Проезжая пошлина

5.2. Проезжие пошлины

1) Перевоз (перевозное) — пошлина за право перемещения людей, товаров, скота с одного берега реки на другой. Лодочные и паромные переправы («перевозы») содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. 1

2) Мостовщина — пошлина с транспортных средств и физических лиц за право проезда (прохода) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц, содержавших мыты с разрешения правительства.

3) Мыто — общее название пошлин с транспортных средств — возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товара или его доставку к месту торговли. В XIII в. мыто сухое повсюду называлось «мытом», с конца XV в., как правило, — пошлиной «с возов» или «с саней», «подужным» и «Полозовым». В XVI—XVII вв. мыто сухое нередко называлось просто проезжей пошлиной; мыто водяное называлось по-разному: «посаженным», «носовым», «шестовым», «побережным», «судовой пошлиной», «привязной пошлиной», «проплавными пошлинами» и т. д. 2

Проезжие пошлины взимались в денежной или натуральной форме, в зависимости от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Так, в XIV в. за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники (заставщики, лодейщики, побережники) брали по пузу (полтора пуда) ржи. «При этом, — отмечает В.Б. Перхавко, — проезжие и таможенные сборы взимались не один раз». 3 Если в договорных грамотах князей московских с тверскими 1451, 1462 и 1484 гг. ставка мыта водяного определялась словами «с доски два алтына, со струга алтын», то в грамотах с князьями рязанскими 1402, 1433, 1447 и 1483 гг. содержалась другая формулировка: «. с лодьи с доски по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набои денга». 4 По таможенной грамоте Дмитрова (1521) с приезжих торговых людей пошлина также взималась в зависимости от того, «колко будет в паузке во дне досок». Наместнику полагалось взимать «с доски с донные по алтыну». При этом «две доски откосные» считались за одну. 5 Таким образом, при начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов «с набоем» и «без набоя».

В Новгородской уставной таможенной грамоте 1586 г., в которой подробно перечислялись различные типы речных судов, ставка «судовой пошлины» варьировалась в зависимости от типа судна и характера привозного товара: «. с хлебных и с рыбных с болших лодей и с соляных барок по десяти московок; а с карбасов с корельских и с лодей, которые с угольем, и с поромов и с учанов, по четыре московки; и с байдаков и с носадов с хлебных и с лодей с дровяных по три московки; а с лодок смотря по товару, по две московки, и по московке, и по полуденги, и менши». Одновременно предусматривалась «привязная пошлина», которая взималась в размере ранее уплаченной судовой пошлины, когда «гости из судов товар свой продадут да в Нове же городе покупят иной товар, да учнут класти в те же суды». 6 Грамотой 1588 г. двинским таможенным целовальникам устанавливалось, что двинянам, которые отправлялись к Устюгу или Вологде с солью и рыбой, надлежало заплатить на месте «с насаду по двадцати алтын, а с середнего судна по полтине, а с меньшого по четыре гривны». 7 Согласно же царской таможенной грамоте 1592 г. о сборе торговых пошлин в селах Чаранде и Коротком, размер «водяной пошлины» ставился в зависимость от длины судна: с 10 сажен 8 полагалось взимать один рубль, «а боле будет десяти сажен и им имати по росчету». 9

В Устюге Великом с прибытия каждого судна из Архангельска и Холмогор положено было заплатить пошлину «с лотки» («с каюка», «с судна», «с обласа» и т. д.) в размере 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 и 100 коп.; если же длина судна составляла 10 сажен и больше, то ставка проезжей пошлины составляла одну гривну (10 коп.) с сажени. Дополнительно взимались «побережное» — 2 гривны (20 коп.), «записное» — 2 алт., да «гостиное» — 2 алт. с человека. За право отчалить взималось «с лотки» по 15, 20 и 40 коп. 10

С транзитных судов в Устюге Великом взималась прохожая пошлина в размере одной гривны с сажени (дополнительно взимались побережное — 2 гривны; да записное — 2 алт.). В летний период с транзитного суда, направлявшегося от Устюга к Двинскому устью, требовалось заплатить 5 коп. с сажени. 11

