Актуальность темы гражданство рф

Гражданство Российской Федерации Брянцев, Олег Георгиевич

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Брянцев, Олег Георгиевич. Гражданство Российской Федерации : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Центр государства и права.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/2498-6

Введение к работе

Актуальность темы. Формирование прочных правовых основ и надежных правовых механизмов регулирования отношений гражданства приобретает сегодня а Российской Федерации особую актуальность. Она обусловлена рядом факторов как глобального, так и специфического российского порядка. Во-первых, неуклонно возрастает внимание к правам и свободам человека и их защите со стороны мирового сообщества как приоритетной международной общечеловеческой задаче. В ряду неотъемлемых прав человека стоит его право на гражданство. Оно провозглашено еще Всемирной Декларацией прав человека, одна из статей / ст. 15 / которой гласит: » каждый человек имеет право на «гражданство». Его гарантированность становится одним из определяющих условий прочности и полноты всей совокупности прав человека , провозглашенных конституциями современных государств.

В Российской Федерации также происходят процессы, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей. Они выражены в Декларации прав и свобод человека, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году, и других актах, включая проекты новой Конституции Российской Федерации. Впервые в российской конституционной практике основные права и свободы человека провозглашены естественными, неотъемлемыми и принадлежащими ему от рождения. А это налагает на Российское государство вполне определенные обязанности: не только привести российское законодательство в соответствие с международными пактами о правах и свободах человека и гражданина, но и обеспечить на деле права и свободы российского гражданина, что, к сожалению, пока еще не достигнуто.

Во-вторых, актуальность избранной темы обусловлена спецификой российской действительности, порожденной распадом СССР. В результате, в сфере отношений гражданства Российской Федерации появились новые драматические аспекты,требующие «правового вмешательства», т.е. реального законодательного регулирования. Имеются в виду проблемы беженцев и нацменьшинств / прежде всего русскоязычного населения з бывших союзных республиках /.

z

Ждет своего решения и ряд вопросов гражданства во внутри-российских отношениях, связанных с федеративным устройством государства. В этом ряду один из главных вопросов — соотношение гражданства Российской Федерации и гражданства республик, вопрос сложный и деликатный. На наш взгляд, от его решения зависит, какая из двух тенденций — сепаратистская или интегра-тивная — будет набирать силу.

Состояние научной разработки темы. Научная юридическая литература проблемы гражданства в целом не обходила своим вниманием. Однако монографической разработки данная проблематика не получила, констатацию чего можно найти в самой литературе /Д.Л. Златопольский,Государственное устройство СССР, 1960 г./. В последующие годы заметных изменений не произошло, да и не могло, по-видимому, произойти. В оценке теории гражданства преобладал классовый подход с акцентом на исключительность и превосходство гражданства социалистического типа. Сегодня новое федеративное устройство России требует новых подходов и новых решений в сфере отношений гражданства. Тем не менее, накопленный отечественной наукой теоретический багаж в этой области достаточно значителен и ценен. Его никоим образом нельзя обходить при разработке и концептуальных ориентиров, и конкретных вопросов теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации.

Цель и задачи диссертации. Актуальность и сложность темы, а также состояние ее научной разработки, естественно, оказали влияние на цель, задачи и предмет исследования.

Цель диссертации состоит в рассмотрении некоторых актуальных аспектов теории и практики правового регулирования отношений гражданства Российской Федерации, выявлении особенностей и отличительных черт российского института гражданства и путей его развития.

Сообразно этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

— проанализировать и уточнить понятие гражданства, раскрыть его содержание, сформулировать определение гражданства и его основные признаки;

раскрыть соотношение института гражданства и прав человека, обосновать их органическую взаимосвязь, а право на гражданство как естественное, неотъемлемое право человека;

проанализировать действующее законодательство о гражданстве Российской Федерации, раскрыть содержание и особенности отдельных институтов / субинститутов / российского гражданства, подчеркнуть качественно новый уровень законодательства о гражданстве Российской Федерации по сравнению с исторически предшествующим российским законодательством;

рассмотреть некоторые проблемы правового регулирования отношений гражданства, поставленные в порядок дня, с одной стороны, распадом СССР,и,с другой стороны — новым (конституционно-договорным) характером федеративного устройства Российского государства;

обосновать авторские суждения и выводы , относящиеся к основным теоретическим и практическим проблемам предмета диссертации.

