Закон 44 фз и 275 фз

Содержание:

Государственный оборонный заказ-2018: комментарий к закону 275-ФЗ

Общие положения

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в области гособоронзаказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

Основные понятия

Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель.
Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.

Среди принципов регулирования цен на товары в рамках гособоронзаказа можно выделить следующие:

  • применение антимонопольных мер;
  • прибыльность поставок продукции;
  • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
  • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
  • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
  • соблюдение равновесия интересов между участниками.

Изменения Закона в 2018 году

Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2018), содержит следующие нововведения:

  • к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
  • норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2018 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.

Особое внимание следует обратить на принятые в 2018 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа.

Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2018). Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2018 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).

Во-вторых, необходимо упомянуть и о Приказе Минфина № 6н (от 15.01.2018). Данный документ начал свое действие с 01.04.2018 и определил порядок предоставления выписок из заключенных контрактов (содержащих сведения, относимые к гостайне).

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2018 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственном оборонном заказе»

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ

19 декабря 2012 года

26 декабря 2012 года

Судебная практика и законодательство — 275-ФЗ О государственном оборонном заказе

4. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, установленные в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в том числе:

головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее — головной исполнитель) — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;

— Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

— Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

4. Государственное регулирование цен осуществляется государственными заказчиками, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Федерального закона «О государственном оборонном заказе».

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, директором по капитальным вложениям, в уполномоченный банк — банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4250) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) «военная продукция» — часть оборонной продукции, включая ядерную оружейную продукцию и продукцию военного назначения, которая создается и (или) поставляется по технической документации (конструкторской, технологической и программной документации, техническим условиям, являющимся составной частью конструкторской документации), утвержденной государственным заказчиком государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;

Налогоплательщик являлся исполнителем государственного оборонного заказа. Суд учитывал, что согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя и исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. Суд пришел к выводу, что в случае принудительного взыскания налога и пени с зависимого с предприятием лица ни положения статьи 8, ни иные положения данного закона не будут нарушены, поскольку в Федеральном законе N 275-ФЗ отсутствует запрет на списание средств, полученных исполнителем государственного оборонного заказа, в счет уплаты налогов и пени. Ввиду того, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ не противоречат положениям указанного Федерального закона, данные положения были применены судом к спорным правоотношениям.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст. 102; 2015, N 36, ст. 5055).

2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, подлежащих исполнению на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), заключаемым на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов;

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, структурным подразделением Министерства, осуществляющим инвестиционную политику в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в уполномоченный банк — банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в части оплаты в соответствии с условиями государственных контрактов за счет средств федерального бюджета, за исключением погашения кредита (основного долга по кредиту), — на отдельные счета в уполномоченном банке в соответствии с Законом N 275-ФЗ;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном оборонном заказе»

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ

19 декабря 2012 года

26 декабря 2012 года

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

«О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»

«Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017 — 2019 годы»

«О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»

«Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ»)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

«Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 декабря 2018 года»

Читайте так же:  707 приказ мвд россии 2019

«Льгота по оплате госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Государственный оборонный заказ

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный оборонный заказ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Государственный оборонный заказ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственный оборонный заказ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Государственный оборонный заказ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

275-ФЗ о гособоронзаказе: основные положения, контроль и изменения

Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. Основным положениям Закона № 275-ФЗ, а также изменениям 2018 года в гособоронзаказе ФЗ 275 будет посвящен настоящий материал.

Общие положения Закона № 275-ФЗ

Под государственным оборонзаказом понимаются задания, которые:

  • установлены актом Правительства РФ;
  • предусматривают поставку работ (товаров, услуг);
  • осуществляются для обеспечения безопасности и обороноспособности РФ.

Также, в рамках государственного оборонзаказа производятся поставки в области военного и технического сотрудничества с другими государствами. Сторонами отношений в области оборонзаказа являются:

  • госзаказчик (Минобороны, Росатом, Роскосмос);
  • головной исполнитель госконтракта;
  • исполнитель госконтракта привлекается основным исполнителем для выполнения определенных работ или поставки необходимых товаров;
  • уполномоченный банк, который осуществляет банковское обслуживание госконтракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Изменения, внесенные в федеральный закон о гособоронзаказе 275-ФЗ законом от 29.07.2017 № 237-ФЗ, устанавливают, что при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, утилизацию оружия и спецтехники, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение, обеспечение госконтракта вносить не требуется.