До конца XV в. ставка мыта сухого обычно составляла деньгу с воза, но затем увеличилась, варьируясь в зависимости от того, откуда приезжал купец. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г., с торговых людей из Ивангорода, Яма, Корелы, Русы, Торжка, с Двины и «изо всех городов и из волостей Новгородские земли» предусматривалось взимать «с саней» по 4 московки, с иногородних людей из Москвы, Твери, Рязани, Смоленска, Пскова по 2 новгородские деньги, а с иностранцев по алтыну, т. е. в полтора раза больше, чем с русских. 12 Размер же мыта водяного до конца XV в., как правило, был одинаков для судов одного размера. Но затем и с одинаковых судов в разных местах, даже в одно и то же время, брали различные судовые пошлины. При этом обычно не проводилось различий между русскими торговыми людьми и иностранцами. 13

С порожних транспортных средств мыта не платили. Хотя сухое мыто всегда взималось с возов товарных, но для предупреждения уклонений от пошлины уже с XIV в. иногда стали подвергать мыту и верховых, едущих с товаром. При обратном проезде мыт взимался только с излишне проехавших возов против первоначального их числа. 14

4) Проезд (проезд и узелцовые пошлины, отъезд, отвоз, государева таможенная проезжая пошлина или проезжая пошлина) — пошлина с сухопутного транспортного средства (телеги, воза или саней), груженного товаром, явленным в «отвоз» или «в проезд». Речь идет о товарах транзитных, покупных или оставшихся нераспроданными, которые должны были следовать в другие города. По Новгородской таможенной грамоте 1571 г., всякий торговый человек, доставивший в Новгород товар на судне, а затем после перегрузки его на телеги отправлявшийся дальше в Псков, Ивангород «или в иные городы куды нибуди», обязан был заплатить таможенникам 4 московки с телеги. В начале XVII в. размер «проезда» в Новгороде составлял с каждого воза 5 д., независимо от потребительных свойств и стоимости вывозимого товара. В Вологде в 30-е гг. XVII в. взималась проезжая пошлина с явленной «в проезд» русской и иностранной валюты или товаров в размере 3 алт. 2 д. (10 коп.) с каждого воза или саней. При этом от проезжей пошлины были избавлены те местные купцы, которые вывозили из города собственные товары (в этом случае с них взималось «свалу и отвозу, записки и на бумагу» или «отвозу» 4—7 д. с лошади или транспортного средства). Курская таможенная книга 1619 г. свидетельствует, что отвоз платили из расчета 2 д. за один воз или подводу. В Вязьме отвоз брали с русских купцов размере 3 коп. с воза, с иностранцев — 12 коп. 15 Таможенная документация города Романова 1634/35 г. свидетельствует, что местные жители платили отвоз в размере 1.5 д. с телеги. 16 Нетрудно заметить, что расхождение в размерах этой пошлины было значительным.

Иногда «проезд» принимал название других пошлин. Так, согласно выписке из Приказа Большого прихода 1629 г., если привозные товары в Москве не продавались, а объявлялись «в проезд», то за право вывоза таких товаров из столичного города положено было взимать «узолки» из расчета по 5 д. с товарного воза. 17

5) Головщина (с головы) — личная проезжая пошлина, встречающаяся в источниках с конца XV в. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на Торжок, а также при транзитном проезде. 18 Иногда брали головщину и с людей, находившихся на порожнем судне.

Оклад головщины (обычно от полденьги до 2 алт. с человека) устанавливался в зависимости не от величины транспортного средства или количества привозного/транзитного груза, а от статуса приезжего/про-езжего человека, а также от того, являлся ли он местным жителем, иногородним или иностранцем. Так, согласно Новгородской таможенной грамоте 1571 г., каждый приезжавший в город с товаром коренной житель или «окологородец» платил «по полуденге по новгородской» или «по денге по московской»; с иногороднего русского торгового человека взималось «с головы по денге по новгородской»; каждому прибывшему на торговом судне иностранцу полагалось заплатить 2 д. новгородские. 19 С местных жителей иногда и вовсе не брали головщины.

В Устюге Великом с прибывшего на чужом судне купца взималась пошлина с себя приезду в размере 2 алт. с человека. При отплытии взимался отъезд в том же размере. Торговые люди, проплывавшие мимо города, наряду с прохожей пошлиной с судна должны были платить проплавные пошлины с себя в размере 2 алт. с человека.

