Жалоба на действие таможенного органа образец

Содержание:

Образец жалобы на неправомерные действия работника таможенных органов. Обжалование таможенного штрафа

На акт Nо. ___ от «__»_____ 20__ г.

на незаконные действия бездействие и отмену постановления таможенной службы

«__»________ 20__ года _________________________________________ (должность, фамилия, и.о. если такие известны) ________________________________таможни был составлен акт о наложении (наименование таможенного пункта) взыскания на ________________________________________________________ (организационно-правовая форма, наименование предприятия) в виде штрафа в размере _____________________________________________ за нарушение таможенных правил, предусмотренных ст. 268 Таможенного кодекса Украины. Согласно акту нарушение выразилось в том, что __________________________________ в период с ______________ (наименование предприятия) по ___________ произвело в _________________________ ремонт теплохода (наименование страны) «_____________________» с нарушением порядка переработки товаров вне таможенной территории Украины. Полагаем, что указанный акт о наложении штрафа вынесен без достаточных оснований и подлежит отмене. Как видно из статьи 268 ТК Украины нарушение порядка переработки товаров представляет собой несоблюдение установленных требований, ограничений и условий проведения операций по переработке товаров.

Таким образом, статья 268 может быть применена только в том случае, если речь идет о режиме переработки товара. К товарам согласно статье 18 ТК Украины относится любое движимое имущество, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров (п. 1 и 4 ст. 18 ТК Украины). К морским судам режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть применен, поскольку, во-первых, морские суда согласно ст. 130 (п. 1) Гражданского кодекса Украины относятся к недвижимому имуществу; во-вторых, морские суда до ремонта на загранбазах и после него осуществляют морские перевозки, в связи с чем сами по себе товаром не являются и для иных целей (кроме целей осуществления перевозок) не используются.

Ссылка на ведомственные акты, в частности на Указание ГТК Украины Nо. 01- 13/18425 от 12.12.95 г. «О некоторых вопросах таможенного оформления морских и смешанного «река-море» плавания судов, в отношении которых проводятся ремонтные работы за границей» не является законной, поскольку в соответствии с Указом Президента Украины Nо. 104 от 21 января 1993 года названное указание ГТК должно быть официально опубликовано и пройти регистрацию в Министерстве юстиции Украины.

До настоящего времени это указание официально не опубликовано и незарегистрировано в Минюсте. Это означает, что Указание Nо. 01-13/18425 не может являться основанием для применения каких бы то ни было санкций к организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (п. 1 Указа Президента Украины Nо. 104).

На основании изложенного, в соответствии со ст. 386 ТК Украины,

Акт Nо. ____ от «__»_________ 20__ года о наложении взыскания отменить и освободить ___________________________ от ответственности.

_______________________________________ __________ ________________

(должность представителя предприятия) (подпись) (Ф.И.О.)

Жалоба в таможню, таможенный орган

Право на подачу жалобы в таможню установлено ст. 36 Федерального закона «О таможенном регулировании Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 года. Оно является неотъемлемой частью прав и свобод граждан и гарантирует защиту от неправомерных действий должностных лиц. Но для устранения нарушений требование, обращённое к уполномоченному специалисту, должно иметь под собой веские основания, быть составлено в соответствии с установленными нормами и направлено по правильному адресу.

Основания для жалобы

Согласно законодательному акту, упомянутому выше, обжалованию могут подвергаться только те решения или действия (бездействие), которые повлекли за собой попрание интересов и законных прав гражданина. Из этого следует, что подача заявления об устранении свершившихся правонарушений возможна лишь от потерпевшего. Третьи лица, которые были свидетелями происшествия, не могут рассчитывать на гарантированное рассмотрение направленной ими жалобы. Но уведомлять таможенный орган о незаконной ситуации им не запрещено.

