригинальные запчасти и 40 млн цен на неоригинальные запчасти. В итоге в новом справочнике РСА содержатся полмиллиарда позиций по 13 экономическим регионам на 40 млн деталей.

За десять месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО оказалась равна 66,257 тыс. руб. — это на 14% меньше, чем годом ранее, следует из статистики РСА. В соответствии с ростом цен на запчасти она может вырасти в среднем на 4,3 тыс. — до 70,5 тыс. руб.

«Росгосстрах» оценивает потенциал роста средней выплаты в 2–2,3%. Сейчас средняя выплата по ОСАГО (если брать и ремонт, и денежные выплаты) в компании составляет около 57 тыс. руб., то есть вырастет она до 58,3 тыс. руб. Глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев считает, что рост цен на запчасти увеличит среднюю выплату по ОСАГО на 4%.

Предыдущие справочники в целом объективно отражали картину цен рынка запасных частей с незначительными недооценками и переоценками по некоторым позициям, считает руководитель Центра урегулирования претензий ВСК Олег Шумилин. Предстоящее повышение является прогнозируемым следствием инфляционных процессов, отмечает он, объясняя рост цен в справочнике влиянием ослабления курса рубля к иностранной валюте, так как большинство запасных частей — зарубежного производства.

Рост съела инфляция и курс

Представители автовладельцев и автосервисов сходятся в одном — новые справочники РСА существенно проблему с заниженными выплатами не решат.

Повышение цены на 6,5% — это издевательство над решением Верховного суда, так как это «повышение» уже съедено инфляцией и изменением курса, считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он предрекает, что автосервисы будут теперь экономить на ремонте. «Если раньше они могли при сломанном внутри бампере и починить его, и покрасить, то теперь будут оплачивать только покраску», — говорит он.

Что касается денежной компенсации, то застрахованные автомобилисты не почувствуют разницы вообще, считает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Основная проблема с компенсациями деньгами сейчас — это так называемая амортизация. Это означает, что выплата делается с учетом износа, а он может доходить до 50%, отмечает он, напоминая, что в ходе текущей реформы ОСАГО ЦБ предложил вообще отменить амортизацию при денежных выплатах. «Это было бы лучшим вариантом», — говорит Шкуматов.

Рост на 6,5% — непонятная и нефактурная цифра, считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Наталья Жильцова. В РСА всегда говорят о средних ценах на сотни тысяч деталей, что не отражает реального роста. По ее словам, заложенный в справочники рост достаточно низкий по сравнению с разницей между ценами в справочниках и реальными ценами на рынке. Более конкретно комментировать повышение она готова после изучения новых справочников.

Существуют актуальные регулярно обновляемые справочники автозапчастей, которыми руководствуются страховщики в отношениях с сервисными центрами по автокаско, предлагает решение Андрей Крупнов из Общества потребителей. Учитывая, что сам по себе ремонт никак не зависит от того, по какому виду застрахован автомобиль (и даже застрахован ли он вообще), логично использовать один и тот же источник информации во всех случаях. «Это снимет вопросы об объективности оценки стоимости ремонта и позволит клиентам получать «натуральное возмещение» надлежащего качества», уверен эксперт.

Читайте так же:  Дачная амнистия 2020

Цены на запчасти по ОСАГО оказались занижены в 3 раза

Реальные цены на оригинальные автозапчасти для некоторых марок машин в Ростове-на-Дону оказались на 300% выше предложенных для расчета возмещения по ОСАГО в справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА), выяснили корреспонденты RostovGazeta.

Именно справочник РСА по закону используется страховыми компаниями и экспертами для расчета стоимости ущерба.

Несовершенство методики расчета сегодня признали не только автодилеры, которые осенью прошлого года отказались от ремонта машин по заниженной стоимости, но и страховые компании, а также регулятор рынка. Выходом из ситуации может стать пересмотр методики после выборов и, как следствие, резкое повышение стоимости ОСАГО.