Разновидностью головщины была шестовина, взимаемая с «деловых людей», которые сопровождали товар на судне. В XVII в. ставка шестовины в Вологде составляла 4 д. с человека. 20 В Устюге Великом с «ярыжных людей» также взималось по 4 д. с человека («с ярышки и с повара»), а дополнительно с двинского носника и с кормщика — по гривне с человека, «с сухонского носника» — 5 алт. 2 д., т. е. 16 коп. В Тотьме с ярыжных взималось по 5 д. с человека, а с носника и с кормщика — 4 алт., т. е. по 6 коп. с человека. 21

6) Задние колачи — та же годовщина, но в уменьшенном размере (полденьги с человека). Взималась на обратном пути следования торговых людей. 22

Читайте так же:  Экспертиза гермафродитизма

7) Костки — дополнение к мытной пошлине с проводников, идущих при товарном обозе (по деньге с человека). 23 И.Д. Беляев полагал, что и головщина, и костки представляли ту же самую личную пошлину, взимавшуюся с торговых людей при проезде, в то время как мыт сбирался с возов и с судов; название косток было древнее, а головщина появилась позднее; следовательно, костки являлись все той же годовщиной, но лишь со старым названием. 24 Возражая ему, Е.Г. Осокин различал эти две пошлины. Он полагал, что с конца XV в. «головщина заменила для городов костки», которые после этого взимались лишь в селениях, где не было торжков. 25 Более того, «там, где брали головщину с проезжих торговых людей, не брали с них косток». 26

8) Пошлина за приезд, проезд и отъезд — личная проезжая пошлина с торгового человека, явившего таможенникам свой товар. Заменяла проезжую пошлину с транспортных средств. Согласно таможенной книге Устюга и Устюжского уезда 1633/34 г., с явки товара, привезенного на продажу, положено было заплатить «с лошадей приезду» или «с лошади и с проводника» 2 алт.; за право отъезда с товаром и деньгами — «с себя отъезду» или «с лошадей» («с лошади и с проводника») в том же размере или «с себя и с лошади» — 4 алт. С товара, явленного «в проезд», взимался «проезд с лошади и с проводника» в размере 2 алт., или «проезд с лошади и с себя» — 4 алт. Поскольку продавец привозного товара обычно что-нибудь покупал на товарные деньги, то с него взимали отъезд «с лошадей» по 2 алт. с лошади и дополнительно взыскивали личную пошлину «с себя». Если же купец вывозил из Устюга какую-то часть своего привозного товара, он платил еще и «с себя за приезд и отъезд». Если в городе происходила перемена лошадей, то таможня взимала за транзит товаров двойную проезжую пошлину: сначала «с приезду» или «с проезду» по 2 алт. с лошади, затем «с новонаемных лошадей отъезду» в том же размере. С проезжавших без товара взимали «проезд с себя и с лошади» тоже в размере 2 алт. с человека.

С человека из Сибири, явившего сибирский товар (меха) «в проезд», взималось «приезду сибирского» — 8 алт. 2 д. (25 коп.) с человека. В том же размере взимался личный сбор с купца за проезд в Сибирь. Если человек из Сибири после распродажи своего товара возвращался в Сибирь, с него также взимался «сибирский отъезд» в размере 25 коп. 27

1. Пословицы: «Товар перевозить — перевоз платить», «За морем телушка полушка, да Дорог перевоз».

2. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251—252.

3. Перхавко В.Б. Хлеботорговля в Древней Руси // ОН. 1996. № 4. С. 25. Согласно Двинской уставной грамоте 1398 г., с проходящих купеческих судов в Устюге и Вологде взималось по два пуза соли (ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 13. С. 8—9).

4. См.: СГГиД. М., 1813. Ч. 1. № 36, 48, 65, 76, 77, 88, 89, 115, 116, 119, 120. Набояминазывались доски, набивавшиеся к бортам мелких судов для их возвышения.

5. ААЭ. Т. 1. № 170. С. 138.

6. Уставная таможенная грамота Новгорода Великого 1586 г. // ААЭ. Т. 1. № 332. С. 401—402.

7. ААЭ. Т. 1. № 338. С. 408.

8. Сажень — русская мера длины = 3 аршинам = 7 футам = 2.1336 м.

9. ААЭ. Т. 1. № 356. С. 432. В XVII в. размер этой пошлины увеличился. По свидетельству нидерландских посланников Бурха и Фелтдриля (1631), в Устюге и Тотьме с сажени в то время взималось по 5—6 алт. (с 10 сажен — 1.5—1.8 р.). К тому же таможенные люди стали измерять длину судна не от носа до кормы («от одной иглы до другой»), а по внешнему объему судна. По новому расчету с баржи брали уже по 8 р., в то время как прежде лишь 3 р. (Кордт В.А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сб. РИО. СПб., 1902. Т. 116. С. 271; Отчет нидерландских послов Альберта Бурха и Иогана ван Фелтдриля о посольстве их в Москву в 1630—1631 гг. // Там же. С. 99).

