3 административная ответственность за экологические преступления

Экологическое право

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования – как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде – например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст. 24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это – повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР , некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

· нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1 );

· самовольную добычу янтаря (ст. 46 1 );

· бесхозяйственное использование земель (ст. 50);

· порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);

· самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);

· уничтожение межевых знаков (ст. 54);

· нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);

· нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);

· незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1 );

· нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2 );

· нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3 );

· нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);

· нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1 );

· невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);

· нарушение правил водопользования (ст. 59);

· повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);

· незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);

· нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);

· незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);

· уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);

· осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);

· нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);

· повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);

· самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);

· сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);

· ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);

· повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);

· засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);

· уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);

· уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);

· нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);

· выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);

· ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);

· нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);

· выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);

· эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);

· несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);

· нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);

· невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);

· нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1 );

· нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2 );

· нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3 );

· уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4 );

· невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5 );

· незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6 );

· нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);

· нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Читайте так же:  Претензия по договору купли продажи автомобиля

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 –56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Макарова Анастасия Сергеевна,студент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]

Административная ответственность за экологические правонарушения

Аннотация.В данной статье определяется понятие административной ответственности, применяемой за экологические правонарушения. Раскрывается сущность административной ответственности и ее особенности. Приводятся классификации перечня административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и виды наказания за данные правонарушения. А также выявляются основные функции административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.Ключевые слова:административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, природоохранное законодательство.

В настоящее время добыча и переработка минерального сырья является основой Российской экономики. Научнотехнический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду приводят к обострению экологической ситуации в стране: загрязнение природной среды, истощение запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья населения и т.д. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является охрана окружающей природной среды.С каждым годом количество экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения приводят к неблагоприятным сдвигам в области охраны окружающей среды и природопользования.В законе не предусмотреноточногоопределение понятия экологического правонарушения. Ночаще всегоподадминистративнымэкологическим правонарушением принимаютлюбое противоправное, виновноедействие либо бездействие физического или юридического лица, не соответствующее экологоправовым нормам и за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность является многоаспектной и многогранной категорией административного права.Она требует наиболее глубокого и полного изучения, по многим причинам:Вопервых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, контролируемого административноправовыми нормами. Понимание юридической природы административной ответственности, способностьсопоставлять меры административной ответственности с другими типамиадминистративноправового принуждения является важнейшей задачей административного права, административноправовой науки и юридической практики.

Вовторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок использованиямер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, называемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного надзора в различных областях: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасностипожарной безопасности и т. д.

Втретьих, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое исполняется совместными действиямиорганов и должностных лиц исполнительнойвласти, местного самоуправления, судьями. Профессор А.Б.Агапов считает, что «административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности»Профессор Д.М.Овсянко под административной ответственностью понимает «применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц».Обобщив наиболее распространённые определения административной ответственности, еёможно определить как видюридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями,административного наказанияк физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».Административная ответственность характеризуется:вопервых, наличием собственной нормативноправовой основы, регулирующей разнообразные аспекты правоохранительной деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления;вовторых, носит всеобщий характер, то есть ее нормы и правила обязательны для всех лиц,как физических, так и юридических;втретьих, назначается только за административные проступки.Основополагающими принципами административной ответственности являются:1)принцип законности;2)принцип неотвратимости ответственности;3)принцип индивидуализации ответственности;4)принцип справедливости;5)принцип презумпции невиновности (состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом обадминистративных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.)6)принцип целесообразности(предполагает соответствие избираемой меры административноправового воздействия целям административной ответственности)7)принцип гуманизма (состоит в том, что мера наказания не должна унижать человеческое достоинство, его честь и другие естественные права и свободы человека)Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административногопроступка. В отличие от других видов юридической ответственности имеетнадведомственный характер.Особенность административной ответственности в области природопользования и защиты окружающей среды состоит в следующем:предметомсостава экологического правонарушения считается совокупность общественных отношений складывающихся в сфере применения и охраны недр, земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, а также животного и растительного мира;наступает только за конкретные правонарушения, определенные в законодательстве в качестве административных;административная ответственность за экологические правонарушения предусматриваетпредупреждение, назначение административного штрафа, конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, изъятие лицензии на использование ресурсов, возмещение нанесенного вреда природной среде, и административное выдворение для иностранных граждан и лиц без гражданства;кадминистративной ответственности привлекаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные и юридические лица;применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;согласно статье 3.2 КоАП РФ могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, но статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от них при малозначительности проступка.Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождаетвиновное лицоот обязанности возмещения причиненного экологического ущерба (вреда). Это объясняется тем, что хоть штраф и носит материальный характер и является мерой наказания, а не возмещение вреда: соответствующая сумма штрафа идет не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законом в бюджет или специальные счета экологических фондов.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати МРОТ(минимальный размер оплаты труда); на должностные лица от 3 до 200 МРОТ; на юридические лица от 100МРОТ.В гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» включается ряд статей, предусматривающих административную ответственность за экологические правонарушения. Перечень административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно условно классифицировать по различным критериям.По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб,их делят на следующие группы:1)в сфере экологической информации (ст.8.1,8.4,8.5,8.40);2)охрана земель (ст.8.6,8.7,8.8);

