Пенсия у служителя

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл соболезнует родным и близким погибших в результате взрыва бытового газа в городе Шахты

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественский праздник в Государственном Кремлевском дворце

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Зосимы (Балина) во епископа Азовского

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с Международной космической станцией

Пенсионное обеспечение священнослужителей

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало приказ от 24 ноября 2004 г. N 280 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 г. N 6253), содержащий разъяснение о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов.

В целях оказания методической помощи своим территориальным органам Пенсионный фонд РФ направил в отделения и управления ПФР в федеральных округах письмо от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 «Об оценке пенсионных прав граждан из числа священнослужителей». Данный документ доведен до сведения Епархиальных архиереев циркулярным письмом Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента от 19.07.2005. № 4484.

Какие изменения в пенсионные права священнослужителей внес приказ № 152?

В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 религиозные организации не имели прав юридического лица. В этой связи время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 280, согласно которому «периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке».

На какие категории граждан распространяется приказ?

Приказ распространяется на священнослужителей, которые в период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» работали в религиозных организациях (например, приходах, духовных семинариях) и (или) участвовали в совершении религиозных обрядов.

Понятие «священнослужитель» не раскрыто в нормах действующего законодательства; оно содержится во внутренних документах (установлениях) религиозных организаций.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. В этой связи разъяснение понятия «священнослужитель» составляет прерогативу конфессий. Поэтому в спорных случаях отделения ПФР должны обращаться за разъяснениями в Епархиальные управления.

Какие документы необходимо представить в отделение ПФР для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий»?

К таким документам относится справка, образец которой прилагается к письму Пенсионного фонда РФ от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935. Справка выдается Епархиальным управлением и подписывается секретарем Епархиального управления.

Помимо вышеупомянутой справки в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации можно представить (при наличии) справку о зарплате священнослужителя в период до 25 октября 1990 г. Представленный заработок может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.

Допустим ли перерасчет уже начисленной некоторым священнослужителям пенсии?

Священнослужители, оформившие пенсии в период с июля 2001 г. по март 2005 г., имеют право на перерасчет назначенных пенсий с учетом периодов служения в религиозных организациях до 25 октября 1990 г.

Кому в Петербурге на пенсию жить хорошо. Журналисты узнали, кто из пенсионеров получает по 400 тысяч рублей в месяц

По данным органов статистики, средний размер пенсии в Петербурге равен 14,5 тысячам рублей. Одни получают меньше, другие — больше. Причём значительно больше. Петербургскому изданию «Город 812» удалось выяснить, у кого денежное довольствие на заслуженном отдыхе многократно превышает выплаты рядовым пенсионерам.

Как и стоило ожидать, жить припеваючи и ни в чём не испытывать нужды на пенсии могут позволить себе бывшие депутаты Государственной думы. Если народный избранник проработал на законодательной ниве три года, то он получит пенсию в 55% от ежемесячной зарплаты. А если он пробыл в депутатском кресле 10 лет, то 75%. Как известно, зарплаты парламентариев составляют порядка 420 тысяч рублей.

Такие денежные довольствия у депутатов стали возможными после того, как они сами себя приравняли к федеральным министрам. Но федеральных министров только 32 человека — 21 министерство плюс 11 федеральных агентств, а народных избранников — 450.

Впрочем, не стоит думать, что любой парламентарий после выхода на пенсию станет получать по 250 — 300 тысяч рублей. Размер пенсионных выплат во многом зависит от предыдущего места работы и занимаемой в Государственной думе должности, а также получаемых надбавок.

Депутаты региональных органов законодательной власти получают меньше. К примеру, бывший парламентарий Законодательного собрания Петербурга Аркадий Крамарев рассказал, что ему начисляют пенсию порядка 100 тысяч рублей. Но в прошлом он возглавлял ГУВД города, имеет почти 40-летний стаж службы в государственных органах и в течение 16 лет был не просто депутатом, а главой комитета по законности.

Хорошие пенсии и у представителей судебной власти. Судьям причитаются пенсии в 80−85% от оклада, а оклады у служителей Фемиды неплохие. Федеральные судьи получают по 100 — 140, а то и по 150 — 170 тысяч рублей без учета надбавок и премий. А федеральный судья — не федеральный министр. Экземпляр не штучный — таких в стране около 23 тысяч человек.

Государственные служащие находятся не в таком завидном положении, как судьи и законодатели. Во-первых, пенсии поменьше, а во-вторых, приличное вознаграждение на заслуженном отдыхе нужно еще заработать. К тому же требования к выслуге неуклонно растут. Еще недавно для получения пенсии в 45% от оклада нужно было проработать 15 лет, в следующем году эта цифра уже составит 17 лет. Для получения пенсионных выплат в 75% от оклада надо иметь стаж госслужбы в 26,5 лет.

Председатель комитета в Смольном в среднем может рассчитывать на пенсию в 60 тысяч рублей. Таких комитетов в правительстве города — 36. Бывший начальник отдела будет получать порядка 40 тысяч. Специалисты — примерно по 20 тысяч рублей.