10. Таможенные книги Московского государства XVII в. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633—1636 гг. / Под ред. А.И. Яковлева. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 11—296.

11. Таможенные книги Московского государства XVII в. . Т. 1. С. 14, 15, 25 и т. д.

12. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321—322.

13. Там же. № 170. С. 138—139; № 338. С. 408—411; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 23—24; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251. Справедливости ради следует отметить, что в 30-е гг. XVII в. вологодские таможенники взимали с каждого приходившего судна «привязного» по 10 и по 40 коп. Первую ставку обычно приходилось платить местным купцам, являвшим дощаники с привозным товаром, а вторую — иностранцам (Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. /Сост, и авт. введения Е.Б. Французова; Отв. ред. М.Я. Волков. М., 1983. С. 60, 65—66, 71, 77—78, 83—85, 88, 91, 94 и т. д.).

14. См.: Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 22—23; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 251.

15. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321; Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457; Шумилов М.М. Русские таможенные пошлины в начале XVII века // Учен. зап. Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. № 1. С. 57; Раздорский А.И. 1) Торговля Курска. С. 278; 2) Таможенная система в Вязьме. С. 262.

16. Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль, 2000. Приложение № 11. С. 177.

17. СГГиД. М., 1822. Ч. 3. № 80.

18. Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 253; Кулишер И.М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно. Пг., 1923. С. 179.

19. ААЭ. Т. 1. № 282. С. 321—322; Кулишер И.М. История. С. 179.

20. Таможенная книга города Вологды 1634—1635 гг. С. 22—457.

21. Таможенные книги Московского государства XVII в. . Т. 1. С. 11—296, 409—599.

22. Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги. С. 253.

23. Относительно происхождения и содержания самого термина единого мнения не существует. У одних авторов костки ассоциируются с «гостинцем» — большой проезжей дорогой, у других — с латинским «costa» — берегом, у третьих — с «гостем». Таким образом, в первом случае под костками понимается проезжая, во втором — береговая, в третьем — гостиная пошлина.

24. Беляев И.Д. Рецензия на кн. Е.Г. Осокина. С. 60—61.

25. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 559.

26. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины. С. 34. Уточняя это различие, Е.Г. Осокин полагал, что если головщина взималась лишь при проезде людей с товаром мимо городов и торжков, то «костки были собираемы на каждом мыте, след., и в селениях, где не было торгов» (Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 559).

27. Таможенные книги Московского государства XVII в. . Т. 1. С. 11—296.

Таможенные платежи , страница 2

С транзитных судов в Устюге Великом взималась прохожая пошлина в размере одной гривны с сажени (дополнительно взимались побережное — 2 гривны; да записное — 2 алт.). В летний период с транзитного суда, направлявшегося от Устюга к Двинскому устью, требовалось заплатить 5 коп. с сажени.

5) Годовщина (с головы) — личная проезжая пошлина, встречающаяся в источниках с конца XV в. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на торжок, а также при транзитном проезде. Иногда брали головщину и с людей, находившихся на порожнем судне. 8) Пошлина за приезд, проезд и отъезд — личная проезжая пошлина с торгового человека, явившего таможенникам свой товар. Заменяла проезжую пошлину с транспортных средств. Согласно таможенной книге Устюга и Устюжского уезда 1633/34 г., с явки товара, привезенного на продажу, положено было заплатить «с лошадей приезду» или «с лошади и с проводника» 2 алт.; за право отъезда с товаром и деньгами — «с себя отъезду» или «с лошадей» («с лошади и с проводника») в том же размере или «с себя и с лошади» — 4 алт. С товара, явленного «в проезд», взимался «проезд с лошади и с проводника» в размере 2 алт., или «проезд с лошади и с себя» — 4 алт. Поскольку продавец привозного товара обычно что-нибудь покудал на товарные деньги, то с него взимали отъезд «с лошадей» по 2 алт. с лошади и дополнительно взыскивали личную пошлину «с себя». Если же купец вывозил из Устюга какую-то часть своего привозного товара, он платил еще и «с себя за приезд и отъезд». Если в городе происходила перемена лошадей, то таможня взимала за транзит товаров двойную проезжую «пошлину: сначала «с приезду» или «с проезду» по 2 алт. с лошади, затем «с новонаемных лошадей отъезду» в том же размере. С проезжавших без товара взимали «проезд с себя и с лошади» тоже в размере 2 алт. с человека.

