Приказ о премьере спектакля

Екатеринбургский балет даст в новом сезоне три премьеры в честь 200-летия Мариуса Петипа

ЕКАТЕРИНБУРГ, 10 апреля. /ТАСС/. Екатеринбургский театр оперы и балета представит в 106 сезоне (2017-2018 годов) сразу три балетных премьеры. Спектакли «Пахита», «Арлекинада» и «Приказ короля» будут посвящены 200-летию со дня рождения выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа (1818-1910 годы), рассказал журналистам на пресс-конференции в Уральском информационном центре ТАСС художественный руководитель балета екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров.

«В следующем году — юбилей великого хореографа Мариуса Петипа, человека, который создал русский балет. Мы представляем сразу три премьеры в его честь. Юбилейный сезон откроет «Пахита»: балет о цыганке-сироте, влюбленной в молодого графа, спасающей его от бандитов и в финале обретающей знатных родственников, впервые был поставлен Жозефом Мазилье в Париже в 1846 году. В постановке сохранится старинное либретто, но будет новая сценография», — рассказал Самодуров.

Одной из самых интересных постановок в новом сезоне, по словам худрука екатеринбургского балета, станет спектакль «Арлекинада» Риккардо Дриго. «Это попытка реконструкции спектакля, премьера которого состоялась в 1900 году на сцене Эрмитажного театра. Будет восстановлен хореографический текст по хореографическим нотациям. Это редкий случай, когда сохранилась вся номенклатура спектакля, и наши костюмы, декорации и бутафория будут восстанавливаться по старинным эскизам», — добавил худрук.

Завершится юбилейный сезон мировой премьерой балета «Приказ короля» в постановке самого Самодурова. «Это фантазия по мотивам нескольких ныне забытых сценариев Петипа, фантазия на тему того, как сегодня может выглядеть большое театральное балетное зрелище. В этом спектакле все сделано с нуля. Мне кажется это необычный и рискованный проект, но мы любим, когда нас «штормит», — пояснил Самодуров.

Для двух из трех премьер Екатеринбургский театр оперы и балета заказал новые партитуры. «Композитор Юрий Красавин пишет новую музыку для «Пахиты» — это транскрипция оригинальной партитуры Эдуарда Дельдевеза и Людвига Минкуса. Партитура балета «Приказ короля» заказана петербургскому композитору Анатолию Королеву. Это достаточно редкая практика сейчас, а в XIX веке все премьеры были оригинальными», — добавил Самодуров.

На вопрос о стоимости работы по созданию новой партитуры ответил директор театра Андрей Шишкин. «Заказать музыку для спектакля стоит один миллион рублей. Много это или мало — я не знаю. Для сравнения: зарплатный фонд театра 25 миллионов рублей в месяц», — сказал он.

Самодуров уточнил, что заказ музыки для спектакля сегодня достаточно редкая практика. «Сейчас мы привыкли к тому, что берем частично уже созданное и просто добавляем туда костюмы и декорации. Я считаю, что наш театр развивает не только балетное и оперное искусство, но также и музыкальное. Мы настоящая творческая лаборатория», — добавил худрук балета.

Екатеринбургский театр оперы и балета

Екатеринбургский театр оперы и балета (до 1931 года — Новый городской театр) открыл свой дебютный сезон в 1912 году оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Первый балетный спектакль («Волшебная флейта» Риккардо Дриго) датирован 1914 годом. В современном репертуаре театра почти четыре десятка произведений.

С 2010 года спектакли Екатеринбургского театра оперы и балета регулярно становятся номинантами самой престижной в стране театральной премии «Золотая маска». В коллекции театра уже 11 наград. В этом году номинированы опера «Кармен» и балет «Ромео и Джульетта».

В Москве пройдет премьера спектакля «Щелкунчик», сочетающего элементы балета, оперы и шоу

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Премьера спектакля «Щелкунчик», сочетающего в себе элементы балета, оперы и циркового шоу, состоится в Московском концертном зале «Зарядье» 2 января 2019 года. Об этом в среду сообщила на пресс-конференции в ТАСС режиссер постановки Нина Чусова.

