Агентский договор между тсж и собственником

ПРИМЕНЕНИЕ АГЕНТСКИХ ДОГОВОРОВ ТСЖ

ТСЖ применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
Учитываются ли в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН:
— членские взносы на содержание и ремонт общего имущества;
— оплата электроэнергии мест общего пользования;
— оплата отопления;
— членские взносы на оплату вывоза мусора?
При отсутствии агентского договора между теплоснабжающей организацией, ТСЖ и потребителями тепла (членами ТСЖ) суммы платежей за услуги ресурсоснабжающих организаций учитываются в целях УСН в составе доходов ТСЖ.
Правомерно ли считать, что в случае заключения указанного договора в составе доходов ТСЖ в целях УСН будет учитываться только агентское вознаграждение за сбор и перечисление денег?

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс РФ) товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

При этом средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (ст. 151 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Исходя из пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из этого суммы платежей собственников жилья за оказанные услуги по содержанию общего имущества и мест общего пользования (в том числе за электроэнергию и вывоз мусора), а также за оказанные жилищно-коммунальные услуги (в том числе за отопление) являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров по теплоснабжению следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

(Письмо Минфина РФ от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/180)

Агентский договор между тсж и собственником

Уважаемые собственники – Члены ТСЖ и не Члены ТСЖ!

В связи с письмом Минфина РФ http :// www . gkh . ru / regulations /60346/ просим Вас подписать договоры между ТСЖ и собственником. Договоры (во вложении).

В случае не подписания договора, Собственнику будет начислено дополнительно сумма налога — 3%.

Письмо Минфина России от 05.10.2011 № 03-11-06/2/136

…, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает .. членские взносы…, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса. являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

(В ТСЖ «Южная 68» этот размер 3%)

Для того чтобы не включать в доходы при УСН плату жильцов дома за коммунальные услуги, заключите с каждым из жильцов посреднический договор на перечисление коммунальных платежей. Предметом такого договора будет покупка товариществом для жильцов коммунальных услуг у поставщиков этих услуг. За что жильцы выплачивают ТСЖ посредническое вознаграждение. Тогда в доходы товарищества будет включаться лишь вознаграждение. А деньги (в данном случае — коммунальные платежи), поступившие в связи с исполнением посреднического договора, в налоговую базу посредника не входят ( подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ ). О такой возможности для ТСЖ говорит и Минфин в письме от 11.03.2012 № 03-11-06/2/39 .

Так же просим Вас подписать договор о ремонте и содержании общего имущества и предоставлении коммунальных услуг (прилагается).

Одновременно ставим в известность, что решения общего собрания обязательны для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме:

Статья 46 ЖК РФ п. 5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственник помещения имеет право обжаловать решения общего собрания в суде в случае принятия его с нарушением требований Жилищного Кодекса, и если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения, и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Заранее благодарим за понимание.

С уважением, управляющий ТСЖ «Южная 68» Наседкина Т.В.

Агентский договор с ТСЖ

Вопрос-ответ по теме

Может ли УК заключить агентский договор с ТСЖ с теми же функциями что и в договоре управления ? Какой договор можно заключить Управляющей компании с собственниками ж/п (без образования ТСЖ) вместо договора управления домами? Что не следует указывать в договоре? Как уменьшить риски управляющей компании, так как бывают случаи, что ТСЖ или совет собственников жилья приносит протокол общего собрания с голосами (кворум имеется), на какие либо ремонтные работы- УК заключает договор с подрядной организацией, последняя их выполняет? А после члены ТСЖ отказываются платить, так как был подлог документов со стороны председателя ТСЖ (в протоколе не была указанна сумма работ) и члены ТСЖ признают протокол недействительным. А УК при этом остаётся должна подрядной организации. Может ли УК заключить с собственниками ж/п агентский договор, подряда, договор обслуживания или др. с частью функций договора управления и при этом не являться управляющей компанией?