Спецсчета для ГОЗ и еще три новости для оборонки

Правила обеспечения государственных нужд меняются и для тех, кто работает в гособоронзаказе. Читайте, что изменилось в работе с банками и еще три важные новинки этого лета для оборонки.

Особенности формирования и утверждения гособоронзаказа

Формирование федерального закона о гособоронзаказе 275-ФЗ базируется на:

  • военной доктрине РФ;
  • планах развития ВС РФ;
  • целевых программах в области обороноспособности государства и т.д.

В состав государственного оборонзаказа могут быть включены:

  • научные, исследовательские, конструкторские работы по созданию оружия и спецтехники;
  • поставка оружия и военной техники и комплектующих к ним;
  • услуги по ремонту и модернизации оружия и техники;
  • работы по уничтожению химоружия; строительство реконструкция и последующая утилизация военных объектов и т.д.

Подробные правила разработки государственного оборонного заказа установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Сформированный заказ утверждается Правительством РФ в течение 1 месяца после утверждения госбюджета.

Особенности размещения государственного оборонного заказа

Отличий 44 и 275-ФЗ о гособоронзаказе в таблице будет очень много. Здесь же укажем, что госзакупки в рамках гособоронзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующих положений ГОЗ ФЗ 275:

  • при размещении государственного оборонзаказа на поставку оружия, военной техники и имущества, принятого в эксплуатацию документация о закупке должна содержать их название и товарные знаки;
  • оформление госконтракта по государственному оборонзаказу обязательно для единственного поставщика, определенного нормативными актами Российской Федерации при условии, что такой контракт обеспечивает уровень прибыли, установленный постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465;
  • оформление госконтракта по оборонзаказу также является обязательным для государственных унитарных предприятий и других юрлиц, которые занимают доминирующее положение на рынке, когда другие потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам проведенных торгов;
  • оформление госконтракта является обязательным для юрлиц, которые в соответствии со ст. 14 275-ФЗ занимают доминирующее положение. Единственным условием для отказа от оформления контракта в этом случае является наличие экономических или технологических причин;
  • сроки размещения гособоронного заказа устанавливаются Правительством РФ.

Екатерина Суханова, эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

Государственное регулирование цен гособоронзаказа

Госрегулирование цен в сфере гособоронзаказа осуществляется путем:

  • установления перечня товаров по гособоронзаказу, на которые распространяется госрегулирование цен. Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.06.2013 № 976-р в него входят самолеты, ракеты, танки, спецсредства связи и т.д.;
  • принятия отдельных правил определения начальной цены госконтракта;
  • использования различных видов цен;
  • учета в цене товара, произведенного в рамках оборонного заказа затрат, произведенных на его создание и реализацию;
  • госрегистрации цен при государственном оборонзаказе;
  • другими методами, установленными п. 1 ст. 10, рассматриваемого ФЗ.

При размещении заказ у единственного поставщика могут применяться следующие виды цен:

  • уточняемая цена, которая применяется, когда нет достаточных данных для определения фиксированной цены. Примером может служить поставка продукции, цикл производства которой превышает 3 года;
  • цена, возмещающая издержки применяется при оформлении госконтрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых образцов вооружения, когда на момент подписания госконтракта определить величину необходимых затрат не представляется возможным;
  • фиксированная цена, которая применяется в остальных случаях.

Подробнее смотрите положение о применении видов цен, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Как заключить контракт по гособоронзаказу

Банковское сопровождение гособоронзаказа

Банковское сопровождение госконтрактов при государственном военном заказе заключается в установлении ФЗ по гособоронзаказу 275:

  • требований к банкам, которые могут осуществлять сопровождение госконтрактов по государственному оборонному заказу. ФЗ 275 о гособоронзаказе в новой редакции устанавливает также правила включения уполномоченного банка в соответствующий перечень;
  • прав и обязанностей уполномоченного банка, головного исполнителя госконтракта и его соисполнителей при проведении банковского сопровождения госконтракта в сфере оборонзаказа;
  • целей, в отношении которых допускает списание денежных средств со спецсчета. Законом от 29.07.2018 № 263-ФЗ закон о гособоронзаказе 275-ФЗ дополнен положением о том, что со спецсчета могут оплачиваться расходы на электроэнергию;
  • перечня операций, осуществление которых по спецсчету запрещено;
  • обязательного мониторинга платежей, совершаемых по спецсчету. Его проводит уполномоченный банк путем контроля соответствия заявлено платежа документам, являющимся снованием для его совершения;
  • оснований для приостановки операции, совершаемой по спецсчету. Критерии для приостановки операций по спецсчету установлены указанием ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.