Предмет и метод исследования. Предметом настоящего исследования является гражданство как правовой институт. Основное внимание уделено анализу действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации и практике его реализации.

Диссертантом использованы различные методы исследования избранной темы, главным образом — исторический и логический. Соответственно последовательно прослежены исторические аспекты возникновения и развития российского законодательства о гражданстве, его настоящее и пути дальнейшего развития. Широко использован сравнительный метод, при помощи которого сопоставлены концепции гражданства, положенные в основу настоящего законодательства СССР, РСФСР, некоторых других государств СНГ, а также различных стран мира. Сравнительному анализу подвергнуты выдвигавшиеся варианты проектов новой Конституции Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в разработке широкого круга вопросов, связанных с теорией и практикой гражданства в Российской Федерации,обосновании теоретических выводов и положений по результатам проведенного исследования.

Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток проведения комплексного научного изучения ряда новых актуальных проблем теории и практики правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации и имеет определенное значение для последующего исследования данной проблематики.

На зашиту выносятся следующие положения, раскрывающие авторское понимание института гражданства, значения проблем гражданства для обеспечения прав и свобод российского человека и совершенствования федеративного устройства Российского государства:

характеристика гражданства как общесоциологической категории / отношение гражданства / и как юридической категории / институт гражданства /, его соотношение со смежными понятиями / подданство и и др. /;

теоретическое положение о двух правовых институтах гражданства — государственно-правовом / внутригосударственном/ институте гражданства и международно-правовом институте гражданства, взаимодействующих друг с другом, о динамике их развития и взаимодействия;

сделанные на основе анализа соотношения гражданства и прав человека выводы о первородной природе прав человека по отношению к гражданству, выражающейся в признании за каждым человеком права на гражданство, об уравнении прав человека и прав гражданина, о содержании и месте права на гражданство в системе основных прав человека;

положение о том, что «советское» гражданство и с формальной точки зрения, и по существу сводилось к союзному гражданству, в то время как гражданство союзных и автономных республик оставалось призрачным. По мнению диссертанта, законодательство о гражданстве в СССР в наибольшей мере отражало жесткую централизацию и всевластие союзного «Центра» в сфере государственного устройства;

вывод о двух значениях понятия двойного гражданства:

а) одно присуще государственному (конституционному) праву, оно совпадает с понятием «единое гражданство» и б) другое — между-

народному праву и представляет собой одновременное обладание гражданством двух государств на осноеє соответствующего международного договора. Для внутригосударственных отношений Российской Федерации приемлемо лишь государственно-правовое определение гражданства.

Научную основу исследования составили работы преимущественно отечественных ученых-юристов в области теории и истории государства и права, государственного и международного права применительно к теме диссертации. Существенную помощь оказали в решении проблем, поставленных в диссертации, труды таких ученых, как Н. Б. Витрук, Л. К Галенская, Д. Л. Злато-польский, И. П. Ильинский, Б. М. Клименко, Е. И. Клименко, Е. И. Козлова, Б. С. Крылов, А. И. Лепешкин, Е. А. Лукащева. Г. В. Мальцев , Н. А. Михалева, А. В. Мицкевич, А. П. Мовчан, В. С. Нерсесянц, Е. А. Скрипелев, Б. ЕТопорнин, Г. И. Тункин, Е А. Ушаков, С. В. Чер-ниченко и др. В диссертационной работе использованы высказывания известных русских дореволюционных юристов (Е М. Коркунов , В. А. Уляницкий) и некоторых зарубежных ученых (Л. Оппенгейм) и государственных деятелей.

Наряду с литературными источниками в основу диссертации положен большой нормативный материал. Последний включает в себя российское внутригосударственное законодательство и международно-правовые акты. Известное внимание уделено законодательству прошлых лет дореволюционной России и СССР.

В диссертации использованы некоторые рабочие материалы отдела по вопросам гражданства администрации Президента РФ, предоставленные В. Н. Кузнецовым; автор его сердечно благодарит.

Автор выражает также искреннюю благодарность профессору А. В. Мицкевичу за предоставленную возможность использовать в диссертации подготовленные им и его соавторами сравнительные таблицы и другие материалы по законодательству России и ее ближнего зарубежья о гражданстве. ,

Практическое значение и апробация исследования. Отдельные из сформулированных в диссертации выводов и положений могут быть использованы в последующей научной разработке проблем гражданства, в первую очередь гражданства Российской Федера-

ции. Настоящая диссертация может быть использована в законодательной и иной правотворческой работе в сфере регулирования отношений гражданства в РФ, а также в преподавании государственного (конституционного) права в юридических и иных учебных заведениях. Диссертация в целом и поставленные в ней проблемы обсуждены в Центре государства и права Российской академии управления. Отдельные положения и выводы диссертации отражены в публикациях.