С человека из Сибири, явившего сибирский товар (меха) «в проезд», взималось «приезду сибирского» — 8 алт. 2 д. (25 коп.) с человека. В том же размере взимался личный сбор с купца за проезд в Сибирь. Если человек из Сибири после распродажи своего товара возвращался в Сибирь, с него также взимался «сибирский отъезд» в размере 25 коп.

Читайте так же:  Расписка о получении денег за дом и земельный участок образец

Пошлины переходного типа

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Перевоз, пошлина

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Перевоз, пошлина» в других словарях:

Перевоз пошлина — проезжая таможенная пошлина, упоминаемая в памятниках с конца Х в. Взималась и с провозимых товаров, и с проезжавших торговых людей. О перевозных деньгах как о доходе казны говорится в 1150 г. в уставной грамоте смоленского князя Ростислава… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Помни мост и перевоз. — (стар., когда была пошлина на мостах). См. ПУТЬ ДОРОГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Торговля — (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С кон. 10 в. на Руси были известны такие Т. п., как мыт (он, видимо, был Т. п. не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевоз и мостовщина. В годы монг. тат. ига… … Советская историческая энциклопедия

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С к. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевод и мостовщина. В… … Русская история

Феодор Иоаннович — (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

ПЕРЕВОЗИТЬ — ПЕРЕВОЗИТЬ, перевезти, зть, переваживать что, кого, откуда, куда, через что (говорят переваживаем, в наст. вр., вместо перевозим, а перевожу, перевозишь, перевозим наст. вр. и буд. вр.) доставлять с (из) одного места на (в) другое, на лошадях и… … Толковый словарь Даля

МОСТ — муж. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях,… … Толковый словарь Даля

МОСТ — муж. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода; такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях,… … Толковый словарь Даля

ПУТЬ — ДОРОГА — Куда господь Бог несет? Попостись, помолись, да и в путь соберись! Николу в путь! Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли. Домашняя дума в дорогу не годится. Дорожному Бог простит. Путнику посты разрешены. Избным теплом недалеко… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ 1667 ГОДА

НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ 1667 ГОДА — за­ко­но­да­тель­ный акт, оп­ре­де­ляв­ший по­ря­док внутренней и внеш­ней тор­гов­ли в Рос­сии до середины XVIII века.

Но­сил мер­кан­ти­ли­ст­ский ха­рак­тер, спо­соб­ст­во­вал по­вы­ше­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти русских куп­цов.

До­пол­нил по­ло­же­ния Тор­го­во­го ус­та­ва 1653 года(Та­мо­жен­ной ус­тав­ной гра­мо­ты 1653 года). Со­став­лен по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и Бо­яр­ской ду­мы в По­соль­ском при­ка­зе под руководством А.Л. Ор­ди­на-На­що­ки­на, при уча­стии дум­ных дья­ков Г.С. Дох­ту­ро­ва и Л.Т. Го­ло­со­ва; при под­го­тов­ке Новоторгового устава ис­поль­зо­ва­ны че­ло­бит­ные гос­тей, пред­ста­ви­те­лей гос­ти­ных со­тен, по­сад­ских лю­дей, пред­ло­же­ния П.Г. Мар­се­ли­са (из ро­да Мар­се­ли­сов) и др. [ра­бо­та над тек­стом окон­че­на 22 апреля (2 мая)].

Дей­ст­во­вал до при­ня­тия Та­мо­жен­но­го ус­та­ва 1755 года. Со­сто­ял из пре­ам­бу­лы и 94 ста­тей; 7 ста­тей из них, ка­саю­щие­ся иностр. куп­цов, объ­е­ди­не­ны в «Ус­тав тор­гов­ле…», ко­то­рый 24 апреля (4 мая) пе­ре­дан пред­ста­ви­те­лю ни­дерландских и ган­зей­ских куп­цов.

Новоторговый устав ввёл стро­гий кон­троль за ка­че­ст­вом как ино­стран­ных, так и русских то­ва­ров (долж­ны бы­ли иметь клей­ма и пе­ча­ти про­из­во­ди­те­ля); не­доб­ро­ка­че­ст­вен­ные то­ва­ры под­ле­жа­ли изъ­я­тию «с без­че­сть­ем» для куп­ца, о чём объ­яв­ля­лось «во весь свет». Кон­кре­ти­зи­ро­вал по­ря­док хра­не­ния, учё­та, транс­пор­ти­ров­ки то­ва­ров. В це­лях уже­сто­че­ния кон­тро­ля за ко­ли­че­ст­вом то­ва­ров, об­ла­гав­ших­ся по­шлин­ны­ми сбо­ра­ми, за­пре­ща­лось про­из­во­дить их по­груз­ку и вы­груз­ку с су­дов в тём­ное вре­мя су­ток. Обя­зан­ность по взве­ши­ва­нию то­ва­ров воз­ла­га­лась на слу­жи­те­лей та­мож­ни.