Как посчитали

Корреспонденты RostovGazeta сравнили цены на популярные запчасти (капот, заднее стекло, бампер, крыло и пр.) в справочнике РСА и известном интернет-магазине. Тенденция такова, что средняя цена на запчасти из справочника РСА совпадала с ценой в интернет-магазине только в тех случаях, когда для данной марки авто отсутствовала неоригинальная деталь. Например, оригинальный капот Kia Rio на конец января обошелся бы в среднем от 16896 до 17734 рублей. Неоригинальная запчасть стоит от 6050 до 7370 рублей. Цена детали в справочнике РСА составляет 7190 рублей.

«Страховщики и РСА дабы найти виновных в убыточности ОСАГО из-за автоюристов и жуликов придумали способ, как с ними бороться. Две уловки привели к тому, что мы сейчас имеем: для жителей ограничили возможность принимать решение — получить возмещение в виде кэша или в виде ремонта (теперь это делается на усмотрение автостраховщиков), и порезали цены на автозапчасти с августа прошлого года в среднем от 10% до 50%. Теперь клиентам выплачивают денежное возмещение, на которое отремонтировать машину невозможно», — рассказал RostovGazeta один из автоюристов, попросив не называть его имени.

Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев пояснил, как​им образом​ появилось расхождение цены в справочнике РСА с рыночной стоимостью автозапчастей. «​Компания, которая проводила мониторинг цен на локальных рынках автозапчастей, проанализировала, в том числе цены на рынках и в магазинах, торгующих контрафактом. Отсюда цена получилась ниже рыночной стоимости, по некоторым позициям разрыв составляет в три раза», — отметил Мосеев.

Подтвердили слова Мосеева и в РСА. Одно из самых существенных предложений по актуализации справочников РСА коснулось статуса первичных источников стоимостной информации. «При формировании справочника средней стоимости запасных частей первичными источниками должны быть данные интернет-магазинов запасных частей, поскольку все большая доля этого рынка уходит от «живых» авторынков и прилавков именно в Интернет», — пояснили в пресс-службе организации.

Другой выход

Кроме того, страховое сообщество сегодня выступает за либерализацию ОСАГО и переход на свободный тариф, когда он жестко не регулируется государством. «В случае перехода на свободный тариф для каждого страхователя он будет индивидуальным, таким образом, страховщик сможет устанавливать справедливую цену для каждого потребителя – для кого-то выше, для кого-то ниже», — рассказали в пресс-службе РСА.

По идее, это исключит ситуацию, когда нормальный автовладелец платит за «плохого» водителя с потенциально высоким риском, который не соблюдает ПДД и попадает в большое количество аварий, и наоборот сделает полис ниже для тех, кто водит аккуратно.

«Суть либерализации тарифов заключается не в увеличении стоимости полиса, напротив, в ее основе – установка справедливого тарифа для каждого автомобилиста. Иными словами, для недобросовестных или неаккуратных автовладельцев, имеющих высокий показатель аварийности, тариф будет увеличен, в то время как для безаварийных водителей он будет снижен», — сказал директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Как пояснил руководитель департамента страховой телематики АО «Группа Т-1» (входит в ГК «Ренова») Андрей Горанов, самым убыточным в ОСАГО для страховых компаний является молодой водитель в возрасте до 20 лет со стажем вождения до 2 лет.

По словам Княгиничева, в первое время после запуска процесса либерализации возможно кратковременное незначительное повышение тарифов, однако в дальнейшем он будет скорректирован. «Страховыми компаниями наработан огромный опыт в установлении тарифов по КАСКО, и мы уверены в том, что сможем применить его в ОСАГО», — заверил он.

В чем подвох?

По словам Горанова, в настоящее время есть два пути развития событий на рынке ОСАГО в России: либо формирование цены на полис ОСАГО полностью отпустят в свободное плавание, либо значительно расширят границы, установленного сегодня стоимостного коридора. «Второй вариант более прагматичный и, по моему мнению, наиболее вероятный», — считает эксперт.