Причинами для жалоб могут быть:

  • нарушение порядка таможенного оформления;
  • задержка или утеря международных отправлений;
  • неправомерное начисление таможенных платежей;
  • отсутствие противодействия преступлениям и административным нарушениям в рамках компетенции органа;
  • затягивание сроков проведения таможенных операций;
  • непредоставление уполномоченными подразделениями или должностными лицами информации о таможенном законодательстве, отказ в проведении консультирования по вопросам, попадающим в сферу их компетенции.

Способы обжалования

Пожаловаться в таможенное управление можно несколькими способами:

  1. Написать обращение на бумажном носителе и послать заказным письмом по почтовому адресу подразделения.
  2. Изложить суть претензий в электронном виде и отправить на имейл.
  3. Лично посетить управление и передать письмо через приемную или накопительный ящик.
  4. Обратиться через электронную приемную официального сайта.

Составление и подача официальной жалобы

Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона № 311-ФЗ, претензия может быть принята к рассмотрению только при наличии следующих сведений:

  1. Наименование подразделения таможни или ФИО должностного лица, предположительно виновного в нарушении.
  2. ФИО, место проживания и пребывания потерпевшего.
  3. Суть правонарушения. *

* — информация должна быть изложена сжато, но информативно, не содержать вымышленных фактов, нецензурных выражений, угроз и оскорблений.

Для подачи официального заявления крайне важно соблюдение установленного регламента, а именно:

  1. Направление обращения не позднее трёх месяцев со дня, когда заявитель узнал о правонарушении (должен был узнать).
  2. Подача заявления о восстановлении пропущенного срока в орган, уполномоченный к рассмотрению данной жалобы.
  3. Удержание аналогичного иска от направления в судебную инстанцию раньше, чем в таможенный орган.
  4. Сопровождение действующего от своего имени представителя нотариально удостоверенной доверенностью (не требуется для законных представителей недееспособных или ограниченно дееспособных граждан).

Порядок информирования о нарушении

Подать сведения о неправомерном решении, действии или бездействии либо выразить недовольство работой таможенного органа (его должностного лица) гражданин может в электронном виде. Сделать это можно по электронной почте и через веб-сайт территориального управления или Федеральной таможенной службы (ФТС).

На официальных порталах органов созданы электронные приемные — удобные сервисы, позволяющие держать связь с госструктурой в особом официальном формате. Обращения, полученные через приемную, подлежат обязательной регистрации и передаче уполномоченному специалисту в течение трёх дней после их получения. Отправитель уведомляется о любых изменениях в порядке рассмотрения таких жалоб: от перенаправления в другой правомочный орган до отказа в принятии.

Для отправки обращения через электронную приемную необходимо заполнить стандартную форму.

В нем указывается ФИО, контактные данные и род занятий отправителя, рубрика и тип обращения (указать «жалоба»), а также сама суть направляемого запроса. Для большей информативности можно добавить вложения в виде файлов разрешённого формата.

Куда направлять

Согласно установленному порядку, жалоба на таможню подаётся в вышестоящий орган, непосредственно или через обжалуемое подразделение. Например, если правонарушение было совершено таможенным постом, то уведомление об этом должно последовать в региональную таможню. Если требование не было рассмотрено должным образом или обжалованию подлежит сама таможня, то обращение адресуется региональному таможенному управлению, далее — в ФТС России. Жалоба на ФТС подаётся в этот же орган.

Читайте так же:  Адреса адвокатов череповец

Претензии к работе следующих таможен предъявляются сразу в ФТС:

  • Центральная акцизная;
  • Центральная базовая;
  • Центральная энергетическая;
  • Шереметьевская;
  • Внуковская;
  • Домодедовская;
  • Севастопольская;
  • Крымская;
  • Калининградская областная.

