Подоходный налог раньше

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Подоходный налог раньше

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) — один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена — до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%. НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА

С 1 января 2000 С 1 января 2001 С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-. . . .)

а) Советские ставки подоходного налога

До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». 23 апреля 1987 были приняты новые ставки для налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой именно — не знаю, цифр нет). Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок, действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы, превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000 руб/год). Шкала ставок доходов по авторским гонорарам варьировалась от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год). Для прочих доходов — от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше 7000 руб/год).

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум составил 100 руб. Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130 руб/мес — 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб — 30% с суммы, превышающей 101 руб. Далее следовала прогрессивная шкала:

С 1 июля 1990 Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес). Для прочих доходов — от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб. В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб — 20 коп, 152 — 50 коп, 153 — 90 коп, 154 — 1р40к, 155-200 руб. — 40% с суммы, превышающей 150 руб.

С 1 января 1991 Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками: Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%: Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется». 19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия — к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб.30 коп:

С 1 апреля 1991 Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы). Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу — 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними — 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год. Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 — осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих — шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей. 11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского — 160 руб. Прогрессивная шкала:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней — от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 — полностью совпадала с основной и внешатной. 3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом. Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках:

Читайте так же:  Образец возражение на иск жкх

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы, дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при пеерсчете совпадала с основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее (т.е. социалистичнее). 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала — 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом — опять же с 1 января 1992 года — были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992 6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок — 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993 После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции — 11 декабря 1993 года. Указом N2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро — на будущее, с 1994:

С 1 января 1993 С 1 января 1994 К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) — и опять с 1 января почти закончившегося года:

С 1 января 1994 Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 — после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась):

С 1 января 1996 Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 — с учетом деноминации рубля в 1000 раз:

С 1 января 1998

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее «уплощение»). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога — высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.» Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.» В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно — повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» — минимальная ставка остается прежней — 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи — не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета — 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки — 149, со второй — 180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке — но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к. при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого — многие легализуют свои капиталы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%, как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных к отклонению — лично Н.П.Даниловой. Поправки «четверки»: необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому банку, а общий для всех — и привязанная к ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки — но не для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой — сохранить действующую шкалу и убрать абзац о единой ставке — подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе поправка о сохранении шкалы — КПРФ — 108, ЛДПР 2, НДР — 1, Яблоко — 0, Аграрии — 17, Народовластие — 22, Регионы — 1, вне фракций — 7. После этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не удалась — 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную строчку — 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

С 1 января 1999 * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1 января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

С 1 января 2000 С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК — апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 — подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта: — «горбатая шкала» — поправка Г.В.Бооса: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, до 1.000.000 — 30% с превышения, свыше 1.000.000 — 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, свыше 500.000 — 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался; — двухставочная шкала — поправка А.Д.Жукова: до 120.000 — 13%, свыше 120.000 — 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; — сохранение нынешней трехставочной шкалы — поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская — повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 — 12%, до 150.000 — 20%, свыше 150.000 — 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000 руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса — Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2000 С 1 января 2001 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте Федеральным законом 71-фз от 30 мая 2001 (в основном касавшимся налогобложения доходов от операций с ценными бумагами) из списка налогов, облагаемых по 35-процентной ставке изъяты выигрыши на тотализаторах и в других основанных на риске играх (в том числе с использованием игровых автоматов). Фактически в отношении игровых автоматов ставка не применялась. Федеральным законом 110-фз от 6 августа 2001 (вводившим в кодекс новую главу — «Налог на прибыль») введена четвертая ставка — для дивидендов — 6%.

Читайте так же:  Договор на лес кругляк

С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

18 февраля 2005 Дума рассматривала законопроект Г.Н.Селезнева о возвращении к прогрессивной ставке налога: до 60 тыс.руб./год — 6%, до 360 — 13%, до 1,2 млн. — 20%, свыше 1,2 — 30%. Проект не набрал необходимого числа голосов — «за» 93. СРАВНЕНИЯ

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-.

  • Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (392-I от 2 декабря 1990). Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.
  • Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан (от 19 апреля 1991)
  • Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1998-I от 6 декабря 1991) Изменен законами 3317-I от 15 июля 1992, 4178-I от 22 декабря 1992, 4618-I от 6 марта 1993; указом 2129 от 11 декабря 1993; федеральными законами 29-фз от 27 октября 1994, 37-фз от 11 ноября 1994, 74-фз от 23 декабря 1994, 10-фз от 27 января 1995, 95-фз от 26 июля 1995, 125-фз от 4 августа 1995, 211-фз от 27 декабря 1995, 22-фз от 5 марта 1996, 83-фз от 21 июня 1996, 11-фз от 10 января 1997, 94-фз от 28 июня 1997, 159-фз от 31 декабря 1997, 65-фз от 31 марта 1999, 207-фз от 25 ноября 1999. Опубликован: ВСНД 1992-12-591, 1992-34-1976, 1993-4-118, 1993-14-486, САПП 1993-50-4867, СЗ 1994-27-2823, 1994-29-3010, 1994-35-3654, 1995-5-346, 1995-26-2403, 1995-32-3201, 1996-1-4, 1996-11-1015, 1996-26-3035, 1997-3-355, 1997-26-2955, 1998-1-6, 1999-14-1663, 1999-49-5903.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (117-фз от 5 августа 2000). Глава 23. Налог на доходы физических лиц Изменен федеральными законами: 166-фз от 29 декабря 2001; 71-фз от 30 мая 2001; 110-фз от 6 августа 2001. Опубликован: СЗ 2000-32-3340, 2001-1-18, 2001-23-2289

    Можно ли по закону заплатить НДФЛ и страховые взносы раньше выплаты зарплаты? Что за это грозит работодателю?

    В обязанности работодателя входит уплата НДФЛ и взносов в фонды за своих работников. В случае перечисления подоходного налога предприятие выступает налоговым агентом, а при уплате взносов – плетельщиком.

    И та, и другая роль в области налогового права накладывает определенные обязательства на хозяйствующий субъект, имеющий трудовые отношения с физическими лицами.

    Одна из таких обязанностей – своевременная уплата всех налоговых и внебюджетных сумм. За нарушение сроков уплаты ответственность несет налоговый агент.

    Что делать, если налоговые платежи совершены раньше, до выплаты зарплаты, что за это грозит работодателю?

    Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

    +7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

    +7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

    Задайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.

    Это быстро и бесплатно!

    Ст. 226 НК РФ устанавливает срок оплаты НДФЛ не позднее, чем на следующий день после получения резидентом дохода.

    Если налог в срок не будет перечислен, со следующего дня начинается просрочка, за каждый просроченный день начисляется пени — расчет пени в онлайн калькуляторе.

    Долгое время между налоговиками и хозяйствующими субъектами существовал спор, когда уплачивать налог с депонированной зарплаты.

    Налоговики утверждали, что днем получения дохода работником считается день получения денег в банке для выплаты зарплаты сотрудникам предприятия.

    Многие суды поддерживали эту позицию.

    С 01.01.2016 ст. 226 НК РФ была изменена, и в новой редакции она напрямую связывает обязанность агента выплачивать подоходный налог с днем получения плательщиком дохода, а не с днем получения средств предприятием на данные цели.

    Это означает, что в случае, если сотрудник вовремя не получил деньги через кассу, и сумма переведена на депонент, налог нужно платить на следующий день после физической выдачи зарплаты.

    С 1 января 2017 года изменился администратор по уплате взносов.

    До этой даты на пенсионные взносы и взносы ОМС уплачивались в ПФР, а взносы по социальному страхованию – в ФСС.

    Теперь почти все взносы уплачиваются в ИФНС, туда же сдается отчетность.

    В ФСС нужно перечислять только один вид взносов – за травматизм.

    Несмотря на такие существенные изменения в администрировании уплаты взносов на фонд оплаты труда, сроки перечисления этих платежей не изменились.

    Начисленные на зарплату взносы перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Если дата выплаты совпадает с праздничным или выходным днем, то срок переносится на ближайший рабочий день.

    Можно ли подоходный налог заплатить до выдачи заработной платы?

    В соответствие с пп. 2 п. 1.1 ст. 223 НК РФ датой фактической выплаты дохода считается последний день месяца, за который была начислена зарплата. В этой день производиться исчисление подоходного налога.

    Это грозит работодателю возможными штрафами, так как платеж за конкретный месяц засчитан не будет.

    Можно ли перечислить заранее страховые взносы?

    П. 1 ст. 45 НК разрешает уплату налогов раньше дня выплаты зарплаты. П. 9 этой же статьи уточняет, что это правило справедливо и для взносов.

    Другое дело, что заранее точно рассчитать базу для исчисления взносов определить практически не возможно, и экономически это не очень целесообразно.

    Но в реальной жизни бывают случаи, когда предприятию выгодно уплатить страховые суммы заранее до выплаты заработной платы.

    Например, при получении кредита банки иногда требуют в качестве подтверждения надежности заемщика определенные суммы отчислений в бюджет.

    Что делать, если заработок не выплачен, а налоги перечислены?