Структура работы. Сообразно предмету, целям и задачам исследования диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа и списка использованных источников и литературы.

Гражданство РФ понятие и принципы

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Глава 1. Понятие гражданства РФ………………………………………….4

Развитие законодательства о гражданстве РФ……………………. 8

Принципы гражданства РФ………………………………………….12

Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

2.1. Порядок приобретения гражданства РФ……………………………20

2.2. Прекращение гражданства РФ………………………………………29

2.3. Порядок изменения гражданства детей…………………………….31

2.4. Порядок решения дел о гражданстве……………………………….34

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Читайте так же:  Повышенная пенсия льготный стаж отпуск по уходу за ребенком

Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность продиктована важными факторами, среди которых:

Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства. 1

В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином – значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству. 2

До вступления на престол Александра I (1777 – 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово подданный происходит от слова «дань», а слово гражданин – от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство – это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Цель настоящей работы – определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

Изучить литературу и нормативно – правовые акты по данной теме

Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;

Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;

В заключении сделать выводы.

Глава 1. Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 3

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующих прав и свобод. Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально – экономических прав и свобод. 4

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это – можно, это – должно, это – нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами. 5

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую – как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

«Гражданство, — указывает он, — отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это – самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является». 6

Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. 7

Актуальность темы гражданство рф

Актуальность. Государство выступает в качестве официального представителя всего общества, а значит, взаимоотношения между государством и гражданином имеют государственно-правовой характер. Главное выражение этих отношений – это институт гражданства. Правовое положение лиц, которые проживают в государстве, будет зависеть в первую очередь, от того, являются ли они гражданами этого государства. Значение гражданства в правовом положении граждан заключается в том, что исключительно граждане данного государства имеют возможность в полной мере реализовывать свои права и свободы как личности и в это же время, исполнять гражданские обязанности. Таким образом, важнейшее условие и предпосылка признания и соблюдения прав и свобод гражданин и определенных обязанностей государства в области защиты и обеспечения данных прав и свобод – это приобретение гражданства данной страны. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь людей с государством, отражающаяся совокупностью взаимных прав, обязанностей и ответственности, основывающаяся на признании и уважении достоинств, главных прав и свобод человека и гражданина. Гражданство связано с наиболее значимыми последствиями для людей: объем их прав, свобод, обязанностей. Проживание граждан Российской Федерации за пределами страны не изменяет его гражданства. Заключение либо расторжение брака гражданин Российской Федерации с лицами, не принадлежащими к гражданству Российской Федерации, также не будет являться изменением гражданства. Если будет изменено гражданство одним из супругов, это не повлечет за собой изменений гражданства другого супруга. Расторжение брака не повлечет изменений гражданства родившихся в данном браке либо усыновленных детей. Актуальность курсовой работы заключается, в том, что провозглашенные в России права человека являются наивысшей ценностью, которые не могут в свою очередь не влиять, на гражданство, а как было сказано ранее, гражданство – это необходимое условие, являющееся обязательным для того, что бы человек получал одни либо другие права и свободы. А кроме этого, вопросы гражданства очень актуальны по причинам тесного взаимодействия Российской Федерации с иными государствами, что выражено в миграции населения в Российскую Федерацию, увеличении количества усыновлений (удочерений) иностранными гражданами, кроме этого высокий процент браков между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами. Все вышесказанное лишь подчеркивает актуальность предложенной для рассмотрения темы. Степень научной разработанности темы исследования. Проведя анализ современной цивилистической литературы, отметим работы отечественных цивилистов: М.В. Баглая, Ю.А. Дмитриева, В.Н. Калинина, В.Е. Чиркина, Е.И. Козлова, С.А. Авакьяна, А.И. Пафнутьева Д.Б. Каткова, Е.А. Лукашева и др. Объект исследования –система общественных отношений, возникающих при гражданско-правовом регулировании гражданства в Российской Федерации. Предмет исследования — приобретение и прекращение российского гражданства. Цель – обосновать особенности российского гражданства. Реализация поставленной цели предусматривала выполнение следующих задач: 1. Осуществить теоретический анализ научных исследований теме курсовой работы. 2. Раскрыть общую характеристику института гражданства. 3. Проанализировать правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, обобщение и систематизация научных данных. Практическая значимость: содержание и результаты данной работы могут использоваться в дальнейших исследованиях, направленных на изучение российского гражданства. Научная новизна исследования состоит в том, что сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена суть приобретения и прекращения российского гражданства. Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач. Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов Структура курсовой работы содержит в себе введение, две главы, объединяющие 5 параграфов, заключение, список использованных источников.