Горанов уверен, что сделать тариф дифференцированным и объективным как для страхователя, так и для страховщика поможет страховая телематика, которая применяется в КАСКО. Принцип действия следующий – в автомобиль устанавливается специальное оборудование, которое позволяет оценивать стиль вождения водителя – насколько резко он ускорился, как затормозил, как повернул или перестроился, превышал ли он скорость и многое другое.

«Страховщики заинтересованы в снижении убыточности. Достичь этого можно с помощью применения телематики. Объективные данные о манере вождения водителей позволяют страховой компании «фильтровать» клиентов по степени вероятности попадания в ДТП и устанавливать справедливый тариф для каждого конкретного водителя», — рассказывает Горанов.

Установка телематического оборудования пока не является обязательной, но ряд экспертов опасается, что в этом случае человек не может рассчитывать на применение в отношении него более низкого тарифа. Мол, раз человек отказывается от установки такого аппарата, значит он боится того, что его будут оценивать, хочет ездить бесконтрольно, нажимать на газ максимально, тормозить, где угодно, и участвовать в дрифте.

Эксперт по ОСАГО, кандидат юридических наук Станислав Герштейн опасается, что в случае полной либерализации тарифов страховые компании могут воспользоваться обязательностью данной услуги и установить запредельные тарифы. Решением, по его мнению, было бы установить предельную цену полиса ОСАГО. «С учетом конкуренции мало игроков захотят устанавливать высокие тарифы и тем самым рынок сам установит приемлемые», — считает эксперт.
Гендиректор ООО «Гладиатор» Андрей Матвеев настаивает на том, что после либерализации тарифов должны быть пересмотрены не только цена полиса, но и коэффициенты, из которых она складывается. «Стоимость ОСАГО, как многим известно, складывается из нескольких параметров. Многие из них как минимум спорны. Мне, например, непонятно, каким образом мощность автомобиля влияет на риск наступления страхового случая», — делится мнением эксперт. По его словам, полностью исключать государственный контроль над ценообразованием на рынке ОСАГО, которое является обязательным, не целесообразно.

Цена ОСАГО взлетит в три раза

Сейчас проект по изменению закона об ОСАГО остается в подвешенном состоянии, заявил Мосеев. «В настоящий момент идет обсуждение, каким образом это будут делать. Цена полиса, естественно, в будущем ​вырастет, но при этом появится возможность ремонтировать авто у официальных дилеров», — подчеркнул глава А​ссоциации. Мосеев рассчитывает на доведение до рыночной стоимости запчастей в справочниках РСА не ранее чем в конце текущего года, и на получение загрузки дилерских центров еще через год, когда завершится планомерная замена полисов ОСАГО.

Чтобы реализация полисов была выгодна страховщикам, его средняя цена должна вырасти до 15-20 тысяч рублей, сказал представитель южного регионального центра «АльфаСтрахование». «Сейчас средняя премия по ОСАГО составляет порядка 6 300 рублей. Соответственно стоимость, возможно, увеличиться примерно в 3 раза», — отметил он.

Однако Герштейн подчеркивает, пока страховые компании пытаются точечно решить проблему выплат увеличением стоимости полиса ОСАГО. «А необходимо ставить цель по снижению аварийности на дорогах, в результате чего меньше денег будет уходить на выплаты по ОСАГО и больше на безопасность дорожного движения», — сказал он. В противном случае постоянного повышения цен на ОСАГО не избежать, подытожил эксперт.

Цены на запчасти по ОСАГО оказались занижены в 3 раза

Реальные цены на оригинальные автозапчасти для некоторых марок машин в Ростове-на-Дону оказались на 300% выше предложенных для расчета возмещения по ОСАГО в справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА), выяснили корреспонденты RostovGazeta.

Именно справочник РСА по закону используется страховыми компаниями и экспертами для расчета стоимости ущерба.

