Оформить в вязь

Лингвистический энциклопедический словарь

1) декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь приме­ня­лась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста; иногда ею пользовались в целях сокращения письма при недостат­ке места. Использовалась вязь и в прикладном искусстве, служила, например, для украшения посуды. Для написания вязи прибегают к сокращению букв (путём сближения частей букв, подчинения одной буквы другой), к их украшению орнаментальными элементами, к уменьшению отдельных букв и размещению их между неуменьшенными и т. п. приёмам. Вязь применялась в византийской книге с середины 11 в., у южных славян — с 1‑й половины 13 в., в русской книге — с конца 14 в. К концу 15 в. вязь стала распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы вязи созданы в середине 16 в. в Москве в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славится печатная вязь книг русского перво­пе­чат­ни­ка Ивана Фёдорова. С 18 в. начинается упадок искусства вязи, которая сохраняется лишь в старообрядческих книгах 18—19 вв.

Вязь из лицевого летописного свода. 16 в. Работа мастеров Ивана Грозного.

2) Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу знаков (напри­мер, в индийском письме деванагари, арабском письме); см. также Лигатура.

  • Щепкин В. Н., Вязь, «Древности. Труды Московского археологического общества», 1904, т. 20, в. 1;
  • Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956.

Оформить в вязь

Вязь — это своеобразное декоративное письмо, применявшееся чаще всего для оформления заглавий в славянских рукописных и старопечатных книгах. Для этого шрифта характерно очень маленькое межбуквенное расстояние, соединение отдельных элементов букв. Украшенная декоративными элементами надпись, выполненная вязью, приобретает вид орнамента, выглядит торжественно и нарядно, что предопределило ее использование не только в книжном, но и в декоративно-прикладном искусстве. Для написания вязи использовали киноварь, сурик или краску под золото.

В книжном искусстве вязь использовалась в Болгарии еще в XII в., имеются сведения о применении вязи в византийских рукописных книгах, относящихся к середине XI в. На Руси как декоративный шрифт вязь стала применяться в художественном оформлении книги с конца XIV в. Уже в конце XV в. вязь стала распространенным каллиграфическим приемом в оформлении русской книги. Различают два основных ее вида — круглую и угловатую. Округлая вязь с присущими ей плавными утолщениями штрихов, обтекаемыми элементами, наличием капле — и точковидных окончаний многих элементов букв получила распространение в украинских рукописях . В русских рукописях использовалась угловатая вязь.

В отличие от круглой она имеет более строгий рисунок всех элементов . Наличие прямых вертикальных штрихов большинства букв придает ей сходство с декоративной металлической решеткой. Строго соблюдаемые верхняя и нижняя линии строки усиливают это впечатление. Однако по сравнению с готическим шрифтом угловатая вязь выглядит гораздо орнаментальнее и декоративнее. Для вязи характерно творческое изменение рисунка букв в зависимости от отводимого для них места. Буква то вырастает до границ строки, то уменьшается до размера декоративного элемента, изменяя свой рисунок как по вертикали (высокая—низкая), так и по горизонтали (узкая — широкая). Размеры отдельных элементов букв увеличиваются за счет соединения с элементами других букв или резко уменьшаются, уступая место соседней букве. Одним из основных приемов компоновки надписи является прием мачтовой лигатуры — соединение двух основных штрихов двух соседних букв в один . Вероятно, что создание такой формы декоративного письма было вызвано, с одной стороны, соображениями экономии места на странице, а с другой — желанием придать тексту большую торжественность, орнаментальность.

Не занятое штрихами букв пространство строки заполняли или уменьшавшимися до нужных размеров округлыми и овальными буквами, или декоративными элементами. Широкое распространение получила вязь в новгородских и псковских рукописных книгах. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI в. в Москве в мастерской, которой руководил метрополит Макарий. Как декоративный шрифт вязь переходит в печатную книгу. Прекрасные образцы вязи содержатся в книгах русского первопечатника Ивана Федорова . С развитием книгопечатания и наборных шрифтов вязь теряет свое значение. В XVIII — XIX вв. в качестве выделительного шрифта вязь использовали лишь в старообрядческих книгах. Для выполнения подарочных или сувенирных работ вязь используют и в настоящее время, копируя или перерабатывая исторические образцы. Вязь как декоративный шрифт часто используется для написания почетных поздравительных адресов. Вязью обычно выполняется первая строка или несколько начальных строк текста поздравления. Однако следует учитывать, что чрезмерное увлечение декоративными качествами вязи может затруднить процесс прочтения написанного.

Читайте так же:  Как оформить фотоколлаж в рамку

Используя, например, для оформления поздравительного адреса вязь, необходимо позаботиться о том, чтобы весь разворот адреса был выполнен в одном стиле. Для этого следует применять орнаментальные заставки, а также другие исторические виды кириллического письма — устав, полуустав, скоропись.