Читайте так же:  Адвокат груздов старый оскол

В начале работы были поставлены задачи, которые необходимо было разрешить в ходе выполнения работы. Задачи состояли в следующем: 1. Осуществить теоретический анализ научных исследований теме курсовой работы. 2. Раскрыть общую характеристику института гражданства. 3. Проанализировать правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. На основании проведенного исследования, автор приходит к следующим выводам. Право на гражданство в России – это основное фундаментальное право, закрепленное в Основном законе РФ и других нормативно-правовых актах РФ, и в международно-правовых документах. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации нашли отражение в разных правовых актах, но самая полная информация представляется в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Таким образом, гражданство, само по себе, — это некая связь — зависимость между определенными физическими лицами и государством, как результат появления, которой две стороны получают права и обязанности. Каждый обладает правом на гражданство – каждый человек на территории Российской Федерации, и не важно, иностранный гражданин он либо вообще лицо без гражданства. Никакое условие не может влиять на права человека проходить установленные по закону процедуры и оформлять принятие гражданства Российской Федерации по установленному законодательному образцу. Далее речь пойдет о запретах изменения (лишения) гражданства любым другим способом, кроме как в суде либо как на добровольных началах. Не допустима выдача граждан Российской Федерации другим странам, кроме ряда случаев. За данным принципом идет еще один принцип – не допускается высылка людей, которые обладают статусом гражданин Российской Федерации за пределы России. В принципы гражданства Российской Федерации включается также принцип равенства, который дословно означает, что любой гражданин страны равен в правах, обязанностях и свободах не смотря на способ, которым осуществлялось принятие гражданства Российской Федерации. В федеральном законодательстве прописывается принцип единства гражданства – то есть, граждане одной из республик, которая находится в составе Российской Федерации, одновременно является и гражданами Российской Федерации. Помимо рассмотренных в работе принципов, выделяют и иные принципы (признаки гражданства Российской Федерации), как например сохранность статуса гражданина Российской Федерации за пределами страны, сохранность гражданства в случаях заключения либо расторжения брака, допущение приобретения двойного гражданства, а кроме этого защита граждан Российской Федерации на территории России и за ее пределами.

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 116-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398. 2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 17. 10. 2003 г. 3. О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ Научная литература 4. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М.,1994.- 456 с. 5. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. – Томск, Томский политехнический университет, 2011. — 144 с. 6. Алексеев И.А. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф УМЦ Профессиональный учебник Юнити-Дана, 2013. – 439с. 7. Анисимов Л.Н. Конституционное право России. (Учебное пособие). – М., Юрист, 2012. — 168с. 8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Норма, 2007. — 784 с. 9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации . – М.: Проспект, 2010. – 657с. 10. Безруков А.В. Конституционное право России: курс лекций. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. 11. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации. — Самара: СамГУ, 2008. — 539 с. 12. Васильева С.В. Конституционное право России. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с. 13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. — М.:РИОР, 2005. — 273 с. 14. Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. – М.:РИОР, 2001.- 456 с. 15. Голубок С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2008. — 161 с. 16. Демичев Д.М. Конституционное право: учебное пособие.- Мн.: Выш.шк., 2004. — 351 с. 17. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.- 256 с. 18. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. — Новосибирск: 2007. — 308 с. 19. Зорькин, В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2010. – 791с. 20. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд., доп. — М.: Норма, 2008. – 188 с. 21. Калинин В.Н., Яшин В.Н. Правовое регулирование приобретение гражданства РФ // Право и политика — №11 — 2000. 22. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев.- М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с. 23. Козлова Е. И. Конституционное право России [ЭР] : учебник для вузов. — М. : Проспект, 2007. Электронная библиотека IT-книга. 24. Конституционное (государственное) право России: Учебник / под ред. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Академцентр: Дашков и К, 2009.- 480 с. 25. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 368 с. 26. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2011. — 167с. 27. Лукашева Е.А. Права человека. М.: НОРМА, 2004 г. – 576 с. 28. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. — Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция». — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332с. 29. Прудников А.С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф МО РФ Юнити-Дана, 2013. – 468с. 30. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. — Р. н/Д: СамГУ, 2007. — 445 с. 31. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации. — М.: МГИУ, 2010. — 260 с. 32. Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник. — М.: Дашков и Ко, 2008. — 576 с. 33. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. Учебник для вузов. – М., Юрайт, 2011. – 315с. 34. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Норма, 2009. – 458 с. 35. Червонюк В.И. Конституционное право России. — М.: Термика, Инфра-М, 2010. — 432 с. 36. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. — М., Юрист, 2008. — 416 с.