Впрочем, безбедная жизнь на пенсии — удел не только судей, депутатов и госслужащих. К примеру, пилоты и лётчики-испытатели после выхода на заслуженный отдых получают по 85−90 тысяч рублей в месяц. А пенсия космонавтов составляет и вовсе больше 400 тысяч рублей.

Пенсионный фонд России

Сайт про Пенсионный Фонд РФ и систему пенсионного обеспечения в России

Пенсионное обеспечение судей в России

По пенсионному обеспечению, страховому возмещению, материнскому капиталу и прочим пенсионным вопросам.

Всем известно, что у судьи имеется ряд особых привилегий. Казалось бы, пенсия судьи также должна быть довольно внушительной. Тем не менее это довольно распространенная ошибка.

Исходя из действующего законодательства, известно, что в отношении данной категории граждан действуют те же нормы обязательного пенсионного страхования. Однако, уйдя в отставку большинство судей получают значительно большую пенсию. Как так вышло? Какая пенсия у судьи? Давайте попробуем в этом разобраться.

Законодательная база

Особенности пенсионного обеспечения судей заключаются в предоставлении особых условий в зависимости от срока, на протяжении которого гражданин работал судьей.

Ушедший на заслуженный отдых или уволившийся с работы служитель закона, исходя из существующих правовых норм, получает пенсионные выплаты по одной из следующих схем:

  • стандартное обеспечение, применяемое к большинству пенсионеров (ФЗ РФ номер 126 и номер 400);
  • страховое пенсионное обеспечение по судейскому стажу (ФЗ ЗФ номер 4468-I);
  • пожизненное пенсионное содержание (ФЗ РФ номер 3132-I).

Конкретные заслуги того или иного лица рассматриваются по результатам его работы в должности. Особое внимание уделяется причинам ухода с занимаемой должности.

Какая может быть пенсия судьи в отставке? Если он выходит в отставку раньше чем отработает десять лет по данной профессии и его дальнейшая карьера не имеет отношения к юриспруденции, то ему пенсионные выплаты производятся на общих основаниях.

Обеспечение по выслуге лет может быть назначено работникам судов РФ, достигшим пенсионного возраста и имеющих достаточную выслугу для назначения пенсии.

Что входит в юридический стаж:

  • служба в вооруженных силах;
  • получение образования в высшем учебном заведении;
  • трудовая деятельность в подразделениях Министерства Внутренних дел и судебной системе.

Для тех, кто не обладает достаточным количеством лет, отработанных судьей, первые два пункта имеют большое значение для получения судебной пенсии.

Критерии распределения пенсионных льгот

Во сколько лет служители закона уходят на пенсию и сколько пенсия у судьи? Как уже упоминалось, пенсия судьи в России может быть нескольких видов. Самым желанным, разумеется, является пожизненное обеспечение. Большинство непосвященных в тонкости распределения льгот граждан уверены, что подобное обеспечение доступно всем судьям. Тем не менее это не так.

Критерии получения ППС:

  • отработать в соответствующей должности не менее двадцати лет;
  • достижение пятидесятилетнего возраста женщиной и, соответственно, пятидесяти пятилетнего мужчиной – время пребывания в должности на тот момент должно быть не менее двадцати лет;
  • уход на пенсию, согласно закону для женщин этот возраст составляет пятьдесят пять лет, а для мужчин – шестьдесят, находясь в должности двадцать лет, при общем стаже более двадцати пяти лет.

При подсчете стажа, необходимого для обеспечения назначаемого вида пенсии учитываются:

  • срок выполнения обязанностей мирового судьи;
  • время занятие должностей, для работы на которых необходимо наличие юридического образования;
  • срок занятия различных должностей в различных судебных инстанциях и системе юстиции.

При наличии требуемого срока в двадцать лет выслуги пенсионеру предоставляется содержание, невзирая на то, достиг ли он на момент увольнения пенсионного возраста.

Данная схема пенсионного обеспечения недоступна:

  • для отозванных с должности служителей закона;
  • для тех, кто совершил преступление;
  • для тех, кто отказался от Российского гражданства.

Предыдущий стаж работы на других должностях, до занятия кресла судьи, учитывается, только если данный сотрудник проработает в качестве служителя закона более пяти лет.

Порядок получения пенсии

Решением данного вопроса занимается региональное отделение Пенсионного Фонда. Порядок получения пенсионного обеспечения можно разделить на следующие этапы:

  • сбор необходимой документации;
  • ее подача в отделение фонда;
  • рассмотрение заявки;
  • принятие решения.

Пенсионеры, которые имеют право на пожизненное обеспечение, обращаются в отделение фонда по месту жительства или в Судебный департамент.

Перечень предоставляемых документов:

  • заявление установленного образца;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документация о наличии необходимого судейского стажа;
  • сведения о профессиональном ранге, квалификации;
  • при необходимости – справка о получаемых пенсионных выплатах.

На принятие решения сотрудникам Пенсионного фонда отводится не более пятнадцати дней.