«Это будет такой детский сон, в который мы должны погрузиться. Спектакль носит познавательный характер, потому что дети придут знакомиться с великим произведением, а также увидят, как классические вещи уживаются с современным искусством. Помимо оперы, балета, современного и классического танца, здесь еще будет присутствовать цирк. Мне кажется, что для любого режиссера все это взять и соединить — это большое счастье», — сказала она.

Художником по костюмам к спектаклю стал дизайнер Андрей Бартенев. «Наш праздник будет праздником непослушания, мы хотим вместе с режиссером сделать такую атмосферу, где мыши будут бросаться к зрителям, дети будут визжать, родители кричать от удовольствия, так зрители влюбляются в тех персонажей, которых они видят на сцене. Эта любовь, которую они здесь получают, их настолько скрепляет с историей Щелкунчика, что наши зрители не хотят расстаться с ней», — отметил он.

Генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова отметила, что в представлении будут использованы все технические возможности зала. «В зале «Зарядье» возможны совершенно разные жанры — от классического оперного искусства до различных перформансов — поэтому мы выбрали именно это новогоднее представление. Мы задействуем все функции нашего зала с уникальной акустикой», — сказала она.

По словам автора постановки Павла Каплевича, проект собрал уникальную творческую команду, поэтому «жалко было запираться в какую-то одну историю, либо в балет, либо в оперу, а нужно было попробовать сделать мультижанровый микс». Он также добавил, что сам парк «Зарядье» в этом году будет оформлен в стилистике «Щелкунчика».

Балет-опера-сказка «Щелкунчик» будет проходить в дни школьных каникул со 2 по 8 января.

В Екатеринбурге готовятся к международному фестивалю «Урал Опера Балет Фест»

В театре оперы и балета в Екатеринбурге, который с этого сезона сменил название на «Урал Опера Балет», готовятся к новому международному музыкально-театральному фестивалю. «Урал Опера Балет Фест» впервые пройдет в городе с 14 по 21 октября и будет посвящен 200-летию со дня рождения выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа (1818-1910). Партнер фестиваля – Президентский Центр Бориса Ельцина, где будет представлено несколько событий программы.

Как сообщили организаторы, фестиваль посвящен новому академическому искусству, метаморфозам, которые переживают сегодня традиционные виды искусства – опера, балет, академическая музыка – и новым формам высказывания, возникающим на их пересечении. Программа призвана показать: между классикой и современными сочинениями нет противоречия, композиторы и хореографы сегодня ищут ответы на те же вопросы, которыми задавались их коллеги сто и двести лет назад.

Первым событием, посвященным юбилею со дня рождения Петипа, станет новый балет Вячеслава Самодурова «Приказ короля» – этим спектаклем фестиваль откроется 14 октября, а мировая премьера балета состоится накануне – 11 октября.

В отличие от «Пахиты», которая выстраивалась вокруг старинного либретто и классической хореографии балетмейстера (этим балетом закроется фестиваль), «Приказ короля» целиком создается здесь и сейчас – это фантазия по мотивам либретто забытых балетов Петипа (один из них, под тем же названием, Петипа ставил в 1886 году). Это балет-путешествие: по приказу короля Людовика XIV герои снаряжают экспедицию на край света в поисках красоты. Для нового балета «Приказ короля» театр заказал музыку композитору из Санкт-Петербурга Анатолию Королеву.

Спектакль ставит художественный руководитель «Урал Балета» Вячеслав Самодуров. В интервью порталу Colta.ru хореограф рассказывал: «Мой интерес – понять, как может выглядеть крупная балетная форма сегодня… можно ли сделать спектакль, используя лекала Петипа – так, чтобы результат в контексте современности не выглядел слоном в посудной лавке».