Для русских куп­цов ус­та­нав­ли­ва­лись еди­ные по всей тер­ри­то­рии стра­ны пра­ви­ла уп­ла­ты по­шлин, взи­мав­ших­ся мел­ки­ми се­реб­ря­ны­ми день­га­ми: при про­да­же на яр­мар­ке в Ар­хан­гель­ске куп­цы пла­ти­ли 4-5% от це­ны то­ва­ров, в других го­ро­дах — 5%, при по­куп­ке в Ар­хан­гель­ске — 4%, в других го­ро­дах — 5% (в Си­би­ри взи­ма­лись «мно­гие про­ез­жие по­шли­ны»). Новоторговый устав обя­зал русских куп­цов сда­вать на та­мож­не зо­ло­то и ефим­ки, по­лу­чен­ные от иностранных куп­цов за про­дан­ные им то­ва­ры. Су­до­про­из­вод­ст­во по тор­го­вым де­лам, ор­га­ни­за­ция тор­гов­ли и та­мо­жен­ной служ­бы изы­ма­лись из ве­де­ния вое­вод и пе­ре­да­ва­лись гос­тю «с то­ва­ры­щи».

Впер­вые Новотороговый устав де­таль­но рег­ла­мен­ти­ро­вал ус­ло­вия осу­ще­ст­в­ле­ния тор­гов­ли в Рос­сии иностранными куп­ца­ми. Всем им за­пре­ща­лось брать под­ря­ды, вес­ти роз­нич­ную тор­гов­лю, про­из­во­дить об­мен то­ва­ра­ми ме­ж­ду со­бой на российской тер­ри­то­рии, про­да­вать то­ва­ры русским куп­цам, не яв­ляв­шим­ся жи­те­ля­ми го­ро­да, где осу­ще­ст­в­ля­лась тор­гов­ля (кро­ме яр­ма­рок). Ог­ра­ни­чи­вал­ся при­воз иностранным куп­ца­ми до­ро­гих то­ва­ров (вин, са­ха­ра, ле­ден­цов, жем­чу­га, дра­го­цен­ных кам­ней, ук­ра­ше­ний), по­вы­ша­лись по­шли­ны на все ви­ды вво­зи­мых вин, кро­ме цер­ков­но­го. Иностранные куп­цы, при­об­ре­тав­шие то­ва­ры на зо­ло­то или ефим­ки, ос­во­бо­ж­да­лись от уп­ла­ты по­шлин, что спо­соб­ст­во­ва­ло при­то­ку дра­го­цен­ных ме­тал­лов в гос. каз­ну. Ос­таль­ных иностранных куп­цов Новоторговый устав обя­зал пла­тить по­шли­ны зо­ло­том или ефим­ка­ми. Восточным куп­цам (пер­сам, ин­дий­цам, бу­хар­цам и пр.) и куп­цам из Ос­ман­ской им­пе­рии (гре­кам, ва­ла­хам, мол­да­ва­нам) бы­ло по­зво­ле­но тор­го­вать на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, ев­ропейским куп­цам — толь­ко в по­гра­нич­ных го­ро­дах Ар­хан­гель­ске, Нов­го­ро­де и Пско­ве (в Мо­ск­ву и др. го­ро­да они мог­ли прие­хать лишь при на­ли­чии цар­ских жа­ло­ван­ных гра­мот). Для ев­ропейских куп­цов ус­та­нав­ли­ва­лись наи­бо­лее вы­со­кие по­шли­ны: при про­да­же сво­их то­ва­ров на яр­мар­ке в Ар­хан­гель­ске они пла­ти­ли 4-5% от це­ны то­ва­ров, в др. го­ро­дах — 6% (до­пол­ни­тель­но, при про­ез­де в др. го­ро­да, с них взи­ма­лась про­ез­жая по­шли­на 10%), при по­куп­ке русских то­ва­ров — 10%. Восточные куп­цы в Ас­т­ра­ха­ни, куп­цы из Ос­ман­ской им­пе­рии в Пу­тив­ле, а так­же в Мо­ск­ве при про­да­же то­ва­ров уп­ла­чи­ва­ли по­шли­ну 5%, при про­ез­де в др. го­ро­да — 10%, по­куп­ка ими русских то­ва­ров во всех го­ро­дах, кро­ме Ас­т­ра­ха­ни и Пу­тив­ля, об­ла­га­лась про­ез­жей по­шли­ной 10%.