Первое. Статья 161 Жилищного кодекса РФ предлагает только три способа управления многоквартирными домами: непосредственное управление, управление управляющей организацией и управления ТСЖ (ЖСК). Это означает, что собственники не могут выбрать иной способ управления, не указанный в ЖК РФ. В тоже время управляющая организация не может вступить в отношения с собственниками никак иначе, чем посредством указанных способов.

Второе. Пункт 2.2 ст. 161 ЖК РФ предполагает, что ТСЖ может либо самостоятельно оказывать услуги (выполнять работы), связанные с управлением домами, либо заключать договор на управление с управляющей организацией, либо привлекать к осуществлению отдельных функций иных лиц. Это означает, что если управляющая организация и вступает в отношения с собственниками через ТСЖ, то только через заключение договора на управление многоквартирными домами. Управлять домом иначе управляющая организация не может. При этом она может осуществлять отдельные функции в рамках исполнения ТСЖ обязанностей по управлению многоквартирными домами.

Остались вопросы по жилищным правоотношениям? Ответ найдется в Системе Юрист

Третье. В судебной практике была сформулирована позиция, получившая закрепление, согласно которой договор управления многоквартирными домами является самостоятельным особым видом договора со специальным режимом правового регулирования (Постановление 12 ААС от 14.05.2012 г. № 12АП-4188/11). Это означает, что договор управления регулируется нормами ст. 162 ЖК РФ. Применить к нему нормы гражданского законодательства можно только по аналогии, в том случае если нормативного регулирования, которое содержится в ЖК РФ, недостаточно.

Таким образом, если управляющая организация имеет намерение осуществлять управление многоквартирными домами, то она обязана заключить договор управления с ТСЖ. Подменять договор управления агентским или любым другим договором в данном случае нельзя. Однако управляющая организация может выполнять отдельные работы (в рамках договора подряда) или оказывать услуг (в рамках возмездного оказания услуг). При этом договоры будут заключаться с ТСЖ, которое будет выступать как контрагент и нести ответственность по договору. Что касается правомочности самого ТСЖ, то можно рекомендовать обращаться в региональный орган жилищного контроля, который обязан иметь информацию об организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ)«.

Дополнительно разъясняем, что установленный законодательством порядок управления многоквартирными домами неоднократно подвергался справедливой критики в специальной литературе. Среди прочего указывалось и на запутанность правоотношений, которые возникают по поводу управления общим имуществом. Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, государство продолжает реализацию реформы ЖКХ, одной из составляющих которой является как раз выбора одного из трех способов управления. Это связано с тем, что сложность самого процесса управления общим имуществом, а также исторически сложившиеся отношения в данной отрасли, требуют формализации отношений, определения специальных субъектов, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию общего имущества. По этой причине заключение договоров между управляющей организацией и собственниками, в ситуации, когда способом управления избрано ТСЖ, законом не предусматривается. Если бы это было возможно, то отпала бы необходимость в самом ТСЖ, которое собственники избирают как раз для управления домом.

Читайте так же:  Жалоба на сайт знакомств

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах*.»

Смоленский УФАС: агентский договор без решения ОСС незаконен

Управляющая организация заключила агентский договор с другой организацией, по условиям которого Агент выставляет собственникам помещений квитанции к оплате и получает денежные средства себе на счет (платежный агент).

Однако, как установило Смоленское УФАС, пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая осуществляет управление данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2015 года

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/02-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: . рассмотрев дело № 04-01/02-2015 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (216400, Смоленская область, г. Десногорск, 3 микрорайон, пристройка к дому 1б) (далее – МУП «ККП» или Предприятие) и акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, строение 4) (далее – АО «АтомЭнергоСбыт» или Общество) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее – Смоленское УФАС России) поступило заявление , проживающей в (далее – Заявитель), касающееся требования МУП «ККП» о перечислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на расчётный счёт АО «АтомЭнергоСбыт».

Из заявления и приложенных к нему документов, а также представленных Предприятием и Обществом по запросам Смоленского УФАС России материалов следует, что Предприятие является управляющей организацией по отношению к дому 11 2-го мкр-на г. Десногорска Смоленской обл. (далее – МКД №11). Между Предприятием и собственниками (нанимателями) помещений данного многоквартирного дома заключены типовые договоры управления многоквартирным домом (далее – Договор управления МКД).