Вязь следует рисовать кистью, пером, фломастером или другими материалами. Основные вертикальные штрихи можно проводить ширококонечным пером с последующей подрисовкой отдельных элементов кончиком пера или кистью. Следы подрисовки будут менее заметны, если пользоваться хорошо кроющей краской. Буквы угловатой вязи можно выполнять ширококонечным пером. А вот округлую вязь следует рисовать кистью или остроконечным пером. Оригиналы, предназначенные для воспроизведения в полиграфии, лучше всего выполнять черной тушью. Перед работой краской оригинал следует разметить карандашом.

Значение слова &laquoвязь»

1. Узор из переплетающихся, соединяющихся между собой линий (в орнаменте и т. п.). || Соединение, сплетение смежных букв в одно целое, а также вид письма, при котором строка из сплетенных букв образует непрерывный орнамент. Арабская вязь.Над рисунками крупной славянской вязью был написан какой-то афоризм. Скиталец, Огарки.

2. Прост. Вязка, связывание.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;

уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;

подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;

соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;

сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).

Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.

Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.

В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси — Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.

На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.

Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.

Читайте так же:  Мать одиночка вычет по ндфл

ВЯЗЬ, и, мн. нет, ж. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью. || Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: учительница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Оформить в вязь

1) декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста; иногда ею пользовались в целях сокращения письма при недостатке места. Использовалась вязь и в прикладном искусстве, служила, например, для украшения посуды. Для написания вязи прибегают к сокращению букв (путём сближения частей букв, подчинения одной буквы другой), к их украшению орнаментальными элементами, к уменьшению отдельных букв и размещению их между неуменьшенными и тому подобным приёмам. Вязь применялась в византийской книге с середины 11 века, у южных славян — с 1-й половины 13 века, в русской книге — с конца 14 века. К концу 15 века вязь стала распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы вязи созданы в середине 16 века в Москве, в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славится печатная вязь книг русского первопечатника Ивана Фёдорова. С 18 века начинается упадок искусства вязи, которая сохраняется лишь в старообрядческих книгах 18-19 века.

2) Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу знаков (например, в индийском письме деванагари, арабском письме). Смотри также Лигатура.

Лит.: Щепкин В. Н. Вязь // Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. 1904. Т. 20. [Вып. 1]; Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956.

Оформить в вязь

  • В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 205

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЯЗЬ, 1) де­ко­ра­тив­ное пись­мо, бу­к­вы ко­то­ро­го свя­зы­ва­ют­ся в не­пре­рыв­ный ор­на­мент. В. при­ме­ня­лась для ук­ра­ше­ния за­гла­вий в древ­них ви­зант., слав. ру­копис­ных и ста­ро­пе­чат­ных кни­гах, ча­ще в на­ча­ле тек­ста; ино­гда ею поль­зо­вались в це­лях со­кра­ще­ния пись­ма при недос­тат­ке мес­та. Ис­поль­зо­ва­лась В. и в при­клад­ном иск-ве, слу­жи­ла, напр., для ук­ра­ше­ния по­су­ды. Для на­пи­са­ния В. при­бе­га­ют к со­кра­ще­нию букв (пу­тём сбли­же­ния час­тей букв, под­чи­не­ния од­ной бу­к­вы дру­гой), к их ук­ра­ше­нию ор­на­мен­таль­ны­ми эле­мен­та­ми, к умень­ше­нию отд. букв и раз­ме­ще­нию их ме­ж­ду не­умень­шен­ны­ми и т. п. приё­мам. В. при­ме­ня­лась в ви­зант. кни­ге с сер. 11 в., у юж. сла­вян – с 1-й пол. 13 в., в рус. кни­ге – с кон. 14 в. К кон. 15 в. В. ста­ла рас­про­стра­нён­ным кал­ли­гра­фич. приё­мом оформ­ле­ния рус. кни­ги, осо­бен­но в Нов­го­ро­де и Пско­ве, в Трои­це-Сер­гие­вом монастыре. Луч­шие об­раз­цы В. соз­да­ны в сер. 16 в. в Мо­ск­ве, в кал­ли­гра­фич. мас­тер­ской, ко­то­рой ру­ко­во­дил ми­тро­по­лит Ма­ка­рий , а так­же в Нов­го­ро­де. Сла­вит­ся пе­чат­ная В. книг рус. пер­во­пе­чат­ни­ка Ива­на Фё­до­ро­ва . С 18 в. на­чи­на­ет­ся упа­док иск-ва В., ко­то­рая со­хра­ня­ет­ся лишь в ста­ро­об­ряд­че­ских кни­гах 18–19 вв.