Несовершенство методики расчета сегодня признали не только автодилеры, которые осенью прошлого года отказались от ремонта машин по заниженной стоимости, но и страховые компании, а также регулятор рынка. Выходом из ситуации может стать пересмотр методики после выборов и, как следствие, резкое повышение стоимости ОСАГО.

Как посчитали

Корреспонденты RostovGazeta сравнили цены на популярные запчасти (капот, заднее стекло, бампер, крыло и пр.) в справочнике РСА и известном интернет-магазине. Тенденция такова, что средняя цена на запчасти из справочника РСА совпадала с ценой в интернет-магазине только в тех случаях, когда для данной марки авто отсутствовала неоригинальная деталь. Например, оригинальный капот Kia Rio на конец января обошелся бы в среднем от 16896 до 17734 рублей. Неоригинальная запчасть стоит от 6050 до 7370 рублей. Цена детали в справочнике РСА составляет 7190 рублей.

Читайте так же:  Договор займа юр лица образец

«Страховщики и РСА дабы найти виновных в убыточности ОСАГО из-за автоюристов и жуликов придумали способ, как с ними бороться. Две уловки привели к тому, что мы сейчас имеем: для жителей ограничили возможность принимать решение — получить возмещение в виде кэша или в виде ремонта (теперь это делается на усмотрение автостраховщиков), и порезали цены на автозапчасти с августа прошлого года в среднем от 10% до 50%. Теперь клиентам выплачивают денежное возмещение, на которое отремонтировать машину невозможно», — рассказал RostovGazeta один из автоюристов, попросив не называть его имени.

Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев пояснил, как​им образом​ появилось расхождение цены в справочнике РСА с рыночной стоимостью автозапчастей. «​Компания, которая проводила мониторинг цен на локальных рынках автозапчастей, проанализировала, в том числе цены на рынках и в магазинах, торгующих контрафактом. Отсюда цена получилась ниже рыночной стоимости, по некоторым позициям разрыв составляет в три раза», — отметил Мосеев.

Подтвердили слова Мосеева и в РСА. Одно из самых существенных предложений по актуализации справочников РСА коснулось статуса первичных источников стоимостной информации. «При формировании справочника средней стоимости запасных частей первичными источниками должны быть данные интернет-магазинов запасных частей, поскольку все большая доля этого рынка уходит от «живых» авторынков и прилавков именно в Интернет», — пояснили в пресс-службе организации.

Другой выход

Кроме того, страховое сообщество сегодня выступает за либерализацию ОСАГО и переход на свободный тариф, когда он жестко не регулируется государством. «В случае перехода на свободный тариф для каждого страхователя он будет индивидуальным, таким образом, страховщик сможет устанавливать справедливую цену для каждого потребителя – для кого-то выше, для кого-то ниже», — рассказали в пресс-службе РСА.

По идее, это исключит ситуацию, когда нормальный автовладелец платит за «плохого» водителя с потенциально высоким риском, который не соблюдает ПДД и попадает в большое количество аварий, и наоборот сделает полис ниже для тех, кто водит аккуратно.

«Суть либерализации тарифов заключается не в увеличении стоимости полиса, напротив, в ее основе – установка справедливого тарифа для каждого автомобилиста. Иными словами, для недобросовестных или неаккуратных автовладельцев, имеющих высокий показатель аварийности, тариф будет увеличен, в то время как для безаварийных водителей он будет снижен», — сказал директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Как пояснил руководитель департамента страховой телематики АО «Группа Т-1» (входит в ГК «Ренова») Андрей Горанов, самым убыточным в ОСАГО для страховых компаний является молодой водитель в возрасте до 20 лет со стажем вождения до 2 лет.

По словам Княгиничева, в первое время после запуска процесса либерализации возможно кратковременное незначительное повышение тарифов, однако в дальнейшем он будет скорректирован. «Страховыми компаниями наработан огромный опыт в установлении тарифов по КАСКО, и мы уверены в том, что сможем применить его в ОСАГО», — заверил он.