Всего в системе ФТС насчитывается восемь управлений. Ниже дана контактная их информация в последовательности — адрес (для почтовых отправлений и личного визита), Электронный ящик, ссылка на официальный сайт (для обращения через электронную приемную):

  1. Центральное (ЦТУ) — 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 1, [email protected], http://ctu.customs.ru.
  2. Северо-западное (СЗТУ) — 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 20, лит. А, [email protected], http://sztu.customs.ru.
  3. Южное (ЮТУ) — 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 21/2, [email protected], http://yutu.customs.ru.
  4. Приволжское (ПТУ) — 603022, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д.8, [email protected], http://ptu.customs.ru.
  5. Уральское (УТУ) — 620014 Екатеринбург ул. Шейнкмана, 31, [email protected], http://utu.customs.ru.
  6. Сибирское (СТУ) — 630082, г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 74, [email protected], http://stu.customs.ru.
  7. Дальневосточное (ДТУ) — 690014, г. Владивосток, Приморского края, ул. Гоголя, д. 48, [email protected], http://dvtu.customs.ru.
  8. Северно-Кавказское (СКТУ) — 357205, Ставропольский кр., г. Минеральные Воды, ул. Советская, д. 150, [email protected]

Контактные данные Федеральной таможенной службы:

  • Почтовый адрес — 121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5
  • Электронный адрес — [email protected]
  • Электронная приемная — http://reception.customs.ru.

Для написания жалобы можно использовать следующую форму.

Рекомендации по заполнению:

  1. Фамилию, имя, отчество (при наличии) следует указывать полностью.
  2. В графу «Страна» вписывается то государство, в котором заявитель проживает на постоянной основе.
  3. Адрес для ответа должен быть написан полностью: индекс, субъект РФ, населенный пункт, название улицы (проспекта, квартала и т. п.) и номер дома (квартиры, корпуса, комнаты).
  4. Контактный номер телефона указывать не обязательно, но при его наличии сделать это рекомендуется.

Порядок рассмотрения и последствия

Заявление об обжаловании рассматривается в течение 30 дней с момента его принятия. Но правомочный орган может продлить срок ещё на месяц с разрешения начальника и при наличии уважительных причин на это. О продлении заявитель предупреждается в письменной форме.

Предварительное приостановление обжалуемых действий (до окончания их рассмотрения) возможно только при следующих обстоятельствах:

  • существует высокий риск, что последствия таких действий для заявителя могут стать необратимы;
  • предполагаемый ущерб от них может достигнуть значительных размеров.

При подтверждении неправомерности предмета жалобы по отношению к заявителю таможенный орган устанавливает частичное или полное удовлетворение его требований. Следствием этому может стать:

  • отмена решения или действия, признанного неправомерным;
  • обязание должностного лица заменить аннулированное решение новым, соответствующим законодательным нормам;
  • определение бездействия нарушением прав заявителя и назначение меры по его устранению.

Возможные правовые последствия вступают в юридическую силу не позднее, чем через 10 рабочих дней после вынесения решения по обжалованию.

Видео: Игнорирование законов сотрудниками таможни

Дужурные юристы

Если вы стали жертвой хамского отношения или противоправных действий сотрудников Метрополитена вы можете…

В день голосования или в период проведения предвыборной кампании избиратель может столкнуться с…

Образец жалобы на действия органов

В ________________ (районный, городской)
суд ____________________________________
(название суда)

Заявитель: _____________________________
(Ф.И.О.)

Орган, действия которого обжалуются:
________________________________________
(наименование органа, осуществлявшего
оперативно-розыскную деятельность)

ЖАЛОБА
на действия органов, нарушающих права и свободы граждан

Как мне стало известно, без моего ведома в отношении меня проводились оперативно-розыскные мероприятия ____________________________________________.
Указанные действия проводились с нарушением закона, а именно:___________________________________________________________________________________________.
В связи с этим, органом, проводившим оперативно-розыскные мероприятия, были нарушены мои законные права и интересы.

На основании ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.95 N 144-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями,

Статья 38. Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.

2. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее не позднее пяти рабочих дней в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего жалобу.

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подается в этот орган.

