Государственная пошлина по апк

Содержание:

Государственная пошлина

Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ, АПК РФ (гл. 11), инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке применения Закона РФ «О государственной пошлине»» от 15 мая 1996 г. № 42. Имеются разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине».

В ст. 91 АПК приведен перечень документов, которые оплачиваются государственной пошлиной. Это:

  1. первоначальные исковые заявления, а также заявления по встречному иску;
  2. заявления о признании несостоятельным (банкротом) организаций и граждан;
  3. заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;
  4. заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  5. заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  6. апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;
  7. апелляционные и кассационные жалобы на определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Из изложенного следует, что апелляционные и кассационные жалобы на другие определения арбитражного суда, принимаемые в процессе движения дела, пошлиной не оплачиваются. АПК не предусматривает оплату пошлиной и заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, подача которых предусмотрена гл. 23 АПК.

Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера.

При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.

В соответствии с ч. 3 ст. 91 АПК вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера разрешаются в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 3 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ.

Порядок исчисления государственной пошлины

Порядок исчисления государственной пошлины. Государственная пошлина взимается:

  1. в твердых ставках и процентах от цены иска – с исковых заявлений имущественного характера;
  2. в размере, кратном минимальной месячной оплате труда, – с исковых заявлений неимущественного характера, иных заявлений;
  3. в процентах – с апелляционных и кассационных жалоб.

В ст. 102 АПК предусмотрено, что в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если он подлежит оценке. Цена иска определяется для исчисления государственной пошлины. Правила ее определения установлены в ст. 92 АПК, согласно которой цена иска определяется:

  1. по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;
  2. по искам о признании не подлежавшим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;
  3. по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;
  4. по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении сумма неустойки (штрафа, пени).

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. Право арбитражного суда определять цену иска, если она неправильно указана истцом, может быть использовано, например, при явно заниженной или завышенной стоимости спорного имущества.

Размер государственной пошлины

Размер государственной пошлины. Размер государственной пошлины установлен п. 2 ст. 4 Закона «О государственной пошлине». По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах (суммы государственной пошлины указаны в Законе в неденоминированных рублях):

1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:

свыше 10 млн. руб. до 50 млн. руб.

свыше 50 млн. руб. до 100 млн. руб.

свыше 100 млн. руб. до 500 млн. руб.

свыше 500 млн. руб. до 1 млрд. руб.

свыше 1 млрд. руб.

– 5% цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда

– 500 тыс. руб. + 4% суммы

– 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.

– 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.

– 11 млн. 600 тыс. руб. + 1% суммы свыше 500 млн. руб.

– 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не свыше тысячекратного размера оплаты труда

2) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными

– двадцатикратный размер минимального размера оплаты труда

3) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов

– 20% минимального размера оплаты труда – для граждан; десятикратный размер минимального размера оплаты труда – для организаций

4) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре

– десятикратный размер минимального размера оплаты труда

5) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами)

– десятикратный размер минимального размера оплаты труда

6) с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение

– пятикратный размер минимального размера оплаты труда

7) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора

– по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы

8) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

– пятикратный размер минимального размера оплаты труда

9) с апеллящионных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа

– 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (пп. 2-8 настоящего пункта), а по спорам имущественного характера – размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы

За исковые заявления, содержащие требования и имущественного, и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Освобождение от уплаты государственной пошлины предусмотрено в п. 3 ст. 5 Закона «О государственной пошлине» (в редакции Закона от 19 июля 1997 г.). В соответствии с данной нормой от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в арбитражных судах делам освобождены:

1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

При применении данного правила следует иметь в виду разъяснение, данное в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине». В соответствии с указанным разъяснением органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по Делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке;

2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) – по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;

4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

Читайте так же:  Нотариус на стачках в ростове на дону

5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврата их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Перечисленные категории субъектов освобождаются от уплаты государственной пошлины законом. Арбитражному суду не представлено право освобождать от уплаты государственной пошлины. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации также не наделены правом устанавливать льготы для федеральных плательщиков по долгам, рассматриваемым арбитражным судом.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» арбитражный суд может исходя из имущественного положения сторон отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производится по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобах либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). По своей инициативе арбитражный суд не может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобами, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб.

К документам, подтверждающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

  1. подтвержденный налоговыми органами перечень расчетных и иных счетов;
  2. наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты;
  3. подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств, необходимых для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженностей владельца счета по исполнительным и платежным документам.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счетах денежных средствах.