    В случае если подоходный налог уплачен раньше установленного законом срока, зачтен он не будет.

    Что за это грозит работодателю?

    Штрафные санкции и пени именно на этот платеж начислены не будут, так как формально нарушения нет.

    Но, если экономический субъект не уплатит в установленный срок НДФЛ, то штрафных санкций в размере 20% недоимки не избежать.

    Поэтому предприятию следует уплатить налог повторно, а уплаченную сумму истребовать к возврату как ошибочно уплаченную.

    Чем грозит работодателю более раннее перечисление страховых платежей? В случае с взносами таких последствий, как в отношении НДФЛ, не возникнет.

    Срок уплаты страховых отчислений не привязан ко дню получения дохода, поэтому плательщик вправе перечислить их раньше.

    Если итоговая база меньше, чем работодатель исчислил ранее, то сумма переплаты пойдет в зачет следующих периодов, либо можно написать заявление о возврате сумм.

    Если итоговая сумма зарплаты выше, чем предприятие уплатило заранее, то стоит сделать корректировочный расчет и доплатить недостающую сумму в установленный срок.

    О сроках уплаты НДФЛ и страховых взносов, а так же важных разъяснениях Минфина и ФНС, можно узнать из данного видео:

    Плательщик налогов и налоговый агент обязан соблюдать сроки совершения всех положенных бюджетных платежей.

    В случае с перечислением страховых взносов на фонд заработной платы экономический субъект имеет право уплатить их раньше установленного срока.

    В случае с уплатой НДФЛ перечислять суммы исчисленного налога до выплаты заработной платы не следует, так как сроки уплаты подоходного налога привязаны ко дню получения плательщиком дохода.

    Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

    Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

    +7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

    +7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

    Задайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.

    Однократность имущественного вычета при покупке квартиры/дома

    Ограничения большинства налоговых вычетов (за обучение, за лечение и т.д.) установлены лишь в рамках одного календарного года: каждый календарный год «лимит» сбрасывается, и вычет может быть получен снова. В отличие от них имущественный вычет при покупке жилья содержит более серьезные ограничения: законодательно ограничена как максимальная сумма вычета, так и количество раз, которыми им можно воспользоваться в течение жизни.

    До 2014 года действовали ограничения, по которым налоговый вычет по расходам на покупку жилья и кредитным процентам можно было получить только один раз в жизни и только по одному объекту жилья. С 2014 года вычет разрешили получать по нескольким объектам жилья, но новые правила разрешили применять только к новым сделкам (заключенным после вступления в силу нового закона). В связи с этим возникло множество вопросов: в каких случаях какие ограничения вычета применяются? Если воспользовался вычетом ранее, в каких случаях его можно «дополучить» при покупке нового жилья? Можно ли получить вычет по кредитным процентам, если ранее пользовался только вычетом на покупку жилья?

    В этой статье мы постараемся ответить на все эти вопросы.

    Обратите внимание: Ключевым фактором, от которого зависят ограничения имущественного вычета, является дата приобретения жилья, по которому Вы получаете (или хотите получить) вычет.
    «Датой приобретения жилья» в рамках данной статьи следует считать:
    — дату оформления права собственности на жилье согласно выписке из ЕГРН при покупке по договору купли-продажи;
    — дату передаточного акта при приобретении жилья по договору долевого участия в строительстве.

    Читайте так же:  Исковое заявление на решение по жалобе на постановление

    Ограничения вычета по жилью, приобретенному до 1 января 2014 года

    Если Вы приобрели жилье до 2014 года и получили (или планируете получить) по нему имущественный вычет, то для Вас действуют «старые» правила, согласно которым вычет можно получить строго только по одному объекту жилья (абз. 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2014 г.) и в сумме не более 2 млн.руб. (260 тыс.руб. к возврату). При этом даже, если Вы получили вычет меньше максимальной суммы, то дополучить его при покупке другого жилья будет нельзя.

    Пример: В 2008 году Левашов И.И. купил квартиру за 500 тыс. руб. и получил по ней налоговый вычет (вернул 65 тыс.руб. уплаченных налогов). При покупке квартиры в 2016 году Левашов И.И. не сможет воспользоваться вычетом еще раз, так как до 2014 года имущественный вычет предоставлялся только один раз по одному объекту жилья

    Вычет по кредитным процентам для жилья, приобретенного до 1 января 2014 года, не имел ограничений по сумме (можно было вернуть 13% от всех уплаченных процентов по ипотеке), но получить его можно было только по тому же объекту жилья, по которому Вы получали основной вычет (вычет по расходам на покупку). Это связано с тем, что до 2014 года основной имущественный вычет и вычет по процентам не были разделены и составляли единый вид вычета (ст. 220 НК РФ в ред., действующей до 01.01.2014 г.).