Жалоба на действие таможенного органа образец

Ведомственное обжалование. Типичные ошибки, допускаемые лицами при подаче жалобы в таможенные органы.
Елена Васильевна Васильева, начальник отдела контроля за соблюдением законности в области таможенного дела правовой службы Северо-Западного таможенного управления.

Правоотношения, возникающие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом, многогранны, затрагивают различные области права и регулируются многочисленными правовыми актами. Процесс взаимодействия участника ВЭД и таможенного органа сопровождается принятием последним различных решений, совершением действий. При этом участник внешнеэкономической деятельности не всегда «согласен» с решениями или действиями таможенного органа. Свое несогласие лицо, как правило, выражает в форме жалобы.

Закон не ограничивает лицо в выборе способа обжалования. Решения, действия таможенных органов могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке ведомственного обжалования – в таможенные органы. Ведомственный порядок обжалования решений, действий в области таможенного дела – это быстро, бесплатно, без личного участия. В сравнении с судебным порядком обжалования к преимуществам ведомственного можно отнести:

отсутствие государственной пошлины за подачу жалобы, то есть бесплатность,
краткий в сравнении с судебным разбирательством срок рассмотрения жалобы, максимальный срок рассмотрения жалобы два месяца,
отсутствие необходимости личного участия лица, подавшего жалобу, в процессе ее рассмотрения,
необязательности представления документов в обоснование приведенных доводов,
незамедлительности вступления в силу решения по жалобе;
наличие упрощенного порядка обжалования.
Статистика последних лет показывает, что механизм ведомственного обжалования активно используется участниками внешнеэкономической деятельности. Так, за 2016 год таможенными органами Северо-Западного региона рассмотрено 900 жалоб, из них непосредственно Северо-Западным таможенным управлением – 496. В 1 квартале 2017 года таможенными органами региона рассмотрено 238 жалоб, из них половина непосредственно СЗТУ (122). Однако, обращаясь с жалобами в таможенные органы, лица зачастую не учитывают, что ведомственное обжалование – это, в первую очередь, процедура. Как и любая процедура, подача жалобы должна сопровождаться соблюдением установленных законом условий и требований, при соблюдении которых таможенные органы принимают жалобу к рассмотрению, то есть проверяют на соответствие закону решение, действие (бездействие) таможенного органа в области таможенного дела. Такие условия и требования установлены в главе 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Читайте так же:  Льготы при оплате жкх в рязани

Несоблюдение лицом таких условий и требований влечет отказ таможенных органов в рассмотрении жалобы по существу. В 2016 году практически половина поданных жалоб (48%) была оставлена таможенными органами без рассмотрения. Аналогичное соотношение и по результатам 1 квартала 2017 года. Основными причинами отказа таможенных органов в рассмотрении жалобы являются ошибки, допускаемые самими лицами, подающими жалобы. В первую очередь ошибки допускаются при подтверждении полномочий лица, подающего жалобу в интересах юридического лица. Половина решений об отказе в рассмотрении жалоб принимается таможенными органами региона по этой причине.

Участие организации в обжаловании решений таможенных органов осуществляется через орган юридического лица, действующий в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Соответственно, это приказ о назначении на должность, решение участников организации или выписка из ЕГРЮЛ, устав организации, зарегистрированный в налоговом органе, учредительный договор и другие документы.

Но зачастую лица, подающие жалобу, либо игнорируют эти требования, либо соблюдают их не в полной мере. Самой распространенной ошибкой является не предоставление устава организации, а также приказа о назначении генерального директора, предоставление только части из указанных выше документов. Вместе с тем, для установления полномочий лица на подачу жалобы таможенным органам необходимо изучение указанных документов в совокупности. Это необходимо для установления круга лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности, факта назначения (избрания) в качестве руководителя организации, срока полномочий в данном качестве. Нередко лица в жалобе указывают, что учредительные документы уже представлялись при таможенном декларировании товаров или при подаче жалобы, в рассмотрении которой ранее было отказано. Однако данный факт не имеет значения, поскольку подача жалобы является самостоятельной процедурой и в каждом случае должна сопровождаться предъявлением подтверждающих документов. Ошибкой является также представление документов, подтверждающих полномочия, в виде незаверенных копий. Документы должны быть представлены либо в оригинале, либо заверены организацией.