Возврат государственной пошлины

Возврат государственнойпошлины. Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст. 93 АПК). Основания и порядок возврата государственной пошлины из бюджета полностью или частично регламентировано в п. 4 ст. 6 Закона «О государственной пошлине». Перечень этих оснований является исчерпывающим.

В судебном акте арбитражного суда указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возвращения государственной пошлины. Основания для полного или частичного возврата государственной пошлины:

  1. внесение государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Закону;
  2. возвращение или отказ в принятии заявления (жалобы);
  3. прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
  4. отмена в установленном порядке решения арбитражного суда, если при этом пошлина была уже взыскана с ответчика в бюджет.

При применении п. 17 Инструкции о порядке применения Закона «О государственной пошлине» следует иметь в виду, что подп. «д», который предусматривает возможность частичного возврата госпошлины в случае уточнения в процессе рассмотрения дела предположительной цены иска, в арбитражных судах применяться не может, поскольку АПК не допускает возможность предположительного определения цены иска.

По заявлениям, апелляционным и кассационным жалобам, оплаченным пошлиной, но не поступившим в арбитражный суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.

Возврат государственной пошлины производится при условии, что заявление о ее возврате было подано в арбитражный суд до истечения годичного срока со дня зачисления в бюджет.

Для получения из бюджета возвращаемой пошлины необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда.

К заявлению прилагаются документ арбитражного суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, а также платежные документы с подлинной отметкой банка, подтверждающего уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины прилагаются копии платежных документов, поскольку подлинники остаются в арбитражном суде.

По поступившему заявлению о возврате государственной пошлины налоговый орган в течение 30 дней принимает соответствующее решение. Государственная пошлина, подлежащая возврату, выдается заявителю в пределах одного месяца со дня принятия этого решения.

Государственная пошлина по апк

§ 2. Государственная пошлина в арбитражном процессе

1. Понятие государственной пошлины
2. Размеры государственной пошлины
3. Порядок уплаты государственной пошлины
4. Возврат государственной пошлины
5. Льготы по уплате государственной пошлины
6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

1. Понятие государственной пошлины

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные организации.

2. Размеры государственной пошлины

Государственная пошлина подразделяется на 3 вида:
— пропорциональная,
— простая и
— смешанная.
Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска, а размер простой пошлины фиксирован в законе. Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска.
Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.
Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.
В соответствии со ст. 103 АПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100000 рублей — 4% цены иска, но не менее 2000 рублей;
от 100001 рубля до 200000 рублей — 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 200001 рубля до 1000000 рублей — 7000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 1000001 рубля до 2000000 рублей — 23000 рублей плюс 1%
суммы, превышающей 1000000 рублей;
свыше 2000000 рублей — 33000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 4000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 2000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 4000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 4000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 2000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 2000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска — 2000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда -2000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 2000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) — 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.

Читайте так же:  Предупреждение или штраф гаи

3. Порядок уплаты государственной пошлины

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Однако при ее неправильном исчислении размер государственной пошлины определяется самим судом, поскольку он вправе проверить и правильность указания цены иска. Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Если исковое заявление содержит одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, то одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Государственная пошлина уплачивается самим заявителем. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. Доплата происходит в 10-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. При уменьшении размера исковых требований возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится лишь в том случае, если уменьшение размера требований принято арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. При подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов государственная пошлина уплачивается при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

4. Возврат государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (ст. 333.40). В частности, при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в НК РФ; возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек 3-годичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины (ч. 3 ст. 141 АПК РФ). Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие право на зачет.

5. Льготы по уплате государственной пошлины

Следует различать льготы, которые предоставляются в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.
Согласно ст. 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В гл. 25.3 НК РФ в целом более кратко изложены основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и несколько сокращен круг льготников. Такой подход соответствует общей направленности социальной политики на «монетизацию» льгот и сокращение их размера и оснований предоставления.
Основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и круг лиц предусмотрены в ст. 333.37 НК РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
3) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
От уплаты государственной пошлины в особом порядке освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы — инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с общими правилами (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Следует иметь в виду, что сохраняют силу иные льготы по уплате государственной пошлины, которые предусмотрены иными федеральными законами, в частности АПК РФ. Так, заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 208 АПК РФ) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (ч. 2 ст. 329 АПК РФ) государственной пошлиной не облагаются.

6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

В соответствии со ст. 102 АПК РФ порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 64 и ст. 333.41 НК РФ). На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
В то же время сохранилось право арбитражного суда на уменьшение размера государственной пошлины, отсрочку и рассрочку ее уплаты до 1 года. В таком случае у арбитражного суда имеется право предоставления индивидуальных льгот при уплате государственной пошлины с целью устранения препятствий для доступа к судебной защите заинтересованного лица. В этом положении проявляется приоритет социального аспекта правосудия над сугубо фискальным подходом, который ограничивается в случаях необходимости обеспечения доступа к правосудию.