Величина пенсий

Размер федерального пенсионного обеспечения напрямую зависит от зарплаты судей. При определении суммы пожизненного обеспечения применяются следующие соотношения:

  • для достигших пенсионного возраста судей, но не имеющих необходимой выслуги — пропорционально имеющемуся стажу;
  • четыре пятых от общей суммы зарплаты – при наличии двадцати пяти лет общего стажа, из которых более десяти в должности судьи;
  • четыре пятые плюс один процент за каждый год свыше двадцати лет стажа работы в должности судьи.
Читайте так же:  Пояснительная записка к ппр

Пожизненное обеспечение не назначается одновременно с иными пенсионными выплатами, а также его не могут получить действующие судьи.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что бывшие сотрудники судебной системы действительно обладают значительными пенсионными привилегиями. Однако для их получения необходимо практически всю жизнь проработать в МВД, юстиции или суде.

Пенсия у служителя

Создано 23.11.2011 00:21

Размер оплаты, налогообложения и пенсии духовенства являются разными в разных странах.

Италия
В Италии финансовыми вопросами духовенства занимается специальный церковный фонд (Fondo clero): он управляет социальными взносами католических священников и духовенства других конфессий, а также организовывает выплаты пенсий. Фонд действует в пределах соответствующего Учреждения социального обеспечения.

С 2000 года в этот фонд входят также священники, которые не имеют итальянского гражданства, но которые работают в епархиях страны. Этот фонд не охватывает монашеские ордены (иезуитов, бенедиктинцев, и т. д.), поскольку ими не руководит Конференции епископов Италии, которая заключила соглашение о системе регулирования пенсий для священников из учреждений социального обеспечения.

Согласно действующим с 2003 года правилам, священник может получать пенсию из этого фонда после достижения 68 лет.

По данным Конференции епископов Италии, получаемая плата епархиальных священников (в Италии их 38 тыс.) составляет от 883 до 1376 евро.

Теоретически, деньги на жалованье для священников должны поступать из специального фонда содержания духовенства, в который верующие зачисляют добровольные пожертвования. Но на практике этих пожертвований хватает только для 5% пенсий. По этой причине пенсии выплачивают из фонда, в котором средства накапливаются благодаря принципам «8 промилле», то есть отчислений от налога на сумму, которую граждане декларируют для удержания Католической Церкви. Ежегодно Итальянская Церковь получает с «8 промилле» почти один миллиард евро.

Германия
В Германии священники имеют статус, равный статусу государственных служащих, имеющих также пенсионное обеспечение. Государственным чиновникам пенсию платит государство, а священникам и пасторам — Церковь. Взносы поступают на церковные пенсионные фонды (Pensionsfond, Versorgungskasse) независимо от пенсионной системы государства.

Церковь выплачивает зарплаты и пенсии священникам и пасторам только из собственных средств. Основным источником доходов церкви является церковный налог, взимаемый с членов религиозного сообщества. Сегодня в большинстве из 16 немецких федеральных земель церковный налог составляет 9% (в Баварии и Баден-Вюртемберге — 8%).

Великобритания
В Великобритании англиканских пастырей и католических священников приравнивают к общим категориям работников, поэтому они платят налоги. От налоговой инспекции они получают так называемый налоговый код, в котором указывается налоговая ставка и отчисления. Духовники пользуются налоговыми привилегиями на стандартных условиях.

Доходы от похорон, свадеб, крещения и т.д. переводят из приходов в епархии, где обычно их перечисляют в фонд заработной платы. Если священник имеет дополнительные доходы (например, обучение или публицистика), то он сообщает об этом в годовой налоговой декларации.

После выхода на пенсию англиканские и католические священники, получающие церковную и государственную пенсию в зависимости от стажа и возраста. Ни Англиканская Церковь, которая является государственной, ни Католическая Церковь не имеют государственных субсидий.

Чехия

В Чехии пенсию духовенства рассчитывают так же, как и другие государственные пенсии. Поэтому она зависит от индивидуального среднего заработка за последние 30 лет. В Чехии нет специального фонда для пенсионеров-священников. Католические священники и духовенство других религиозных общин получают от государства пенсию в качестве вознаграждения.

Духовенство в Чехии причисляется к работникам бюджетной сферы, но их доходы ниже, чем у официальных лиц — они составляют в среднем 70% (610 евро). Поэтому размер их пенсий также небольшой.

Испания

В Испании пенсию священникам платит Церковь (за вычетом из их заработной платы). Дотации от государства предназначаются только на содержание епархии и покрытие административных расходов.

С 1979 года Испанию подписала соглашение со Святым Престолом, которое регулирует экономические вопросы деятельности Католической Церкви. Оно предусматривает намерение государства «сотрудничать с Католической Церковью и предоставлять ей соответствующую экономическую поддержку при полном уважении принципа религиозной свободы».

