Бюллетень для голосования и требования к нему

2. Требования, предъявляемые к помещению для голосования

2.1. В соответствии с п. 1 ст. 61 Федерального закона №67-ФЗ[I] помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.
————————————————————————————————————————————————————————
[I] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Cт. 2253.

2.2. При подборе помещений для голосования необходимо руководствоваться критериями, позволяющими обеспечить реализацию гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в день голосования, установленных законодательством о выборах и референдумах:

  • создание условий для свободного волеизъявления граждан;
  • обеспечение тайны голосования;
  • реализация членами участковых комиссий с правом решающего голоса избирательных процедур;
  • обеспечение деятельности лиц, имеющих право присутствовать на избирательномучастке в день голосования.

Помещения и оборудование, находящееся в нем, должны соответствовать установленным санитарным правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, быть удобным для избирателей (в том числе для инвалидов-колясочников).

2.3. В соответствии со ст. 61 Федерального закона № 67-ФЗ в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования (заполнения бюллетеней для голосования), оснащенные системой освещения и письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

2.4. Помещениедляголосованиядолжнобытьтакихразмеровиоборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

2.5. В помещении для работы участковой комиссии должно размещаться достаточное количество столов, стульев, телефонные аппараты, информационный стенд.

2.6. В помещениях участковых комиссий обеспечиваются необходимые условия для надежного хранения избирательной документации.

2.7. В целях обеспечения осуществления непрерывной работы участковых комиссий в день голосования на случай чрезвычайных ситуаций органам местного самоуправления рекомендуется определить перечень резервных избирательных участков для голосования.
2.8. Избирательные участки (помещения для голосования) могут быть именными.

Статья 51. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме

Статья 51 . Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме

1. Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме.

2. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, изготовленных в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

3. Форма и текст избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

4. В случае проведения голосования за кандидатов избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. Если данный кандидат баллотируется также и в составе списка кандидатов, то информация об этом помещается в бюллетене.

5. В случае проведения голосования за списки кандидатов в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, также фамилии, имена, отчества кандидатов из списка и символ (символы) избирательных объединений, избирательных блоков.

6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

7. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения, избирательного блока помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом.

8. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, вариантов закона (статьи закона) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты закона (статьи закона) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты закона (статьи закона), то в бюллетене либо воспроизводится его (ее) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.

9. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене, бюллетене для голосования на референдуме.

10. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме типография после выбраковки передает по акту членам избирательной комиссии, комиссии референдума, разместившей в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации заказ на изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, комиссии референдума, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей инициативной группы по проведению референдума уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.

11. Избирательная комиссия, комиссия референдума, получившая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме из типографии, передает их по акту нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, до участковых избирательных комиссий, комиссий референдума включительно.

12. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме несут председатели избирательных комиссий, комиссий референдума, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

13. Передача избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в территориальные (окружные) избирательные комиссии, комиссии референдума осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии, комиссии референдума не позднее чем за 4 дня до дня голосования.

14. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.

Читайте так же:  Расписка о отсутствии претензий за дтп

15. На лицевой стороне избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии, комиссии референдума.

16. В случае выбытия некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата (список кандидатов), вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).

17. В исключительных случаях в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме непосредственно участковой избирательной комиссией, комиссией референдума. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией, комиссией референдума по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией.

Избирательный бюллетень

Содержание бюллетеня [  ]

Содержание бюллетеня определяется окружной комиссией (п/п «г» п. 8 ст. 25) не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] (п. 4 ст. 63).

Кандидаты перечисляются в алфавитном порядке. По каждому кандидату указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • адрес с точностью до населенного пункта;
  • основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий);
  • если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
  • «самовыдвижение» или «выдвинут избирательным объединением (краткое наименование)»;
  • для выдвинутых непосредственно (не в составе списка по пропорциональной системе) указываются краткое наименование политической партии (иного общественного объединения), к которой принадлежит кандидат, и его статус в этой партии — если соответствующую информацию кандидат сообщил в заявлении о согласии на выдвижение;
  • сведения об одновременном участии в этих же выборах по единому округу — для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
  • сведения о судимости кандидата.

При выборах по пропорциональной системе порядок избирательных объединений определяется жеребьевкой, а в бюллетене указываются:

  • краткое наименование избирательного объединения;
  • фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части;
  • эмблема избирательного объединения (в одноцветном исполнении).

При проведении референдума в бюллетене приводится текст вопроса (при проведении референдума по нормативному акту — текст или наименование этого акта).

Справа от каждой позиции размещается пустой квадрат для отметки избирателя. При голосовании по единственной кандидатуре в бюллетене должны быть указаны варианты «За» и «Против», каждый со своим квадратом. При голосовании на референдуме для каждого вопроса также должны быть указаны два варианта «Да»/«Нет» или «За»/«Против».