В чем подвох?

По словам Горанова, в настоящее время есть два пути развития событий на рынке ОСАГО в России: либо формирование цены на полис ОСАГО полностью отпустят в свободное плавание, либо значительно расширят границы, установленного сегодня стоимостного коридора. «Второй вариант более прагматичный и, по моему мнению, наиболее вероятный», — считает эксперт.

Горанов уверен, что сделать тариф дифференцированным и объективным как для страхователя, так и для страховщика поможет страховая телематика, которая применяется в КАСКО. Принцип действия следующий – в автомобиль устанавливается специальное оборудование, которое позволяет оценивать стиль вождения водителя – насколько резко он ускорился, как затормозил, как повернул или перестроился, превышал ли он скорость и многое другое.

«Страховщики заинтересованы в снижении убыточности. Достичь этого можно с помощью применения телематики. Объективные данные о манере вождения водителей позволяют страховой компании «фильтровать» клиентов по степени вероятности попадания в ДТП и устанавливать справедливый тариф для каждого конкретного водителя», — рассказывает Горанов.

Установка телематического оборудования пока не является обязательной, но ряд экспертов опасается, что в этом случае человек не может рассчитывать на применение в отношении него более низкого тарифа. Мол, раз человек отказывается от установки такого аппарата, значит он боится того, что его будут оценивать, хочет ездить бесконтрольно, нажимать на газ максимально, тормозить, где угодно, и участвовать в дрифте.

Эксперт по ОСАГО, кандидат юридических наук Станислав Герштейн опасается, что в случае полной либерализации тарифов страховые компании могут воспользоваться обязательностью данной услуги и установить запредельные тарифы. Решением, по его мнению, было бы установить предельную цену полиса ОСАГО. «С учетом конкуренции мало игроков захотят устанавливать высокие тарифы и тем самым рынок сам установит приемлемые», — считает эксперт.

Гендиректор ООО «Гладиатор» Андрей Матвеев настаивает на том, что после либерализации тарифов должны быть пересмотрены не только цена полиса, но и коэффициенты, из которых она складывается. «Стоимость ОСАГО, как многим известно, складывается из нескольких параметров. Многие из них как минимум спорны. Мне, например, непонятно, каким образом мощность автомобиля влияет на риск наступления страхового случая», — делится мнением эксперт. По его словам, полностью исключать государственный контроль над ценообразованием на рынке ОСАГО, которое является обязательным, не целесообразно.

Цена ОСАГО взлетит в три раза

Сейчас проект по изменению закона об ОСАГО остается в подвешенном состоянии, заявил Мосеев. «В настоящий момент идет обсуждение, каким образом это будут делать. Цена полиса, естественно, в будущем ​вырастет, но при этом появится возможность ремонтировать авто у официальных дилеров», — подчеркнул глава А​ссоциации. Мосеев рассчитывает на доведение до рыночной стоимости запчастей в справочниках РСА не ранее чем в конце текущего года, и на получение загрузки дилерских центров еще через год, когда завершится планомерная замена полисов ОСАГО.

Чтобы реализация полисов была выгодна страховщикам, его средняя цена должна вырасти до 15-20 тысяч рублей, сказал представитель южного регионального центра «АльфаСтрахование». «Сейчас средняя премия по ОСАГО составляет порядка 6 300 рублей. Соответственно стоимость, возможно, увеличиться примерно в 3 раза», — отметил он.

Однако Герштейн подчеркивает, пока страховые компании пытаются точечно решить проблему выплат увеличением стоимости полиса ОСАГО. «А необходимо ставить цель по снижению аварийности на дорогах, в результате чего меньше денег будет уходить на выплаты по ОСАГО и больше на безопасность дорожного движения», — сказал он. В противном случае постоянного повышения цен на ОСАГО не избежать, подытожил эксперт.