Институт гражданства в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Сагов, Чингиз Алиханович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Сагов, Чингиз Алиханович

Глава I Понятие и основания конституционно-правового института гражданства .

§ 1. Понятие конституционно-правового института гражданства.

§ 2. Международно-правовые основы конституционноправового института гражданства в Российской Федерации .

§ 3. Конституционные принципы российского гражданства

Глава П Конституционно-правовое регулирование гражданства в

§1. Конституционные гарантии гражданства в России.

§ 2. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации.

§3. Правовое регулирование прекращения российского гражданства.

§ 4. Государственные органы, обеспечивающие функционирование конституционно-правового института гражданства и их полномочия .

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Институт гражданства в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Правовая взаимосвязь гражданина и государства, составляющая существо гражданства в условиях современного демократического общества, имеет основополагающее значение для государственного строительства, развития гражданского общества, политической системы страны и собственно государства. Конституционно-правовой институт российского гражданства еще только формируется и в силу объективных причин является весьма динамичным. Во многих отношениях это определяется все еще не до конца решенной проблемой распада СССР и образованием на его территории Содружества Независимых Государств, в котором появление новых государственных границ прервало вековые связи народов и привело к резкому росту числа соотечественников за рубежом. Многие из них до сих пор стремятся к российскому гражданству , либо поддерживают устойчивые связи с Российской Федерации. Следствие этого — активная миграция и связанные с ними проблемы, которые с видимым усилием решаются в современной России.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета , для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося на его территории, соблюдения установленных для человека правил поведения, исполнения возложенных государством обязанностей. Обладание гражданством распространяет на гражданина юрисдикцию данного государства, обеспечивает широкие возможности реализации им своих прав, законных интересов, обеспечивает защиту от неправомерных действий других лиц.

Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Границы государств становятся все менее непреодолимыми, государства вступают в союзы, заюпочают международные договоры, предусматривающие создание единого экономического пространства.

По существу правовое состояние гражданства является ключом к реализации всего многообразия прав и обязанностей , которые осуществляет гражданин в силу своих особых онтологических связей с государством. Помимо этого гражданство подразумевает активную включенность гражданина в многочисленные структуры гражданского общества и через них — в функционирование политических институтов и, в конечном счете, — участие в осуществлении государственной власти.

В условиях развитой демократии политическая составляющая гражданства становится не только ярко выраженной и обеспеченной правом, но и оказывает решающее значение на власть. Как принято считать в политологии, гражданское общество и государство представляют собой две стороны единого целого — политического и государственно организованного общества. Гражданство же является именно тем связующим звеном, которое обеспечивает конкретное воплощение этого единства на уровне личности, без которой и вне которой и гражданское общество, и государство теряют свою сущностную определенность и онтологическую взаимосвязь между собой. Именно поэтому гражданство во всем мире рассматривается как одно из основополагающих прав человека, посредством которого любой гражданин становится полноценным членом общества. Отсюда единое для мировой политической практики стремление к сокращению безгражданства , упорядочению и универсализации института гражданства на уровне общепризнанных принципов и норм международного права.

Читайте так же:  Договор на вывоз тбо ип с ип

Совершенствование конституционно-правового института гражданства Российской Федерации является постоянно актуализирующейся и фундаментальной по своему значению проблемой государственного строительства, без системных и научно обоснованных мер, направленных на ее решение, невозможно дальнейшее развитие политических институтов и структур гражданского общества в современной России. В качестве правового института гражданство имеет своими истоками Конституцию Российской Федерации. Именно здесь установлены его основные принципы и основополагающие механизмы реализации в федеральном законодательстве и в деятельности государственных органов, именно в качестве конституционно-правового института гражданство превращается в одну из основ конституционного строя России.