Согласно Договору управления МКД Предприятие обязано предоставлять пользователям помещений многоквартирного дома жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ), вести расчёты с собственниками данных помещений за ЖКУ и принимать оплату за такие услуги.

МУП «ККП» заключило с АО «АтомЭнергоСбыт» агентский договор от 01.06.2014 №24-100/07ад (далее – Агентский договор) , согласно которому Агент (АО «АтомЭнергоСбыт») от имени и за счёт Принципала (Предприятие) осуществляет расчёты путём выставления платёжных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Принципала (согласно Приложению № 3 к Агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов. Сбор денежных средств осуществляется на специальный банковский счёт Агента (пункт 1.2 Агентского договора).

С июня 2014 года Общество начало выставлять собственникам (нанимателям) помещений МКД № 11 платёжные документы на оплату коммунальной услуги по электроснабжению помещений указанного многоквартирного дома с указанием в них получателем платежа АО «АтомЭнергоСбыт».

Заявитель считает, что данная схема расчётов, без согласия на то общего собрания собственников помещений МКД № 11, противоречит условиям заключённого между собственниками и Предприятием Договора управления МКД, а выставление собственникам помещений МКД № 11 платёжных документов с указанием в них в качестве получателя денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению лица, не являющегося стороной договора — незаконным.

Предприятие и АО «АтомЭнергоСбыт» письмами от 12.12.2014 вх. №№3602/04, 3603/04 и 15.12.2014 № См/27-01/1589, соответственно, сообщили Смоленскому УФАС России, что решение о внесении платы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений МКД №11 на расчётный счёт АО «АтомЭнергоСбыт» собственниками помещений МКД № 11 на общем собрании не принималось. Заключение Агентского договора и возможность Агентом принимать денежные средства за коммунальную услугу по электроснабжению на свой специальный банковский счёт, который указывается в выставляемых платёжных документах, предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации и подзаконными актами.

На заседании Комиссии Смоленского УФАС России Заявитель поддержал свои требования в полном объеме, просил Комиссию признать сложившиеся отношения между Предприятием и Обществом, позволяющие АО «АтомЭнергоСбыт» взыскивать денежные средства за коммунальную услугу по электроснабжению помещений МКД № 11 на свой расчётный счёт, антиконкурентным соглашением и прекратить данное соглашение.

Представители Ответчиков не согласились с изложенными доводами Заявителя, считают их не обоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства. На основании письменных и устных пояснений, а также представленных в дело доказательств, представители Ответчиков просили прекратить рассмотрение дела № 04-01/02-2015 в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

В обоснование своих возражений представитель АО «АтомЭнергоСбыт» пояснил, что АО «АтомЭнергоСбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии по Смоленской области. Данный статус присвоен обществу приказом Минэнерго России от 23.05.2014 № 311.

Для урегулирования отношений по поставке электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющей организации МУП «ККП», включая дом, в котором проживает Заявитель, между Предприятием и Обществом был заключен договор энергоснабжения от 01.06.2014 № 67335002 (Договор энергоснабжения), что соответствует пункту 15 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Также с МУП «ККП» был заключен и Агентский договор, согласно которому в силу части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), и Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ) АО «АтомЭнергоСбыт» выступает в роли платёжного агента, осуществляющего комплекс расчётов за коммунальную услугу энергоснабжения и деятельность по приёму платежей от физических лиц на специальный банковский счёт Агента (АО «АтомЭнергоСбыт»), в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт».

Действующее законодательство не запрещает одновременное осуществление ресурсоснабжающей организацией функций платёжного агента на основании заключённого с управляющей организацией договора.

