Федеральный закон о занятости населения в российской федерации 2019

С 1 января 2019 года органы службы занатости будут осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.

Федеральным законом также:

к функциям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти отнесено установление показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов;

к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения отнесена в том числе организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;

определено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании сопровождения при содействии занятости инвалидов;

предусмотрено, что информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц в соответствии с порядком его ведения и перечнем содержащихся в нем сведений, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

определены особенности организации содействия занятости инвалидов (при осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются индивидуальный подход, мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных для работы инвалидов).

Изменения в законе о занятости населения с 2019 года – последние новости

Закон о занятости, который был принят еще в 1991 году, развил гарантии, предоставленные гражданам Конституцией РФ в сфере труда и занятости, декларировал право на свободный выбор вида трудовой деятельности и госзащиту от безработицы. В июле 1992 года в него были внесены изменения и окончательно нормативный акт вступил в силу только 15 июля 1992 года. Документ не является федеральным законом. Официальное его наименование – Закон РФ «О занятости населения в РФ» 1032-1 от 19.04.1991 года.

Именно с принятием этого закона в РФ появились такие государственные институты, как служба занятости и государственный фонд занятости. Внесение в Госдуму проекта закона о повышении возраста выхода на пенсию не могло не затронуть и этот нормативный акт, в него были внесены изменения. Закон «О занятости населения в РФ» с изменениями от 03.10.2018г. пока в виде отдельной редакции нигде скачать нельзя, в свободном доступе есть только нормативный акт, вносящий изменения, которые вступят в силу 01.01.2019 года и комментарии экспертов и законодателей.

Общая характеристика

Закон о занятости с 1 января 2019 года будет изменен в соответствии с требованиями продиктованными пенсионной реформой. Сейчас документ состоит из семи глав и 37 статей согласно нумерации, однако часть из них утратила силу (19 исключена). В закон вносили правки уже не раз, поэтому появились такие статьи как 16.1, 16.2 и т.д.

Конечно, большинство граждан интересуют актуальные изменения в закон «О занятости населения» с 2019 года, последние новости – проект о поправках получил статус закона 03.10.2018 года.

Основное содержание

Закон в свое время стал знаковым, он ввел важные для трудовых взаимоотношений понятия, например, термин – пособие по безработице, установил гарантии государственного содействия в трудоустройстве. Самые важные главы и статьи как раз и касаются регулирования прав граждан в области занятости и ее организации, а также порядка реализации социальных гарантий в виде получения пособия.

Первые главы хотя и являются отчасти декларативными, закрепляют важные принципы и основы взаимодействия в области занятости. Так, в главе 1 даны определения занятости и признаки статуса безработного, новые в то время для российского законодательства. В статье 3 указаны условия и порядок признания гражданина безработным. Статус может быть получен только после обращения в специальный госорган – службу занятости и принятия соответствующего решения на основании предоставленных сведений. Таким образом, безработный, это гражданин:

  • признанный в таком качестве государством;
  • трудоспособный;
  • не имеющий работы и заработка (выходное пособие не учитывается);
  • зарегистрированный в службе занятости как ищущий работу.

В главе 3 перечислены и закреплены права граждан:

  • на выбор места работы;
  • на содействие в сфере трудоустройства;
  • на профессиональную реализацию за рубежом;
  • на обжалование действий госоргана в сфере занятости (службы занятости).

Глава 3 в части установления госгарантий еще раз фиксирует, что гражданин свободен в выборе рода деятельности, а государство обязано оказывать помощь в реализации перечисленных выше и иных правомочий. Также устанавливается гарантия на защиту от безработицы, получение социальной поддержки.

Самая объемная глава, номер 4, посвящена организации занятости и регулированию рынка труда. В статье 15 предусмотрена организация и структура госоргана в сфере занятости: госслужбы занятости. Также в главе устанавливается обязательность организации общей базы вакансий в РФ, справочника профессий, с фиксацией наиболее востребованных специальностей на рынке труда и иных данных. Несколько статей описывают порядок взаимодействия организаций в сфере трудоустройства, порядок оказания содействия государств в виде реализации федеральных и региональных программ, организации обучения и получения дополнительного профобразования.