3)охрана недр (ст.8.9,8.10,8.11);

4)охрана атмосферного воздуха (ст.8.21.);

5)охрана водных ресурсов (ст.8.12–8.20.);

6)охрана лесов (ст.8.24–8.32.);

7)охрана животного мира (ст.8.33–8.38.);

8)размещения отходов производства (ст.8.2,8.19);

9)в области сельского хозяйства (ст.8.3);

в области транспорта (ст.8.22,8.23).Также можно условно разделить на следующиегруппы:Первая группа состоит из правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение базовых экологоправовых норм, распространяющихся на все институты экологического права. К таким требованиям относятся: статья 8.4. КоАП РФ «Нарушение законодательства об экологической экспертизе»; статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации», Статья 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», Статья 8.46. «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»Во вторую категорию входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. Таких,как порча земель(статья 8.6.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных объектов(Статья 8.13.КоАП РФ);Нарушение правил охраны атмосферного воздуха(Статья 8.21.КоАП РФ); Нарушение правил использования лесов(Статья 8.25.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов(Статья 8.38.КоАП РФ); Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов(Статья 8.33.КоАП);В третью группу входит состав правонарушения, определяющие ответственность за несоблюдение законного порядка земель с особым экологоправовым статусом. Например, Статья 8.7.КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;В четвертую группу включают составы правонарушения изза не соблюдения условий в сфере охраны окружающей среды в хозяйстве или иной деятельности. К таким относят Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(Статья 8.2. КоАП РФ); Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления(Статья 8.44. КоАП);Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств(Статья 8.15. КоАП РФ);Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов(Статья 8.26.КоАП РФ). и др.Административная ответственность за экологические преступления осуществляет несколько ключевых функций:стимулирующую к соблюдению экологоправовых норм;компенсирующую, нацеленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение ущерба здоровью человека;предупредительную, обеспечивающуюпредотвращениеновыхпреступлений;карательную, заключающуюся в наказании виновного за совершение природоохранных правонарушений.Кроме главы 8 КоАП РФ о совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающейсреды» (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (ст. 49) и другими. В данных статьях перечислены виды юридической ответственности, в том числе и административной, за не соблюдение экологического законодательства.Несоблюдение природоохранного законодательства, а также невыполнение правил охраны окружающей природной среды на сегодняшний день считается крайне опасным, в связи с этим законодательством за правонарушением в данной сфере предусмотрена различного рода юридическая ответственность в зависимости от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.

Читайте так же:  Как правильно оформить калаш

3 административная ответственность за экологические преступления

36. Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Административная ответственность за экологические правонарушения имеет ряд специфических особенностей:

– ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;

– субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;

– ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

– применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);

– применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;

– предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;

– наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

Экологические проступки в зависимости от обстоятельств рассматриваются: судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного и фитосанитарного надзора, надзора в сфере природопользования, экологического, технологического и атомного надзора, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственного земельного контроля, органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил на различных видах транспорта, органами пограничной службы ФСБ РФ, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития и органами внутренних дел в зависимости от вида административного экологического правонарушения, судьями гарнизонных военных судов и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от субъекта нарушения.

§ 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т. е. противоправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

КоАП определяет составы административных правонарушений в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагаемых в случае совершения таких правонарушений, а также особенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в гл. 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1—15.37; 15.48—15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды описан в иных главах (например, в гл. 10 КоАП, ст. 10.1—10.4 установлена административная ответственность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир; в гл. 23, ст. 23.41 — за самовольное занятие земельного участка).

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физических лиц — 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том числе в сфере окружающей среды физическое лицо может нести ответственность за административное правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках — ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах — ст. 15.58). Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП.

За правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, лишение специального права, например права охоты.

В соответствии с гл. 3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования рассматриваются:

• районным (городским) судом;

• сельским, поселковым исполнительным комитетом;

• административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе;

• органами внутренних дел;

• органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

• Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

• органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

• органами государственного санитарного надзора;

• органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

• органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

• органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

• государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Раздел VIII. Экологическое право

Лекция 23. Ответственность за экологические правонарушения

Цель лекции: исследование оснований и видов эколого-правовой ответственности.

1. Понятие и основания эколого-правовой ответственности.

2. Административная ответственность за экологические правонарушения.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления.

4. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.

1. Понятие и основания эколого-правовой ответственности. О правонарушении можно говорить только тогда, когда налицо его состав, т.е. имеются все элементы, из которых оно складывается: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект.

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Читайте так же:  Алименты на ребенка инвалида при разводе

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправности деяния, причинения вреда или наступления реальной угрозы его причинения и существования причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая также существовать в формах: умысла (прямого и косвенного — ст. 25 УК РФ) и неосторожности (по легкомыслию и небрежности — ст. 26 УК РФ). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и незаконная добыча морского зверя и иных водных животных (ст. 256 УК РФ) могут быть совершены только с прямым умыслом; уничтожение или существен­ное повреждение лесных массивов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 260 УК РФ) — только по неосторожности; загрязнение вод и воздуха (ст. 250, 251 УК РФ) — и умышленно, и по неосторожности.