Госконтроль в области гособоронзаказа

Контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа является Федеральная антимонопольная служба РФ. Ее основными полномочиями являются:

  • возбуждение и ведение дел о нарушении нормативно-правовых актов по гособоронзаказу, привлечение к административной ответственности;
  • выдача предписаний о прекращении нарушения действующих нормативно-правовых актов в сфере государственного оборонзаказа;
  • проведение проверки соблюдения действующего законодательства;
  • производство контроля в сфере ценообразования на продукцию, создаваемую в рамках государственного оборонзаказа;
  • ведение реестра предприятий и организаций, привлеченных к административной ответственности за уклонение или отказ от оформления госконтракта, когда такое оформление является для него обязательным и др.

Гособоронзаказ ФЗ 275 имеет достоинства и недостатки, последние уменьшаются в связи с внесением в закон о ГОЗ 275-ФЗ изменений.

Изменения в работе по 275-ФЗ в 2018 году

С 30 октября 2018 года
Утвердили порядок, по которому исполнители составят отчет об исполнении гособоронзаказа для Минобороны. Действия исполнителя зависят от того, есть ли в организации представительство Минобороны. (Приказ министра обороны от 08.10.2018 № 554)

С 8 сентября 2018 года
Утвердили порядок, по которому применят индексы цен, индексы-дефляторы при расчете стоимости гособоронзаказа. (Приказ Минэкономразвития от 01.06.2018 № 276) Подробнее о ценообразовании в ГОЗ

С 4 сентября 2018 года
Сняли запрет на перевод средств исполнителю на банковский счет. Новые правила распространили на закупки услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. Теперь в рамках гособоронзаказа услуги перевозок по железной дороге разрешили оплачивать на счета в кредитных учреждениях.Постановление Правительства от 24.08.2018 № 989

С 31 августа 2018 года
Казначейство проверит документы, которые подтверждают факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ведомство также проверит фактический объем поставленных товаров, выполненных работ и услуг.(Приказ Минфина от 22.06.2018 № 143н)

С 10 августа 2018 года
Ужесточили ответственность должностных лиц головных исполнителей ГОЗ, которые нарушили срок и порядок оплаты по контракту. По новым правилам нарушителям грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (Федеральный закон от 29.07.2018 № 239-ФЗ)

С 30 июля 2018 года
Приняли новый порядок банковского сопровождения ГОЗ. (Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ) Какое сопровождение выбрать – банковское или казначейское?

С 30 июня 2018 года
Продлили правила, по которым поставщиков для нужд обороны и безопасности определяют только на закрытых процедурах. (Постановление Правительства от 21.06.2018 № 708)

С 11 апреля 2018 года
Едпоставщики по ГОЗ и единственные производители продукции обязаны исполнить контракты по гособоронзаказу. Иначе организацию привлекут к административной ответственности. (Постановление Правительства от 30.03.2018 № 353)

С 7 апреля 2018 года
Утвердили перечень документов, которыми подтвердят возникновение денежных обязательств по гособоронзаказу. (Приказ Минфина от 15.01.2018 № 7н)

С 1 апреля 2018 года
Решили, как головной исполнитель по ГОЗ будет передавать документы с гостайной в Казначейство. (Приказ Минфина от 15.01.2018 № 6н)

С 3 марта 2018 года
ФАС разработала документы-основания, по которым участники ГОЗ смогут узнать стоимость товара. (Приказ ФАС от 31.01.2018 № 116/18)

С 13 февраля 2018 года
Установили сроки проверок исполнителей гособоронзаказа. (Постановление Правительства от 01.02.2018 № 93)

С 25 января 2018 года
Акционерным обществам и ООО разрешили не разглашать сведения или предоставить только часть информации о крупных сделках и сделках, в которых есть заинтересованность. (Постановление Правительства от 15.01.2018 № 10)

С 12 января 2018 года
Утвердили правила казначейского контроля операций по ГОЗ. (Постановление Правительства от 28 декабря 2017 года № 1680)

C 9 января 2018 года
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства при гособоронзаказе руководителя организации накажут существенными штрафами. (Закон от 29 декабря 2017 года № 469-ФЗ)

275-ФЗ о гособоронзаказе: основные положения, контроль и изменения

Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. Основным положениям Закона № 275-ФЗ, а также изменениям 2018 года в гособоронзаказе ФЗ 275 будет посвящен настоящий материал.