Церковь получает из государственного бюджета около 12 млн. евро в месяц. Эти деньги расходуются на потребности, связанные с содержанием епархий. Остальные средства поступают в основном от пожертвований верующих. С 2007 года в Испании Церкви можно перевести 0,7% налога на прибыль. По данным Центра социологических исследований, в среднем ежегодно около 30% налогоплательщиков переводят свои 0,7% на Католическую Церковь, что составляет около 150 млн. евро в год.

Испанские архиепископ зарабатывают около 1200 евро в месяц, епископы — в среднем 900 евро, а священники — в среднем 600-800 евро. Для священников, которые работают капелланами и в госпиталях, также выделяются дополнительные 140 евро, каноники также получают дополнительное вознаграждение — до 300 евро.

Священники, работающие учителями или медбратьями по договору найма в государственных учреждениях или частных компаниях не получают от своих приходов дополнительных денег. Они живут на зарплату, которую выплачивает работодатель.

Зарплату выплачивает курия, священникам дано право на медицинское обслуживание. Но они не имеют права на пособие по безработице. Большинство священников по достижении пенсионного возраста получают минимальную пенсию.

Франция
Во Франции, где с 1905 года действует строгое разделение религии и государства, Церковь получат доход только от пожертвований верующих. По данным газеты Le Figaro, средняя заработная плата священников и епископов составляет около 950 евро в месяц (то есть меньше, чем минимальный размер зарплаты, который равен 1100 евро), при этом духовенство обеспечено жильем, однако оно обязано само оплачивать себе еду.

Католические священники, как и духовенство других конфессий (исламские имамы, или буддийские монахи), с 1979 года имеют пенсию от государства. Наряду с очень маленькой государственной пенсией (350-650 евро) священники получают дополнение к пенсии, которое выплачивает непосредственно епархия. В целом, общая сумма минимальной пенсии католического духовенства составляет около 880 евро в месяц (в 2010 году).

Бельгия
В Бельгии священники получают зарплату от государства, ее размер зависит от сана — епископ может получать от 1600 до 8400 евро в месяц.
Обычай выплачивать заработную плату священникам ввел Наполеон как компенсацию за потери времен французской революции. Сначала государство платило зарплату только католическим священникам. Сегодня государственные зарплаты имеет католическое, протестантское, англиканское, православное духовенство и служители в иудаизме.

В Бельгии получают зарплату священники, диаконы и миряне, которые помогают в приходах. Зарплата повышается с уровнем иерархии. Но она обычно ниже, чем зарплата за пределами религиозного права. Это не касается иерархов Церкви, которые обычно зарабатывают больше, чем миряне, и священнослужителей других конфессий.

Священники также получат ежегодные премии: летом и в конце года. Они имеют право на аренду помещения (иногда расходы на аренду покрывает местное правительство). Это распространяется и на другие конфессии.

Государство выплачивает пенсии духовенству. Их размер равен последней зарплате.

Государство (в сотрудничестве с руководством прихода) отвечает за сохранение зданий, связанных с культом, и за финансирование деятельности, связанной с практикой веры (например, покупка вина для литургии). Однако, религиозные объединения платят налог от своего имущества.

США
В США духовенство различных конфессий получает государственные и церковные пенсии, а также различные дополнительные индивидуальные пенсионные выплаты.

Католические священники в США, как и все граждане, платят налоги в государственный фонд социального обеспечения (Social Security), и поэтому имеют право на государственную пенсию.

Поскольку она невелика (обычно менее 1000 долларов в месяц), священники получают также пенсии из Пенсионного фонда Церкви. Ее размер зависит от епархии, но в среднем составляет 2000 долларов в месяц. Фонд состоит из доходов священников от их пастырской деятельности. Церковь также помогает священникам в отставке покрывать медицинские расходы.

На схожих принципах пенсию получают также большинство пасторов протестантских церквей, к которым относится подавляющее большинство жителей США.

В дополнение к выплатам из фонда социального обеспечения большинство пасторов получает пенсию от церквей, поскольку пасторы также имеют семьи.

О пенсионном обеспечении священнослужителей и церковных работников

Обзорная статья, посвященная пенсионному обеспечению служителей Церкви: общим условиям назначения пенсий, подтверждению периодов, включаемых в стаж, документальному подтверждению данных периодов времени.

Общие условия назначения пенсий

Согласно главе XXI Устава Русской Православной Церкви (с доп. 2017 г.), граждане России — священнослужители и церковные работники, — имеют право на государственную пенсию, при условии, что они работают в канонических подразделениях РПЦ, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Обязательное социальное страхование священнослужителей в России было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». До вступления в силу этого закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, потому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время и работники религиозных организаций, и священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 24 Закона РФ от 26.09.97 № 125-ФЗ). Анализ положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» позволяет утверждать, что священнослужители также имеют право на страховую пенсию, являясь специфической категорией застрахованных лиц

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие:

  • архиереи;
  • священники;
  • диаконы;
  • церковнослужители, в т. ч. регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений;
  • иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.90 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (см. образец).

Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) Сергею Ивановичу СОКОЛОВУ, 1940 года рождения в том, что он с 1 апреля 1965 года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.