Субъектом экологического правонарушения может быть гражданин (вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста) или юридическое лицо. В ряде случаев следует говорить о специальном субъекте, т.е. лице, специально названном в соответствующей статье закона.

Экологическим законодательством установлено, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законом об охране окружающей среды, иными законодательными актами РФ, субъектов РФ.

Специфические признаки эколого-правовой ответственности выражаются в следующем:

  • правонарушения, за которые применяется эколого-правовая ответственность, всегда складываются в сфере окружающей среды;
  • объектом посягательства является исключительно элемент окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность наступает за нарушения правил экологопользования, которые можно подразделить на общие для всех видов природных объектов (целевое, рациональное, безопасное и т.п. использование) и специальные, обусловленные различными видами природных объектов;
  • правила экологопользования, за которые наступает эколого-правовая ответственность, переплетаются с имущественными, экономическими, социальными и иными правилами, создавая специфический конгломерат отношений; воздействующих на содержание эколого-правовой ответственности.

2. Административная ответственность за экологические правонарушения. Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности в сфере экологопользования:

а) в законе не предусмотрен общий состав административного проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка.

б) в связи с тем, что административные правонарушения в сфере экологопользования по сравнению с уголовными преступлениями являются относительно неопасными, административные взыскания носят мягкий характер: в перечень наказаний включаются предупреждение, наложение штрафа (ст. 3.2 КоАП РФ).

Штрафы за административные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

в) компенсация ущерба, причиненного окружающей среде, не производится.

г) применяется специально уполномоченным на то лицом или государственным органом в точном соответствии с их компетенцией;

д) принимая во внимание, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает соблюдать определенный процессуальный порядок (это порядок предусматривает сбор доказательств, оформление протоколов, рассмотрение дела и т.д.) и учитывать при применении негативных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства.

е) дифференцируется по видам экологических правонарушений:

  • незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром (ст. 7.1—28 КоАП РФ). Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. На­пример, получив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим правоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение.
  • самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями: несанкционированное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков земли — повлечь нарушение экосистемы лесного участка и т.п.;
  • самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4— 7.11 КоАП РФ), которая приводит к невозможности определения ответственности конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет за собой безнаказанность, порождающую новые правонарушения;
  • нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6—8.8 КоАП РФ), например использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей, что не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям;
  • нарушение правил экологопользования (ст. 8.9—8.14 КоАП РФ), сопряженное со специальным видом ответственности, который применяется за нарушение разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления. Уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за экологические преступления, имеющие наибольшую общественную опасность.

В действующем УК РФ экологические преступления выделены в специальную главу, в которой предусмотрены 17 составов преступлений. Эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие группы:

1) нарушение действующих правил в области экологопользования:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при про­изводстве работ;
  • нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

2) порча основных природных компонентов: вод, воздуха, земли и проч.:

  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • порча земли.

3) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:

  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • незаконная охота.

4) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования заключается в следующем:

  • является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности;
  • применяется после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном УПК РФ;
  • предусматриваемые меры воздействия на нарушителей жестче, чем в иных видах эколого-правовой ответственности;
  • субъектом может быть лишь вменяемое физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности;
  • составы экологических преступлений зависят от объекта преступления.

Таким образом, уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью и предусмотренных уголовным законодательством в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговору суда.

4. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования в настоящее время стала намного более значимой, чем раньше. Это обусловлено, переходом страны к рыночным отношениям. Она предстает в трех формах:

1) признания совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ГК РФ (ст. 166—168) и иных правовых актах;

2) возмещения причиненного вреда, возникшего из договорных отношений;

3) возмещения причиненного вреда, возникшего из недоговорных отношений. В данном случае убытки возмещаются исходя из факта совершения правонарушения. Эта форма гражданско-правовой ответственности занимает ведущее место в экологическом праве.

Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

В условиях перехода к рынку меняется основная функция имущественных санкций, применяемых в сфере охраны окружающей среды, повышается ее восстановительное, компенсационное значение.

Вред окружающей среде предстает как вред экономический (причиняемый экономическим интересам экологопользователя) и вред экологический (нарушающий экологические интересы общества в части благоприятной окружающей среды), которые органически связаны между собой источником и способом причинения и рассматриваются в денежном выражении. Различия между ними определяются тем, что экологический вред более длителен, его последствия могут проявляться долго и на больших территориях: этот вред не всегда подлежит восстановлению в натуре и оценим в денежном выражении. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое эколого-правовая ответственность?
  2. Назвать административные правонарушения в области охраны окружающей среды.
  3. Перечислить меры уголовно-правовой ответственности за совершение экологических преступлений.
  4. Что входит в состав гражданского правонарушения в сфере экологии?
  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. • М.: «Юристь», 1999.
  2. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», «Закон и право», 2000.
  3. Бринчук М.М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологи­ческое право. -2001. — № 2.
  4. Васильева М.И., Яковлева О.А. Особенности компенсации морально­го вреда, причиненного радиационным загрязнением окружающей природной среды // Государство и право. — 1998. — № 3.