В главе 5 указаны права и обязанности работодателя в сфере занятости и трудоустройства, в частности, предусмотрено, что в случае высвобождения большого количества работников администрация обязана заблаговременно предупреждать об этом службу занятости.

Глава 6 описывает порядок и условия получения социальной поддержки. Причем, она оказывается не только в виде выплаты пособия, также предусмотрены формы — получение стипендии и участие в общественных работах. Новый закон «О занятости в Российской Федерации» в 2019 году внес в эти нормы существенные изменения.

В настоящее время законом установлено, что безработные получают пособие в течение 12 месяцев, размер его меняется: первые три месяца — 75% от среднего заработка за три последние месяца трудовой деятельности, затем 4 — 60% и потом 45, но не больше максимальной величины пособия.

Пособие назначается при соблюдении требований по продолжительности периода работы и безработицы. Размеры пособий (минимум и максимум) определяются Правительством РФ.

Последние новости

Они связаны не только с поправками в закон, но и повышение минимального и максимального размера выплат при отсутствии занятости. Впервые за 10 лет минимум составит 1 500 вместо 850 рублей, а максимум 8 000 вместо 4 900 рублей. Об этом говорится в постановлении Правительства 1375. Для предпенсионеров предусмотрен повышенный размер соцгарантий: минимум — 1 500, максимум — 11 280.

Что касается самого понятия «предпенсионер», то закон о занятости с 1 января 2019 года его уточняет: теперь предпенсионером считается гражданин за пять лет до назначения пенсии (ранее было — за два). Изменения коснулись всех безработных, теперь пособие будет выдаваться не 12 месяцев, а шесть, первые три — 75%, затем три — 60. Для предпенсионеров предусмотрены льготы, им сохранены прежние периоды выплат. Если нет должного стажа, пособия назначаются в минимальном размере.

Последняя редакция начинает действовать с момента вступления изменений в силу. В отношении обратившихся в службу и признанных безработными до начала 2019 года применяются старые правила.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Проект Постановления Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от_____________ 2018 г. №_______

О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить на 2019 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей, максимальную величину пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в размере 11280 рублей.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О размерах минимальной и максимальной величин пособия
по безработице на 2019 год»

Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, а также выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В 2018 году размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» и равны 850 рублей и 4 900 рублей соответственно. При этом в пояснительной записке к указанному постановлению отмечалось, что пособие по безработице не обеспечивает необходимый уровень замещения утраченного заработка даже на уровне прожиточного минимума.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице не изменялись с 2009 года, т.е. 10 лет.
(Справка: минимальное пособие по безработице в 2008 году составляло 781 рублей, а максимальное 3124 рубля, МРОТ – 2300 рубля, средний прожиточный минимум – 4971 рубля; минимальное пособие в 2009-2018 году составляло 850 рублей, а максимальное 4900 рубля, МРОТ – в 2009 — 4330 рубля; с 1 мая 2018 г — 11 163 руб., средний прожиточный минимум – в 2009 г. — 5572 рубля; с 1 мая 2018 г. – 11 163 рубля).
Так, по отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в целом по Российской Федерации в 2009 г., максимальный размер пособия по безработице составлял 88%, минимальный – 15% соответственно, а в 2018 году – только 45% и 7,8%.
Невозможность увеличения размеров пособия по безработице обосновывалась дефицитом средств федерального бюджета на эти цели.
Пособие по безработице выплачивается не только с целью социальной поддержки тех, кто временно не может найти работу или оказался в трудной жизненной ситуации по причине ликвидации организации или сокращения численности (штата), но и с целью снятия напряженности в обществе. Установленное на 2018 год максимальное пособие (и тем более минимальное) никак не может являться средством к существованию, поскольку не отвечает установленному прожиточному минимуму и меньше минимального размера оплаты в Российской Федерации.
Следует отметить, что в подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
‎от 15 апреля 2014 г. № 298, в качестве целевого показателя предусмотрено доведение максимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Достижение данного показателя предусмотрено было в 2015 г., однако размер пособия так и не изменился.
Учитывая, что для повышения эффективности социальной поддержки в виде выплаты пособия по безработице решающее значение имеет именно повышение указанных величин, Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части уточнения условий и сроков выплаты пособия по безработице)», которым предлагается:
изменить порядок и условия признания граждан безработными (повышение доступности социальной поддержки);
изменить сроки выплаты пособия по безработице, установив один период выплаты пособия по безработице вместо двух, и категории его получателей (стимулирование граждан к активному поиску работы).
Принятие указанного федерального закона позволит увеличить максимальную величину пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемые изменения будут способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы.
В этой связи проектом постановления предлагается повышение размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год:
минимальной – с 850 рублей до 1500 рублей
максимальной:
для всех безработных граждан- с 4900 рублей до 8000 рублей
для лиц предпенсионного возраста — с 4900 рублей до 11280 рублей
В результате по отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в целом по Российской Федерации на 2019 год (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов), максимальный размер пособия по безработице в 2019 году составит 71%, а минимальный — 13,3%, что будет примерно соответствовать уровню 2010 года.
Для лиц предпенсионного возраста, в качестве одной из компенсирующих мер повышения пенсионного возраста, максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей будет соответствовать величине прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2018 года.
Под предпенсионным возрастом понимается возраст, установленный статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» — за пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Учитывая увеличение размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице и повышение пенсионного возраста, прогнозируется увеличение численности зарегистрированных безработных граждан
‎с 800 тыс. человек до 1 100,0 тыс. человек, а также граждан, получающих досрочную пенсию по предложению службы занятости, в 1,5 раза (с 20 тыс. человек до 30 тыс. человек).
С учетом увеличения численности безработных граждан объем затрат на осуществление социальных выплат в предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации размерах составит 55,6 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на 2019 год исходя из численности 776,3 тыс. безработных граждан, составляют 40 334,9 млн. рублей. Требуется выделение дополнительных средств федерального бюджета на 2019 год около 15,2 млрд. рублей (расчет прилагается).
В расчете учтены средства на выплату досрочной пенсии в размере
‎5,1 млрд. рублей на численность получателей, равную 30 тыс. человек (увеличена в 1,5 раза по отношению к 2018 году).
Указанные объемы определены в соответствии с положениями Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и
‎г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1064, (далее – Методика) исходя из:
а) прогнозной среднемесячной численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных в 2019 году с учетом увеличения 1 100,0 тыс. человек.
б) нормативов затрат на осуществление социальных выплат:
размеры минимальной величины пособия по безработице 1 500 рублей;
размеры максимальных величин пособия по безработице в соответствии с проектом постановления Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» — 8 000 рублей и 11 280 рублей;
в) нормативов обеспеченности социальными выплатами, сложившихся в 2017 году в виде:
пособия по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице – 82,85 %;
стипендии и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости – 3,34 %;
пенсии, назначенной досрочно по предложению органов службы занятости, и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, в целях возмещения расходов Пенсионного фонда Российской Федерации (включая расходы на доставку) с учетом увеличения пенсионного возраста – 3,0 %.
г) долей безработных граждан, получающих пособие по безработице в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения:
в минимальном размере – 39 %;
в интервале от минимального до максимального размеров – 19 %;
в максимальном размере – 41,00 %;
в размере выше максимального – 0,98%.
д) долей граждан, получающих стипендию в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения:
в минимальном размере – 31 %;
в интервале от минимального до максимального размеров – 9 %;
в максимальном размере – 59,5 %;
в размере выше максимального – 0,48%.
Проект постановления Правительства Российской Федерации
‎«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Расчеты на предоставление социальных выплат безработным гражданам