Общие положения Закона № 275-ФЗ

Под государственным оборонзаказом понимаются задания, которые:

  • установлены актом Правительства РФ;
  • предусматривают поставку работ (товаров, услуг);
  • осуществляются для обеспечения безопасности и обороноспособности РФ.

Также, в рамках государственного оборонзаказа производятся поставки в области военного и технического сотрудничества с другими государствами. Сторонами отношений в области оборонзаказа являются:

  • госзаказчик (Минобороны, Росатом, Роскосмос);
  • головной исполнитель госконтракта;
  • исполнитель госконтракта привлекается основным исполнителем для выполнения определенных работ или поставки необходимых товаров;
  • уполномоченный банк, который осуществляет банковское обслуживание госконтракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Изменения, внесенные в федеральный закон о гособоронзаказе 275-ФЗ законом от 29.07.2017 № 237-ФЗ, устанавливают, что при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, утилизацию оружия и спецтехники, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение, обеспечение госконтракта вносить не требуется.

Читайте так же:  Лишение прав самара

Спецсчета для ГОЗ и еще три новости для оборонки

Правила обеспечения государственных нужд меняются и для тех, кто работает в гособоронзаказе. Читайте, что изменилось в работе с банками и еще три важные новинки этого лета для оборонки.

Особенности формирования и утверждения гособоронзаказа

Формирование федерального закона о гособоронзаказе 275-ФЗ базируется на:

  • военной доктрине РФ;
  • планах развития ВС РФ;
  • целевых программах в области обороноспособности государства и т.д.

В состав государственного оборонзаказа могут быть включены:

  • научные, исследовательские, конструкторские работы по созданию оружия и спецтехники;
  • поставка оружия и военной техники и комплектующих к ним;
  • услуги по ремонту и модернизации оружия и техники;
  • работы по уничтожению химоружия; строительство реконструкция и последующая утилизация военных объектов и т.д.

Подробные правила разработки государственного оборонного заказа установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Сформированный заказ утверждается Правительством РФ в течение 1 месяца после утверждения госбюджета.

Особенности размещения государственного оборонного заказа

Отличий 44 и 275-ФЗ о гособоронзаказе в таблице будет очень много. Здесь же укажем, что госзакупки в рамках гособоронзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующих положений ГОЗ ФЗ 275:

  • при размещении государственного оборонзаказа на поставку оружия, военной техники и имущества, принятого в эксплуатацию документация о закупке должна содержать их название и товарные знаки;
  • оформление госконтракта по государственному оборонзаказу обязательно для единственного поставщика, определенного нормативными актами Российской Федерации при условии, что такой контракт обеспечивает уровень прибыли, установленный постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465;
  • оформление госконтракта по оборонзаказу также является обязательным для государственных унитарных предприятий и других юрлиц, которые занимают доминирующее положение на рынке, когда другие потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам проведенных торгов;
  • оформление госконтракта является обязательным для юрлиц, которые в соответствии со ст. 14 275-ФЗ занимают доминирующее положение. Единственным условием для отказа от оформления контракта в этом случае является наличие экономических или технологических причин;
  • сроки размещения гособоронного заказа устанавливаются Правительством РФ.

Екатерина Суханова, эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

Государственное регулирование цен гособоронзаказа

Госрегулирование цен в сфере гособоронзаказа осуществляется путем:

  • установления перечня товаров по гособоронзаказу, на которые распространяется госрегулирование цен. Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.06.2013 № 976-р в него входят самолеты, ракеты, танки, спецсредства связи и т.д.;
  • принятия отдельных правил определения начальной цены госконтракта;
  • использования различных видов цен;
  • учета в цене товара, произведенного в рамках оборонного заказа затрат, произведенных на его создание и реализацию;
  • госрегистрации цен при государственном оборонзаказе;
  • другими методами, установленными п. 1 ст. 10, рассматриваемого ФЗ.

При размещении заказ у единственного поставщика могут применяться следующие виды цен:

  • уточняемая цена, которая применяется, когда нет достаточных данных для определения фиксированной цены. Примером может служить поставка продукции, цикл производства которой превышает 3 года;
  • цена, возмещающая издержки применяется при оформлении госконтрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых образцов вооружения, когда на момент подписания госконтракта определить величину необходимых затрат не представляется возможным;
  • фиксированная цена, которая применяется в остальных случаях.