1 апреля 1965 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по 15 ноября 1970 года.

Основание: Указ Управляющего Московской епархией от 1 апреля 1965 года за N 465.

16 ноября 1970 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по 10 июля 1991 года.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 16 ноября 1970 года за N 3545.

11 июля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 11 июля 1991 года за N 2575.

Общий стаж служения с 1 апреля 1965 года по настоящее время.

Подтверждающие документы сохранены.

Руководитель Общего отдела,

Московской Патриархии прот. В. ДИВАКОВ

Как оцениваются пенсионные права

Зачет в общий трудовой стаж периодов работы до 25 октября 1990 года является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Заработок за период до 25 октября 1990 года может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Уточнение пенсионных прав священнослужителей осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, но не ранее чем с 30 января 2005 года (даты вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280) (ст. 20 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Читайте так же:  Требования к чспп

Для уточнения пенсионных прав следует обратиться с соответствующими заявлениями в территориальные органы ПФР, представив документы, подтверждающие работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25 октября 1990 года.

Соответствующие разъяснения даны письмом ПФР от 18.04.05 № ЛЧ-25-26/3935, которым одновременно направлен образец подтверждающей справки (см. выше).

По достижении 75 лет

Достигнув этого возраста каждый клирик, занимающий должность:

  • игумена (игумении) или наместника монастыря;
  • настоятеля прихода;
  • председателя приходского совета;
  • благочинного;
  • секретаря епархиального совета;
  • председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии;
  • председателя, секретаря или члена епархиального суда

обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей.

Однако окончательное решение вопроса о времени удовлетворения этого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея (в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря – на благоусмотрение Священного Синода, по представлению епархиального архиерея).

Епархиальный архиерей имеет попечение о достойных условиях для продолжения литургического и пастырского служения клириков, освобожденных по возрасту от несения должностных обязанностей.

О периодах работы, включаемых в стаж

Порядком включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов (утв. приказом Минздравсоцразвития от 24.11.04 № 280, зарег. Минюстом России 30.12.04 № 6253) разъяснено, что периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж. Указанные периоды подтверждаются документами в общеустановленном порядке.

До 25 октября 1990 года сводного перечня лиц, принимающих участие в совершении религиозных обрядов, не существовало. Поэтому в спорных случаях отделениям ПРФ необходимо обращаться за подтверждением стажа лиц, участвующих в религиозных обрядах, в Епархиальные управления (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.06 № 1842, доведено до сведения органов ПФР письмом от 09.06.06 № ЛЧ-25-26/6167).

В страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, до 1 января 1991 года – платились взносы на государственное социальное страхование. Уплата взносов на государственное социальное страхование подтверждается документами финансовых органов и справками архивных учреждений.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015).

Тезисы для суда

К сожалению, в бумажной сфере на приходах, как правило, царит беспорядок. Вв справках о заработной плате отсутствуют обязательные реквизиты, основания выдачи и т. д., что часто порождает споры с органами ПФР.

На что можно ссылаться? Вот несколько тезисов для искового заявления.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя в том числе и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4) (согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Аналогичные нормы содержал и Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 10).

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками (ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом работники религиозных организаций, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Впервые для священнослужителей обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». В период до принятия указанного Закона лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию и, следовательно, не имели права на государственное пенсионное обеспечение.

Периоды работы в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке (разъяснения о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280).

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, также иные лица, которые совершают религиозные обряды, либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 Правил). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, в частности:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение факта работы могут быть представлены справка прихода, справка приходского совета, справки о зарплате, платежные извещения и квитанции об уплате подоходного налога и т. д.

Еще раз подчеркнем: от вас не могут потребовать подтверждения уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, поскольку до принятия Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию.

С уважением, Анна
эксперт портала Право-ТУТ.ru

ПЕНСИЯ СЛУЖИТЕЛЯ

zemljanin сказал(-а): 20.02.2012 15:36

ПЕНСИЯ СЛУЖИТЕЛЯ

Что вам известно о механизме выплаты пенсии служителям?

Можно предоставлять информацию о механизмах начисления и выплаты пенсии служителям в разных конфессиях.

vit7 сказал(-а): 20.02.2012 15:44

Что вам известно о механизме выплаты пенсии служителям?

Можно предоставлять информацию о механизмах начисления и выплаты пенсии служителям в разных конфессиях.

Пенсии церковнослужителям сейчас платит государство и в основном это минималка.

Дар сказал(-а): 20.02.2012 15:51

ПетрФ сказал(-а): 20.02.2012 15:59

Дар сказал(-а): 20.02.2012 16:02

ПетрФ сказал(-а): 20.02.2012 16:03

Дар сказал(-а): 20.02.2012 16:09

zemljanin сказал(-а): 20.02.2012 16:57

А вы спросите при возможности служителей всяких конфессий.

Несколько раз разговаривал с одним молодым служителем, так он не мог дать конкретного ответа по поводу его будущей пенсии, и кто ему будет ее выплачивать.

zemljanin сказал(-а): 20.02.2012 17:05

1. Государство выплачивает пенсию служителям из своих фондов?