Читайте так же:  Приказ министра обороны рф 2019 г 255

2019 год
Численность официально зарегистрированных безработных граждан, тыс. чел. 1 100,0
в том числе:
Численность официально зарегистрированных безработных граждан, тыс. чел. 1 035,0
Численность официально зарегистрированных безработных граждан предпенсионного возраста, тыс. чел. 198,0
Пособие по безработице
Доля безработных, получающих пособие по безработице, в среднегодовом исчислении 0,828
Доля безработных граждан, получающих пособие по безработице в минимальном размере 0,390
Численность безработных, получающих пособие в минимальном размере, тыс. чел. 403,7
Доля безработных граждан, получающих пособие в среднем размере 0,190
Численность безработных, получающих пособие в среднем размере, тыс. чел. 196,7
Доля безработных граждан, получающих пособие в максимальном размере 0,410
Численность безработных, получающих пособие в максимальном размере, тыс. чел. 423,7
Доля безработных граждан, получающих пособие в размере средней зарплаты по региону 0,0100
Численность безработных, получающих пособие в размере средней зарплаты по региону, тыс. чел. 11,0
Минимальный размер пособия (без учета р/к), руб. 1 500
Максимальный размер пособия (без учета р/к), руб. 8 000
Максимальный размер пособия (без учета р/к) для граждан предпенсионного возраста, руб. (ПМ за II кв. 2018 г.) 11 280
Средний размер пособия, руб. 4 750,0
Средний размер пособия для граждан предпенсионного возраста, руб. 6 390,0
Средняя зарплата по региону, руб. 43 606,0
Период выплаты пособия по безработице (для безработных, получающих пособие по безработице в минимальном размере), мес. 3
Период выплаты пособия по безработице (для безработных, получающих пособие в среднем и максимальном размерах), мес. 6
Период выплаты пособия по безработице (для безработных предпенсионного возраста), мес. 12
Сумма средств на выплату пособия в минимальном размере, тыс. руб. 1 998 067,5
Сумма средств на выплату пособия в среднем размере, тыс. руб. 6 164 977,5
Сумма средств на выплату пособия в максимальном размере, тыс. руб. 22 368 720,0
Сумма средств на выплату пособия в размере средней зарплаты по региону, тыс. руб. 2 878 194,0
Сумма средств на выплату пособия по безработице, тыс. руб. 33 409 959,0
Пособие по безработице для безработных граждан предпенсионного возраста
Доля безработных предпенсионного возраста, получающих пособие по безработице, в среднегодовом исчислении 0,828
Доля безработных граждан предпенсионного возраста, получающих пособие по безработице в минимальном размере 0,390
Численность безработных предпенсионного возраста, получающих пособие в минимальном размере, тыс. чел. 77,2
Доля безработных граждан предпенсионного возраста, получающих пособие в среднем размере 0,190
Численность безработных предпенсионного возраста, получающих пособие в среднем размере, тыс. чел. 38,2
Доля безработных граждан предпенсионного возраста, получающих пособие в максимальном размере 0,410
Численность безработных предпенсионного возраста, получающих пособие в максимальном размере, тыс. чел. 81,2
Сумма средств на выплату пособия предпенсионерам в минимальном размере, тыс. руб. 1 528 956,0
Сумма средств на выплату пособия предпенсионерам в среднем размере, тыс. руб. 3 223 780,6
Сумма средств на выплату пособия предпенсионерам в максимальном размере, тыс. руб. 12 087 377,3
Сумма средств на выплату пособия по безработице предпенсионерам, тыс. руб. 16 840 113,8
Сумма средств на выплату пособия по безработице при условии:
‎мин-1500 рублей, макс-8000, макс для предпенсионеров — 11280 рублей;
‎период выплаты в минимальном размере: 3 месяца, предпенсионерам — 12 месяцев;
‎период выплаты не выше максимального размера: всем 6 месяцев, предпенсионарам — 12 месяцев 50 250 072,8
Стипендия в период обучения
Доля безработных, получающих стипендию, в среднегодовом исчислении 0,033
Доля безработных граждан, получающих стипендию в минимальном размере 0,31
Доля безработных граждан, получающих стипендию в среднем размере 0,09
Доля безработных граждан, получающих стипендию в максимальном размере 0,6
Доля безработных граждан, получающих стипендию в размере средней зарплаты по региону 0,0048
Сумма средств на выплату стипендии в минимальном размере, тыс. руб. 54 839,9
Сумма средств на выплату стипендии в среднем размере, тыс. руб. 51 210,2
Сумма средств на выплату стипендии в максимальном размере, тыс. руб. 574 992,0
Сумма средств на выплату стипендии в размере средней зарплаты по региону, тыс. руб. 25 074,8
Сумма средств на выплату стипендий, тыс. руб. 706 116,9
Сумма средств на выплату досрочных пенсий, тыс. руб. 350 784,3
материальная помощь, тыс. руб. 0,0
услуги по доставке, тыс. руб. 272 434,9
содержание ОСЗ, тыс. руб. 817 304,6
Общий объем средств на социальные выплаты безработным гражданам, тыс. руб. 55 576 713,6
Средства в федеральном бюджете (на 2019 год в соответствии с БА), тыс. руб. 40 334 941,9
Дополнительные средства, тыс. руб. 15 241 771,7