    Пример: В 2012 году Иванченко А.А. купил квартиру и получил по ней налоговый вычет. В 2013 году Иванченко купил еще одну квартиру в ипотеку и хотел получить вычет по кредитным процентам. В налоговой инспекции в вычете ему законно отказали, так как по жилью, приобретенному до 1 января 2014 года, основной вычет и вычет по процентам могли быть получены только по единому объекту жилья.

    Однако, стоит отметить, что если Вы приобрели жилье до 1 января 2014 года и воспользовались только вычетом по расходам на покупку, то Вы можете получить вычет по кредитным процентам по другому жилью, но только если оно было приобретено после 1 января 2014 года. Мы рассмотрим эту ситуацию подробно ниже в разделе — Можно ли получить вычет по кредитным процентам, если ранее воспользовался только вычетом по расходам на покупку?

    Ограничения вычета по жилью, приобретенному после 2014 года

    С 1 января 2014 года в Налоговый Кодекс РФ были внесены значительные изменения, согласно которым, если налоговый вычет при покупке квартиры/дома получен не в максимальном размере (т. е. с суммы меньше 2 млн.руб.), то его остаток можно дополучить при покупке других объектов жилья (абз. 2 пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

    Пример: В 2016 году Укладова Т.И. купила комнату за 500 тыс. руб. и получила имущественный вычет (вернула 65 тыс.руб.). В 2017 году она купила квартиру за 3 млн.руб. Укладова Т.И. сможет дополучить имущественный вычет по покупке квартиры в размере 1.5 млн. руб. (к возврату 195 тыс.руб.).

    К вычету по кредитным процентам по жилью, приобретенному после 1 января 2014 года, также стали применяться новые правила:

    • вычет по кредитным процентам не связан с вычетом по расходам на покупку жилья и может быть получен по отдельному объекту;
    • максимальный размер вычета по кредитным процентам составляет 3 млн.руб. (к возврату 390 тыс.руб.);
    • в отличие от вычета по расходам на покупку жилья, вычет по кредитным процентам может быть получен только один раз в жизни по одному объекту жилья;

    Пример: В 2016 году Панюков Е.И. купил квартиру стоимостью 8 млн.руб. Для покупки квартиры он оформил ипотеку на сумму 6 млн. руб. (по которой уплатит процентов на сумму 3,5 млн.руб.) Панюков Е.И. сможет получить основной имущественный вычет в размере 2 млн.руб. (к возврату 260 тыс.руб.), а также вычет по процентам в размере 3 млн.руб. (к возврату — 390 тыс.руб.).

    Пример: В 2014 году Епифанова Т.К. купила квартиру и получила имущественный вычет по расходам на покупку. В 2017 году она купила новую квартиру в ипотеку и сможет получить вычет по уплаченным кредитным процентам.

    Пример: В 2014 году Черезов А.А. купил в ипотеку квартиру стоимостью 1 млн.руб. Черезов А.А. получил вычет по расходам на покупку и вычет по кредитным процентам. В 2017 году он приобрел другую квартиру стоимостью 3 млн.руб. (также с использованием кредитных средств). Черезов А.А. сможет дополучить вычет по расходам на покупку (так как воспользовался им не в полном объеме), но не сможет дополучить вычет по кредитным процентам, так как он предоставляется только по одному объекту жилья.

    Можно ли дополучить вычет, если воспользовался им ранее по жилью, приобретенному до 1 января 2014 года?

    Как мы указали выше, согласно текущему Налоговому кодексу, если вычет получен не в максимальном размере (т. е. с суммы меньше 2 млн.руб.), то его остаток можно дополучить при покупке других объектов жилья (абз. 2 пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

    Однако, к сожалению, данное правило не применяется, если Вы воспользовались правом на вычет по жилью, приобретенному до 1 января 2014 года. В этом случае дополучить остаток вычета при покупке другого жилья не удастся. Это связано с тем, что новые правила распространяются только на правоотношения, возникшие после 1 января 2014 года. Если жилье было приобретено до 1 января 2014 года, то считается, что Вы воспользовались имущественным вычетом по «старым правилам»: вычет предоставляется только один раз в жизни по одному объекту жилья (ст.220 Налогового Кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2014 года). При этом повторное получение вычета (даже по жилью, купленному после 1 января 2014 года) не допускается. (п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ, Письмо ФНС России от 18.09.2013 №БС-4-11/[email protected], Письма Минфина России от 07.03.2017 № 03-04-05/12936, от 26.07.2016 № 03-04-05/43559).