Избежать большего количества подтверждающих документов можно путем подачи жалобы лицом, действующим на основании доверенности. Такая доверенность должна быть подписана руководителем организации или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. Законом также установлено требование к содержанию доверенности, которая в обязательном порядке должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Указание в доверенности на право представлять интересы организации в таможенных органах, либо на право совершать действия, представлять документы при совершении таможенных операций и другие подобные формулировки не наделяют лицо правом подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган. Соответственно, таможенным органом подобная доверенность в качестве подтверждения правомочий принята не будет.

Еще одним, часто встречающимся, основанием для отказа в рассмотрении жалобы, является несоблюдение лицами установленных сроков обжалования. Таможенный орган уведомляет лицо о принятом решении, как правило, посредством почтового отправления. Надлежащим уведомлением также является направление решения с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

В соответствии с положениями статьи 40 Закона жалоба на решение, действие таможенного органа может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав или законных интересов, а случае бездействия – со дня истечения установленного законодательными или правовыми актами в области таможенного дела срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия. Вместе с тем, в рассмотрении трети поданных жалоб было отказано из-за пропуска срока обжалования. При этом правом подачи заявления о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока заинтересованные лица практически не пользуются.

В современных условиях «общение» участников ВЭД и таможенных органов все больше уходит в электронную форму: электронное декларирование, получение государственных услуг в электронной форме. При этом, как в случае с государственными услугами, таможенные органы прямо рекомендуют обращаться за их получением именно в электронной форме. Зачастую и жалобы направляются лицами по электронной почте. Однако действующее законодательство не предусматривает подачу жалобы в электронном виде. Такая жалоба будет считаться поданной с нарушением формы.

В качестве обязательных реквизитов жалобы закон предусматривает подпись заявителя, указание места жительства или места его нахождения, наименования таможенного органа, решение которого обжалуется. При отсутствии оригинальной собственноручной подписи заявителя, жалоба считается неподписанной. Соответственно, направление жалобы в электронной форме не освобождает лицо от необходимости подачи жалобы в письменном «бумажном» виде. А также затягивает процесс ее рассмотрения.

Пытаясь ускорить процесс рассмотрения жалобы или, возможно, получить «нужный» результат лица иногда одновременно подают жалобы в таможенный орган и в суд, что также является основанием для таможенного органа отказать в рассмотрении жалобы по существу. Также имеют место случаи, когда лица повторно подают жалобы на решения, действия таможенного органа, которые уже обжаловались ими в тот же самый таможенный орган, что и первоначально. Однако подача повторных или дублирующих жалоб не приведет к реальному результату – пересмотру решения таможенного органа, а повлечет лишь дополнительные затраты времени и сил.

Еще одним неэффективным способом защиты своих прав можно назвать обжалование актов (документов) таможенного органа, не являющихся решением в области таможенного дела. Яркий пример – обжалование акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки не является решением таможенного органа и не может рассматриваться как самостоятельный предмет обжалования, что многократно подтверждалось и судебной практикой и правоприменительной практикой таможенных органов.

Подразумевается, что подача жалобы преследует определенную цель – отмену именно того решения, которое и порождает для лица негативные последствия. Неверное определение предмета обжалования достижению этой цели не способствует.

Нередко заинтересованные лица направляют в таможенные органы обращения о проведении ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенного органа в области таможенного дела. Статья 24 Закона предусматривает право вышестоящего таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела. Такие обращения рассматриваются таможенными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом такое обращение не влечет обязательность пересмотра обжалуемого решения, действия (бездействия) вышестоящим таможенным органом.