Передача гарантирующему поставщику электроэнергии права на сбор платы за электрическую энергию, потреблённую проживающими в жилых помещениях лицами, непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, в данном случае означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по оплате потребленной электроэнергии. Переход права не означает прекращение первоначального обязательства. При такой передаче прав собственники и наниматели не становятся стороной в договоре с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

Письменные и устные доводы представителей МУП «ККП» о правомерности действий Предприятия и Общества, приведённые в своих возражениях, основывались на тех же нормах права, на которые ссылались представители АО «АтомЭнергоСбыт», дополнив их позицией Центрального Банка Российской Федерации, изложенной в информационном письме Банка России от 21.11.2011 №166-Т.

Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных документов (определение от 13.02.2015 № 380/04, от 19.03.2015 № 761/04, от 27.04.2015 №1273/04, от 29.05.2015 №1646/04). Определением от 27.04.2015 №1274/04 срок рассмотрения дела был продлён до 30.10.2015.

Комиссией определениями от 29.05.2015 №1645/04 и от 01.06.2015 №1657/04 были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, ОАО «Газэнергобанк» и УФПС Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России».

19.06.2015 рассмотрение дела было продолжено.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав доводы Заявителя и представителей Ответчиков, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Читайте так же:  Подать на развод в саранске

В соответствии с частями 2, 7 статьёй 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая осуществляет управление данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что Предприятие является управляющей организацией по отношению к 97 многоквартирным домам в г. Десногорске Смоленской области (в т.ч. и МКД № 11) на основании заключённых Договоров управления МКД.

Согласно условиям данных договоров Предприятие обязано предоставлять собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома ЖКУ, вести расчёты с указанными собственниками (нанимателями) помещений за ЖКУ и принимать оплату за такие услуги. Решений о внесении платы за ЖКУ на расчётный счёт иных организаций, согласно информации, представленной Предприятием, собственниками помещений МКД на общих собраниях не принималось.

Таким образом, сторонами Договора управления МКД был принят порядок внесения собственниками помещений в таких домах платежей, связанных с оплатой ЖКУ, непосредственно МУП «ККП». Доказательств о принятии собственниками помещений иного решения по внесению платы, в том числе на расчётные счета иных организаций, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.

Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, МУП «ККП» заключило с АО «АтомЭнергоСбыт» Агентский договор, согласно которому Агент (АО «АтомЭнергоСбыт») от имени и за счёт Принципала (МУП «ККП») осуществляет расчёты путём выставления платёжных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Принципала (согласно Приложению № 3 к Агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов. Сбор денежных средств осуществляется на специальный банковский счёт Агента.

Между тем, как следует из представленных в Смоленское УФАС России копий платёжных документов за июнь — октябрь 2014 года, предъявленных АО «АтомЭнергоСбыт» к оплате потребителям, исполнителем коммунальной услугу по электроснабжению названо МУП «ККП», а получателем платежей за данную коммунальную услугу — АО «АтомЭнергоСбыт», с указанием специального банковского счёта АО «АтомЭнергоСбыт» № 40821810723250000012.

Комиссией по рассмотрению дела № 04-01/02-2015 была произведена проверка возможности оплаты коммунальной услуги по электроснабжению на расчётный счёт МУП «ККП» по платёжному документу за июнь 2014 года, предъявленному АО «АтомЭнергоСбыт» к оплате (л/сч. 67260211092), через банкомат ОАО «Сбербанк России», о чём был составлен Акт от 29.05.2015 (л. д. 229-230).

Согласно данному Акту денежные средства в счёт оплаты коммунальной услуги по электроснабжению, в случае оплаты абонентом через кредитную организацию, поступили бы не на специальный счёт АО «АтомЭнергоСбыт», указанный в платёжном документе, а на расчётный счёт Общества — №40702810700050000909.

Также для установления сведений о движении (получении, отсутствии) денежных средств на расчётном счёте МУП «ККП», оплаченных абонентом за коммунальную услугу электроснабжения по предъявленному АО «АтомЭнергоСбыт» платёжному документу через отделение УФПС Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОАО «Газэнергобанк» (л. д. 124-125), Комиссией по рассмотрению дела данные юридические лица были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Согласно сведениям, предоставленным УФПС Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» и ОАО «Газэнергобанк», денежные средства, принятые от абонента в счёт оплаты коммунальной услуги электроснабжения по предъявленному ей платёжному документу, поступили на открытые в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Воронеже банковские счета АО «АтомЭнергоСбыт»: при оплате через УФПС Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» — на специальный счёт № 40821810423250000011; при оплате через ОАО «Газэнергобанк» — на расчётный счёт № 4070280023250000996.

Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны Агентского договора пришли к соглашению о том, что собираемые АО «АтомЭнергоСбыт», несмотря на то, что Агент согласно Агентскому договору действует от имени Принципала, денежные средства за оказанные МУП «ККП» коммунальные услуги по электроснабжению поступают не на расчётный счет Принципала (Предприятия), а на расчётный счёт Агента (Общества).

Заключенным соглашением исполнитель ЖКУ (Предприятие) отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на указанном рынке, допустила к осуществлению названных функций постороннее (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицо, т.е. рассматриваемое соглашение по настоящему делу изменило общие условия обращения товара (ЖКУ) на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 19 Правил к существенному условию договора относятся реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя (Предприятия).

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе:

требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, — уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «а»);

привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
— для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
— для доставки платежных документов потребителям;
— для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт «е»);

осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «ж»).

С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 №454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 №22321), в графе платёжного документа «Получатель платежа» указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Если к расчету платежей, подлежащих внесению потребителями, исполнитель привлекает стороннюю организацию, то в разделе 1 «Сведения о плательщике и исполнителе услуг» рекомендуется дополнительно указывать наименование такой организации, ее адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет, режим работы.

Из содержания вышеприведённых положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что заключив двусторонний договор управления многоквартирным домом стороны договора должны выполнять его условия в соответствии со взятыми на себя обязательствами и требованиями законодательства, регулирующего правоотношения сторон данного договора, и в частности, порядок внесения платы за ЖКУ.

В случае отказа от выполнения условий договора управления многоквартирным домом и требований законодательства утрачивается смысл заключения договора.

Таким образом, в платёжном документе в графе «Получатель платежа» может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которой на общем собрании собственников помещений МКД может быть принято решение о внесении платы за отдельные коммунальные услуги. Никаких других расчётных счетов и иных банковских реквизитов сторонних организаций указываться не должно.

Как отмечено выше, согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Выставляя ежемесячно потребителям ЖКУ, выбравших способ управления многоквартирным домом посредством МУП «ККП», платёжные документы на оплату коммунальной услуги по электроснабжению, в которых получателем платежа указано АО «АтомЭнергоСбыт», а не фактический исполнитель ЖКУ (Предприятие), стороны соглашения возложили без согласия потребителей собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов обязанность оплачивать коммунальную услугу по электроснабжению на расчётный счёт Общества.

Следует отметить, что рынок услуг управления эксплуатацией жилого фонда является потенциально конкурентным. В материалах дела имеется Аналитический отчёт Смоленского УФАС России по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами от 20.04.2015, из которого следует, что на территории города Десногорск Смоленской области на рассматриваемом рынке по состоянию на 01.01.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляли 2 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимается, в частности, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, конкуренция на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда в географических границах города Десногорск Смоленской области будет соблюдена, если управляющие организации (в том числе Предприятие) в отношении потребителей таких услуг самостоятельно и добросовестно будут выполнять обязательства с соблюдением ЖК РФ и Правил, которыми установлены общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представители Общества возражали, что заключённый Агентский договор и реализация его условий (организация расчётов и приём в качестве платёжного агента денежных средств от потребителей коммунальной услуги по электроснабжению) является антиконкурентным соглашением, так как условия Агентского договора, предусматривающие осуществление АО «АтомЭнергоСбыт» приёма платежей населения за данную коммунальную услугу на свой специальный банковский счёт, не противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 1005 ГК РФ, статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ и частей 4, 7, 15 и 16 статьи 155 ЖК РФ.