Читайте так же:  Годовая отчетность на осно

Какие новшества ожидают лиц предпенсионного возраста и безработных в 2019 году

Утверждены новые правила назначения и выплаты пособия по безработице. Поправки коснутся тех, кто получит статус безработных в 2019 году и позже: для них период выплаты пособия в общем случае станет короче, а размер пособия изменится. Кроме того, со следующего года будет скорректировано понятие предпенсионного возраста, и появится ряд гарантий для граждан, достигших такого возраста. Соответствующие изменения предусмотрены несколькими федеральными законами, подписанными в октябре 2018 года.

Пособие по безработице

Продолжительность периода выплаты

В настоящее время действует следующее правило. Безработный гражданин может получать пособие в течение первого периода, а затем, если не трудоустроится — в течение второго периода. При этом каждый из двух периодов в отдельности не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. А общий период выплаты пособия не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

В 2019 году и далее права на выплату пособия в повторном периоде уже не будет. Что касается первого периода, то его продолжительность уменьшится и в общем случае составит не более 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Об этом сказано в новой редакции пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения). Новая редакция данного закона утверждена Федеральным законом от 03.10.18 № 350-ФЗ (далее — Закон № 350-ФЗ).

Помимо этого появится новое правило для тех, кто будет досрочно снят с учета в качестве безработного в связи с какими-либо провинностями. К ним относится длительная (более месяца) неявка в службу занятости без уважительной причины, попытка получить пособие обманным путем, отказ от посредничества службы занятости. Даже если граждане, совершившие эти проступки, будут повторно признаны безработными, пособие им назначат не ранее 12 месяцев со дня первой регистрации в этом качестве (новый п. 5.1 ст. 31 Закона о занятости населения).

Размер пособия по безработице

Сейчас для людей, уволенных в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (в том числе с военной службы по истечению срока призыва), и имевших в эти 12 месяцев оплачиваемую работу не менее 26 недель, размер пособия определяется по следующему алгоритму. В первом периоде: за первые 3 месяца пособие выплачивается в размере 75% среднемесячного заработка, начисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, за следующие 4 месяца — в размере 60% указанного заработка, далее — в размере 45% указанного заработка. Во втором периоде безработный может получать пособие в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент.

Начиная с января 2019 года, размер пособия для указанных лиц за первые 3 месяца безработицы составит 75% среднемесячного заработка, начисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, а за следующие 3 месяца — 60% указанного заработка (новая редакция п. 1 ст. 33 Закона о занятости населения).

Однако и сейчас, и по новым правилам размер пособия не может быть выше максимальной величины, увеличенной на районный коэффициент. Эту величину ежегодно устанавливает Правительство РФ. Максимальная величина пособия по безработице на 2019 год составит 8 000 руб. в месяц (для всех, кроме лиц предпенсионного возраста). Данное значение утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.18 № 1375 (далее — постановление № 1375) . Таким образом, лицам, которые получали зарплату, например, 100 000 рублей в месяц, не стоит рассчитывать, что первые 3 месяца им будут платить пособие по безработице в размере 75 000 рублей.

В то же время выплата не может быть меньше минимальной величины пособия, увеличенной на районный коэффициент. Согласно постановлению № 1375, минимальная величина пособия по безработице на 2019 год составит 1500 руб. в месяц. Именно эту величину пособия, увеличенную на районный коэффициент, будут получать категории безработных граждан, указанные в таблице 1. Периоды выплаты и размер пособия для этих лиц приведены в новых редакциях пункта 4 статьи 31 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости населения.