Автомобильные новости

РСА скорректирует цены на запчасти по ОСАГО

По решению УФАС Татарстана Российский союз автостраховщиков скорректирует цены на запчасти по ОСАГО.

РСА организовал проведение нового исследования стоимости запасных частей к автомобилям. В ходе исследования будет собрана и проанализирована информация о ценах на запасные части к автомобилям в магазинах, которые фактически продают их в субъектах Российской Федерации.

В работе будут использованы сведения, которые предоставят около тысячи магазинов, продающих запасные части к автомобилям, во всех субъектах Российской Федерации. Данные о магазинах, принявших участие в исследовании, для удобства автовладельцев будут размещены на интернет-сайте РСА после завершения исследования.

Результаты исследования будут использоваться при формировании новых справочников средней стоимости запасных частей, которые должны появиться в декабре 2018 года. Таким образом, в установленный срок — к концу ноября — РСА приведет справочники в соответствие с требованиями предписания УФАС.

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, УФАС РТ выиграло суд против РСА по делу о завышении стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ. Как сообщает ведомство, цены рассчитывались не по методике, и на основании всего двух городов — Самары и Тольятти.

В 2016 году УФАС Татарстана признало справочники, которые используют страховщики при расчетах выплат по ОСАГО, незаконными. В действиях страховщиков антимонопольное ведомство выявило признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Реальные рыночные цены на запчасти были занижены в среднем на 30%, на материалы — на 25%.

Расхождение данных справочника с реальными ценами в Татарстане привело к тому, что некоторые автовладельцы получили страховое возмещение на сумму в 2−3 раза меньше необходимого для восстановления машины. Страховые компании смогли «сэкономить» за счет этого до 1,4 млрд. рублей.

Цен на запчасти по осаго от рса

Стоимость запчастей для ремонта машин по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) с 1 декабря будет рассчитываться по новым справочникам. Составитель справочников — Российский союз автостраховщиков (РСА) — обновил среднюю стоимость запчастей для натурального возмещения по ОСАГО в соответствии с предписанием антимонопольной службы Татарстана, которая еще в 2016 году выявила занижение цен в справочниках. После актуализации справочника цены на запчасти в среднем вырастут на 6,5%.

Об этом говорится в письме, которое РСА направил в управление ФАС по Республике Татарстан (УФАС) в рамках исполнения предписания. Факт направления такого письма и утверждения новых справочников РБК подтвердил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По закону страховщики оплачивают ремонт пострадавшего автомобиля или же возмещают ущерб деньгами застрахованному лицу на основании цен на запчасти из справочников РСА. Союз обновляет их каждые полгода — последний раз они были обновлены в июне. При занижении цен на автозапчасти либо застрахованное лицо получает меньше, чем нанесенный ущерб, либо автосервис недополучает средства от страховой компании.

Читайте так же:  Жукова 11 нотариус

Согласно вступившим в силу в апреле 2017 года поправкам в закон об ОСАГО, ремонт или «натуральное возмещение» — в приоритете над денежной выплатой. Клиенту предоставляется список автосервисов, при этом станция техобслуживания не должна находиться дальше 50 км от места ДТП или места проживания автовладельца. На ремонт дается не больше месяца. Если одно из условий не выполняется, то ущерб возмещается деньгами.

Существенное влияние на итоговую сумму выплат по ОСАГО оказывают расценки на ремонт автомобилей, установленные в справочниках средней стоимости запасных частей РСА, говорили в татарстанской ФАС. Однако антимонопольщики обнаружили, что цены в справочнике ниже реальных. Кроме того, в справочниках не учитывались цены на запчасти и ремонт автомобилей в некоторых регионах. Например, казанские автостраховщики производили выплаты по ценам Самары. А несоответствие цен составляло от 10 до 40%.

После того как в 2016 году УФАС Республики Татарстан вынесло РСА предписание, союз обжаловал его в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в апелляцию — она отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требования РСА. Кассация поддержала это решение, но Верховный суд встал на сторону татарстанского УФАС и в июле постановил в течение трех месяцев привести справочники РСА в соответствие с рыночными ценами на ремонт и запчасти в конкретном регионе.

