Требования к занятиям по математике в детском саду

Требования к занятиям по математике в детском саду

В настоящее время в процессе организации обучения элементарной математике дошкольников в дошкольной образовательной организации (ДОО) используются разнообразные формы.

В дидактике «форма» (от лат. – устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности [2].

Форма организации обучения – это «способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Исторически сложились три формы организации обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства» [2, с.244]. В частности, Е.И. Щербакова выделяет индивидуальную, групповую, индивидуально-групповую и коллективно-групповую формы обучения [5].

В рамках различных организационных форм обучения воспитатель ДОО обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых.

На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) и парциальными («Математические ступеньки», «Математика в детском саду» и др.). НОД проводятся с детьми всех возрастных групп в детском саду и включает в себя организованную образовательную ситуацию, совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей, в процессе которых формируются и развиваются элементарные математические представления.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

В соответствии с ФГОС ДО обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [1].

В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности. По времени образовательная ситуация в младшей группе длится 10-15 минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. При проведении организованной образовательной деятельности выделяют три основные части: вводная, основная и заключительная [1].

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях (образовательных ситуациях) и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями второй категории (по определению А.П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обобщенными, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе [4].

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т.е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

Занятия (образовательная ситуация) по формированию элементарных математических представлений у детей, или занятия по математике в детском саду, как они названы в последних программных документах, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т.е. одновременно со всеми детьми. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно или два занятия в подготовительной к школе группе в неделю.

М.Ю. Стожарова и С.Г. Михалева подчеркивают, что формирование математических представлений осуществляется с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, моделирования, экспериментирования и т.п. Педагог создает ситуации, которые побуждают детей применять полученные знания и умения. Усложняя познавательные задачи, педагог поддерживает у детей желание найти новое решение [3].

Наиболее распространенны в практике работы детского сада комплексные занятия по математике. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения. По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными. Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.

Следует отметить, что построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В ходе НОД комплексно, по мнению М.Ю. Стожаровой и С.Г. Михалевой, решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части.

Таким образом, основной формой обучения элементарной математике дошкольников является непосредственно-образовательная деятельность. Во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию обеспечивается интеграция организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых с детьми и самостоятельная деятельность детей, что влияет на успешное формирование и развитие математических представлений у дошкольников в условиях стандартизации дошкольного образования.

Развитие речи на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в детском саду. Она полностью определяется требованиями “Программы”. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (названий геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

Условное деление словаря на активный и пассивный дает возможность последовательно вести занятия от понимания смысла (значения) слов, обозначающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.

Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения (“много”, “один”, “ни одного”, “столько – сколько”, “поровну”, “больше”, “меньше”) должны осознаваться в практических действиях по сравнения совокупностей и отдельных предметов; заимствованные из речи окружающих числительные наполнятся смыслом лишь в процессе обучения на занятиях, и только тогда будут использоваться с определенной целью.

На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления (“шире – уже”, “выше – ниже”, “толще – тоньше”), отличать эти изменения от изменений общего объема (“больше – меньше”, “большой – маленький”), находить более сложные ориентировки в величине предметов (“высокий”, “ниже”, “самый низкий”), осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры (“круг”, “квадрат”, “треугольник”), пространственные отношения, временные обозначения (“утро”, “день”, “вечер”, “ночь”, “вчера”, “сегодня”, “завтра”, “быстро”, “медленно”; названия дней недели, месяцев). Тогда они научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений, наконец, способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

Читайте так же:  Доверенность италии

РЕМП решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства. Результативность обучения во многом зависит от знания педагогом общих закономерностей развития мышления и речи дошкольника.

Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действия и речевым выражением способа его выполнения.

Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, действие постепенно отрывается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом при этом является высказывание о ходе действия, т.е. отображение действии в речи, без опоры на наглядность.

Усвоение нового действия начинается с ориентировки в задании: детям показывают обобщенный способ выполнения. На его основе можно в дальнейшем выполнять любое аналогичное задание. Усвоение нового действии закрепляется практически в процессе выполнения заданий. Такую работу можно проводить уже к концу года в младшей группе, например по окончании темы “Установление соответствии между предметами с целью получения равенства (неравенства) двух групп”.По мере овладения действием с предметами становится возможным полное, развернутое выражение его в речи. Методические правильно требовать от детей выражать в речи не только результат и процесс выполнения, но и предварительное проговаривания действия. Можно даже предложить рассказать, как они будут выполнять задание, например, такое: положить на нижнюю полоску столько же предметов, сколько их на верхней, или, узнать, чему равна длина стола. Задание педагог формирует таким образом, чтобы в ответах отражался способ выполнения действий, т.е. характер и последовательность всех операций. Тогда и на последнем этапе формирования действия (действия в уме) станет возможным обоснование способа выполнения, результата без непосредственной опоры на практическое действие, наглядность. Итак, место, назначение и характер речи детей меняются по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задании с частичным проговариванием способа выполнения, то на втором и тем более на третьем – рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность.