Статья 333.21 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

Какова госпошлина в арбитражный суд за подачу заявления об опровержении порочащих фирму сведений и взыскании убытков?

Такое исковое заявление содержит сразу два требования, одно из которых носит имущественных характер. Юридические лица вправе требовать возмещения убытков, нанесенных им вследствие распрастранения порочащих репутацию сведений. При этом размер госпошлины будет зависеть от величины искового требования о возмещении. Второе требование фирмы-истца — рассмотреть заявление об опровержении порочащих репутацию сведений — неимущественное. За подачу в арбитражный суд сведений неимущественного характера ст 333.21 НК РФ в пп 4 п 1 устанавливает фиксированную сумму пошлины — 6000 руб. Итак, направляя в суд заявление, содержащее сразу два требования, фирма-истец оплачивает госпошлину в арбитражный суд по каждому из них. Необходимо будет заплатить фиксированную пошлину в размере 6000 рублей, а также пошлину, рассчитанную по величине требуемого от ответчика денежного возмещения. Это минимум 2000 руб. или 4% от суммы, меньшей, чем 100 000 руб. Если денежное требование больше 100 000, то минимальная сумма пошлины повышается и прибавляются проценты к сумме, которая выше нижнего предела. Пп 1 п 1 ст 333 21 НК РФ содержит сведения о размерах и подсчёте величины госпошлины в арбитражный суд при направлении имущественного требования. Чтобы рассчитать размер пошлины в каждом конкретном случае, можно воспользоваться онлайн калькуляторами такого подсчёта.

Читайте так же:  Отчетность налогового периода

Какова по НК РФ госпошлина в арбитражный суд при подаче апелляции на дополнительное решение самого арбитражного суда?

По арбитражный суд может дополнить по своей инициативе или по заявлению истца уже вынесенное решение до его вступления в силу. Такое дополнительное решение может быть обжаловано, если оно не устраивает какую-то из сторон спора. Размер госпошлины при подаче апелляции, а также кассационных и надзорных жалоб на решения арбитражного суда в 2016 году определяется по норме пп 12 п 1 ст 333.21 НК РФ и составляет 50% от размера пошлины за подачу иска неимущественного характера. Пленум ВАС РФ уточняет, что апелляционную жалобу можно подать не только на решение суда целиком, но и на отдельную его часть или на дополнительное решение. Итак, по НК РФ госпошлина в арбитражный суд за подачу неимущественного иска составляет 6000 руб. Значит, подавая апелляцию на дополнительное решение арбитражного суда, следует заплатить 3000 руб. пошлины.

Как платить госпошлину в арбитражный суд, если в иске несколько неимущественных требований, связанных между собой?

Пленум ВАС РФ в 2014 году разъяснил этот вопрос следующим образом. Если в исковом заявлении есть сразу несколько связанных друг с другом требований неимущественного характера, то госпошлина взимается за каждое такое требование. Дело в том, что Налоговый кодекс не разъясняет этот конкретный вопрос. Он лишь включает норму, по которой имущественные и неимущественные требования, содержащиеся в одном иске, облагаются пошлиной по раздельности (ст 333.22 НК РФ). Вывод Верховного суда о том, что два и более неимущественных требования, содержащиеся в одном иске, тоже должны облагаться госпошлиной отдельно, основан на аналогии с этой нормой. Такую позицию поддерживает также и ФНС РФ.

Платит ли Пенсионный фонд госпошлину, обращаясь в арбитражный суд за взысканием недоимок по страховым взносам?