Заниженные цены были давней проблемой по большей части для станций техобслуживания, так как по закону именно автосервис несет ответственность за надлежащий ремонт, объясняет ситуацию руководитель комитета по контролю качества страховых продуктов Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Сумма, которую им выплачивают страховщики за ремонт, рассчитывается по справочникам. При этом по закону ремонт должен производиться только новыми запчастями и с гарантией качества. «Справочники писались еще под «старый» порядок возмещения, где платили деньгами с учетом износа, и цены в нем действительно сильно занижены относительно стоимости новых», — отмечает эксперт. Во многих случаях невозможно найти даже неоригинальные запчасти по тем ценам, которые прописывались в справочниках.

При денежном возмещении ремонта на основании цен за запчасти в справочнике ранее страдали и обычные клиенты — они получали выплату, которой им в итоге не хватало на нормальный ремонт, и им приходилось доплачивать за него из собственного кармана, напоминает Крупнов.​

Как изменятся выплаты по ОСАГО?

По предварительным оценкам РСА, совокупный средний рост стоимости запасных частей после введения в действие новых справочников составит 6,5%, а значит, увеличит примерно на столько же среднюю выплату по ОСАГО, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Это не означает роста цен на запчасти для абсолютно всех машин — на какие-то запчасти цены могли не измениться, на какие-то вырасти на 10%, поясняет он. На цены повлияли и изменения курса рубля.

РСА впервые провел исследование по ценам в каждом субъекте России и городах-миллионниках в соответствии с предписанием УФАС Татарстана, говорит Уфимцев, хотя в этом не было особой необходимости — заказывать запчасти можно и через интернет, из Москвы в Хабаровск или Самару. Разница будет лишь в стоимости доставки, отмечает он.

Исследование РСА проводилось с августа по октябрь по 57 маркам транспортных средств. Были собраны 155 млн цен на оригинальные запчасти и 40 млн цен на неоригинальные запчасти. В итоге в новом справочнике РСА содержатся полмиллиарда позиций по 13 экономическим регионам на 40 млн деталей.

За десять месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО оказалась равна 66,257 тыс. руб. — это на 14% меньше, чем годом ранее, следует из статистики РСА. В соответствии с ростом цен на запчасти она может вырасти в среднем на 4,3 тыс. — до 70,5 тыс. руб.

«Росгосстрах» оценивает потенциал роста средней выплаты в 2–2,3%. Сейчас средняя выплата по ОСАГО (если брать и ремонт, и денежные выплаты) в компании составляет около 57 тыс. руб., то есть вырастет она до 58,3 тыс. руб. Глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев считает, что рост цен на запчасти увеличит среднюю выплату по ОСАГО на 4%.

Предыдущие справочники в целом объективно отражали картину цен рынка запасных частей с незначительными недооценками и переоценками по некоторым позициям, считает руководитель Центра урегулирования претензий ВСК Олег Шумилин. Предстоящее повышение является прогнозируемым следствием инфляционных процессов, отмечает он, объясняя рост цен в справочнике влиянием ослабления курса рубля к иностранной валюте, так как большинство запасных частей — зарубежного производства.

Рост съела инфляция и курс

Представители автовладельцев и автосервисов сходятся в одном — новые справочники РСА существенно проблему с заниженными выплатами не решат.

Повышение цены на 6,5% — это издевательство над решением Верховного суда, так как это «повышение» уже съедено инфляцией и изменением курса, считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он предрекает, что автосервисы будут теперь экономить на ремонте. «Если раньше они могли при сломанном внутри бампере и починить его, и покрасить, то теперь будут оплачивать только покраску», — говорит он.