Трех — четырехлетние дети не могут выполнить задание, которое решается чисто речевыми средствами, т.е. в плане внутренней речи. Им доступны (и способствуют дальнейшему развитию мышления и познавательных процессов) задания, выполняемые практическими средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказ о выполненном.

Практические задания по формированию элементарных математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия (“Раскладывай и говори, что ты делаешь. Расскажи, как ты выполнил задание. Что ты сделал? Расскажи. Почему взял сначала три предмета, а потом столько же положил справа?”).

Рассуждения пяти — шестилетних детей могут основываться только на зрительном восприятии анализируемого или сформированных представлений. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом. Вот почему задание сопровождается словесной инструкцией (“Объясни, как выполнял задание. Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять. Объясни, что я сделала. Объясни, как выполнила задание Лена”). Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, постепенный переход к переходу к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдаются организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.

Не исключены, разумеется, на занятиях по формированию элементарных математических представлений и речевые ошибки. Наиболее частые – отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений; однословность или, наоборот, многословие. Причины – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача воспитателя – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму, метод изменения и т.д. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуют вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищам. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Например, “коля сравнил два четырехугольника. О чем можно спросить его?” Или, по выполнении практического действия: “Спроси Галю: что она узнала, разложив предметы в два ряда?” еще несколько приемов: адресовать объяснение не только воспитателю, но и всей группе (“Объясни так, чтобы всем стало понятно; для чего ты сравнивал полоски по ширине”), сформировать вопрос на готовый ответ. (“Я скажу ответ, а вы задайте мне на него вопрос. Ответ такой: “Треугольник отличается от квадрата количеством углов и сторон”; “Я измерила стол и узнала: длина его равна 5 меркам, ширина – трем. Как можно спросить меня?”). Все приемы – учебные, игровые, занимательные – должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность, воспитывать самостоятельность.

Педагог на занятиях (кроме того, что объясняет, последовательно разъясняет характер упражнений) кратко, образно, конкретно обобщает ответы, результаты практических действий, подводит итог. В каждом конкретном случае его обобщения определяются программной задачей, содержанием упражнений, уровнем ответов, степень освоенности учебного материала. Объясняя материал, он использует тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающие количество, величину, форму, пространство, отношения объектов. Его речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольников на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Сайт для воспитателей детских садов

Формирование элементарных математических представлений с помощью наглядности

Современное общество волнует на сколько интеллектуально развитым будет следующее поколение, как и на каком этапе, не принося вреда здоровью ребенка осуществлять воспитательно-образовательный процесс. Роль наглядности в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста определяется ее недостаточной разработанностью на современном этапе развития человечества. Не многим педагогам и воспитателям удается правильно включить наглядный материал в процесс обучения, чтобы он приносил ощутимую пользу детям и развивал бы малышей интеллектуально.

Если в процессе формирования математических представлений у детей использовать наглядный материал, то этим достигается более высокий уровень интеллектуального развития. Существенное повышение уровня развития умственных способностей ребенка в результате выполнения специальных заданий, требующих использования разных видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей. Если учесть то, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста, то результат усвоения ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений будет успешным.

Целью данной работы является полное раскрытие темы о роли наглядности в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. рассмотреть вопросы развития умственных способностей с помощью наглядного материала;

2. показать, как наглядный материал влияет на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста;

3. показать каким образом достигается более высокий результат овладения математических представлений у детей с помощью наглядности;

4. рассмотреть вопросы развития интеллекта детей с помощью наглядного моделирования и сюжетно дидактических игр;

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНОСТИ

1. Значение обучения математике и его прямая зависимость от методов и средств.

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Г. С. Костюк доказал, что в процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Психологические экспериментальные исследования и психологический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, персептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и др. компоненты общих и специальных способностей. В исследованиях В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и др. доказано, что задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения.

Разница в уровнях развития детей, как показывает опыт, выражается главным образом в том, какими темпами, с какими успехами они овладевают знаниями, а также с помощью каких методов и приемов эти знания получены.

Обучение может по-разному развивать ребенка в зависимости от его содержания и методов. Именно содержание и его структура являются гарантами математического развития ребенка. В методике вопрос «чему учить?» всегда был и остается одним из основных вопросов. Но велика значимость и того «как учить?».

Многочисленными исследованиями А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения, и средства обучения.

Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему необычному, новому, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.