Бюллетень обязательно должен содержать текст на русском языке. Устанавливаемая региональными законами комиссия (на федеральных выборах — избиркомы субъектов Федерации) может принимать решение о печати бюллетеня на нескольких языках. При этом бюллетени могут также содержать текст на государственном языке республики — субъекта РФ, а в местах компактного проживания иных народов — на языках этих народов. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться несколько вариантов бюллетеня, отличающихся языковым исполнением.

Форма бюллетеня [  ]

В отличие от содержания бюллетеня, которое определяется исключительно окружной комиссией, утверждение формы бюллетеня закон может возлагать на иные комиссии. Решение об утверждении формы бюллетеней должно быть принято не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] .

Текст бюллетеня обязательно располагается полностью на одной стороне листа.

Нумерация бюллетеней не допускается (п. 2 ст. 63).

Бюллетени для КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени [  ]

Если при проведении голосования предполагается использование КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , то к форме бюллетеней предъявляются дополнительные технические требования. В то же время, по сложившейся практике бюллетени, предназначенные для использования на не оснащенных КОИБами участках, изготавливаются без соблюдения этих требований. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться две формы бюллетеней — для участков с КОИБами и для участков без КОИБов.

Электронные бюллетени КЭГ Комплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней [  ]

Защита бюллетеней от подделки [  ]

Законодатель упоминает следующие элементы защиты бюллетеня: водяные знаки; надпись микрошрифтом; защитная сетка; цветной фон; специальный знак (марка). Надпись микрошрифтом, защитную сетку и цветной фон предписано наносить типографским способом (это означает, в частности, что использование цветной бумаги не является предусмотренным законом нанесением цветного фона).

Описывая элементы защиты бюллетеней, законодатель очевидным образом запутался в логических связках, поэтому из текста закона невозможно однозначно понять, какие варианты защиты необходимы одновременно («и»), какие могут использоваться совместно или порознь («и (или)»), а какие могут использоваться исключительно порознь («или», «либо»). Буквальное прочтение позволяет установить, что на федеральных и региональных выборах федеральный закон допускает следующие варианты защиты:

  • бумага с водяными знаками, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой, либо
  • специальный знак (марка).

Иные сочетания элементов защиты формально будут противоречить ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Для местных выборов законодатель, по всей видимости, предусмотрел такие варианты [2] :

  • бумага с цветным фоном, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой

Для выборов муниципальных депутатов в округе с численностью избирателей не более 5000 человек могут использоваться бюллетени, не имеющие элементов защиты.

Печать бюллетеней и их передача из типографии [  ]

Заказ печати бюллетеней в типографии осуществляет комиссия, установленная региональным законом. Заказываемый тираж не может превосходить численность избирателей более чем на 1.5% (

Количество бюллетеней [  ]

Изготавливаемый тираж может превосходить число избирателей не более чем на 1.5% (п. 3 ст. 63).

Количество бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может составлять менее 70% от числа избирателей и не может превосходить число избирателей более чем на 0.5% или, , если число избирателей менее 400, на 2 бюллетеня (п. 13 ст. 63).

Избирательный бюллетень

Содержание бюллетеня [  ]

Содержание бюллетеня определяется окружной комиссией (п/п «г» п. 8 ст. 25) не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] (п. 4 ст. 63).

Кандидаты перечисляются в алфавитном порядке. По каждому кандидату указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • адрес с точностью до населенного пункта;
  • основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий);
  • если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
  • «самовыдвижение» или «выдвинут избирательным объединением (краткое наименование)»;
  • для выдвинутых непосредственно (не в составе списка по пропорциональной системе) указываются краткое наименование политической партии (иного общественного объединения), к которой принадлежит кандидат, и его статус в этой партии — если соответствующую информацию кандидат сообщил в заявлении о согласии на выдвижение;
  • сведения об одновременном участии в этих же выборах по единому округу — для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
  • сведения о судимости кандидата.

При выборах по пропорциональной системе порядок избирательных объединений определяется жеребьевкой, а в бюллетене указываются:

  • краткое наименование избирательного объединения;
  • фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части;
  • эмблема избирательного объединения (в одноцветном исполнении).

При проведении референдума в бюллетене приводится текст вопроса (при проведении референдума по нормативному акту — текст или наименование этого акта).

Справа от каждой позиции размещается пустой квадрат для отметки избирателя. При голосовании по единственной кандидатуре в бюллетене должны быть указаны варианты «За» и «Против», каждый со своим квадратом. При голосовании на референдуме для каждого вопроса также должны быть указаны два варианта «Да»/«Нет» или «За»/«Против».

Бюллетень обязательно должен содержать текст на русском языке. Устанавливаемая региональными законами комиссия (на федеральных выборах — избиркомы субъектов Федерации) может принимать решение о печати бюллетеня на нескольких языках. При этом бюллетени могут также содержать текст на государственном языке республики — субъекта РФ, а в местах компактного проживания иных народов — на языках этих народов. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться несколько вариантов бюллетеня, отличающихся языковым исполнением.