Таблица 1. Пособие по безработице для отдельных категорий граждан

2019 год и далее

2019 год и далее

возможны два периода, каждый не более 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, общий период — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев

один период не более 3 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев

в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент

на общих основаниях: возможны два периода, каждый не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, общий период — не более 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев

на общих основаниях: один период не более 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев

Правила переходного периода

Все указанные выше новшества будут применяться к людям, которых признают безработными в 2019 году и в последующие годы. Если гражданин получил статус безработного до 1 января 2019 года, то пособие ему выплатят в порядке и в размере, которые установлены Законом о занятости населения в редакции, действующей до 2019 года (то есть без учета комментируемых поправок). Об этом прямо сказано в пункте 1 статьи 10 Закона № 350-ФЗ.

Новшества для лиц предпенсионного возраста

Какой возраст считается предпенсионным

Законодатели изменили понятие «предпенсионный возраст». В 2018 году и ранее считалось, что он начинается за 2 года до наступления пенсионного возраста, в том числе при досрочном назначении пенсии. В 2019 году и далее предпенсионный возраст будет начинаться за 5 лет до достижения пенсионного возраста, в том числе при досрочном назначении пенсии (новая редакция п. 2 ст. 5 Закона о занятости населения). Напомним, что со следующего года пенсионный возраст для женщин в общем случае составит 60 лет, а для мужчин — 65 лет (см. «Пенсионная реформа: как изменятся правила назначения страховой, социальной и накопительной пенсий»). Таким образом, лицами предпенсионного возраста по общему правилу будут считаться женщины, которым исполнится 55 лет, и мужчины, которым исполнится 60 лет.

Сведения о предпенсионном возрасте

Есть и другие нововведения. Так, с 2019 года Пенсионный фонд будет бесплатно выдавать сведения об отнесении того или иного лица к категории граждан предпенсионного возраста (вероятно, именно этим обусловлен сбор информации у работодателей: «Новый отчет о работниках предпенсионного возраста: как собирают сведения в разных регионах»). Обратиться за этими сведениями нужно будет в подразделение ПФР по месту жительства или работы. Фонд обязан направить сведения в той форме, которую указал гражданин: по почте, в электронном виде, например, через портал государственных и муниципальных услуг или через личный кабинет застрахованного лица, либо иным способом (п. 12 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).

Пособие по безработице для лиц предпенсионного возраста

Начиная с 2019 года гражданам предпенсионного возраста пособие по безработице будут назначать по особым правилам. Тем из них, кто был уволен по любым основаниям (за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, период выплаты пособия не должен превысить 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. Если же страховой стаж человека составит не менее 20 лет (для женщин) или 25 лет (для мужчин), то период выплаты пособия будет увеличен на две недели за каждый год работы, превышающий указанный стаж. В этом случае итоговый период начисления пособия по безработице не может быть больше 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Размер пособия для лиц предпенсионного возраста зависит от того, как долго человек работал в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Те, кто в этот период трудился не менее 26 недель, смогут получать следующие суммы пособия: в первые 3 месяца в размере 75% среднемесячного заработка, начисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, в следующие 4 месяца — в размере 60% указанного заработка, далее — в размере 45% указанного заработка. При этом размер пособия не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент. Те лица предпенсионного возраста, которые в период перед наступлением безработицы трудились менее 26 недель, смогут получать пособие в размере минимальной величины.

Максимальная и минимальная величины пособий по безработице для лиц предпенсионного возраста будут ежегодно утверждаться Правительством РФ. Согласно постановлению № 1375, максимальная величина пособия на 2019 год для этой категории безработных составит 11 280 руб. в месяц, а минимальная величина — 1 500 руб. в месяц.

Указанные правила не будут применяться в отношении лиц предпенсионного возраста в следующих случаях: гражданин стремится устроиться на работу после более чем годового перерыва; гражданин был уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; гражданин, направленный службой занятости на обучение, был отчислен за виновные действия. Для данных категорий лиц предпенсионного возраста пособие по безработице будет выплачиваться по общим правилам, которые мы описали выше (новая ст. 34.2 Закона о занятости населения).

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля, 3 октября, 11 декабря 2018 г.

Читайте так же:  116-й федеральный закон

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

19 апреля 1991 года.

Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта «г» пункта 5, абзацев первого — пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.