    Пример: В 2006 году Сидорчук Ф.М. купил квартиру стоимостью 500 000 рублей и получил с нее налоговый вычет (вернул подоходный налог в размере 65 тыс. руб.). В 2015 году Сидорчук Ф.М. купил новую квартиру стоимостью 3 000 000 рублей и, прочитав об изменениях в законе, хотел дополучить остаток вычета в размере 1 500 тыс. рублей с новой покупки. В вычете по новой квартире Сидорчуку Ф.М. было отказано, так как он уже воспользовался вычетом по жилью, купленному до 2014 года.

    Однако, если Вы воспользовались только вычетом по расходам на покупку жилья, то Вы имеете право получить вычет по кредитным процентам по другому объекту, если он был приобретен после 1 января 2014 года. Подробно эта ситуация рассмотрена ниже – см. Можно ли получить вычет по кредитным процентам, если ранее воспользовался только вычетом по расходам на покупку?

    Можно ли получить вычет по кредитным процентам, если ранее воспользовался только вычетом по расходам на покупку?

    Часто складывается ситуация, что человек получил основной имущественный вычет по жилью, приобретенному до 1 января 2014 года, но не пользовался вычетом по кредитным процентам. В этом случае возникает вопрос — а можно ли получить вычет по процентам при покупке нового объекта жилья? После изменений Налогового Кодекса 2014 года контролирующие органы долгое время не могли прийти к единой позиции: мнения были как положительные, так и отрицательные. Однако, Письмо ФНС России от 21.05.2015 N БС-4-11/8666 поставило точку в этом вопросе и, к счастью, в пользу налогоплательщиков.

    Согласно данному письму (обязательному для применения налоговыми органами), если Вы воспользовались своим правом основного имущественного вычета до 2014 года, то при покупке жилья в ипотеку после 1 января 2014 года Вы сможете получить вычет по кредитным процентам. Данную позицию подтверждает и Минфин России в своем письме от 27.04.2016 № 03-04-05/24331.

    Пример: В 2013 году Щитов М.А. купил квартиру и получил основной имущественный вычет. В 2017 году он купил новую квартиру в ипотеку. Щитов М.А. может воспользоваться вычетом по уплаченным ипотечным процентам по новой квартире, несмотря на то, что он ранее получил основной вычет по другой квартире.

    Пример: В 2012 году Диконов А.А. купил квартиру и получил имущественный вычет по расходам на ее покупку. В 2013 году он купил вторую квартиру в ипотеку и хотел получить по ней вычет по кредитным процентам. Однако, в вычете ему было отказано, так как получить отдельный вычет по кредитным процентам можно только по жилью, приобретенному после 1 января 2014 года. Если в будущем Диконов А.А. купит новое жилье с использованием кредитных средств, то он сможет получить вычет по уплаченным процентам.

    Пример: В 2013 году Зеленская Ю.В. купила квартиру в ипотеку и получила вычет по расходам на покупку и уплаченным кредитным процентам. В 2017 году она приобрела новую квартиру в ипотеку. Так как правом имущественного вычета (основным и по процентам) Зеленская Ю.В. воспользовалась по квартире, приобретенной до 1 января 2014 года, получить вычет еще раз (как основной, так и по процентам) она не сможет.

    Получение вычета до 1 января 2001 года не учитывается

    В заключении статьи отметим, что до 2001 года имущественный вычет предоставлялся на основании Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Данный закон утратил силу с 1 января 2001 г. Поэтому если Вы заявили имущественный вычет и все выплаты по нему были произведены до 1 января 2001 года, то можете считать, что вычетом Вы не пользовались. При приобретении другого жилья (после 1 января 2001 года) Вы можете снова получить имущественный вычет (Письма Минфина России от 13.02.2014 N 03-04-05/5889, от 24.07.2013 N 03-04-05/29229).

    Пример: В 1998 году Клестова Я.Ф. купила квартиру. В 1999 и 2000 годах она подавала в налоговую инспекцию декларации 3-НДФЛ и полностью получила имущественный вычет. В 2013 года Клестова Я.Ф. вновь купила квартиру. Так как она полностью получила вычет до 1 января 2001 года, при покупке квартиры в 2013 году она сможет воспользоваться имущественным вычетом еще раз (по правилам ст. 220 НК РФ).

    Пример: В 1999 году Ежов Н.Н. купил квартиру. В 2000, 2001, 2002 и 2003 году он обращаться в налоговую инспекцию за получением имущественного вычета. В 2017 году Ежов Н.Н. купил вторую квартиру. Так как часть выплат по вычету осуществлялась после 1 января 2001 года, получить имущественный вычет по квартире, приобретенной в 2017 году, Ежов Н.Н. не сможет.