Подробнее смотрите положение о применении видов цен, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Как заключить контракт по гособоронзаказу

Банковское сопровождение гособоронзаказа

Банковское сопровождение госконтрактов при государственном военном заказе заключается в установлении ФЗ по гособоронзаказу 275:

  • требований к банкам, которые могут осуществлять сопровождение госконтрактов по государственному оборонному заказу. ФЗ 275 о гособоронзаказе в новой редакции устанавливает также правила включения уполномоченного банка в соответствующий перечень;
  • прав и обязанностей уполномоченного банка, головного исполнителя госконтракта и его соисполнителей при проведении банковского сопровождения госконтракта в сфере оборонзаказа;
  • целей, в отношении которых допускает списание денежных средств со спецсчета. Законом от 29.07.2018 № 263-ФЗ закон о гособоронзаказе 275-ФЗ дополнен положением о том, что со спецсчета могут оплачиваться расходы на электроэнергию;
  • перечня операций, осуществление которых по спецсчету запрещено;
  • обязательного мониторинга платежей, совершаемых по спецсчету. Его проводит уполномоченный банк путем контроля соответствия заявлено платежа документам, являющимся снованием для его совершения;
  • оснований для приостановки операции, совершаемой по спецсчету. Критерии для приостановки операций по спецсчету установлены указанием ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.

Госконтроль в области гособоронзаказа

Контролирующим органом в сфере государственного оборонного заказа является Федеральная антимонопольная служба РФ. Ее основными полномочиями являются:

  • возбуждение и ведение дел о нарушении нормативно-правовых актов по гособоронзаказу, привлечение к административной ответственности;
  • выдача предписаний о прекращении нарушения действующих нормативно-правовых актов в сфере государственного оборонзаказа;
  • проведение проверки соблюдения действующего законодательства;
  • производство контроля в сфере ценообразования на продукцию, создаваемую в рамках государственного оборонзаказа;
  • ведение реестра предприятий и организаций, привлеченных к административной ответственности за уклонение или отказ от оформления госконтракта, когда такое оформление является для него обязательным и др.

Гособоронзаказ ФЗ 275 имеет достоинства и недостатки, последние уменьшаются в связи с внесением в закон о ГОЗ 275-ФЗ изменений.

Изменения в работе по 275-ФЗ в 2018 году

С 30 октября 2018 года
Утвердили порядок, по которому исполнители составят отчет об исполнении гособоронзаказа для Минобороны. Действия исполнителя зависят от того, есть ли в организации представительство Минобороны. (Приказ министра обороны от 08.10.2018 № 554)

С 8 сентября 2018 года
Утвердили порядок, по которому применят индексы цен, индексы-дефляторы при расчете стоимости гособоронзаказа. (Приказ Минэкономразвития от 01.06.2018 № 276) Подробнее о ценообразовании в ГОЗ

С 4 сентября 2018 года
Сняли запрет на перевод средств исполнителю на банковский счет. Новые правила распространили на закупки услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. Теперь в рамках гособоронзаказа услуги перевозок по железной дороге разрешили оплачивать на счета в кредитных учреждениях.Постановление Правительства от 24.08.2018 № 989

С 31 августа 2018 года
Казначейство проверит документы, которые подтверждают факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ведомство также проверит фактический объем поставленных товаров, выполненных работ и услуг.(Приказ Минфина от 22.06.2018 № 143н)

С 10 августа 2018 года
Ужесточили ответственность должностных лиц головных исполнителей ГОЗ, которые нарушили срок и порядок оплаты по контракту. По новым правилам нарушителям грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (Федеральный закон от 29.07.2018 № 239-ФЗ)

С 30 июля 2018 года
Приняли новый порядок банковского сопровождения ГОЗ. (Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ) Какое сопровождение выбрать – банковское или казначейское?

С 30 июня 2018 года
Продлили правила, по которым поставщиков для нужд обороны и безопасности определяют только на закрытых процедурах. (Постановление Правительства от 21.06.2018 № 708)

С 11 апреля 2018 года
Едпоставщики по ГОЗ и единственные производители продукции обязаны исполнить контракты по гособоронзаказу. Иначе организацию привлекут к административной ответственности. (Постановление Правительства от 30.03.2018 № 353)

С 7 апреля 2018 года
Утвердили перечень документов, которыми подтвердят возникновение денежных обязательств по гособоронзаказу. (Приказ Минфина от 15.01.2018 № 7н)

С 1 апреля 2018 года
Решили, как головной исполнитель по ГОЗ будет передавать документы с гостайной в Казначейство. (Приказ Минфина от 15.01.2018 № 6н)

С 3 марта 2018 года
ФАС разработала документы-основания, по которым участники ГОЗ смогут узнать стоимость товара. (Приказ ФАС от 31.01.2018 № 116/18)