Вопрос дискуссионный, но, при этом, устоявшаяся правовая позиция у судей по нему уже сложилась. То, должна ли перечисляться ПФР (Пенсионным фондом России) госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс строго не регламентирует. Да, есть льготы при уплате пошлин — целые категории граждан освобождаются этих платежей полностью. Причём не только граждане в качестве истцов могут быть льготниками при уплате госпошлины. Государственные органы и органы местного самоуправления, в частности, также не платят пошлину, подавая иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Такое освобождение установлено статьями 333.36 и 333.37 НК РФ. Однако ПФР является гос. учреждением, а не гос. органом, и в этом состоит правовая загвоздка. Казалось бы, что раз Пенсионный фонд — не гос. орган, то значит от уплаты пошлины он не освобождается. Но в статьях, содержащих льготы, есть еще один пункт, по которому от уплаты пошлин освобождаются прокуроры и иные органы, если они защищают в суде государственные или общественные интересы. Формулировка “иные органы” позволяет отнести ПФР к категории возможных льготников. Важно понять, что именно в контексте этой нормы подразумевается под “иными органами”. ВАС РФ ранее разъяснял, что под иными понимаются органы, не входящие в гос. структуру власти, но выполняющие публичные и правовые функции. Под такое определение ПФР подходит. Осталось понять, можно ли отнести взыскание недоимок по страховым взносам к государственным или общественным интересам. Ведь “иные органы” освобождаются от пошлин, только если обращаются в суд в связи с такими интересами. Есть авторы, которые сомневаются, что взыскание недоимок может быть отнесено к государственным интересам. Ведь взносы перечисляются не в бюджет РФ, а во внебюджетный фонд. Из этого фонда они могут быть использованы на различные нужды, которые могут не иметь государственной или общественной направленности. Но, тем не менее ВАС РФ и большинство судей считают, что такие органы, как ПФР, ФСС или ЦБ РФ могут быть освобождены от уплаты госпошлины в арбитражный суд 2016, если обращаясь туда они действуют в государственных и общественных интересах. Есть судебные решения, по которым ПФР наделяется правом возбуждать судебные разбирательства по взысканию страховых недоимок, подавая исковое заявление и не уплачивая при этом госпошлину.

Нужно ли платить пошлину, чтобы обжаловать определение суда об отказе в привлечении соответчика к разбирательству?

В судебных разбирательствах возможно процессуальное соучастие, когда на стороне истца или ответчика выступает сразу несколько лиц. Соучастие может иметь место, только если эти лица разделяют между собой права и обязанности относительно предмета спора. По отношению к другой стороне каждый истец или ответчик во время судебного разбирательство выступает отдельно. Но можно поручить ведение дела одному из соответчиков или соистцов. По ст 46 АПК РФ, суд может привлечь соответчика к участию в деле или отказать истцу в таком привлечении — в любом случае, при этом выносится судебное определение. Если вынесено определение об отказе в привлечении соответчика к разбирательству, то такое определение может быть обжаловано. Обжаловать отказ может то лицо, которое подавало соответствующее прошение о привлечении соответчика. Это делается в течение 10 дней с даты вынесения определения. То, должна ли при таком обжаловании быть уплачена госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс определяет в ст 333.21 и ст 333.22 НК РФ. Так, ст 333.21 включает исчерпывающий перечень определений, обжаловать которые можно только уплатив пошлину. В приведенном списке нет определения об отказе привлечения соответчика к разбирательству. А, значит, чтобы обжаловать такой отказ, пошлину уплачивать не нужно. Этот вывод подтверждён судебной практикой — все судьи сходятся во мнении, что при подаче апелляционных жалоб на судебные определения гос. пошлина может уплачиваться только в поименованных в пп 12 п 1 ст 333.21 случаях. Остальные судебные определения, включая отказ привлекать к делу соответчика, могут быть обжалованы бесплатно.

Государственная пошлина по апк

Часть 2 п. 16 информационного письма ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец наделен распорядительным правом уменьшать или увеличивать размер исковых требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ (десятидневный срок).

По некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и АПК РФ установлено специальное правило об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной пошлиной в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Данный перечень дополнен ВАС РФ (п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»). Споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам, государственная пошлина по ним согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплачивается в размере 2000 руб. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 г. N 90 исковое требование об обращении взыскания на предмет ипотеки оплачивается государственной пошлиной как требование неимущественного характера, независимо от того, предъявлено оно одновременно с требованием об исполнении основного обязательства, обеспеченного ипотекой, или позже, и независимо от того, являются ответчиками по этим требованиям одно и то же лицо или разные лица (п. 16).

Вестник ВАС РФ. 2005. N 90.

Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления процессуальными правами путем намеренного искажения стоимости спорного имущества либо ошибочного определения цены иска.

При определении размера государственной пошлины по требованиям неискового характера следует помнить, что НК РФ исходит из видов производств в арбитражном процессе: для исковых требований установлены одни ставки, для требований по делам публично-правового характера — другие. К сожалению, некоторые судьи не видят данного принципа, в результате допускаются грубые ошибки. Например, заявлен иск об оспаривании решения общего собрания акционеров. Это дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства, что уже давно не вызывает каких бы то ни было сомнений. В соответствии с этим государственная пошлина должна быть определена на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, т.е. в размере 2000 руб. Неверным является применение пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которая установлена исключительно для дел административно-правового характера (о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействующим, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными) .

См. подробнее: Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области от 29 июня 2007 г. (постатейный материал к ст. 102 АПК РФ). Документ опубликован не был.