2. Государство выплачивает пенсию служителям только тех конфессий, за которых был уплачен пенсионный взнос в пенсионный фонд государства?

Что вам известно о механизме выплаты пенсии служителям?

Можно предоставлять информацию о механизмах начисления и выплаты пенсии служителям в разных конфессиях.

zemljanin сказал(-а): 22.02.2012 15:20

«Категории получателей пенсий»

Получатели государственных пенсий:

1) военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин – инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в том числе инвалиды войны и члены их семей (по СПК);
2) участники Великой Отечественной войны;
3) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф и члены их семей (по СПК);
4) нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом »О трудовых пенсиях в РФ»:
— инвалиды, в том числе инвалиды с детства;
— дети-инвалиды;
— дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей;
— граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
— граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Получатели трудовых пенсий по старости и по инвалидности:

1) лица, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого является выполнение работ и оказание услуг), по авторскому и лицензионному договору;
2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, фермеры, творческая деятельность членов творческих союзов, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты);
3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) иные категории граждан, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы в ПФР (например, священнослужители ).

zemljanin сказал(-а): 22.02.2012 15:24

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»: Пенсия по-божески . Религиозную деятельность при Советах начнут засчитывать в трудовой стаж

Пастырская деятельность в советское время вскоре будет включаться в общий трудовой стаж священнослужителей. В минувшую пятницу комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве рекомендовала Пенсионному фонду России и Министерству здравоохранения и социального развития разработать соответствующее положение. Ожидается, что эта работа будет завершена в ближайшее время и пенсии многих российских священников, мулл, раввинов и пасторов существенно увеличатся.

Юридический казус, который пытаются устранить сегодня светские власти, возник еще в 1990 году, когда был принят закон о свободе вероисповедания, включивший религиозные организации в систему государственного пенсионного обеспечения. Соответственно, только с этого момента и начал отсчитываться пенсионный стаж сотрудникам религиозных организаций, которым при советской власти пособие по возрасту от государства не полагалось. Неудивительно, что суммы, полагающиеся престарелым священнослужителям, были минимальными.

В середине января 2004 года патриарх Алексий II попытался отстоять священнослужителей Русской православной церкви, многие из которых хоть и приняли сан 30—40 лет назад, но по достижении пенсионного возраста могли подтвердить лишь 14-летний стаж. Предстоятель РПЦ написал письмо президенту, в котором обратил внимание главы государства на несправедливость при расчете трудовой пенсии. Владимир Путин достаточно быстро отреагировал на обращение патриарха и уже в начале февраля 2004-го поручил тогда еще главе Пенсионного фонда Михаилу Зурабову срочно позаботиться о пенсионном обеспечении священнослужителей. А точнее, пересчитать пенсии тем из них, кто нес свой крест еще в советское время и по понятным причинам не может подтвердить свой стаж с помощью трудовой книжки. ПФР в кратчайшие сроки заключил соглашение с патриархией. Однако последовавшая вскоре административная реформа помешала должному документальному оформлению нового положения.

Читайте так же:  Авиационный керосин требования

Кроме того, нерешенным оставался вопрос с представителями других вероисповеданий. Вместо одного юридического казуса возник другой: согласно российскому законодательству все конфессии должны обладать одинаковыми правами и возможностями, а пересчета пенсий для священнослужителей добивались только православные. Именно варианты устранения этой проблемы и обсуждала на своем последнем заседании комиссия по вопросам религиозных объединений, решив в итоге облагодетельствовать прибавкой к пенсии священнослужителей всех многочисленных российских конфессий, причем, похоже, даже тех, кто об этом не просил. Судя по итоговому документу, стаж службы в советское время будет засчитан помимо священнослужителей из РПЦ их коллегам из Русской православной старообрядческой церкви, Центрального духовного управления мусульман России, Федерации еврейских общин России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений, Римско-католической церкви, Армянской апостольской церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, Российского объединенного союза христиан веры евангельской, Западно-Российского союза объединений церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российского союза евангельских христиан-баптистов.

Религиозным организациям удалось также выбить себе еще одну преференцию. Комиссия порекомендовала «Росимущества» и Минкультуры поскорее решить вопрос о передаче конфессиям имущества культового назначения, которое все еще находится в федеральной собственности. Как известно, и РПЦ, и Римско-католическая церковь до сих пор добиваются возвращения многих храмов, занятых государственными учреждениями или сдающихся в аренду. Теперь же в ближайшие месяцы с участием профильных министерств должен быть разработан проект положения о передаче имущества, который возьмется утверждать непосредственно правительство России.

Кирилл ВАСИЛЕНКО
«Время Новостей»

zemljanin сказал(-а): 22.02.2012 15:27

Патриарх Алексий II и руководитель Пенсионного фонда России (ПФР) Михаил Зурабов подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому пенсии священнослужителей будут увеличены. Со своей стороны Русская православная церковь обязалась помочь ПФР в проведении пенсионной реформы.