На­ру­ше­ния Новоторгового устава ка­ра­лись кон­фи­ска­ци­ей то­ва­ров в поль­зу го­су­дар­ст­ва и вы­со­ки­ми штра­фа­ми.

Исторические источники:

Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 1-е. СПб., 1830. Т. 1. № 408.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Смотреть что такое «ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ» в других словарях:

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН содержатся в таможенных… … Финансовый словарь

Читайте так же:  Курьерская деятельность нужна ли лицензия

таможенные пошлины — Предусмотренные таможенным тарифом пошлины, которыми облагаются товары при их прибытии или убытии с таможенной территории (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий… … Справочник технического переводчика

Таможенные пошлины — см. Ставки таможенных пошлин; Таможенные платежи … Энциклопедия права

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на… … Современная энциклопедия

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену … Большой Энциклопедический словарь

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ — (Custom duties) см. Таможенное обложение. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Таможенные пошлины — (Customs, customs duty) косвенные налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров, после таможенной очистки и в соответствии с таможенным тарифом страны … Экономико-математический словарь

Таможенные пошлины — ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Таможенные пошлины — I T. (по старинному таможные от татарского слова тамга печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую либо линию через государственный рубеж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Таможенные пошлины — Таможенная пошлина обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами… … Википедия

Проезжая пошлина

Контакты

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Великий князь Иоанн Данилович, прозванный Калитой, правил в 1328-1340 гг. Благодаря его мудрости, монголо — татары перестали опустошать страну. Во время его царствования получило развитие таможенное дело, широко применялись мыт и тамга, развивалась внешняя торговля.

Среди многочисленных древнейших духовных грамот великих князей Московских завещание Ивана Калиты представляет наибольший интерес. В ней говорится: «. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, иду в Ворду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже бог что разгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей. Приказываю сыном своим очину свою Москву, а се есмь им раздел учинил. »
В духовной грамоте указано местонахождение городов, волостей, сел и деревень, которые он отписывает жене и сыновьям. «А из городских волостин даю княгини своей осмничее (торговая пошлина). А тамгою (клеймо, печать, торговая пошлина) и иными волостми городскими поделятся сынове мои; такоже и мыти (пошлина, платившаяся за провоз товаров) которого уезде (в своем владении), то тому. А оброком городским Васильцева веданья (старинные сборы) поделятся сынове мои. А что моих бортников и оборочников купленых, который в которого росписи, то того (т.е. купленные бортники) ведавшие бортями (пчелиными угодьями) и оборочники-холопы остаются у того из князей, кому принадлежали. » Духовная грамота Ивана Калиты — древнейшая из великокняжеских духовных грамот имеет важное значение для изучения хозяйства и таможенного дела в России XIV века.

В ХIII-ХV вв. на Руси сложилась система таможенных обрядностей: мыт и тамга. Мыт зародился в древности как единая торговая и проезжая пошлина. Тамга была принесена на Русь монголо — татарами и стала торговой пошлиной.

Проезжие пошлины взимались на мытах за право проезда с товаром, торговые взимались за право торговли товарами, т.е. за право купли и продажи. Мыт же взимался с количества возов или лодок независимо от ценности товара. Мыта было два: мыт сухой с возов и мыт водяной с лодок. Разновидностями мыта были головщина и костка, т.е. сбор с лиц, везущих товар. При возвращении купца кое-где взималась разновидность головщины — задние калачи. Если воз измерялся сажнями, то собиралось посаженное. При попытке купца объехать таможню и уклониться от уплаты пошлины, с него взимался двойной штраф с воза — промыт, а с купца — дополнительный штраф — замыт. Мостовщина и перевоз — это сбор за право провоза товара через мосты и по перевозам. Мыт просуществовал до середины XVIII в. Тамга остается до настоящего времени. Видоизменилось только ее содержание.