Читайте так же:  Адвокат на апелляцию

Форма бюллетеня [  ]

В отличие от содержания бюллетеня, которое определяется исключительно окружной комиссией, утверждение формы бюллетеня закон может возлагать на иные комиссии. Решение об утверждении формы бюллетеней должно быть принято не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] .

Текст бюллетеня обязательно располагается полностью на одной стороне листа.

Нумерация бюллетеней не допускается (п. 2 ст. 63).

Бюллетени для КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени [  ]

Если при проведении голосования предполагается использование КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , то к форме бюллетеней предъявляются дополнительные технические требования. В то же время, по сложившейся практике бюллетени, предназначенные для использования на не оснащенных КОИБами участках, изготавливаются без соблюдения этих требований. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться две формы бюллетеней — для участков с КОИБами и для участков без КОИБов.

Электронные бюллетени КЭГ Комплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней [  ]

Защита бюллетеней от подделки [  ]

Законодатель упоминает следующие элементы защиты бюллетеня: водяные знаки; надпись микрошрифтом; защитная сетка; цветной фон; специальный знак (марка). Надпись микрошрифтом, защитную сетку и цветной фон предписано наносить типографским способом (это означает, в частности, что использование цветной бумаги не является предусмотренным законом нанесением цветного фона).

Описывая элементы защиты бюллетеней, законодатель очевидным образом запутался в логических связках, поэтому из текста закона невозможно однозначно понять, какие варианты защиты необходимы одновременно («и»), какие могут использоваться совместно или порознь («и (или)»), а какие могут использоваться исключительно порознь («или», «либо»). Буквальное прочтение позволяет установить, что на федеральных и региональных выборах федеральный закон допускает следующие варианты защиты:

  • бумага с водяными знаками, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой, либо
  • специальный знак (марка).

Иные сочетания элементов защиты формально будут противоречить ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

Для местных выборов законодатель, по всей видимости, предусмотрел такие варианты [2] :

  • бумага с цветным фоном, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой

Для выборов муниципальных депутатов в округе с численностью избирателей не более 5000 человек могут использоваться бюллетени, не имеющие элементов защиты.

Печать бюллетеней и их передача из типографии [  ]

Заказ печати бюллетеней в типографии осуществляет комиссия, установленная региональным законом. Заказываемый тираж не может превосходить численность избирателей более чем на 1.5% (

Количество бюллетеней [  ]

Изготавливаемый тираж может превосходить число избирателей не более чем на 1.5% (п. 3 ст. 63).

Количество бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может составлять менее 70% от числа избирателей и не может превосходить число избирателей более чем на 0.5% или, , если число избирателей менее 400, на 2 бюллетеня (п. 13 ст. 63).

Статья 67. Избирательный бюллетень

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ в статью 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 67. Избирательный бюллетень

1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 2 статьи 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этих целях используются конверты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ статья 67 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.1. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

3. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 4 статьи 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ подпункт 1 пункта 4 статьи 67 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) фамилия, имя и отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в избирательном бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;

3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата;

4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

5) если кандидат выдвинут политической партией, слова «выдвинут политической партией» с указанием наименования соответствующей политической партии;

6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слова # : «самовыдвижение»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ подпункт 8 пункта 4 статьи 67 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8) если кандидат в соответствии с пунктом 8 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал на свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению, наименование данной политической партии, данного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении.

5. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.

5.1. В случае, если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 6 статьи 67 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

6. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, поступивших в избирательную комиссию до утверждения его текста.

7. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования.

Читайте так же:  У меня с совестью договор

9. Количество избирательных бюллетеней определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа:

1) для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, — не позднее чем за 20 дней до дня голосования. При этом для обеспечения досрочного голосования избирательные бюллетени изготавливаются по решению избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации в количестве, определенном ими в пределах количества избирательных бюллетеней, определенного для соответствующих субъектов Российской Федерации решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, — по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в определенном ею количестве;

2) для обеспечения голосования в день голосования — не позднее чем за 10 дней до дня голосования по решению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в количестве, определенном решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, за вычетом бюллетеней, ранее изготовленных для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 10 статьи 67 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

10. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку избирательных бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем договору, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, осуществившая закупку избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам этой избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 11 статьи 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, подавших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, на котором зарегистрировано менее 500 избирателей и используются программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней, количество избирательных бюллетеней по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличено. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, осуществившей их закупку, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.

12. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 13 статьи 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

13. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

14. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 15 статьи 67 настоящего Федерального закона внесены изменения

15. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, либо в случае, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи, эти изменения и дополнения по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть внесены в избирательные бюллетени членами территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств.

16. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств.

17. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

18. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем соответствующей избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии.

19. В случае проведения повторного голосования сроки, указанные в настоящей статье, могут быть сокращены по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, но не более чем в три раза.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 67 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20

20. При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 4 — 10 настоящей статьи. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.

См. комментарии к статье 67 настоящего Федерального закона