В обоснование законности действий Предприятия и Общества, дающих право Обществу принимать платежи от населения за коммунальную услугу по электроснабжению, представитель Предприятия представил Комиссии на рассмотрение копию письма Центрального Банка Российской Федерации от 21.11.2011 № 166-Т, излагающего позицию Банка России о том, что кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом.

Читайте так же:  Как пролонгировать договор по 44 фз

Данные возражения являются несостоятельными, так как Комиссией рассматривается вопрос, выходящий за пределы полномочий, установленных Федеральным законом № 103-ФЗ, и считает, что АО «АтомЭнергоСбыт» вправе участвовать в отношениях между собственниками помещений МКД и Предприятием в качестве платёжного агента, но в этом случае Общество не вправе действовать от своего имени при сборе денежных средств на свой расчётный счёт.

Оценив представленные доказательства, Комиссия Смоленского УФАС России отклонила доводы представителей Ответчиков по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Как следует из данной нормы права, приведённый в ней перечень запретов не является исчерпывающим, и антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные соглашения, кроме установленных частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (пункты 1 — 4), а слово «в частности» указывает на безусловный запрет соглашений, прямо поименованных в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем наличие или угроза наступления соответствующих последствий (ограничение конкуренции) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом.

С учётом норм права, обозначенных в статье 11 Закона о защите конкуренции, частью 4 данной статьи законодателем закреплён запрет на иные соглашения между хозяйствующими субъектами (кроме указанных в частях 1–3 данной статьи), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, законодатель установил такой запрет на соглашение о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования) – пункт 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен вышеназванный запрет, во-первых, в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на разных товарных рынках (не между конкурентами), которым взаимовыгоден итог такого соглашения; во-вторых, данная норма не указывает, в пользу кого может быть предъявлено необоснованное требование передачи контрагентом финансовых средств или иного имущества; в-третьих, такое требование должно противоречить закону или условиям заключённого договора с контрагентом. Ограничение же конкуренции происходит именно на том товарном рынке, на котором существуют гражданские отношения между одним из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, и его контрагентом (потребителем товара), которому должны впоследствии навязываться невыгодные условия договора (к тому же, не любые условия договора, а только условия финансового и имущественного характера). При этом реализация такого соглашения может производиться непосредственно как всеми участниками соглашения, так и одним из его участников, при бездействии остальных.

Таким образом, навязывание собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, управляемых Предприятием невыгодных условий договора управления многоквартирным домом происходит на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, на котором действует Предприятие (исполнитель ЖКУ). Такое навязывание является реализацией рассматриваемого соглашения. По сути, стороны рассматриваемого соглашения договорились о внесении изменений в условия договоров управления многоквартирными домами, заключённых между Предприятием и его абонентами (потребителями ЖКУ), без учёта мнения самих потребителей – о порядке внесения размера платы за ЖКУ.

Как отмечено выше, порядок внесения размера платы за коммунальные услуги является существенным условием договора управления многоквартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ), и с учётом особенностей жилищного законодательства такое существенное условие должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 — 30 настоящего закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего закона.

Доказательства, представленные Ответчиками на рассмотрение Комиссии, не соотносятся с вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции. Иных доказательств Ответчики и другие лица, участвующие в деле, не представили. Комиссия Смоленского УФАС России таких обстоятельств самостоятельно также не установила.

Более того, факт поступление денежных средств от потребителей на расчётный счёт АО «АтомЭнергоСбыт» в счёт коммунальной услуги по электроснабжению, оказанной Предприятием, подтверждён самим Обществом, представившим по требованию Комиссии Смоленского УФАС России сведения об общей сумме денежных средств, поступивших на банковские счета Общества в счёт оказанной МУП «ККП» услуги.

В ходе рассмотрения дела представителями АО «АтомЭнергоСбыт» было заявлено о намерении Общества добровольно устранить нарушение антимонопольного законодательства. В доказательство своих намерений на рассмотрение Комиссии была представлена переписка между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «ККП» об изменении соглашений по организации расчётов и приёма денежных средств от потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, рассматриваемых Комиссией.