В советские времена, когда церковь была отделена от государства, священнослужители не имели права на государственную пенсию, а их социальным обеспечением занималась специальная синодальная комиссия, которая и выплачивала денежное пособие из церковных средств. Только с 1990 года, когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», священники стали получать пенсии наравне с остальными гражданами СССР. Правда, трудовой стаж церковнослужителей до 1990 года не учитывался, и поэтому пенсии у них были и остаются минимальными. Как признал глава ПФР Михаил Зурабов, пособия по старости у священнослужителей на 400-500 руб. меньше, чем в среднем по стране.

Это и послужило поводом обращения патриарха Алексия II к президенту Владимиру Путину с просьбой пересмотреть сложившуюся практику. Президент переадресовал претензии руководителю Пенсионного фонда России Михаилу Зурабову. Стороны провели переговоры и вскоре подписали соглашение о сотрудничестве. Пенсионный фонд взял на себя обязательства выплачивать церковнослужителям пенсии в полном объеме с учетом их трудовой деятельности до 1990 года. Кроме того, священнослужители, внесшие особый вклад в дело духовного возрождения страны, могут рассчитывать на предоставление персональной пенсии. Еще одним новшеством в пенсионном обеспечении станет начисление пенсий монахам. Со своей стороны церковь обязалась платить за каждого священнослужителя и монашествующего страховые взносы в фонд обязательного пенсионного страхования, а также предоставлять в пенсионные органы сведения о них для регистрации в системе индивидуального учета.

РПЦ, согласно подписанному соглашению, взяла на себя роль добровольного агитатора: через церковные СМИ духовенство займется разъяснением необходимости пенсионной реформы. «Сейчас у населения существует большое недоверие к различным способам накопления средств,– пояснил Ъ архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.– Поэтому есть необходимость, чтобы священники объяснили народу суть реформы, тогда не будет страха у престарелых людей».

В Московской патриархии размеры будущих пенсий священников не называют, поскольку «каждый волей божьей получает разные зарплаты». Там также не смогли назвать дату, с которой духовенство будет получать повышенные пенсии. Глава ПФР Михаил Зурабов пообещал президенту, что «решение может быть найдено в течение одного-двух месяцев благодаря внесенным изменениям в пенсионное законодательство».

«Коммерсантъ», 4 февраля 2004

zemljanin сказал(-а): 22.02.2012 15:30

Корреспондент «НГР» обратился к представителям разных религий и конфессий, чтобы выяснить, каким образом выплачивается пенсия священнослужителям, уходящим на покой.

Выяснилось, что с точки зрения государства их пенсионное обеспечение не отличается от любого другого. Однако некоторые представители духовенства жалеют, что у религиозных организаций нет своих фондов взаимопомощи.

. .
Дамир Гизатуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России

В CCCP работники религиозных организаций, в том числе мусульманских, не имели права получать пенсии от государства. Таким образом, их социальные права были ущемлены. Демократические преобразования дали возможность всем священнослужителям, невзирая на их конфессиональную принадлежность, получать государственную пенсию. И нас это радует. Мы, работники мечетей, молельных домов и медресе, выплачиваем отчисления в Пенсионный фонд согласно нормам законодательства. Из этого и складывается наша пенсия. В Московской соборной мечети, к примеру, сейчас пять священнослужителей пенсионеры. Размер пенсии зависит от зарплаты, которую получает священнослужитель, и от его общего трудового стажа. Чем больше трудовой стаж, тем больше начисляется пенсия. И в советское время мы все трудились на духовной ниве, трудовые карточки оформлялись на каждого человека – этого требовал советский закон. Только наша работа тогда не обеспечивалась пенсией, санаторным лечением, не оплачивались больничные. А теперь мы и больничные получаем.

Наш труд не легче, чем труд представителей других профессий. Работа зачастую не нормированная, обусловлена частыми переездами, встречами с людьми, выполнением очень сложных задач.
.
Более того, это нельзя назвать просто работой, мы ведь служим постоянно, круглосуточно. И никаких особых привилегий у нас нет.

Минимальный размер пенсии я вам сегодня не могу назвать, ведь он постоянно меняется. Если брать конкретно Москву, то нам доплачивают мэр и правительство столицы. Многие священнослужители при новой власти стали получать государственные ордена, медали, награды – заслуженно, должен вам отметить. Эти награды могут учитываться и при выходе на пенсию. Например, в регионах если у священнослужителя есть федеральная награда, то он считается ветераном труда. А ветеранам труда положены льготы – отдельные небольшие доплаты, бесплатный проезд в транспорте. Вот я тоже ветеран труда, и удостоверение у меня соответствующее есть. У наших православных братьев то же самое.

Хорошо было бы, если каким-нибудь образом наши пенсии приравняли к пенсиям госслужащих. Конечно, официально нас к госслужащим приравнивать не надо – у нас светское государство. Но что касается уравнения пенсионного обеспечения, то я бы это только приветствовал.