    Оформить в вязь

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

    Смотреть что такое «Вязь» в других словарях:

    вязь — вязь, и … Русское словесное ударение

    вязь — вязь, и … Русский орфографический словарь

    вязь — вязь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Вязь — Вязь 1)декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста; иногда ею пользовались в целях… … Лингвистический энциклопедический словарь

    вязь — 1. ВЯЗЬ, и; ж. Старинное декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент; сплетение нескольких букв или целых слов в один сложный знак или слитную группу. Арабская вязь. Написать что л. славянской вязью. 2. ВЯЗЬ, и; ж.… … Энциклопедический словарь

    Вязь — тип письма, в к ром буквы сближаются или соединяются одна с другой. Различают В. простую, сложную и узорную. Обычным приемом при работе В. является лигатура соединение двух или трех букв, имеющих общую (слившуюся) часть; по не слившимся частям… … Литературная энциклопедия

    Читайте так же:  Простой договор на покупку квартиры

    Вязь — т. н. соединение двух или нескольких письменных знаков,соседних друг другу, в один составной знак; встречается очень часто внекоторых системах письма, напр., в санскритском деванагари и впозднейшей, или так называемой хорватской глаголице. Такая… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ВЯЗЬ — ВЯЗЬ, вязи, мн. нет, жен. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью. || Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВЯЗЬ — ВЯЗЬ, и, жен. Старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Арабская в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    вязь — (Vyaz’) Декоративное кириллическое письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Основано на соединении двух или более букв в один составной знак или слитную группу знаков. Применялось для заголовков в рукописных и старопечатных… … Шрифтовая терминология

    Вязь — (от рус. вязать) декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Напр., в Коране использована арабская В. Арабская вязь … Реклама и полиграфия

    Правила покупки

    Для того, чтобы оформить заказ, вам необходимо зарегистрироваться. Для этого вы должны внести все необходимые данные для обработки и отправки заказа.

    Цена на сайте указана за 1 кг пряжи.

    Пряжа поступает только на бобинах, вес пряжи варьируется от 200 грамм до 3 килограмм. Но совсем не обязательно брать целую бобину. Мы можем отмотать для вас любое количество пряжи на такой же конус с помощью профессионального мотального оборудования. Для наших покупателей эта услуга предоставляется БЕСПЛАТНО.

    На сайте предоставлено 2 варианта заказа, это поштучно (бобинками) и с отмотом (от 100 грамм)

    — пряжа, которая продается бобинками — не отматывается, примерный вес бобинки указан в названии артикула. Это сделано для той пряжи, которая приходит в ограниченном количестве или есть несколько бобинок с разной датой покраски. При оформлении заказа, в корзине у Вас будет стоять цена за одну бобинку, как за 1 кг. При формировании заказа, сумма перессчитывается, исходя из веса пряжи каждой бобинки

    — пряжа, которая продается от 100 грамм, можно заказывать в необходимом Вам количестве. Если сайт не выставляет нужный вам вес, значит в наличии пряжи меньше, чем вам необходимо. Например, вы хотите заказать 600 грамм, а сайт исправляет вес на 400. Можно заказать 400 грамм, а в комментариях к заказу написать желаемый вес. Так как на сайт не всегда вводим точное количество поступившей пряжи .

    Если вы выбрали тонкую пряжу и планируете вязать в 2, 3 и больше нитей, мы также предлагаем вам услугу по размоту. Например, если 600 г пряжи предполагается вязать в 3 нити, то мы можем размотать всю пряжу на 3 бобины по 200 грамм каждая, но не менее 100 грамм на конус. Стоимость данной услуги составляет 200 рублей за килограмм пряжи с учетом конусов.

    При оформлении заказа указывайте способ оплаты и доставки.

    На сбор заказа отводится от 1 до 3 рабочих дней , в зависимости от загруженности. В период обновления ассортимента, в связи с увеличением количества заказов, срок обработки заказа может увеличиваться до 5 рабочих дней .

    Как только заказ будет собран, вам на почту придет счет, который вы должны обязательно подтвердить, что согласны с выбранным весом пряжи и ее стоимостью.

    Итоговая стоимость складывается из стоимости пряжи, стоимости упаковки (если речь идет о посылке) и стоимости доставки.

    Возврат и обмен

    На основании ч.1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г., а также «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденного Постановлением Правительства РФ 19.01.1998г., возврат или обмен пряжи надлежащего качества не допускается.

    Интернет-магазин пряжи «Вязь» предлагает итальянскую стоковую пряжу на бобинах, которая подходит как и для ручного вязания, так и для машинного вязания, гарантируя отличные цены с неизменным качеством пряжи.

    В наличии всегда огромный ассортимент пряжи из Италии — кашемир, шелк, меринос, шерсть хлопок.
    Также представлена пряжа для отделки вязанных изделий — люрекс, синель, велюр, фантазийная пряжа, пряжа с пайетками, которая может удовлетворить самого притязательного покупателя.

    На сайте представлены эксклюзивные фабрики пряжи Италии, такие как LORO PIANA, CARIAGGI, BOTTO POALA, BOTTO GIUSEPPE и многие другие.