Из представленной переписки следует, что АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 18.03.2015 №См/24/485 в адрес МУП «ККП» направило подписанные со стороны Общества проекты дополнительного соглашения от 01.03.2015 № 2 к Агентскому договору и договор от 01.03.2015 № 24-ЮО/03д оказания услуг по приёму платежей для рассмотрения и подписания. В случае неподписания направленных документов Общество предупреждало Предприятие о расторжении Агентского договора.

Согласно дополнительному соглашению от 01.03.2015 № 2 к Агентскому договору и договору от 01.03.2015 № 24-ЮО/03д оказания услуг по приёму платежей Общество намеревалось изменить редакцию пункта 1.2 Агентского договора, в частности предложено, что Агент (АО «АтомЭнергоСбыт») осуществляет расчёты (распределение) от имени и на счёт Принципала (МУП «ККП») путём выставления платёжных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Принципала (согласно Приложению № 3 к Агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов, с указанием в платёжных документах расчётного счёта Принципала. Приём денежных средств от собственников и нанимателей помещений, являющихся составной частью МКД, осуществляется в соответствии с договором от 01.03.2015 №24-ЮО/03д оказания услуг по приёму платежей.

МУП «ККП» письмом от 23.03.2015 № 196 сообщило Обществу об отказе в подписании дополнительного соглашения от 01.03.2015 № 2 к Агентскому договору и договора от 01.03.2015 № 24-ЮО/03д оказания услуг по приёму платежей, указав, что изменение сложившихся между организациями договорных отношений является преждевременным и нецелесообразным.

АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 17.04.2015 №См/21/726 направило в адрес МУП «ККП» уведомление о расторжении Агентского договора в одностороннем порядке на основании пункта 8.3 данного договора, на что МУП «ККП» письмом от 27.04.2015 №304 сообщило Обществу о незаконности данных действий.

В пункте 8.3 Агентского договора стороны согласовали условие, предоставляющее сторонам возможность в одностороннем порядке расторгнуть данный договор, направив соответствующее уведомление о его расторжении не менее чем за 30 дней.

Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению о вручении почтовой корреспонденции письмо Общества с уведомлением о расторжении Агентского договора было получено МУП «ККП» 22.04.2015, из чего следует, что договор считается расторгнутым 23.05.2015.

19.06.2015 при рассмотрении настоящего дела представители Ответчиков сообщили, что Агентский договор фактически не был расторгнут и не претерпел никаких изменений. Порядок внесения собственниками помещений МКД, находящихся в управлении МУП «ККП», платежей, связанных с оплатой коммунальной услуги по электроснабжению, не изменился, и платёжные документы были предъявлены собственникам помещений МКД в прежней форме.

При таких обстоятельствах Комиссия не считает возможным прекратить рассмотрение дела, применив пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, так как отсутствует добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Также Комиссией отклоняется довод представителя МУП «ККП» о том, что Смоленское УФАС России вышло за пределы своих полномочий, так как контроль за деятельностью платёжных агентов (АО «АтомЭнергоСбыт»), действующих в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, осуществляют налоговые органы и органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также имеется вступивший в законную силу судебный акт – апелляционное определение Смоленского областного суда от 12.11.2013 по гражданскому делу №33-4568, подтвердившие правомерность применяемой Предприятием и Обществом расчётной схемы при аналогичных условиях.

Отклоняя данный довод как ошибочный, Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводя или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии со статьёй 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и по результатам рассмотрения дела выдаёт хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, одно из которых о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, действия по заключению Обществом и Предприятием недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 12.11.2013 по гражданскому делу №33-4568 не содержит выводов об отсутствии в действиях МУП «ККП» и АО «АтомЭнергоСбыт» нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

Признать соглашение между муниципальным унитарным предприятием «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Десногорске Смоленской области, находящихся в управлении муниципального унитарного предприятия «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и не принявших на общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома решений о перечислении денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению помещений многоквартирного дома на расчётный счёт акционерного общества «АтомЭнергоСбыт», недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Адвокаты Сергей Крюков и Александр Анишин,
28 октября 2015 года