Ведомственное обжалование является скорым и эффективным способом защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сфере таможенных правоотношений и в целом успешно функционирует. Так, по итогам рассмотрения жалоб в первом квартале текущего года 68% жалоб удовлетворены, решения, действия таможенных органов признаны неправомерными и отменены. В связи с этим полагаем необходимым дальнейшее информирование граждан и организаций о требованиях, предъявляемых законодательством к подаче жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, ошибках, допускаемых при их подаче.

Читайте так же:  Требования пулково

Не верь,не бойся,не проси — приди возьми и унеси. «Honesty is the best policy»

Написать жалобу на таможенный орган

Можно подать жалобу на таможню, если требуется отстоять свои права и свободу, а также защититься от неправомерных действий должностных лиц. С целью устранить нарушение, обращенное к уполномоченному специалисту, нужно иметь веские основания, соответствующие установленным нормам, затем направить жалобу по правильному адресу.

Отправить открытое письмо

Что может служить основанием для претензии?

По закону, обжалованию подвергаются лишь решения и действия, которые влекут за собой нарушение интересов, законных прав гражданина. То есть, подача заявления об устранении правонарушения возможна лишь от потерпевшей стороны. Третьи лица, которые стали свидетелями происшествия, не могут рассчитывать на гарантированное рассмотрение жалобы.

Причиной претензии считают:

  • нарушение порядка оформления документов на таможне;
  • задержку либо утерю международного отправления;
  • неправильное начисление таможенного платежа;
  • отсутствие противодействия преступлению и административным нарушениям в компетенции органа;
  • затягивание сроков проверки;
  • отсутствие информирования о таможенном законодательстве, отказ в консультации по вопросам, попадающим в компетенцию специалистов.

Как можно обжаловать ситуацию?

Чтобы пожаловаться на таможенное управление, следует:

  • написать обращение письменно и отправить по определенному адресу;
  • изложить свои претензии в электронном виде;
  • лично пойти в управление и передать письмо;
  • обратиться в электронную приемную через Интернет.

В претензии указывается название подразделения таможни, ваша личная информация, суть нарушения. Направить обращение важно не позже 3-х месяцев со дня инцидента.

Как рассматривается жалоба, и какие могут быть последствия?

Заявление рассматривают в течение 1 месяца с момента его регистрации. Правомочный орган иногда продляет срок еще на 1 месяц, вдруг на это есть уважительная причина.

Таможенный орган может подтвердить правонарушение, установить частичное либо полное его удовлетворение. Потенциальные правовые последствия вступают в юридическую силу в течение 10 дней после вынесения решения.

Обжалование решений таможенных органов

Правоотношения в сфере регулирования торговых отношений и действия таможенных тарифов регламентируются Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Полномочия, задачи и правоохранительная деятельность таможенных служб каждой из стран, входящих в состав таможенного союза, определены его территориальным законодательством (ст. 6 ТК ТС). Под общее правило подпадает и процедура обжалования решения (действий или бездействия) таможенного органа в соответствии со ст. 9 ТК ТС.

Право на обжалование — необходимый инструмент восстановления правового положения, существовавшего до совершения неправомерных действий или бездействия таможенного органа и минимизации последствий.

Рассмотрим механизм обжалования подобных решений в рамках применения Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).

Обжалование решений действий таможенных органов

Доступность процедуры обжалования характеризуется неограниченным кругом лиц, наделенных правом подачи жалобы. Ст. 36 Закона № 311-ФЗ презюмирует недействительность отказа в предоставлении подобного права.

Порядок подачи жалобы определяет ее заявитель (ст. 37 Закона № 311-ФЗ). По выбору заявителя жалоба может быть подана как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд (арбитражный или общей юрисдикции). Причем одна и та же жалоба может быть подана как одновременно в указанные структуры, так и по отдельности.

Обратите внимание!

Решения таможенного органа, принятые в рамках совершенного административного правонарушения, подлежат специальной процедуре обжалования в рамках действия административного законодательства.