Читайте так же:  Страховка в можайске

Для постановки собрана команда именитых российских музыкантов и художников, прежде не работавших вместе – для многих из них это первый опыт работы в балетном театре. Сценографию создает главный художник театра «Ленком» Алексей Кондратьев, коллекцию из 150 костюмов делает главная художница Электротеатра Станиславский Анастасия Нефедова.

Также на фестивале покажут еще две мировые премьеры. Это дивертисмент для немого кино и ансамбля «Путешествие на Луну»: новую музыку специально для этого проекта (к фильмам Жоржа Мельеса 1899–1912 годов) пишут композиторы Артур Зобнин, Ярослав Судзиловский, Денис Хоров, Настасья Хрущёва и Роман Цыпышев. Прозвучит произведение в исполнении Петербургского «МолОт-ансамбля», проект состоится при поддержке Французского института в России. Еще одна мировая премьера – не исполнявшаяся до сих пор «Печорин-сюита» Юрия Красавина.

Гостями фестиваля станут танцевальная компания Inbal Pinto & Avshalom Pollak dance company из Тель-Авива со спектаклем Oyster («Устрица») и Новосибирский театр «Старый дом» со спектаклем «Снегурочка».

19 октября в рамках фестиваля состоится церемония вручения Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс».

В блоке кинопоказов мировых опер и балетов (это совместный проект с компаниями TheatreHD и OperaHD) в эти дни в Екатеринбурге можно будет увидеть «Аиду» Зальцбургского фестиваля при участии Анны Нетребко, документальный фильм «Нуреев: его сцена – весь мир» (Великобритания, 2018), балет Джона Крэнко «Онегин» в постановке Штутгартского балета, спектакль Парижской оперы «Снегурочка» в постановке Дмитрия Чернякова и балет Большого театра «Герой нашего времени» в соавторстве Ильи Демуцкого, Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова.

Полная программа событий фестиваля – на сайте театра.

На фото Ольги Керелюк – Вячеслав Самодоров на репетиции балета «Приказ короля».

Приказ о премьере спектакля

Екатеринбургский театр оперы и балета готовит мировую премьеру «Приказ короля»

Первой балетной новинкой 107-го театрального сезона станет балет Вячеслава Самодурова «Приказ короля». Премьерные показы пройдут 11–14 октября 2018 года.

Вслед за «Пахитой» театр вновь посвящает балетную премьеру 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа — балетмейстера, который считается создателем классического русского балета. Если в «Пахите» новый спектакль выстраивался вокруг старинного либретто и классической хореографии Петипа, «Приказ короля» целиком создается здесь и сейчас, без цитат и аллюзий.

Новая постановка — фантазия по мотивам либретто забытых балетов Петипа. Балет с таким названием Петипа ставил в 1886 году. В данном случае «приказ короля» — двойная метафора. По сюжету, король повелевает снарядить экспедицию на край света, — но также имеется в виду воля короля Людовика XIV, благодаря которому классический балет оформился как самостоятельный вид искусства: французский монарх лично выступал в придворных балетах и так превратил искусство танца в государственное дело. Поздние балеты-феерии Петипа, в свою очередь, напрямую наследовали придворным зрелищам Короля-Солнце. Спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета — поклон королю Людовику и Мариусу Петипа, двум главным фигурам в истории классического танца.

«Приказ короля» ставит художественный руководитель балета Вячеслав Самодуров. В интервью хореограф отмечает: «Мой интерес — понять, как может выглядеть крупная балетная форма сегодня… можно ли сделать спектакль, используя лекала Петипа — так, чтобы результат в контексте современности не выглядел слоном в посудной лавке». Для постановки собрана команда именитых российских музыкантов и художников, прежде не работавших вместе — для многих из них это первый опыт работы в балетном театре.

Билеты уже доступны на сайте uralopera.ru, а также в кассах театра ежедневно с 10:00 до 20:00.

Напоминаем, что 107-й театральный сезон откроется 13 сентября 2018 оперной премьерой — «Турандот» Дж. Пуччини.