В Ивангороде находилась таможенная изба. Согласно Указу Ивана III в городе были установлены весы, развернулась торговля солью, воском. Ивангород, являясь ведущим портом Московского государства на Балтике, стал центром торговли псковских и новгородских купцов. Вывозили воск, лен, коноплю, рыбий и животный и жир, меха, сало. Иностранцы ввозили оружие и цветные металлы. В 1492 году по указанию Ивана III в интересах обеспечения неприкосновенности границ Российской державы была заложена крепость в Ивангороде. Мощная одиннадцатибашенная крепость с территорией 45 тысяч кв. м гарантировала безопасность. Ивангород задолго до Петербурга открыл «окно в Европу». После прекращения торговли Ганзы с Новгородом, по велению Ивана III, торгово-экономические связи Руси с соседними государствами значительно изменились. Торговыми партнерами Руси в конце XV в. стали Дания, Швеция, Литва. А центром этой торговли с выходом на Балтийское море стал Ивангород. В городе высокого уровня достигло ремесло, а в связи с развитием торговли таможенное дело. В городе имелись русский гостиный двор, гостиный двор датских купцов. Был построен новый дом для важни, где принимали русские товары. Строились здесь и иностранцы. Совместно с Ивангородом большую роль в развитии русской торговли сыграло село Наровское, построенное на правобережье р.Наровы, там, где в Нарову впадает Россонь. Оно явилось, по сути дела, морскими воротами России — держало под своим наблюдением вход в Нарову и охраняло Ивангород от нападения с моря. В XIV-XV вв. дальнейшее развитие получило таможенное законодательство. Правовыми документами в удельное время являлись грамоты (ярлыки) монгольских ханов на право свободной торговли, межкняжеские договоры и духовные грамоты великих и удельных князей. В них содержались таможенные нормы права. В рассматриваемый период сформировался тесный таможенный союз, основанный на государственном единстве Северо-Восточной Руси, куда входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород. Документы свидетельствуют о том, что несмотря на единство взглядов на таможенную практику в договорных грамотах просматривается стремление отдельных князей оградить себя от появления новых мытных пошлин. Они следовали обычаям своих отцов. Постоянной заботой русских князей явилось беспрепятственное перемещение товаров по удельным землям. Осуществляя совместную торговлю, русские князья договаривались о наибольшем благоприятствовании в торговле, и о стабильном таможенном обложении. Они одновременно стремились к ликвидации таможенных границ и созданию на Северо-Востоке Руси единой таможенной территории в пределах Московии. Заключив договорные обязательства между собой, великие князья осуществляли подобную практику с удельными князьями. Как следует из договорных грамот, удельные князья имели право изменить некоторый порядок сбора пошлин, но с согласия великого князя.

Длительное время на землях славянских народов эквивалентом обмена были меховые деньги (куны), затем слитки из меди, бронзы, серебра, золота. Затем появились монеты. Это было закономерным явлением, обусловленным всем ходом исторического развития государства.

В конце X в. при князе Владимире Святославиче появились русские монеты «златники» и «серебряники». Первая попытка чеканить собственные монеты была осуществлена русскими князьями в X — начале XI в. В XII-XV вв. князья чеканили свои удельные монеты. Монеты нужны были для купли-продажи товаров и оплаты таможенных пошлин. В конце XIV-начале XV в. монетная чеканка появилась в Нижнем Новгороде, Рязани, Москве, Ростове, Ярославле, Твери, Новгороде Великом, Пскове и др. городах. В Новгороде имели хождение иностранные деньги — ефимки (от иохимсталер — серебряные немецкие монеты). Инициатива чеканки серебряных монет принадлежит Дмитрию Донскому, который начал переплавлять в русские гривны «татарскую серебряную денгу». На рубеже XV-XVI вв. и в XVII в. чеканили три монеты: денгу, копейку (две денги) и полушку (полденги). Счет вели в те времена на денги и алтыны (в каждом алтыне 6 денег). Считали также на гривны, полтины и рубли. Гривна состояла из 20 денег (10 копеек), полтина из 5 гривен, а рубль из 2 полтин. Оплата таможеннику и в городскую управу составляла по одной денге.

Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. Технология берестяной грамоты состоит в том, что на предварительно обработанной березовой коре «писалом» или «стилом» наши далекие предки процарапывали знаки. В настоящее время найдено более 800 берестяных документов, в том числе в Новгороде более 750. Берестяные грамоты были найдены в Старой Руссе, Смоленске, Твери, Пскове, Звенигороде-Галицком и других городах. Берестяные грамоты — это бесценный источник сведений XI в. по торговле, таможенному делу, ведению хозяйства: политические донесения, записи судебных дел, школьные упражнения, заказы художникам на изготовление икон, сообщения о смерти близких людей, ростовщические записи, связанные с продажей. Берестяные грамоты свидетельствуют, что грамотность на Руси была распространена среди широких слоев населения. Текст на бересте – это мостик, связывающее прошлое с настоящим.