Ст. 49 ТК ТС предусматривает также упрощённый порядок оспаривания, выражаемый в устной жалобе руководителю должностного лица, который принял спорное решение. Существенное условие подобного порядка рассмотрения — стоимость товаров не может быть выше 1,5 млн рублей или количество — больше 1 транспортного средства.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Заявитель по своему усмотрению направляет жалобу:

  • непосредственно в таможенный орган, который принял решение или в чьем подчинении находится должностное лицо, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
  • в вышестоящий таможенный орган напрямую;
  • в суд согласно подсудности.

При нахождении жалобы на рассмотрении и в таможенных органах и в суде, таможенный орган правомерно отказывает в рассмотрении жалобы (ст. 44 Закона № 311-ФЗ).

Срок подачи жалобы ограничивается тремя месяцами (ст. 40 Закона № 311-ФЗ). Отсчет срока производится с даты, когда о нарушении стало известно заявителю, либо с даты истечения срока, отведенного для принятия решения уполномоченным органом по вопросу заявителя (что свидетельствует о бездействии). Если у заявителя имеются основания утверждать, что указанный срок был пропущен по уважительным причинам либо ввиду обстоятельств, не зависящих от его волеизъявления, жалоба подлежит рассмотрению в общем порядке и после истечения 3 месяцев (ст. 41 Закона № 311-ФЗ).

Обжаловать решения таможенных органов и их должностных лиц могут как юридические, так и физические лица, как лично, так и через своих представителей. Представительство в вопросах таможенного регулирования — необходимый элемент защиты нарушенных прав. Перед подачей заявления юрист должен проверить, отвечает ли жалоба установленным требованиям закона:

  • жалоба подана в установленный срок;
  • соблюдены требования к форме и содержанию жалобы (ст. 42 Закона № 311-ФЗ);
  • предмет обжалования подпадает под юрисдикцию органа, у которого она находится на рассмотрении;
  • жалобу подписывает и подает уполномоченное лицо;
  • по указанному спору ранее не принято решение;
  • юридические факты (принятие решения, действия, бездействие таможенного органа и должностных лиц) обоснованы наличием доказательств.

Если таможенный орган отказывает в принятии жалобы, подобное решение может быть также обжаловано через суд либо в вышестоящий таможенный орган. Если таможенный орган принял жалобу для последующего рассмотрения, спор будет рассмотрен в срок, не превышающий одного месяца с возможностью его продления не более, чем на аналогичный срок.

В качестве примера рассмотрим наиболее распространенный вид жалобы на действия, бездействие и в отношении решений таможенного органа — оспаривание корректировки таможенной стоимости (ст. 112 ТК ТС). Удовлетворение подобной жалобы позволяет заявителю уменьшить обязательные платежи, предусмотренные таможенным законодательством.

Суть спора — декларанты (лица, осуществляющие межгосударственное перемещение товаров) в рамках установленных таможенным органом форме и порядке рассчитывают и заявляют стоимость товаров при пересечении границы. Должностные лица таможенной службы в результате анализа документов выявляют несоответствия либо ошибки в оформлении деклараций. В рассматриваемом случае заявителю жалобы достаточно доказать соответствие представленной информации в рамках проведенной сделки относительно декларируемых товаров.

Обжалование решений таможенного органа и его сотрудников — распространенная мера воздействия на недобросовестное выполнение своей работы со стороны уполномоченных служб. Процедура оспаривания четко регламентирована нормами действующего законодательства, на рассмотрение жалоб отведены относительно непродолжительны сроки, — все это в должной мере упрощает юристу работу и увеличивает вероятность удовлетворения жалобы.

11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который установит новый порядок межгосударственного сотрудничества, а ТК ТС утратит свою силу. Отслеживание подобных изменений и изучение принятых норм — неотъемлемая часть работы профессионала в сфере юридической помощи. Специалисты нашего сайта готовы оказать квалифицированную поддержку и помощь в обжаловании незаконных решений как в рамках действующей системы, так и той, которая будет принята под влиянием новелл в законодательстве.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.