Дан приказ на Юго-Запад

«Когда не репетирую, не живу», — признается народный артист России Валерий БЕЛЯКОВИЧ.

Наш корреспондент беседует с главным режиссером и художественным руководителем московского театра на Юго-Западе накануне его 55-летия.

— Валерий Романович, созданный вами театр совсем скоро открывает свой 29-й сезон. Каким был для вас сезон прошедший? Что запомнилось?
— Двадцать восьмой сезон был одним из самых тяжелых — без Виктора Авилова. Потеря для нас невосполнимая. Но эта общая беда сплотила коллектив. Мы выдержали и выпустили премьеру — спектакль «Куклы», где главную роль должен был играть Виктор. Этот спектакль мы посвятили его памяти.

— Насколько мне известно, вы, помимо всего прочего, то есть режиссуры и сценографии, являетесь еще и автором этой пьесы.
— Отчасти да. Я этот спектакль сочинил по мотивам пьесы испанского писателя Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион».

— Это уже не первый ваш драматургический опыт?
— Да, правда, раньше я в основном занимался инсценировкой рассказов Чехова, Шукшина, Зощенко, «Мастера и Маргариты» Булгакова. Но однажды, скажем так, в силу производственной необходимости написал дилогию «Страсти по Мольеру». А потом, что называется, вошел во вкус — так появилось «Даешь Шекспира!», только что закончил собственный вариант «Дракулы», еще несколько вещей в работе.

— «Дракула» — это уже премьера 29-го сезона?
— Да. Обычно мы премьеры на новый сезон заготавливаем летом. Сейчас вот поставили «Дракулу» по мотивам романа Брэма Стокера и «Слишком женатого таксиста» по пьесе Рэя Куни. Премьеры в сентябре грядут.

— За лето две премьеры?
— Ну, скажем точнее, за два месяца. Это наш метод работы над материалом — полное погружение.

— Кто будет занят в новых спектаклях?
— В «Дракуле» в основном молодежный состав труппы, в «Таксисте» — корифеи.

— И кто же Дракула?
— Алексей Матошин, очень перспективный актер. Но предыстория постановки такова: этот спектакль мы должны были делать с Виктором Авиловым. В какой-то степени это мой долг перед ним. Ван Хельсинга играет Олег Леушин, Джонатана — Михаил Белякович, Мину — Карина Дымонт, Люси — Алекся Шестовская. Студенты мои играют: Денис Шалаев, Денис Нагретдинов, Света Рубан.

— Кто занят в «Таксисте»?
— Основатели театра — заслуженные артисты России Вячеслав Гришечкин, Галина Галкина, Алексей Ванин, Виктор Борисов. Таксиста играет Александр Наумов, в этом году принят в труппу заслуженный артист России Владимир Демидов, он тоже занят в этом спектакле. А также Ирина Подкопаева, мы с ней однокурсники, вместе учились у Андрея Гончарова.

— Сколько же у вас актеров в театре?
— В труппе основной состав — около 40 человек и еще несколько приглашенных актеров из других театров, к примеру, замечательная актриса Людмила Долгорукова из Театра им. Гоголя, Александр Гришин из РАМТа, Александр Юшин из театра «Вернадского 13».

— Вы упомянули про студентов.
— Это мой актерско-режиссерский курс в ГИТИСе, существующий уже второй год. Я начинающий педагог. Впрочем, режиссерская профессия предполагает педагогический дар. Да и по первому образованию я ведь учитель русского языка и литературы, до ГИТИСа окончил филологический факультет МГПИ имени Ленина.

— А что за спектакль появился в театре в прошлом сезоне, «Моно» с единственным актером — Валерием Беляковичем?
— Это не спектакль, это как бы мой авторский вечер, где я читаю свои литературные опыты, разговариваю со зрителем о театре, иногда вспоминаю монологи из своих старых спектаклей — я ведь все-таки по призванию и воспитанию прежде всего актер и тоскую по сцене, как ни странно.