Что касается денежной компенсации, то застрахованные автомобилисты не почувствуют разницы вообще, считает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Основная проблема с компенсациями деньгами сейчас — это так называемая амортизация. Это означает, что выплата делается с учетом износа, а он может доходить до 50%, отмечает он, напоминая, что в ходе текущей реформы ОСАГО ЦБ предложил вообще отменить амортизацию при денежных выплатах. «Это было бы лучшим вариантом», — говорит Шкуматов.

Рост на 6,5% — непонятная и нефактурная цифра, считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Наталья Жильцова. В РСА всегда говорят о средних ценах на сотни тысяч деталей, что не отражает реального роста. По ее словам, заложенный в справочники рост достаточно низкий по сравнению с разницей между ценами в справочниках и реальными ценами на рынке. Более конкретно комментировать повышение она готова после изучения новых справочников.

Существуют актуальные регулярно обновляемые справочники автозапчастей, которыми руководствуются страховщики в отношениях с сервисными центрами по автокаско, предлагает решение Андрей Крупнов из Общества потребителей. Учитывая, что сам по себе ремонт никак не зависит от того, по какому виду застрахован автомобиль (и даже застрахован ли он вообще), логично использовать один и тот же источник информации во всех случаях. «Это снимет вопросы об объективности оценки стоимости ремонта и позволит клиентам получать «натуральное возмещение» надлежащего качества», уверен эксперт.

Цены на запчасти для ремонта по ОСАГО вырастут. Но автовладельцам это не поможет

Страховые компании рассчитывают размеры денежных выплат клиентам по ОСАГО на основании единых справочников с ценами на запчасти. Эти документы формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Ему пришлось обновить их по решению Верховного суда. Свежая редакция справочников вступит в силу через несколько дней, 1 декабря 2018 года.

Напомним, сейчас в ОСАГО приоритет отдаётся натуральной форме возмещения ущерба. Однако при ремонте можно использовать только новые запчасти (разрешается использовать неоригинальные). Но в некоторых случаях страховщики по-прежнему рассчитываются с клиентами деньгами: например, если они слишком далеко живут от СТО, машина «в возрасте» и новых подходящих запчастей для неё просто не найти и т.д.

Тогда страховщики просто возмещают ущерб деньгами, для этого они используют единые справочники РСА, где указаны средние ценники деталей. Что важно: здесь износ уже учитывается.

Известно, что в новом справочнике Союза содержится информация по половине миллиарда позиций на 40 млн деталей в 13 экономических регионах страны.

В занижении стоимости автозапчастей страховщиков заподозрила антимонопольная служба республики Татарстан, это было ещё в 2016 году. В результате дело дошло до Верховного суда РФ, который заставил РСА привести все справочники в соответствие с рыночными ценами на ремонт и запчасти в конкретных регионах.

Как сообщает РБК, по предварительным оценкам Союза, в среднем указанные в обновлённых справочниках цены на запасные части будут выше нынешних на 6,5%. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, примерно на столько же вырастет и средняя выплата по ОСАГО.

По итогам первых десяти месяцев 2018 года средняя выплата составила 66,2 тыс. рублей. Это на 14% меньше, чем в прошлом году. В случае, если размер денежного возмещения вырастет на 6,5%, она составит примерно 70,5 тыс. рублей.

Евгений Уфимцев сразу же оговорился, что «средний прирост» не означает, что перепишут все ценники на запчасти (для всех машин). Он пояснил, что на какие-то запчасти цены могут не измениться совсем, а другие подорожали сразу на 10%. Сообщается, что на цены повлияло в том числе изменение курса рубля.

В автосообществе и отрасли увеличение цена на детали на 6,5% восприняли без энтузиазма. Так, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Наталья Жильцова считает, что этот рост слишком низкий по сравнению с разницей между стоимостью автозапчастей на рынке и в справочниках. Издевательством над решением ВС назвал обновлённые справочники глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По мнению лидера движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, обычные автомобилисты вообще не почувствуют разницу из-за амортизации. Он предложил не учитывать износ и в денежных выплатах, а не только при ремонте.