Читайте так же:  Приказ прокурора обращения

Проходит время — и куда что подевалось. Потухли глаза и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. Что же случилось? В чем дело? Как сделать, чтобы дети были счастливы? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Все начинается с первых огорчений. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Нелегко бывает довести до конца начатое дело. Еще не сформирована познавательная активность. Природная детская импульсивность, оказывается, тоже бывает помехой в овладении знаниями. Бесспорно, труд должен быть трудным, надо требовать от ребенка постоянного напряжения сил — тогда можно понять, почувствовать радость труда, радость познания. Но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей. Изменение стиля общения — не бояться быть добрым, ласковым с детьми, твердая ориентация на игру и разнообразие наглядного материала помогает сделать труд педагога радостным и продуктивным.

Возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т.е. то новое, что дополняет его знания о предмете.

2. Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д. Среди многообразных факторов влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования. Наглядные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду. При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений и понятий. Характер этих представлений, их точность и полнота зависит от степени развития у детей сенсорных процессов.

Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных.

К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками и это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста.

Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество), их пространственным расположением. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый в математике. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед необходимостью решать ее самостоятельно.

Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. Это относится как к количеству используемого материала, так и к тому, насколько полно материал выполняет свои дидактические функции.

Каждая дидактическая задача должна находить свое конкретное воплощение в дидактическом материале, иначе снижается образовательная ценность. Но важно помнить, что неоправданное обилие материала затрудняет целесообразность действия ребенка с ним, создает только видимость содержательной деятельности, за которой не редко стоит лишь механическое подражание действиям педагога или сверстников.

Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение) кроме этого дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с материалом.

Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.

3. Наглядный материал. Значение, содержание, требование, свойства, использование.

3.1. Наглядность — одно из средств обучения математики.

В теории обучения особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса.

Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев), знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская), а также слово (Г.С. Касюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.), участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы. Различают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные) модели. В свою очередь материально-предметные модели подразделяются на физические, предметно-математические (прямой и не прямой аналогии) и пространственно — временные. Среди идеальных различают образные и логико-математические модели (описания, интерпретации, аналогии).

Ученые М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин под средствами понимают то, «С помощью чего обеспечивается передача информации — слово, наглядность, практическое действие».

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математический понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценно владение математическими знаниями и умениями.

Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике, в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности. Например, обучению счету можно предложить детям реальные (мячи, куклы, каштаны) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, в этом случае главную роль играет зрительный анализатор.

В другой же раз эти же самые счетные операции можно выполнить, активизируя слуховой анализатор: предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.

3.2. Содержание наглядного материала

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов — цифр, знаков, действий.

В работе с детьми используется различные геометрические фигуры, а также карточки с цифрами и знаками. Широко используется словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Характер наглядности, его количество и место в учебном процессе зависят от цели и задач обучения, от уровня усвоения детьми знаний и умений от места и соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения знаний. Так, при формировании у детей начальных представлений о числе счете в качестве наглядного материала широко используется разнообразные конкретные множества, при этом весьма существенно их разнообразие (множество предметов, их изображений, звуков, движений). Воспитатель обращает внимание детей на то, что множество состоит из отдельных элементов, оно может быть поделено на части (под множество). Детям практически действуют с множеством, постепенно усваивают основное свойство множества при наглядном сравнении — количество.

Наглядный материал способствует пониманию детей того, что любое множество состоит из отдельных групп, предметов. Которые могут пребывать в одинаковом и не одинаковом количественном соотношении, а это готовит их к усвоению счета с помощью слов — числительных. Одновременно дети учатся раскладывать предметы правой рукой с лева на право.

Постепенно, овладевая счетом множеств, состоящих из разных предметов, дети начинают понимать, что число не зависит ни от размера предметов, ни от характера их размещения. Упражнять в наглядном количественном сравнении множеств, дети на практике осознают соотношение между смежными числами (4 4), и учатся устанавливать равенство. На следующем этапе обучения конкретные множества заменяются «Числовыми фигурами», «Числовой лесенкой» и др.

В качестве наглядного материала используются сюжетные картинки, рисунки. Так, рассматривание художественных картин дает возможность осознать, выделить, уточнить временные и пространственные отношения, характерные особенности величины, формы окружающих предметов.

В конце третьего — начале четвертого жизни ребенок способен воспринимать множества, представленные с помощью символов, знаков (квадраты, кружочки и др.). Использование знаков (символической наглядности) дает возможность выделять существенные признаки, связи и отношения в определенной чувственно-наглядной форме.

Используются пособия — аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости, например с помощью магнитиков). Эта форма наглядности дает возможность детям принимать активное участие в изготовлении аппликаций, делает учебные занятия более интересными и продуктивными. Пособия — аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели.

К наглядности относятся и технические средства обучения. Использование технических средств даёт возможность полнее реализовать возможности воспитателя, использовать готовые изографические или печатные материалы. Воспитатели могут сами изготавливать наглядный материал, а также приобщать к этому детей (особенно при изготовлении наглядного раздаточного материала). Часто в качестве счётного материала используется природный (каштаны, жёлуди, камушки).