Читайте так же:  Приказ минздравсоцразвития 779н от 26.12.2008

— Действительно странно. Что вам мешает ставить спектакли на себя и играть, играть, играть?
— Это почти невозможно. Сил не хватит. Режиссура и актерство — диаметрально противоположные профессии. По-настоящему каждая из них требует стопроцентной отдачи. Времени нет. Если я играю, к примеру. Воланда, то в этот день я выключаюсь — и как режиссер, и как художественный руководитель. А день моего «выключения» — это день простоя для театра. И так далее. Режиссер работает на будущее. Актер творит настоящее. Я всегда говорю: если б я знал, что где-то есть режиссер, которому я мог бы актерски доверить себя, я ушел бы из режиссуры и играл в его театре.

— Борис Иванович Равенских, ваш учитель — в его театре вы смогли бы играть?
— Нет. Я преклоняюсь перед учителем. Он — мой фундамент в профессии. Но он из другой эпохи, у нас ритмы не совпадали. Хотя, конечно, подозреваю: Борис Иванович прежде всего ценил меня как актера. Он мне часто говорил: «Белякович, ты мне Витальку Доронина напоминаешь». Мне вообще на учителей везло. Евгения Васильевна Галкина — мой педагог времен Театра юных москвичей, дай ей Бог здоровья, сколько сейчас ее учеников работают по разным театрам! Талантливейший Геннадий Иванович Юденич — у него в театре я работал актером. Андрей Александрович Гончаров — какое-то время я учился и у этого мастера. Ирина Ильинична Судакова — отдельная песня. Я вообще по жизни ощущаю себя вечным студентом. Я так мало знаю, так много книг не прочитано. Но наверстываю упущенное, постоянно учусь — у мастеров, с которыми меня сталкивает творческая судьба: Татьяна Васильевна Доронина, Евгений Владимирович Колобов, и у своих актеров, и у актеров тех театров, где мне приходилось работать — в России, Японии, Америке. А теперь еще учусь и у своих же студентов. Другое поколение, другие ритмы. Короче говоря, «учиться, учиться и учиться» — это Ленин говорил про меня.

— Кстати, о других театрах. Вы уже второй сезон являетесь художественным руководителем Нижегородского театра «Комедiя»?
— Ну, я же народный артист России, надо же звание отрабатывать. Так уж получилось: в театре «Комедiя» были трудные времена, и я согласился помочь — поставил несколько спектаклей, рекомендовал других постановщиков. Теперь театр вполне окреп, думаю, это будет мой последний сезон в качестве его худрука. Андрей Ярлыков (мой студент и актер этого театра) вполне может со временем возглавить НТК, он уже поставил там несколько спектаклей.

— Вы ведете счет своим постановкам?
— Веду, конечно. Это ведь основное дело моей жизни. На сегодня поставлено ровно 120 спектаклей.

— Для вас это много или мало?
— Не знаю. Я знаю только одно: когда я не работаю над спектаклями, не думаю о них, не репетирую — я не живу.

— Трудности есть у главного режиссера? Неразрешимые проблемы?
— Есть. Если раньше, по Булгакову, людей портил «квартирный вопрос», то сейчас к этому добавился денежный. Оплата актерского труда в настоящее время, скажем так, неадекватна душевным и физическим затратам. И что с этим делать — я не знаю.

— А спонсоры, меценаты?
— Сейчас это трудно. Нет закона о меценатстве, все на уровне личных контактов, иногда это смахивает на попрошайничество и, откровенно говоря, довольно унизительно. Хотя, конечно, нам помогали и не раз, замечательные люди, низкий им поклон. Но сейчас наш театр держится силой любви к искусству и жертвенной самоотдачей Валерия Афанасьева, Ирины Бочоришвили, Евгения Бакалова, Владимира Коппалова, Анатолия и Валентины Лопуховых, Бориса Хвостова и далее — по списку всей юго-западной труппы.