С 13 февраля 2018 года
Установили сроки проверок исполнителей гособоронзаказа. (Постановление Правительства от 01.02.2018 № 93)

С 25 января 2018 года
Акционерным обществам и ООО разрешили не разглашать сведения или предоставить только часть информации о крупных сделках и сделках, в которых есть заинтересованность. (Постановление Правительства от 15.01.2018 № 10)

С 12 января 2018 года
Утвердили правила казначейского контроля операций по ГОЗ. (Постановление Правительства от 28 декабря 2017 года № 1680)

C 9 января 2018 года
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства при гособоронзаказе руководителя организации накажут существенными штрафами. (Закон от 29 декабря 2017 года № 469-ФЗ)

Гособоронзаказ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках Закона № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Участники гособоронзаказа

  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

Читайте так же:  Страна в которой нельзя получить гражданство

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют. ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Елена Тарасова, эксперт Системы Госзаказ

Головной исполнитель или исполнитель по запросу заказчика обязан предоставить информацию о каждом привлеченном исполнителе государственного оборонного заказа. Читайте, что такое кооперация ГОЗ и как отследить цепочку исполнителей

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10 ).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Материалы по теме:

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный постановлением Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова, эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите в статье «Как работает казначейское сопровождение для закупок по гособоронзаказу».

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Идентификатор госконтракта и платежей по нему

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.

Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны России, Казначейства России от 11 августа 2015 года № 475/13н. Он представляет собой код размером в 25 знаков, из которых:

Что такое идентификатор контракта и как его сформировать

  • первые 2 цифры обозначают последние 2 цифры года оформления госконтракта;
  • 3 и 4 цифры обозначают 2 последние цифры окончания срока действия госконтракта;
  • следующие 3 знака представляют собой идентификационный код госзаказчика;
  • 8-ое число обозначает способ осуществления закупки (где «1» означает конкурентные процедуры, «2» — оформление госконтракта с единственным поставщиком, в том случае, когда конкурентная процедура не состоялась, «3» — закупку у единственного поставщика и т.д.);
  • цифры с 9 по 12 обозначают номер госконтракта в текущем году;
  • 13-ое число представляет собой вид цены госконтракта, где «1» — ориентировочная, «2» — фиксированная, «3» — возмещающая издержки;
  • кодификация цифр с 14 по 25 осуществляется госзаказчиком самостоятельно.

Идентификатор госконтракта сохраняется на весь период его действия.

Банковское сопровождение госконтракта

В ст. 8 закона № 275 в перечень основных обязанностей головного исполнителя госконтракта включены:

  • оформление контракта с уполномоченным банком на сопровождение;
  • использование для осуществления расчетов по госконтракту отдельных счетов соисполнителей, открытых в таком банке;
  • включение в контракт условия об открытии таких счетов соисполнителями.

Требования к уполномоченным банкам установлены в ст. 8.1 рассматриваемого ФЗ. Банк одновременно должен соответствовать следующим критериям:

  • иметь капитал не менее ста миллиардов рублей;
  • находится под контролем ЦБ России;
  • иметь лицензию на осуществление работ со сведениями, составляющими гостайну.

ЦБ России размещает перечень уполномоченных банков на своем сайте в сети «Интернет». Режим использования отдельного счета подразумевает под собой списание денег только при указании идентификатора госконтракта, и только на отдельный счет. Исключение из этого правила составляют:

  • налоговые и другие обязательные платежи;
  • оплата расходов на поставку товаров по ценам, подлежащих госрегулированию;
  • оплата расходов головных исполнителей (до 5 млн. рублей), соисполнителей (до 3-х млн. рублей);
  • другие случаи, указанные в ч. 2 ст. 8.3 рассматриваемого ФЗ.

По отдельному счету нельзя осуществлять:

  • выдачу кредитов и займов;
  • погашение кредитов, займов и процентов по ним;
  • перечисления физлицам за исключением выплаты зарплаты и компенсационных выплат;
  • вклады в уставный капитал других юрлиц;
  • покупку иностранной валюты, ценных бумаг, векселей;
  • внесение пожертвований;
  • взаиморасчеты и др.

Полный список запрещенных операций см. в ст. 8.4 рассматриваемого ФЗ.

Спецсчета в уполномоченном банке

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Актуальный перечень банков от Минфина смотрите в статье

Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона о гособоронзаказе).

В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства России от 4 декабря 2015 г. № 07-04-05/05-822).

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона о ГОЗ.