Читайте так же:  Возможен возврат ювелирных изделий

3.3. Требования к наглядному материалу.

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

— предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

— чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

— наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном
количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим
требованиям.

Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.
Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе.

При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой — треугольником — воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры — количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

3.4. Способы использования наглядности.

Способы использования наглядности в учебном процессе различные -демонстрационный, иллюстративный и действенный. Демонстрационный способ (использование наглядности) характеризуется тем, что сначала воспитатель показывает, например геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее. Иллюстративный способ предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателем. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление. Для действенного способа использования наглядного материала характерна связь слова воспитателя с действием. Примерами этого может быть обучения детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять. Очень важно продумывать место и порядок размещения используемого материала. Демонстративный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось.

1 . Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. — М., 2000

3. Волина В.В. Праздник числа. — М., 1996.

4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./ Под. ред. А.А. Столяра. — М., 1988.

6. Пилюгина Э.Г. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. — М., 1996.

7. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. — М., 1983.

8. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М., 1980.

9. Данилова В.В.; Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду — М., 1997.

10. Ерофеева Т.И. и др., Математика для дошкольников. — М., 1994.

11. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981.

12. Карнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // вопр. психологии.-1998. — №2.

14. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. -М., 1974.

15. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М.,1992.

Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Положительный опыт дошкольных педагогов в области математики и формирования элементарных математических представлений собран в данном разделе. Здесь огромный выбор конспектов занятий и развлекательных досугов, заданий, самодельных математических игр и пособий для развития навыков счёта, становления базовых познаний в геометрии. Для удобства использования публикации разделены на отдельные рубрики.

Полезные материалы для занимательной математики в детском саду.

Показаны публикации 1-10 из 20247 .
Все разделы | Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет Итоговое занятие по математике для детей 6-7 лет В одной далекой сказочной стране жил-был Волшебник. Он был очень добрый. Настолько добрый, что всем доверял. И вот попал он в плен к злому колдуну. Не стало доброго волшебника. Затужили все: и звери, и птицы, и люди. Нам надо.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Помогаем Незнайке» Занятие по ФЭМП в подготовительной груп пе. «Помогаем Незнайке» Цель: Закрепление числа 10, прямой и обратный счет в пределах 10, развитие математических способностей воспитанников. Задачи: 1. Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке; смежные числа. 2.

Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мудрая сова в гостях у ребят»

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мудрая сова в гостях у. » ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счёта в пределах 6; учить соотносить цифру и число; уметь называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; закреплять знание геометрических фигур; расширять знания детей о зимующих птицах;.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для воспитателей «Формирование самостоятельности средствами занимательной математики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбова Консультация для воспитателей «Формирование самостоятельности средствами занимательной математики» Подготовила воспитатель Голикова Ирина Борисовна. Формирование у детей.

Конспект занятия по математике в рамках лексической темы «Труд на селе зимой» Задачи : Совершенствование навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти, Умение соотносить количество и число, навыки пространственной ориентировки , временных представлений . Развитие речевого деятельности, зрительного восприятия . внимания, мелкой моторики.

Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну знаний» Образовательные задачи: Совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10, и обратного счёта. Совершенствование навыков распознавание геометрических фигур. Формирование умения решать логические задачи. Закреплять знания детей о математических знаках(.

Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Путешествие на поезде»

Статья «Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Путешествие на. » Формирование элементарных математических представлений в 1 младшей группе на тему: «Путешествие на поезде». Цель: Закрепить и обобщить знания детей об основных математических понятиях. Задачи: — Развивать умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и.

«Математическая сказка «Приключение Колобка». Конспект занятия для средней группы Цель: Упражнять в счёте предметов в пределах 4 ( с использованием в речи количественных и порядковых числительных): формировать представление о последовательности частей суток: закреплять знание геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник): развивать память, внимание.

ООД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста «Снеговик в гостях у детей» ООД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста «Снеговик в гостях у детей». Цель: учить определять пространственное расположение предметов относительно друг друга. Задачи: Обучающие: закрепить понятия «вверху», «внизу» и умение.

Описание опыта работы на тему «Формирование логического мышления детей средствами логико-математических игр» Описание опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад №3» Орищенко Ирины Павловны на тему: «Формирование логического мышления детей средствамилогико-математических игр» с.Левокумское Формирование логического мышления — важная составная часть педагогического процесса.Решается она.

Конспекты занятий по математике

Занятие с детьми в детском саду очень важно. Ведь, пока ребенок маленький в его голове ровными рядами укладываются основные понятия и знания. Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность». Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы.

Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение.

Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.

Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.

Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.