— Юго-западной труппы. Скажите, а чем, кроме «географического» названия ваш театр непохож на другие?
— В организационном плане мы отличаемся тем, что наш актер более независим: он имеет право сам себе определять нагрузку, участвовать в составлении расписания спектаклей и репетиций. Есть и другие, не менее существенные отличия, но это уже «юго-западное ноу-хау». А художественное отличие прежде всего в создании своей особой «юго-западной» актерской школы, основанной на принципах народного площадного театра.

— Юго-Запад приближается к своему тридцатилетию. За эти годы заявленные вами художественные принципы как-то трансформировались?
— Думаю, что нет. Скорее обогатились. Просто раньше мы опирались на них интуитивно, в силу своего темперамента и мироощущения, а сейчас используем вполне осознано. Тем не менее это знание не спасает от художественных провалов.

— Что вы относите к провалам?
— А у меня их нет. Это всего лишь предположение.

— Традиционный вопрос: творческие планы?
— Планов громадье. Прежде всего они связаны с Шекспиром, Гоголем. Хотелось бы поставить ряд биографических пьес — о Дали, о Нижинском. Есть предложение от ряда российских и зарубежных театров. 29-й сезон обещает быть гастрольным. Нас ждут Новосибирск, Санкт-Петербург, Рига, Калининград, Рязань. В октябре едем в Минск на фестиваль «Золотой витязь», готовятся гастроли в Японию.

— Ну что ж, удачи вам, Валерий Романович, во всех ваших творческих начинаниях.

Екатеринбургский театр оперы и балета представляет премьеру постановки “Приказ короля”

В Екатеринбургском театре оперы и балета идут последние приготовления к премьере.

Постановка «Приказ короля» ‒ это фантазия, вдохновленная творчеством хореографа Мариуса Петипа.

Сюжет, казалось бы, прост: по приказу короля нужно найти принцессу, которую похитила Черная королева. Так герои строят дирижабль и начинают путешествие во времени.

Этот спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Постановку с таким же названием создатель русского классического балета представил в конце XIX века в Санкт-Петербурге. Нынешний уральский «Приказ короля» – это скорее фантазия с самыми неожиданными поворотами.

«Каждый следующий номер должен быть стилистически непредсказуемым для слушателей. Слушатель не должен догадаться о том, что будет дальше. Точно то же самое происходит с костюмами, декорациями и прочим»,

‒ говорит композитор Анатолий Королёв.

В результате на написание музыки ушло полтора года. Не меньше времени понадобилось, чтобы собрать команду именитых российских музыкантов и художников, при этом сохранить подходы классического балета.

«Каждый найдет разные вещи для себя удивительными. Это довольно сложный спектакль, состоящий из большого количества необычных компонентов. Мы хотели посмотреть в XXI веке, как может выглядеть имперское искусство, по которому все так ностальгируют, и на что сегодня это может быть похоже»,

‒ пояснил хореограф-постановщик, соавтор либретто Вячеслав Самодуров.

Премьера спектакля открывает программу первого Уральского фестиваля оперы и балета, в рамках которого зрителей ждут еще несколько мировых музыкальных премьер.

Пять причин исполнить «Приказ короля»

Ural Opera Ballet 11 октября представит премьеру — Вячеслав Самодуров посвящает 200-летию Мариуса Петипа балет « Приказ короля». И если в « Пахите», которой театр открыл сезон , восстановлена хореография Петипа и есть параллели с исходным либретто , то новая постановка — это абсолютно оригинальный реверанс Самодурова реформатору балета. И главный вопрос , который , к сожалению , останется без ответа, — это то , как бы отреагировал Мариус на балетные фантазии в его честь. Мне кажется , реакцией Петипа было бы громкое « Вау!»