Правовой институт гражданства многоаспектен. Он включает не только и даже не столько собственно нормы Конституции , определяющие конституционные гарантии гражданства, но и соответствующие международно-правовые акты.

Именно целостный анализ гражданства как одного из фундаментальных конституционно-правовых институтов позволяет оценить состояние и увидеть перспективы его развития, послужив устойчивым ориентиром для динамично меняющейся законодательной и правоприменительной практики, а также деятельности органов государственной власти.

Названные обстоятельства определяют актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, в которых формируется и реализуется институт гражданства Российской Федерации.

Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых регулируются отношения гражданства Российской Федерации.

Целью исследования является комплексный анализ института гражданства России, определение путей его совершенствования применительно к условиям модернизации российской политической системы.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

— изучение оснований и содержания понятия гражданства; анализ международно-правовых основ правового института гражданства Российской Федерации; комплексное рассмотрение принципов российского гражданства; анализ конституционных гарантий гражданства в России; — рассмотрение вопросов признания и приобретения гражданства Российской Федерации; анализ процедур и отличительных особенностей прекращения российского гражданства; рассмотрение системы государственных органов, обеспечивающих функционирование института гражданства и их полномочий .

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Анализу института гражданства посвящены достаточно обширные юридические исследования. При написании данной работы использовались труды ученых-правоведов: С.А.Авакьяна, А.С.Автономова, С.Н.Бабурина, М.В.Баглая, И.Н.Барцица, А.А.Белкина, М.М.Богуславского, Н.С.Бондаря, Ю.Р.Боярса, Н.В.Витрука, Л.Д.Воеводина, Л.М.Карапетяна, А.И.Ковлера, Е.И.Колюшина, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукьяновой, В.О.Лучина, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, О.О.Миронова, Е.С.Смирновой, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, С.В.Черниченко, В.С.Шевцова и др. Труды указанных авторов позволили осмыслить и раскрыть специфику и особенности исследуемой темы.

В последние годы было выполнено и защищено несколько диссертаций по конституционному праву, в которых исследовались различные аспекты проблемы гражданства. В их числе следует отметить работы А.Б.Аксенова, A.A. Винокурова , Я.Л. Ванюшина, Д.И. Делева, Л.В. Ивановой, А.Б. Мезенцевой , E.H. Михайловой, О.В. Шиловой, и др.

Между тем, несмотря на обилие научных и политических исследований, посвященных различным аспектам гражданства, утверждать о наличии в современном обществе согласованных и общепризнанных точек зрения на перспективы развития данного института пока не приходится. Скорее, наоборот, обилие концепций, взглядов и подходов приводит к неоднозначности понимания роли гражданства в деле формирования в России демократического правового государства.

Нормативно-правовую основу исследования правового института гражданства Российской Федерации составили нормы международного права, федеральные законы и нормативные правовые акты. В первую очередь, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», основанные на нем нормативные правовые акты, регулирующие процедуры гражданства и полномочия осуществляющих их органов. Для более полного раскрытия проблемы анализировалось законодательство СССР и РСФСР , законодательство о гражданстве ряда зарубежных государств, в том числе входящих в состав СНГ . Особое внимание уделялось международно-правовым актам, на основе которых сформированы и действуют универсальные общепризнанные нормы и принципы, положенные в основу российского правового института гражданства. — Методологической основой исследования является системный подход к анализу различных сторон института гражданства Российской Федерации. В ходе исследования различных аспектов института гражданства использовались такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др. Диагностика современного состояния и перспектив развития института гражданства Российской Федерации предполага-етиспользование различных методов при его оценке и поиске путей разрешения имеющихся противоречий: формально-юридический метод подлежал использованию при разрешении конкретных споров и противоречий, возникающих при правовом регулировании вопросов приобретения гражданства, двойного гражданства, прекращения гражданства. В данном контексте гражданство предстает не в своей статике, а как динамично развивающаяся правовая категория;

— нормативный метод предполагает свое применение при исследовании конституционно-правовых основ регулирования института гражданства, изучении новелл в законодательстве.

В ходе исследования выявлены общие закономерности и особенности становления института гражданства Российской Федерации, в других странах-участницах Содружества Независимых Государств, проанализировать обширный зарубежный опыт. Эта возможность обусловила обращение автора к методам сравнительно-правового анализа.

Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к актуальным проблемам конституционного права Российской Федерации, но и к вопросам теории права и государства, международного, административного и—других отраслей права. Это позволило: во-первых, оценить реальное состояние правового регулирования института гражданства Российской Федерации; во-вторых, соотнести это реальное состояние с должным состоянием; и, в-третьих, выработать юридические процедуры и правовые механизмы его достижения.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем обстоятельством, что в работе институт гражданства проанализирован в единстве его составляющих, включая понятийный аппарат, социально-политические, конституционные и международно-правовые основания, конституционные гарантии и основные процедуры гражданства, исследована система государственных органов и их полномочия, обеспечивающие функционирование института гражданства.

В диссертации анализ гражданства представлен в контексте одного из основных прав человека. В работе раскрыты сущность и содержание права на гражданство, рассмотрены конституционно-правовые гарантии реализации права на гражданство в Российской Федерации, исследован механизм реализации права на гражданство в Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В качестве комплексного правового института гражданство включает совокупность норм конституционного права и реализующих их норм других отраслей, общепризнанных норм и принципов международного права, а также систему органов, обеспечивающих их эффективную реализацию, что вытекает из анализа текста Конституции Российской Федерации.

2. Первостепенное значение принципов российского гражданства определяется тем, что они отражают сущность института гражданства; являются его исходными началами; действуют непосредственно; установлены Конституцией Российской Федерации; выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства; в принципах отражается поведение личности, степень ее свободы ; принципы являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

3. Право на гражданство — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, возникающих в связи с приобретением, изменением и выходом из гражданства. 4. С отменой признания гражданства остается неурегулированным правовое положение граждан СССР, прибывших на территорию Российской Федерации до момента принятия Закона о гражданстве Российской Федерации 1991 г., но до настоящего времени не сумевших добиться признания гражданами . В соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. данные лица имели право приобрести гражданство Российской Федерации в порядке признания, однако на практике довольно часто сталкивались с отказами компетентных органов, поскольку не имели документального подтверждения постоянной регистрации по новому месту проживания на день вступления Закона о гражданстве 1991 г. Лица, которые по тем или иным причинам не получили паспорт гражданина Российской Федерации, фактически оказались лишены гражданства Российской Федерации, хотя согласно действующему Федеральному закону о гражданстве (ч. 4 ст. 4), никто не может быть лишен своего гражданства. В связи с этим в Федеральном законе о гражданстве целесообразно восстановить в качестве основания приобретения гражданства его признание.

5. Приобретение гражданства Российской Федерации лицами, ранее состоявшими в гражданстве СССР, становится невозможным из-за отсутствия у них регистрации по месту жительства в России. В связи с этим предложено уточнить формулировку ст. 14 Федерального закона о гражданстве: заменив в ней слова «зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.» словами «фактически проживавшие в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.». Кроме того, для снятия бюрократических барьеров целесообразно законодательно урегулировать и конкретизировать понятие законного источника средств существования в качестве условия получения гражданства.

6. Обязательным условием приобретения гражданства в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве является подача заявления о выходе из имеющегося у лица гражданства. При отказе в приеме в гражданство России претендующее на него лицо может вообще остаться без гражданства, что противоречит международному принципу сокращения без-гражданства. В этой связи автором внесены предложения по совершенствованию процедуры приема в гражданство. Теоретическая значимость диссертации состоит в комплексном характере анализа всех основных составляющих института гражданства Российской Федерации.

В исследовании в единстве рассмотрены основания российского гражданства и его компоненты, показана их взаимосвязь и взаимозависимость. В этой связи специально рассмотрены социально-политические основы российского гражданства, его взаимосвязь и включенность в международно-правовую систему регулирования гражданства.

Анализ основных процедур гражданства осуществлен с учетом комплексного рассмотрения его оснований и детального анализа принципов российского гражданства.

Материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований проблематики гражданства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе выводы и положения, касающиеся формирования целостного представления о конституционно-правовом институте гражданства и его отдельных составляющих имеют методологическое значение и могут быть использованы в учебном процессе при преподавании конституционного права, использоваться при изучении других отраслей права.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в законотворчестве и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Настоящая диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Основные положения исследования отражены и апробированы в научных публикациях автора. Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе и научной деятельности Российской академии государственной службы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, нормативных правовых актов и документов.