. .
Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии

В советские времена священники были так называемыми лишенцами. То есть они не получали от государства никаких пособий, в том числе и пенсионных. Напротив, они рассматривались как частные предприниматели-кустари, с которых дрался совершенно жуткий налог. Соответственно в Московской Патриархии был свой Пенсионный фонд, который в 1970–1980-х годах возглавлял митрополит Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси. В 1990-е годы, когда экономика перестала быть только государственной, была принята понятная социальная позиция: человек должен получать пенсию независимо от того, на какого хозяина он работал – российская или зарубежная компания, религиозная организация или же государство. Пенсия зависит от оплаты труда, от стажа работы, но не от формы собственности. И в этом смысле священники получили те же права, что и другие люди. Пенсионная политика государства носит светский характер, в ней нет ни дискриминации, ни преференций по религиозному принципу.

Затем был сделан следующий шаг. А именно: удалось спроецировать этот порядок в прошлое. То есть стаж работы церковнослужителей в советские времена также стал учитываться Пенсионным фондом. До этого закон не имел обратной силы. Например, священнику в 1990 году исполнилось 60 лет, он прослужил еще пять лет и ушел на пенсию – считалось, что он работал только эти пять лет. В конце 1990-х годов удалось переломить эту ситуацию, и весь стаж работы в церковных учреждениях стал засчитываться как рабочий, даже тот, который советская власть не признавала. Соответственно был расформирован Пенсионный фонд Московской Патриархии. Сегодня у Церкви своего фонда нет, поэтому никаких доплат церковнослужителям не осуществляется.

Бывают случаи, когда приход, в котором служил священник, продолжает его содержать, когда он становится нетрудоспособен. Но, к сожалению, внятного порядка и обязательности здесь никакой нет. Бывают вполне заброшенные церковнослужители. Есть проблемы и с овдовевшими женами священников, имеющими на руках кучу малолетних детей. К сожалению, нет никакой ни юридической, ни корпоративной, ни нравственной обязательности по отношению к ним со стороны тех приходов, в которых служили их мужья. При этом надо учесть, что у многих священников нет своего жилья – они живут в приходских домах.

Было бы неплохо, если бы у Церкви появился свой негосударственный Пенсионный фонд. Нам нужны свои фонды помощи многодетным семьям, помощи при получении инвалидности, помощи семьям, потерявшим кормильца. Апостол Павел говорил: «Кто не заботится о своих домашних, тот хуже язычника». Я помню, как однажды в одной небедной епархии произошла трагедия. Многодетный батюшка с семьей поехал отдохнуть и погиб – утонул в море вместе с сыном. Матушка осталась одна с пятью детьми. Затем в епархиальной газете я читаю обращение местного митрополита к губернатору с просьбой оказать вспомоществование этой семье. Я был в ужасе. Конечно, спасибо губернатору, но ведь получается, что в этой весьма небедной епархии, руководители которой любят говорить о том, что Церковь милосердствует и благотворит, для поповской семьи, внезапно лишившейся кормильца, не нашлось ни копейки. Никаких церковных фондов, которые бы реально помогали таким семьях, у нас сейчас просто нет.

. .
Юрий Сипко, председатель Союза евангельских христиан-баптистов

В наших баптистских церквах трудоустройство священнослужителей оформляется по всем законам – и договор, и трудовая книжка, и выплата всех налогов. Так же осуществляется социальное и медицинское страхование. Мы в этом плане действуем согласно российскому законодательству. При выплате пенсии засчитывается и советский период служения, только нужны документы, которые бы это подтверждали. Собственных фондов и касс взаимопомощи у нас нет. Теоретически это возможно, но много возни с государственными инспекциями, так что я за это дело боюсь браться. Мы и так живем на пожертвования – люди дают по копеечке, а мы потом еще с этого и налоги платим. Так что у нас нет никакой официальной пенсионной структуры. В нашей стране многое делается по принципу «правая рука не знает, что делает левая».

. .
Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России

Когда у нас были деньги, мы, безусловно, выплачивали зарплаты, отчисляли налоги, само собой было и пенсионное обеспечение. И Адольф Соломонович Шаевич, главный раввин России, и я получаем пенсию как раввины. В советское время мы были инженерами, и светский стаж при начислении пенсии тоже учитывается. От зарплаты раввина отчисляются деньги в государственный Пенсионный фонд. Я считаю, что это правильно и справедливо. Во-первых, человек чувствует себя равноправным с другими гражданами – светскими людьми. Во-вторых, это наша служба. Скажем, милиционер стоит на страже наших государственных законов, а священнослужитель стоит на страже Божьих заповедей. Только он защищает их словом, а не дубинкой. У нас с каждым раввином заключается трудовой договор – без этого он получать зарплату не может. Мы некоммерческая организация и живем на пожертвования. Когда мы получаем деньги, мы их распределяем – что-то на зарплаты, что-то на нужды общины, на проведение праздников. Но когда нечего делить, то и на пенсии, само собой, отчислять нечего.