Фото: Александр Мамаев

Говорить о том , что идти на премьеру « Приказа короля» надо потому что это , во-первых , красиво , а во-вторых , престижно , мы не будем. Эти причины объясняют необходимость покупать билеты на любой из спектаклей последних лет екатеринбургского Театра оперы и балета. Сегодняшняя премьера — это чуть больше , чем обязательные для Ural Opera Ballet красота и престиж. Итак…

Читайте так же:  Судебные приставы рыбинск узнать задолженность

=Премьера премьер=

Публика впервые услышит музыку — ее специально для « Приказа короля» написал Анатолий Королев. И она очень разная. Ритмичная , тягучая, громкая , романтическая , современная , барочная , джазовая , классическая , веселая, танцевальная… И абсолютно не балетная — в том смысле , какой мы привыкли слышать ее в « Лебедином озере» или « Жизели».

Анатолий Королев , став наряду с постановщиками и художниками равноправным создателем спектакля , сумел создать музыкальное произведение , которое рассказывает о Мариусе Петипа. Человеке , для которого не существовало ничего невозможного, хореографе , которому не писаны правила , творце , который опередил время. И при этом , как верно заметил сценограф Алексей Кондратьев , «музыка Королева запоминается и остается после спектакля».

« Музыка связана с общей идеей. Поэтому , раз сюжет абсолютно абсурдный , то и музыка в значительной степени тоже. Если и есть в этом спектакле какая-то идея , то она в том , что каждый номер должен быть непредсказуем. Это происходит и с костюмами , и с декорациями , и с танцем. И с музыкой. Она мечется между барокко и рок-музыкой , джазом и классикой», — говорит о своей работе композитор Анатолий Королев.

Фото: Александр Мамаев

Дирижер-постановщик Павел Клиничев получил редкую возможность — создать музыкальное сопровождение к спектаклю , общаясь с композитором. Согласитесь , с Чайковским или Минкусом подобное невозможно.

« У нас получился очень органичный спектакль. И музыка , и сценография, и хореография сливаются в одно целое. Это очень стильная работа. Я благодарен Самодурову за приглашение и возможность увидеть , как в его хореографии появилось много нового. Благодарен Королеву за оригинальную музыку , которая не похожа ни на что. Это интересно и свежо. Местами сложно для исполнения , но не для восприятия.

Новое всегда интересно. Особенно когда ты имеешь возможность общаться с композитором. Если я открываю партитуру классика , то я могу лишь догадываться, что он хотел сказать. И где-то могу ошибиться. Наверное , часто так и происходит. В данном случае мне повезло», — объясняет дирижер-постановщик.

Сценография Алексея Кондратьева, главного художника театра « Ленком», — это тоже дебют: он ранее никогда не работал в балетных спектаклях. И создал на сцене удивительную вселенную , в которой меняются времена и ломаются пространства.

« Моя задача — не испортить музыку и танцы. Декорации , как и весь спектакль , сделаны в память великом балетмейстере. Он был замечательным авантюристом. И мог продать душу дьяволу , лишь бы зрителю было интересно.

Я человек в балете новый , дилетант. И встреча с балетом для меня как встреча с инопланетянами , которые выражают мысли и чувства непостижимым для меня языком. И это отразилось в оформлении: все эти странные элементы — это эмоции», — Алексей Кондратьев иронично , но точно подметил главную особенность оформления спектакля.

Все миры , которые создал в « Приказе короля» Вячеслав Самодуров , объединяют лишь герои , путешествующие из эпохи в эпоху. Они отправляются на поиски потерянного рая в костюмах Анастасии Нефедовой, главного художника Электротеатра « Станиславский» — коконах , сохраняющих их сущность, независимо от окружающего их мира. И все , что окружает их в путешествии — дирижабли и пропеллеры , космические лучи и странные механизмы — доказывает: внешний мир , каким бы красивым или непонятным не был , не способен помешать поискам любви.

=Эксперименты Самодурова=

Несколько лет назад в Перми меня удивил возраст зрителей, пришедших в оперный на « Дон Жуана» Курентзиса. В наш театр тогда ходили в основном интеллигентные дамы сверхбальзаковского возраста. Пермский театр процентов на 80 заполнили хипстеры и студентки , восторженно приветствующие каждое появление Теодора у дирижерского пульта. И он , безусловно , заслуживает звания « кумира молодежи». Точно также , как и Слава Самодуров — художественный руководитель балета нашего театра.

То , что на протяжении нескольких лет он творит на сцене, — один грандиозный эксперимент. И пока « Приказ короля» — его кульминация. Самодуров создал управляемый хаос , где воедино слил музыку , танец , пантомиму , вокал ( джазовый — в исполнении солистки свердловского музкома Светланы Ячменевой), свет , звук , краски , пространства , людей и механизмы. Все это подчиняется законам его , самодуровской , хореографии — одновременно ломкой и сильной.

Механические движения принцессы Изоры ( Елена Воробьева) подчиняются силе любви. Маршеообразные танцы Короля ( Илья Бородулин) и свиты рушатся под напором Черной королевы ( Надежда Шамшурина). Ее пленницы как винтики вкручивают себя в сцену , чтобы вдруг сбросить черные чары. Капитан де Блуа-Шампань ( Арсентий Лазарев) демонстрирует в танце легкость помыслов и мощь любви. Мастерство хореографа Самодурова рождает настолько яркие образы и характеры , что порой сложно оценить мастерство исполнителей.

С ним — интересно , говорят и дирижер Клиничев , и композитор Королев, и сценограф Кондратьев. Пусть этот интерес не пропадает. Ведь не зря настоящие екатеринбургские поклонники балета больше всего боятся , что « Самодуров уйдет». Потому что каждый его балет — это откровение мастера , которое , в отличие от работ Бэнкси живет даже не до удара аукционного молотка , а лишь пока спектакль идет на сцене.

=Show Must Go On=

« Судя по фото , балет вышел невероятно интересный», — сказала фотограф Дарья Попова , оценивая кадры , которые сделал во время прогона « Приказа короля» ее коллега Александр Мамаев. Но то , что обозначено на афишах как балет , им , честно говоря , не является. Это хореографическое шоу , в котором в равной степени представлены:

свет — его то много , то исчезающе мало. Он то искусно дополняет минималистичные костюмы , то диктует графику движений. Он плавно перетекает от монохрома в цветовой фейерверк , то из лавины красок стекает в тонкий луч;

Фото: Александр Мамаев

Фото: Александр Мамаев

танец — как и положено в балете , танцуют все. Демонстрируя все то , чего добился Петипа , перевернув почти 200 лет назад представление о хореографии. Показывая , как на классические танцы воздействовали на протяжении столетия разные культуры и лучшие представители мира балета. Двигаясь от неторопливого променада до дискотеки и фантазий на тему хореографии будущего.

Фото: Александр Мамаев

Что еще должно быть в шоу? Конечно , эмоции , которые в « Приказе короля» рождает каждая картина.

Екатеринбургский театр оперы и балета , проведя ребрендинг, превратился в Ural Opera Ballet. Но буквы — это мелочь по сравнению с тем , что уже несколько лет происходит на сцене и свидетельствует о том , что наш театр — не такой , как остальные. Это подтверждают и премьеры , каждая из которых — новое высказывание о предназначении. « Сатьяграха», « Пассажирка» и « Греческие пассионы», « Кармен», « Тщетная предосторожность» и « Ромео и Джульетта», « Пахита», « Жизель» и « Русалка»… Это лишь постановки последних трех лет , о каждой из которых говорят и пишут. И , несмотря на очень разные подходы к каждому из спектаклей , есть в них много общего.

Обязательный элемент новизны , пусть даже в варианте бережной реконструкции , как было с « Тщетной предосторожностью».

Безупречный вкус , что достигается тщательным подбором команды. И тогда каждая деталь декорации или костюма , либретто или спецэффектов близки к идеалу. Как в « Приказе короля» красные подошвы черных туфель. Казалось бы , мелочь , пусть будут черными… Но нет — без такого маленького штриха не будет совершенного образа.